Главная | Источники | 

HSU

Худяков Николай Васильевич

Н.В.Худяков

Родился 20 Июля 1913 года в городе Туле. Окончил 10 классов средней школы, школу ФЗУ в городе Туле и аэроклуб. Работал бригадиром слесарей на заводе. С 1932 года в Красной Армии, год спустя окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант Н. В. Худяков в действующей армии. По Апрель 1942 года служил в 66-м ШАП; по Февраль 1943 года - в 581-м ИАП; по Май 1943 года - в 91-м ИАП; по Январь 1944 года - в 728-м ИАП; по Май 1945 года - в 32-м МАП.

К Марту 1945 года помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе  ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Капитан Н. В. Худяков совершил 308 боевых вылетов. В 65 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника.

Всего совершил около 350 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолёта противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Майор Н. В. Худяков демобилизовался. Жил в Москве. Работал завхозом на московском стадионе "Юность". Умер 30 Марта 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Вот он, красавец Львов !   Находясь на возвышенности, Николай Васильевич Худяков с интересом вглядывался в каменные громады. Здесь на рассвете 22 Июня 1941 года разбудили его взрывы фашистских бомб, и он сразу же встал на защиту родной страны.

И-15бис, 1941 год
Самолёт - биплан И-15бис, 1941 год.

Воевать начал на И-15бис в составе 66-го штурмового авиационного полка 15-й авиационной дивизии. Штурмовыми действиями лично уничтожил переправу и около роты солдат противника. За участие в этих боевых операциях получил первый орден Красного Знамени. О его боевой ярости говорит одно то, что в 1941 году под Киевом он колёсами своего самолёта пытался давить солдат Вермахта...

Горькими были для него, как и для других воинов, дни вынужденного отступления. Ему, лётчику - истребителю, выпало счастье пройти победный путь наступления, вернуться ко Львову, к западной границе.

Когда весной 1942 года его полк был направлен на переформирование, Старший лейтенант Н. В. Худяков переучился на истребитель Як-1 и был направлен в 91-й ИАП  ( 256-я ИАД ), а в Мае 1943 года - уже на Северо - Западный фронт, в 728-й ИАП той же дивизии. Эта часть всё ещё имела на вооружении самолёты И-16, но непосредственно перед сражением на Курской дуге, получила новые Як-7Б.

Общительный, добродушный и спокойный на земле, Николай преображался в воздухе, восхищая товарищей своей мгновенной реакцией, волей и целеустремленностью.

Большинство своих побед комэск Худяков одержал в ходе Курской битвы и боёв за Киев во второй половине 1943 года на Як-7Б с бортовым номером "37". Так, 16 Июля 1943 года сбил истребитель Ме-109 ( первая победа ), а в один из последующих дней - 3 бомбардировщика  ( 2 лично и 1 - в группе ).

Дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин вспоминает о первой победе Николая Худякова так:

Н.В.Худяков

"Лейтенант Николай Худяков среднего роста, широк в плечах, взгляд немного насуплен, но стоит обменяться с ним несколькими фразами - и сразу поймёшь, что он очень добрый, весёлый и задушевный человек. Николай уже служит в авиации 11 лет, с первых дней войны на фронте.

...Шли 12-е сутки Курской битвы. Над аэродромом на бреющем полёте пронеслись 2 "Яка" и, залихватски сделав горку, сели. Один из них вёл Николай Худяков. Нашему командиру эскадрильи такой "почерк" не присущ. Попросив разрешения у Василяки, я поспешил на свою стоянку. Николай уже зарулил туда, и когда машина встала в капонире, вылезал из кабины подчеркнуто медленно. Лицо лоснится от пота, губы плотно сжаты, пальцы рук дрожат и лишь глаза лучатся радостью.

- Жарко что-то сегодня, - вытирая влажный лоб и приглаживая свои тёмные волосы, с деланным спокойствием проговорил Худяков. Надев фуражку, зачем-то взглянул в небо, где плавали редкие облака, и самодовольно подмигнул мне.

- Одного "Мессеришку" завалил...

Худяков с начала войны почти целый год воевал на штурмовиках, хотя его давно тянуло к истребителям. Переменить лётную профессию, да ещё на фронте, не так-то просто, и всё же Николай Васильевич не терял надежды. Переучившись, он пересел на истребитель. На 3-м боевом вылете с ним случилось несчастье - в бою подбили самолёт. Николай пошёл на вынужденную посадку. Инструкцией предусматривалась в таких случаях посадка не на колёса, а на живот, что всегда приводило к большим повреждениям машины. А в тяжёлую летнюю пору 1942 года самолётов и так не хватало. Худяков с риском для себя сел на колёса. Риск не оправдался: самолёт, попав в яму, заросшую травой, перевернулся. Николай Васильевич был строго наказан. Поэтому он и ходит так долго в звании Лейтенанта.

