Главная | Источники | 

HSU

Иванов Николай Павлович

Н.П.Иванов

Родился 26 Ноября 1908 года в деревне Погореловка, ныне Первомайского района Ярославской области, в семье крестьянина. В 1926 году окончил 9 классов в городе Любим. С 1930 года в Красной Армии. В 1931 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков, в 1933 году - школу командиров авиационных звеньев.

С осени 1942 года Майор Н. П. Иванов в действующей армии. В составе 169-го ИАП  ( 63-го Гвардейского ИАП )  сражался на Калининском, Северо - Западном и Брянском фронтах.

К Августу 1943 года командир 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт )  Гвардии подполковник Н. П. Иванов совершил 50 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника. 7 Августа 1943 года погиб в при выполнении боевого задания.

2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского; медалями.

У здания Шильпуховской средней школы Первомайского района Ярославской области установлен памятник Герою.

*     *     *

В первый же день Великой Отечественной войны Николай Павлович Иванов подал рапорт с просьбой направить его в действующую армию. Однако опытный лётчик и инструктор парашютного дела был нужен в тылу, надо было готовить новые лётные кадры. И на рапорте Иванова появилась короткая резолюция: "Отказать !"   Потянулись дни напряжённой учёбы, тренировок, ночных полётов. Николай отдавал все свои силы, знания, опыт молодым лётчикам, терпеливо ждал того часа, когда и он потребуется на фронте. И это время наступило.

В Марте 1942 года, понеся большие потери в боях, был выведен для переформирования в город Моршанск 169-й истребительный авиаполк. Большое влияние на его дальнейшую судьбу оказал Майор Н. П. Иванов: полк находился на грани расформирования, но благодаря настоятельным и неоднократным требованиям Иванова, в первых числах Мая 1942 года был укомплектован и пополнен 12 молодыми лётчиками и 22 молодыми авиамеханиками. Началась напряжённая работа. За короткое время он создал полноценную боевую часть и был назначен её командиром. 29 Ноября 1942 года 1942 года 169-й ИАП, укомплектованный лётчиками и техническим составом, вновь прибыл на фронт.

В начале Декабря 1942 года 210-я истребительная авиационная дивизия, состоящая из двух полков: 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка и 169-го истребительного авиационного полка, вошла в состав 1-го истребительного авиационного корпуса. С Декабря 1942 года лётчики полка участвовали в боях на Западном, Волховском и Северо - Западном фронтах.

Фронтовая биография Н. П. Иванова насчитывает 8 месяцев и 11 дней, полных риска, мужества, товарищеской взаимовыручки, ответственности за боеготовность полка и воспитание полноценных лётчиков - истребителей. Молодой командир полка постепенно и осторожно вводил лётчиков в боевую работу. Он часто летал сам в качестве ведущего группы, лично учил лётчиков, разьяснял им, как нужно драться с врагами. Иванов был примером храбрости, отваги и умения воевать. Он настойчиво воспитывал молодых пилотов в духе боевой активности: "Не уклоняйтесь от боя, ищите и бейте врага. Запомните, друзья, ничейный бой - проигранный бой !". И этот девиз Иванов строго выполнял сам.

К середине Декабря 1942 года действия частей 1-го ИАК были сосредоточены на Великолукском направлении. Противник значительно усилил там свою авиацию, в том числе и 4-й группой известной истребительной эскадры JG 51 "Мёльдерс", укомплектованной лётчиками, имевшими уже достаточно большой опыт ведения боевых действий. В небе разгорелись ожесточённые воздушные схватки.

В те дни командир 169-го ИАП Майор Н. П. Иванов по нескольку раз в день вместе с другими лётчиками летал на боевые задания. В воздушных боях он демонстрировал мастерство, смелость и отвагу. Однополчане учились у Иванова искусству побеждать хитрого и опытного врага. Полк, несмотря на то, что имел в своём составе более половины молодых лётчиков, изо дня в день добивался боевых успехов.

Ла-5 из состава 169-го ИАП.

Примером мужества и отваги авиаторов 169-го ИАП могут служить лишь 2 дня их боевой работы. 29 Декабря 1942 года лётчики полка сбили 21 самолёт противника. Из них 3 самолёта сбил сам командир полка Н. П. Иванов. На другой день было сбито 11 самолётов, в том числе 1 самолёт - снова Ивановым.

В Феврале 1943 года полк был переброшен на ликвидацию Демянского плацдарма. Там, над лесами Валдая, разгорелась ожесточённая битва. Только за 11 дней Февраля лётчики полка произвели 218 боевых вылетов и сбили 25 самолётов противника. За отличное выполнение боевых заданий командования 169-му истребительному авиационному полку в Марте 1943 года было присвоено наименование Гвардейского ( 63-й ГвИАП ), а его командир Н. П. Иванов был награждён орденом Александра Невского.

Вот что указывалось в представлении командования к награде:

"Для проведения операции по уничтожению полуокружённой вражеской группировки противника полк перебросили на Северо - Западный участок фронта. С 11 Февраля по 9 Марта 1942 года полк произвёл 218 боевых вылетов. В воздушных боях сбили 25 немецких самолётов, из которых 2 на счету командира. Полк понёс потери 10 самолётов и 7 лётчиков. В воздушных боях сбито 2 немецких асса. Один из них имел 108 побед, а другой 38 на европейском театре боевых действий. На Калининском и Северо - Западном фронтах полк пополнили 8 молодыми лётчиками и 19 самолётами.

