Главная | Источники | 

HSU

Хряев Василий Ильич

В.И.Хряев.

Родился в 1916 году в деревне Печерники, ныне Зарайского района Московской области, в семье крестьянина. С 1926 года жил в Москве. Окончил школу ФЗУ. Работал слесарем. С 1936 года служил в Военно - Морском Флоте. Окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1942 года командир эскадрильи 9-го истребительного авиационного полка   ( 62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота )  Старший лейтенант В. И. Хряев совершил 201 боевой вылет. В 56 воздушных боях лично уничтожил 10 самолётов противника. Эскадрилья под его командованием сбила 71 самолёт. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

16 Июля 1943 года Капитан В. И. Хряев погиб. К тому времени он выполнил около 250 боевых вылетов. На его счету числилось 13 воздушных побед.

Награждён орденами Ленина  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени. Навечно зачислен в списки воинской части. На родине на здании школы установлена мемориальная доска.

*     *     *

Над городом бесновался ветер. Под ногами крутились песчаные смерчи, набиваясь в обувь прохожих. Жаркое солнце висело словно в пелене тумана. С чемоданом и свернутой шинелью Василий, не торопясь, шагал по маленькой улочке. Через заборы свешивались ветки с почти уже созревшими абрикосами. Житель Подмосковья, он впервые увидел южные деревья. Новый порыв ветра заставил закрыть глаза и остановиться. Конечно, от станции до аэродрома Василий мог бы добраться и на машине. Но ему хотелось скорее увидеть море. А до аэродрома, куда он приехал служить, совсем недалеко.

Потекли дни тренировок, полётов, будничной работы. В коллектив лётчиков полка Василий вошёл быстро. Был он не очень разговорчив, но товарищи почувствовали в молодом Лейтенанте большую любовь к их общему делу. Своими знаниями по специальности и сведениями, почерпнутыми из прочитанных книг, он всегда готов был поделиться с товарищами. С ним было интересно, и лётчики тянулись к нему. Собранный, дисциплинированный, Василий с первых дней стал примером для многих.

Через год службы Хряев уже считается лучшим лётчиком эскадрильи. Ему поручают выполнение самых сложных заданий, трудные ночные полёты. Его - младшего пилота - назначают инструктором 3-го учебного авиационного полка. И здесь он проявляет незаурядные педагогические способности.

...Занятия всё больше стали приближаться к боевой обстановке. Война уже гремела в странах Европы.

Скоро война пришла и на землю Украины. Пришла с бомбёжками, воздушными боями. Днем и ночью "ястребки" эскадрильи вылетали на штурмовку живой силы и техники противника. Выполняя боевые задания командования, пилоты забывали об отдыхе. Перед наступающей лавиной фашистов части Красной Армии отошли к Крыму. Немцы рвались к южным портам - Одессе и Севастополю.

Однажды Августовской ночью, возвращаясь с очередного задания, Хряев увидел вдруг на фоне лунной дорожки над морем 2 тени. "Немецкие торпедоносцы", - понял он. Караван наших судов с детьми и женщинами на борту только что отошёл от берега и шёл ещё без прикрытия. Василий крепче сжал штурвал. Дневной усталости как не бывало. Надо не только защитить их - женщин, детей, раненых. Надо показать им, что они под охраной.

Вражеские самолёты уже разворачивались, а самолёт Василия был ещё далеко. Успех решали секунды. Один самолёт уже зашёл на цель, но вдруг откуда-то по торпедоносцу открыли огонь. От неожиданности самолёт отклонился в сторону от нашего судна, и пущенная им торпеда упала в море. А Хряев уже догонял другого врага. "Подальше от транспортов отогнать, а там обязательно расстреляю", - решил он.

- Получай, гад ! - длинная очередь прошила огромное тело торпедоносца, и он упал в море вместе со своим смертоносным грузом.

Василий не видел людей на палубах кораблей. Но ему хотелось думать, что они смотрят на него. И, пролетая над караваном, он слегка покачал крыльями: счастливого вам пути !

Как-то эскадрилья истребителей барражировала над линией фронта. Неожиданно появились 8 "Юнкерсов". Они зашли со стороны солнца и намеревались бомбардировать наши окопы. Советские истребители перестроились для атаки. Опасаясь встречи с ними, "Юнкерсы" стали поспешно освобождаться от бомбовой нагрузки, чтобы уйти от преследования.