Худякову всё как-то не удавалось сбить самолёт противника. Кажется, он стал уже терять веру в себя, сомневаться в своих способностях. И вот - первая победа !

- Лицевой счёт открыт ! - торжествовал он. - Теперь дело пойдёт. А то просто неудобно перед лётчиками: командир истребительной эскадрильи и ни одного лично сбитого самолёта.

- Почему сегодня нет "Юнкерсов", только истребители непрерывно висят в воздухе ? - спросил его я.

- Да, это действительно так, - подтвердил Худяков. - А почему, сказать затрудняюсь...

"Секрет" открылся только вечером. Под усиленным прикрытием истребителей противник начал отвод войск на старые рубежи своей обороны".

После сражения на Курской дуге началась подготовка к операции по освобождению Украины. Войска Воронежского фронта, переименованного в Октябре 1943 года в 1-й Украинский, наступали на Киевском направлении. В состав этого фронта входила и 2-я Воздушная армия. Позднее он участвовал в операции по форсировании Днепра, в Сентябре имел уже 10 побед.

...Шестёрка "Яков", ведомая Капитаном Н. В. Худяковым, проскочив над ещё занятым фашистами Львовом, устремляется на запад. Дымка усилилась. Но истребители бдительны. Вот они замечают группу "Юнкерсов". Вражеские бомбардировщики идут несколько ниже "Яков", зато поодаль и выше - 18 FW-190, истребителей прикрытия.

Ведущий передает по радио: нанести удар по бомбардировщикам всей шестёркой. Худяков, приблизившись к одному из "Юнкерсов", заметил, как неистово заработал его стрелок. Истребитель дал очередь - стрелок убит. Капитан подходит к вражескому бомбардировщику поближе и с короткой дистанциии метко бьёт по нему. Затем разворачивает "Як" и направляет в самую гущу вражеских машин. Один из "Юнкерсов", объятый пламенем, полетел к земле. Его сбил Старший лейтенант Денисенко.

Ведущий ловит в перекрестье мотор другого "Юнкерса" и нажимает гашетку. Самолёт фашиста неуклюже переворачивается на крыло...

Бомбардировщики, беспорядочно сбросив бомбы, рассыпались кто куда. Истребители противника не успели даже опомниться: они не ожидали, что их перехватят так далеко от линии фронта.

Убедившись, что "Юнкерсы" разогнаны, Худяков приказал ведомым парам набрать высоту и атаковать "Фоккеров". Маневр удаётся как нельзя лучше: 2 немецких истребителя сбиты, а остальные, не приняв боя, быстро разворачиваются и со снижением удирают на запад.

Шестёрка "Яков" возвратилась на свой аэродром. Техники и авиамеханики осмотрели каждый самолёт, быстро заправили горючим - и истребители снова в воздухе. На этот раз западнее Тернополя замечено около 20 Ме-109 и FW-190. Численное превосходство противника не пугает советских лётчиков. Они смело вступают в бой.

В погоне за "Мессером" Худяков переводит свой самолёт в пикирование. Враг близко, вот он в прицеле, огонь !   Фашистский истребитель загорается...

Худяков не только ведёт бой сам - он руководит действиями ведомых. Один из "Яков" нерешительно пристраивается к "Фоккеру". Почему он медлит ?

- Грищенко, атакуй !

От огня лейтенанта Грищенко "Фоккер" падает на землю.

А это что ?   Истребитель оторвался от группы, и к нему в хвост пристроился "Фоккер". Как помочь ?   Достанут ли снаряды пушки ?   Капитан посылает очередь. Мимо. Прицеливается ещё раз. Вот теперь то, что надо: вражеский самолёт охвачен пламенем, а товарищ спасён.

Получен приказ возвращаться. Собрав свои "Яки", Худяков даёт сигнал: домой. Сбито ещё 3 фашистских стервятника. Свои все в строю...

Однажды, это было 15 Сентября 1943 года, большая группа вражеских бомбардировщиков направлялась в район, где действовали наши наступающие танковые части. Находившийся на командном пункте Красовский видел, какая опасность угрожает танкистам. Он тут же, не раздумывая, перенацелил семёрку "Яков" на "Юнкерсы". Ведомые Николаем Худяковым лётчики ринулись наперехват врага. С первой же атаки они уничтожили 2 Ju-87. Не ожидавшие, видимо, такого поворота событий немцы поспешно освободились от бомбового груза и взяли курс на свой аэродром.

