Главная | Источники | 

HSU

Иванов Леонид Петрович

ФИО.

Родился 31 Августа 1921 года в селе Старая Таяба, ныне Челно - Вершинского района Самарской области. В 1939 году окончил 9 классов. Работал на шахте в городе Анжеро - Судженск Кемеровской области. Занимался в аэроклубе.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. С Июня 1942 года в действующей армии.

К Апрелю 1945 года командир эскадрильи 193-го Гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка  ( 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан Л. П. Иванов совершил 305 успешных боевых вылетов. Сфотографировал около 11 000 квадратных километров площади обороны противника, разбросал 2,8 миллиона листовок, произвёл 11 штурмовок вражеских колонн, участвовал в 14 воздушных боях, лично сбил 1 самолёт противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, а в 1951 году и Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных машинах. Служил в должности начальника штаба авиационной дивизии. С 1961 года Гвардии подполковник Л. П. Иванов - в запасе. Жил в Одессе. Скончался в 1970 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Выдающийся разведчик 2-й Воздушной армии, совершивший более 300 успешных боевых вылетов на разведку, прикрытие и штурмовку, проведший более 20 воздушных боев, в которых сбил 3 неприятельских самолёта, родился 31 Августа 1921 года в селе Старая Тябла Самарской губернии. После окончания неполной средней шкалы работал на шахте в Анжеро - Судженске Кемеровской области, занимался в аэроклубе. В 1940 году получил направление в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1941 году.

С Июня 1942 года на фронтах Великой Отечественной войные. Был пилотом, командиром звена, с 1944 года - командиром эскадрильи 193-го Гвардейского отдельного разведывательного полка.

К концу войны совершил 318 боевых вылетов на Ил-2, "Яках" и Пе-2, сфотографировал более 10 тысяч квадратных километров площади обороны противника, сбросил около 3 миллиона листовок, произвёл 11 штурмовок вражеских колонн.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии капитану Леониду Петровичу Иванову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 7604 ).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году Гвардии майор Л. П. Иванов окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных машинах, служил в должности начальника штаба авиационной дивизии, В 1961 году уволен в запас в звании Подполковника, Жил и работал в Одессе. Умер в 1970 году.

*     *     *

Разведка вражеского аэроузла.

Вся сложность и привлекательность работы воздушных разведчиков заключается в свободном полёте. Он должен видеть всё и оставаться невидимым для других. Особенно большое напряжение и внимание требуется при разведке аэродромной сети противника. Аэродромы всегда сильно прикрыты зенитной артиллерией и истребительной авиацией противника, следовательно, всегда возможна встреча с ними.

Вот один из боевых эпизодов при разведке Пенджеювского аэродрома осенью 1944 года.

Линия фронта в этот период проходила по реке Висла. Противник особенно сильно укрепился в районе Сандомирского плацдарма, находящегося на западном берегу Вислы. В 40 - 50 км от линии фронта, в районе станции Пенджеюв, находились 4 аэродрома противника. В течение нескольких дней из-за тумана и дождей я не мог вести воздушную разведку. Но вот наступило улучшение погоды. Облачность доходила до 800 - 2500 метров, местами с разрывами. Иногда шли переходящие дожди. Скрытое появление над аэродромом с большим числом постов ВНОС было невозможно.

Только дерзкий и внезапный налёт мог привести желаемые результаты разведки. Экипаж, получив задание на разведку, приступил к изучению района цели. Для успешного выполнения задания мы решили использовать облачность. Боевой опыт экипажа, имевшего на своём счету свыше 200 вылетов на разведку, давал уверенность, что и этот очередной полёт будет иметь желаемый результат.

Трудно дать лётчику - разведчику рецепт на каждый случай. Всё зависит от боевой обстановки и от того, как экипаж сумеет использовать эту обстановку.