Василий Хряев первым настиг вражеский самолёт и дал по нему длинную пулемётную очередь. "Юнкерс" резко пошёл вниз, и над опалённой землёй поднялось облако пыли и дыма. Это был 3-й самолёт врага, сбитый молодым пилотом.

Затем Хряев поспешил на помощь товарищам, которые в это время завязали воздушный бой с появившимися "Мессерами". Вместе с Капитаном Д. Нихаминым и Младшим сержантом С. Петуховым, Василий сбил 4 вражеских истребителя.

Так от боя к бою рос личный счёт Хряева, совершенствовалось его лётное мастерство накапливался опыт, оттачивалась точность боевого удара.

Но вот война вплотную придвинулась к Крыму. Ожесточённые бои шли уже за Севастополь и Керчь. С воздуха их прикрывали лётчики, героически отбивавшие удары больших групп немецких самолётов. Они смело вступали в бой с вражескими бомбардировщиками и истребителями, бесстрашно шли в лобовую атаку, заставляли врага сбрасывать смертоносный груз далеко от цели. Бомбили аэродромы противника, уничтожали его технику и живую силу.

Авиационная часть, в которой воевал Василий Хряев, стояла на аэродроме в районе Керчи. Хмурым было то Ноябрьское утро. Небо затянули тяжёлые осенние тучи. С моря дул холодный ветер. Лётчики дежурного звена были недалеко от самолётов. Сидя в кабине своего "ястребка", Василий читал письма из дому, из далёкого Подмосковья. Со строчек незатейливых писем на него смотрели глаза отца, полные тревоги и грусти. Тревоги за Родину, за край московский, за сынов, ведущих тяжёлую борьбу с врагом.

Ещё не видя вражеских самолётов, Василий услышал знакомый гул. Немедленно взлетать. Планшет с недописанным домой письмом повис на ремне через плечо, а руки уже были на штурвале. Заработал мотор. Из-за гор вынырнули 9 "Мессеров". Со свистом и рёвом носились вражеские машины над аэродромом, не давая лётчикам подняться в воздух. И вдруг из пыли и облаков почти вертикально поднялся "ястребок". Оказавшись в кольце врагов он, как молния, метался среди вражеских машин. Те от неожиданности разлетелись в разные стороны. А на земле по почерку поняли, что в воздухе "ястребок" Хряева. И вот уже один из "Мессеров", распустив чёрный хвост, падает недалеко от аэродрома.

Когда потом Хряев рассказывал товарищам, как всё это произошло, он, как всегда, был спокоен. Но там, в воздухе... Очутившись среди врагов - один против 9, - Хряев на какую-то долю секунды испытал страх. Но тут же ещё крепче сжал ручку управления. Дав беспорядочную очередь по вражеским машинам, Хряев юркнул за облака. В следующий момент он уже с другой стороны напал на один из вражеских самолётов, а сам опять в облака. Через минуту его очередь прошила второй самолёт противника. И враги дрогнули...

Когда допрашивали оставшегося в живых лётчика, сбитого Хряевым, он убеждал, что в облаках был не один, а целая группа советских самолётов, машин 5 или 6.

А наши лётчики смеялись:

- Было не 5 и не 6. Был только один. Но это был Василий Хряев !

Пожалуй, в то время, в дни героической обороны Севастополя, никто в эскадрилье не летал больше его, Хряева. Разведка, сопровождение и охрана транспортов, охрана береговых коммуникаций, штурмовки живой силы и техники противника, горячие воздушные бои. Полёты, полёты, несмотря на плохую погоду, дожди и снегопады... И он всегда добровольно шёл на самое трудное, был всегда на самой передовой линии огня. Об одном таком случае писала в те дни листовка Политуправления Чёрноморского флота.

Это было на Херсонесском аэродроме в последние дни Ноября 1941 года. 26 "Юнкерсов" в сопровождении группы "Мессеров" волнами шли к Севастополю. Часть их устремилась к Херсонесскому маяку. Пикируя на аэродром, они сбрасывали бомбы, стреляли по окопам из пулемётов. В воздух взмыли наши "ястребки". Под облаками разгорелся бой. С аэродрома видели, что нашим приходится туго. И вдруг прямо в воздушную карусель врезался поднявшийся откуда-то со стороны самолёт Хряева.

Оказавшись в небе, Василий сразу же заметил, как немного в стороне на самолёт лётчика Янковского напали 3 Ме-109. Он мгновенно очутился между самолётами противника. Подмога товарищу пришла вовремя. Два немца, оставив Янковского, нацелили огонь на "ястребок" Василия. Вывернувшись, лётчик послал длинную очередь по одному из самолётов противника. "Мессер" кувыркнулся и, загоревшись, рухнул вниз. А другой, развернувшись, быстро ушёл на запад.