- Сравнительно часто, - вспоминал бывший командующий 2-й Воздушной армией С. А. Красовский, - приходилось мне бывать на одном из аэродромов, где стояла эскадрилья истребителей, которую я знал лучше других. Командовал ею Николай Васильевич Худяков - человек рассудительный, спокойный, умевший в самых трудных условиях сохранить ясность ума и хладнокровие...

Вскоре Николай был произведён в Капитаны и назначен заместителем командира 32-го ИАП на 1-м Украинском фронте. Участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Тогда летал уже на Як-9, а в конце войны - новейшем Як-3.

Н.В.Худяков с товарищами.

В наградном листе Капитана Н. В. Худякова записано: к Марту 1945 года имеет на счету 308 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых лично сбил 19 самолётов противника. В характеристике командира о Худякове говорится так:

"Отличный лётчик, бесстрашный боец, готовый в любую минуту прийти на выручку товарищу. Мужество, помноженное на настойчивость и отличное знание своего дела, а также неукротимая ненависть к врагам нашей Родины приносят ему успех... В воздушных боях для товарища Худякова нет преград. Несмотря на любое превосходство противника, он вступает в бой и всегда выходит победителем".

И действительно, в боевой практике Николая Худякова много примеров мужества и отваги. Вот выписки из исторического формуляра части, в которой служил Худяков:

"9 Сентября 1943 года ведомая Худяковым четвёрка "Яков" сопровождала "Илы" в район Галича. На пути она встретила 27 "Юнкерсов". Истребители обрушились на бомбардировщики противника, сбив при этом 4 "Юнкерса"  ( один из них сбит Н. В. Худяковым )  и заставив остальные сбросить бомбы на голову немецких войск. После скоротечного боя "Яки" продолжали прикрывать "Илы" до конца выполнения боевого задания. Все наши самолёты вернулись на свой аэродром !

11 Сентября 1943 года сопровождавшая штурмовики шестёрка "Яков", не дойдя до цели, встретила 36 "Юнкерсов" и 18 "Мессершмиттов". Капитан Худяков приказал одной паре обрушиться на бомбардировщики противника, второй паре - остаться за облаками в резерве, а сам с ведомым атаковал "Мессеры". Группа провела неравный бой - 6 против 54, - в котором сбила 10 самолётов врага. В этом бою Худяков уничтожил 2 Ме-109 и 1 "Юнкерс". Все наши самолёты возвратились..."

Н.В.Худяков

От Львова и до предгорий Кавказа, затем снова к западной границе и дальше через братскую Польшу к Берлину - таков путь сына тульского оружейника лётчика - истребителя Н. В. Худякова.

Всего совершил за войну около 460 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Худяков Николай Васильевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания войны Николай Васильевич преподавал труд в одной из подмосковных школ. Многому научились ребята у этого скромного, трудолюбивого человека. Он редко говорил о своих боевых делах - больше рассказывал о подвигах фронтовых товарищей, о тех, кто добывал сегодняшним школьникам радостное детство. И лишь "Золотая Звезда" на груди Героя говорила о том, что Николай Васильевич тоже хорошо поработал на будущее, над тем, чтобы избавить мир от угрозы коричневой чумы.

*     *     *

Список всех известных побед Майора Н. В. Худякова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
116.07.1943 г.1  Ме-109НовосёловкаЯк-1, Як-7,
Як-9, Як-3.
217.08.1943 г.1  Ме-109зап. Боромля
321.08.1943 г.1  Ме-109Весёлый Гай
426.08.1943 г.1  FW-190Камыши
527.08.1943 г.1  FW-190р-н Глинска
609.09.1943 г.1  Ju-87Большая Павловка
711.09.1943 г.2  Ме-109Красное Знамя
81  Ju-87сев - зап. Красные Луки
903.11.1943 г.1  Ju-87Пуща Водица
1024.01.1944 г.1  Ме-109Константиновка
111  FW-190р-н Винницы
1225.01.1944 г.1  Ме-109Константиновка
1307.04.1944 г.1  Ме-109Пшевлока
1428.04.1944 г.1  FW-190тер. Польши
1503.05.1944 г.1  Ju-87Хоцимеж
1610.05.1944 г.1  FW-190сев - зап. Микуляницы
1701.02.1945 г.1  Ме-109сев - зап. Крабиц

      Всего сбитых самолётов - 20 + 3  [ 18 + 0 ];  боевых вылетов - около 350;  воздушных боёв - 70.


Возврат

Н а з а д