Мы - в воздухе. В разрывах облаков видны проталины снега. Настороженность схватывает меня при входе в облака перед линией фронта. Перейти её нужно так, чтобы не показать противнику своего курса. Вместо станции Пенджеюв держим курс на город Кельцы, расположенный в 40 км севернее Пенджеюва. Высота 2000 метров. Изредка выходим из облаков и снова прячемся в них.

Не доходя до города Кельцы, развернулись на юг и по кругу диаметром 40 - 50 км обошли Пенджеюв и вышли с восточной стороны. По наземным ориентирам - населённым пунктам - взяли курс. Выходим через восточный аэродром на станцию. Пройдя некоторое время в облаках, по сигналу штурмана начал снижаться, увеличивая скорость до 500 - 550 км/час.

Резкий переход от слепого полёта к нормальному, да ещё на повышенной скорости, весьма ощущается лётчиком. Выравнивая самолёт, я мгновенно охватил взглядом лежащую впереди панораму земли.

Расчёт штурмана был сделан верно: впереди аэродром со станцией Пенджеюв. Истребителей в воздухе не видно. Мы над целью. Штурман - Гвардии капитан А. Большаков - включил аэрофотоаппарат. Лежащий под нами аэродром сфотографирован. Едва успели выстрелить зенитки слева и сзади, с аэродрома поднялись истребители, но они уже опоздали. Маленьким отворотом вправо уходим от зенитных разрывов и берём курс на железнодорожную станцию. Ещё несколько минут - и наш самолёт, как бы издеваясь над приближающимися истребителями противника, вошёл в густую облачность.

Но впереди ещё 2 аэродрома. По данным воздушной разведки мы заключили, что эти аэродромы прикрыты сильной зенитной артиллерией, вместе с тем могут появиться в воздухе и истребители, поднятые постами ВНОС.

3 - 4 минуты мы прошли в облаках, затем, уклоняясь вправо, вышли из них, зная, что в этом районе военных объектов нет, следовательно, противодействия быть не может. Преследовавшие истребители не смогли найти нас, так как мы уже были на расстоянии 25 - 30 км от цели.

Уточнив ориентировку, берем курс строго на запад от ст. Пенджеюв. Все внимание воздуху. Подходим левее аэродрома. За 1,5 км убедились, что в воздухе над аэродромом самолётов противника нет. Делаем резкий разворот и на большой скорости выходим на аэродром. Мигает контрольная лампочка аэрофотоаппарата на командном приборе, и счётчик отмечает число снимков. "Влево !" - слышится резкая команда стрелка - радиста старшины Миронова. В слётанном экипаже члены его по договоренности на земле сразу подают команду лётчику, так как раздумывать некогда и лишнее слово может погубить экипаж. Резким разворотом влево мы снова выходим на прежний курс. Справа разрывы снарядов вражеской зенитной артиллерии. Но задание выполнено. Ещё 2 - 3 раза меняем курс с набором высоты и снова попадаем в облака.

Впереди ещё один аэродром, в 20 км юго - западнее Пенджеюва. Заходим на него с запада. Обойдя его с левой стороны, мы можем просмотреть воздух над ним. Идём ниже облаков на 80 - 100 метров на большой скорости. Запас скорости даёт возможность быстро уйти в облака. Перед доворотом на аэродром штурман указал на 2 приближающиеся точки справа и сзади. Быстро оцениваем обстановку. Чтобы приблизиться к нам на расстояние действительного огня, им нужно не больше одной минуты времени. Этого времени штурману было достаточно, чтобы вглядеться в знакомые очертания аэродрома, расположение самолётов и их количество. У старого штурмана - разведчика глаз наметанный, с точностью до 3 - 4 самолётов он всегда определяет количество их на любом аэродроме. Это в дальнейшем подтвердили фотоснимки. Взгляд на аэродром, маленькое движение штурвала на себя - и мы уходим в облака у самого носа противника.

Теперь уже ничто не помешает в этой необъятной толще облаков довести ценные сведения и фотоснимки до своего аэродрома.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )


Возврат

Н а з а д