С 29 Ноября 1942 по 7 Марта 1943 года полк выполнил 614 боевых вылетов. В воздушных боях полк сбил 85 вражеских самолётов, в том числе 52 истребителя и 33 бомбардировщика.

За умелое руководство и успехи полка, личную примерность и 7 сбитых самолётов Майор Н. П. Иванов достоин награждения орденом Отечественной войны I степени".

Приказом командующего ВВС РККА № 012/н от 11 Марта 1943 года Майор Н. П. Иванов был награждён орденом Александра Невского  ( № 265 ).

В Апреле полк вновь убыл в тыл для переучивания на новые самолёты и пополнения молодыми лётчиками. Уже 3 месяца шла напряжённая учёба. Совершенствовались техника пилотирования, управления по радио, штурманская и воздушно - стрелковая подготовка, тактика ведения воздушного боя. Всё это принесло замечательные плоды. В сражениях на Орловском направлении Брянского фронта 63-й Гвардейский ИАП за 5 дней совершил 189 боевых вылетов и сбил 37 вражеских самолётов.

Наиболее напряжёнными оказались для наших лётчиков 12 - 13 Июля. В эти дни части корпуса произвели 500 боевых вылетов, провели 60 воздушных боёв, уничтожили 122 самолёта противника, из них 95 истребителей; свои потери - 29 лётчиков и 45 самолётов. Исключительное лётное мастерство показал командир полка Гвардии подполковник Н. П. Иванов, уничтоживший за 2 дня 5 самолётов противника.

Особенно памятно сражение 12 Июля. В тот день 8 истребителей Ла-5, ведомые Ивановым, вели бой против 25 истребителей врага. Но и в этом неравном бою победило мастерство, беззаветная храбрость и отвага наших лётчиков. 10 немецких самолётов было сбито, а другие позорно бежали. Всего за тот день полк Иванова сбил 16 самолётов противника. 20 Июля, в одном из боевых вылетов, Николай Иванов записал на свой боевой счёт ещё один сбитый самолёт противника.

63-й Гвардейский истребительный авиационный полк менее чем за 7 месяцев произвёл 948 боевых вылетов. В воздушных боях был сбит 131 вражеский самолёт, лично командир полка Н. П. Иванов произвёл 50 успешных боевых вылетов и сбил 15 самолётов.

Н.П.Иванов

Представляя его к званию Героя Советского Союза, командир дивизии Полковник В. П. Ухов писал:

"Беспредельная любовь и преданность Родине, жгучая ненависть к врагу, непремиримая борьба с немецким фашизмом на фронтах Великой Отечественной войны выковали твёрдость воли, уверенность в победе, храбрость, решимость лётчика - истребителя, отличного мастера воздушного боя, командира - руководителя Гвардии подполковника Иванова".

22 Сентября 1943 года Гвардии подполковнику Иванову Николаю Павловичу Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР было присвоено звание Героя Советского Союза. Эта высокая награда не застала его в живых. Отважный воздушный боец погиб при исполнении служебных обязанностей в районе железнодорожной станции Хотинец   ( железная дорога Орёл - Брянск )  Орловской области.

А было это так. 7 Августа Н. П. Иванов поднял девятку истребителей в воздух и повёл их на выполнение очередного боевого задания. "Слева над деревней Шишкино вижу самолёты противника, - доложил наблюдатель с земли. - Берегитесь !". Это были последние слова, которые принял Н. П. Иванов. Его самолёт, пробитый снарядом зенитного орудия, упал на землю, а восьмёрка истребителей вступила в схватку с врагами. Лётчики отомстили за гибель своего командира, сбив до конца войны ещё много неприятельских самолётов...

Односельчане свято чтут память о своём земляке. В дни подготовки к 20-й годовщине разгрома фашистской Германии колхозники атрели "Красные поля" установили памятник Герою. Он был открыт в торжественной обстановке. Школьникам, колхозникам и представителям воинской части, которой командовал Н. П. Иванов, на митинге было зачитано письмо его однополчанина А. П. Маресьева. Ещё в далеком 1943 году лётчик Алексей Маресьев был направлен в полк Иванова после лечения в госпитале. Командир полка делал всё, чтобы помочь лётчику после тяжёлого ранения встать в боевой строй истребителей. Именно Николай Павлович Иванов послужил прообразом командира полка Иванова в "Повести о настоящем человеке" Б. Полевого.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника Н. П. Иванова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.12.1942 г.1  Не-111КосиновоЛа-5.
229.12.1942 г.1  Ме-109Бурцево
32  Ju-87Бурцево
406.01.1943 г.1  Ju-87Грибушево - Селипово
507.03.1943 г.1  Ме-109Грязные Кулики
609.03.1943 г.1  Ме-109Слугино
712.07.1943 г.2  FW-190сев. - зап. Сетуха
813.07.1943 г.1  FW-190Победное - Кочеты
91  FW-190Вяжи
101  Не-111р-н Малоархангельска
1120.07.1943 г.1  Ju-87Ермолаево - Степь

       Всего сбитых самолётов - 15  [ 13 + 0 ];  боевых вылетов - более 50.


Возврат

Н а з а д