Советский лётчик - истребитель. Участник войны в Корее 1950 - 1953 годов, служил в составе 196-го истребительного авиационного полка. Вспоминает Герой Советского Союза Е. Г. Пепеляев: - О некоторых лётчиках своего и особенно
176-го Гвардейского полка могу сказать, что, случалось, им приписывали победы,
приписывали и геройство. Знаю точно, как, не участвуя в воздушном бою в Октябре 1951
года, ребята из Гвардейского полка приписали себе сбитый мною самолёт F-86, совершивший
посадку недалеко от берега во время отлива. Или возвели в степень геройства
столкновение в воздухе, когда "Сейбр" в бою налетел сзади на МиГ-15. Лётчик
"Сейбра" погиб. Лётчик "МиГа" - катапультировался и стал Героем Советского Союза...
Хочу сказать, что такие лётчики 196-го авиаполка, как заместитель
командира полка Майор А. Митусов, командиры эскадрилий Б. Бокач, Н. Шеламонов,
командиры звеньев Л. Иванов, И. Заплавнев, В. Алфеев - настоящие труженники войны
и мастера воздушного боя, остались в тени из - за своей скромности. Эти лётчики
сделали по 150 - 180 боевых вылетов, провели до 50 воздушных боёв, сбили по
нескольку американских самолетов... Как - то в конце лета 1951 года я получил приказ выделить опытного
лётчика, летающего днём и ночью, чтобы на самолёте Як-11 ( двухместный учебно -
тренировочный самолёт ), доставить кровь для переливания раненому лётчику. В воздушном
бою был сбит МиГ-15 соседней дивизии. Лётчик был ранен, катапультировался и
приземлился недалеко от ВПУ ( вспомогательного командного пункта ), в районе
города Ансю КНДР. На ВПУ находился врач, который оказал ему первую помощь и
попросил для его спасения кровь нужной группы. Для этой цели нам и дали Як-11. Самолёт подготовили, и перед сумерками,
когда была мала вероятность встречи с истребителями противника, опытный лётчик
196-го ИАП Капитан Л. Н. Иванов взлетел с начальником парашютно - десантной службы
( ПДС ) Капитаном Коротковым с необходимым запасом нужной крови. Полёт в район ВПУ
выполнялся на малой высоте. В заданном районе с высоты 500 - 600 метров парашютист
Коротков с ценным грузом покинул самолёт и приземлился в заданной точке. Капитан
Л. Н. Иванов в сумерках возвратился на свой аэродром. Самолёт Як-11 возвратили
хозяевам с благодарностью. Нужная кровь была использована по назначению для
раненого лётчика, который в дальнейшем благополучно поправился и продолжил боевые
действия... Я точно знаю, что командир 324-й истребительной дивизии Трижды
Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял 6 лётчиков моего полка к званию
Героя Советского Союза: Алексея Митусова, Бориса Бокача, Владимира Алфеева, Ивана
Заплавнева, Льва Иванова и Бориса Абакумова. Эти лётчики сбили по 7 - 8 американских
самолётов, а некоторые из них и по 2 - 3 немецких самолёта в Великую Отечественную
войну. Возвратившись с Корейской войны в Советский Союз, 324-я авиационная
дивизия вошла в состав войск ПВО страны. Генерал - Лейтенант авиации Савицкий будучи
командующим авиацией ПВО часто наведывался в 196-й авиаполк. Нам уже было известно,
что после убытия из Кореи наши сменщики, то есть лётчики 97-й истребительной авиадивизии
несли большие потери, и американцы свободно ходили над аэродромом Андунь. Генерал
Савицкий никак не хотел смириться с тем, что авиаполки ПВО воюют хуже, чем лётчики
ВВС, поэтому его команда стремилась всячески принизить успехи лётчиков 324-й
авиадивизии, бывшей дивизии ВВС в Кубинке... Препятствия Савицкого в достойном
награждении лётчиков 196-го авиаполка за боевую работу были значительны. Из 6-ти
лётчиков, представленных к званию Героя, пропустил только меня. Многие лётчики
за боевые вылеты, воздушные бои и победы по нормам Отечественной войны заслуживали
высшие боевые ордена, а их наградили лишь орденами Красной Звезды. Мне лично
рассказывал И. Н. Кожедуб, что все представления, которые он написал на лётчиков
196-го ИАП, не пропустил выше Генерал Савицкий. Савицкого давно нет, да и нет многих лётчиков, заслуживших награды в Корее. Это уже история. А всё - таки обидно за несправедливость, которая существовала и существует в нашей жизни до сего времени. |
Н а з а д