Тщательная подготовка к боевым вылетам, глубокий анализ каждого полёта обеспечивали Василию Хряеву успех даже в самых трудных условиях.

...Задание ясно: уничтожить самолёты противника на одном из аэродромов. Звено истребителей возглавил Старший лейтенант Хряев. На пути пришлось преодолеть несколько зон сильного заградительного огня. Расположение аэродрома лётчику хорошо знакомо: сюда он не раз садился, возвращаясь с задания. Группа внезапно обрушила на аэродром свой удар. Не дав противнику подняться с земли, лётчики подожгли десяток вражеских самолётов. А затем без потерь пробились через заградительный огонь и в полном составе вернулись на свою базу.

Быстрота реакции, хладнокровие, умение мгновенно правильно среагировать на происходящее в данный момент в воздухе и принять единственно правильное решение - все эти качества были у Василия Хряева. И плюс бесстрашие. Командир исключительно умело управлял боем, разгадывал замыслы врага, находил выход из самых трудных положений. Лётчики под командованием Хряева всегда уверенно шли в бой и неизменно побеждали.

Как-то под Перекопом "Мессеры", встретившись с нашими патрулирующими истребителями во главе с Хряевым, попытались отвлечь их, увести в сторону от линии укреплений. Хряев разгадал замысел врага и дал команду: боя не принимать, от линии укреплений не удаляться. И только один молодой лётчик, не утерпев, бросился в aтаку, дав врагам спровоцировать себя. А обстановка вскоре разъяснилась: появились бомбардировщики врага. Прав был Хряев, фашисты задумали очередную хитрость: оттянуть советские истребители подальше, а в это время "Юнкерсы" безнаказанно разбомбят наши укрепления.

От воздушного боя, как рассказывали потом, небу было жарко в тот день. На 10-й минуте прошитые пулями наших лётчиков загорелись сразу 2 самолёта противника. Они упали в воды Гнилого моря. А ещё через несколько минут над Сивашем наступила тишина.

В тот же день товарищи бурно обсуждали проступок молодого Лейтенанта. Все знали, что за такие дела по головке не гладят. Тяжело переживал лётчик, что не сумел разгадать хитрость врага и нарушил приказ командира. А Хряев, как командир и как инструктор, старался не просто сделать замечание и наказать, а лишний раз напомнить младшим товарищам об особенностях воздушного боя.

- Никогда не увлекайтесь лёгкой победой, - говорил он. Никогда не забывайте, что ведёте бой с быстроходными машинами и хитрым врагом.

Большие потери несли немецкие войска в боях за Крым. Горели на аэродромах самолёты, на дорогах и в степи валялись разбитые танки, орудия и другая техника врага. За цифрами в скупых официальных сводках о действиях авиации в Крыму стояли героические дела лётчиков, бесстрашно бросавшихся в бой с врагом. И немалая часть боевой славы приходилась на долю эскадрильи, где служил Василий Хряев.

Один бой особенно запомнился Василию. Был пасмурный Январский день 1942 года. На аэродроме тишина. Приехала комиссия вручать награждённым боевые ордена. И только выстроились - тревога. Оказалось, линию фронта, а она почти рядом, пересекла колонна "Юнкерсов". Хряев немедленно поднял своё звено в воздух. И вот уже 6 "ястребков" бесстрашно встретили 16 самолётов противника. Воздушный бой длился всего несколько минут. 13 бомбардировщиков, сбросив где попало свой груз, повернули восвояси, оставив догорать на земле обломки 3 сбитых "Юнкерсов".

И снова выстроились лётчики перед штабной землянкой. Одному из первых орден Ленина был вручён Старшему лейтенанту Василию Хряеву.

Очень тяжёлым для наших лётчиков оказалось 3 Июня 1942 года. Вот что пишет об этом Мирослав Морозов в своей книге - "Воздушная битва за Севастополь. 1941 - 1942 гг."

"Днём с Кавказа на Херсонесский маяк должны были перелететь 9 ЛаГГ-3 и 2 Як-1 из состава последней эскадрильи 9-го ИАП ВВС Черноморского Флота. Для прикрытия перелёта с аэродрома взлетело несколько "Яков" из 6-го Гвардейского ИАП. Всё это привело к крупному воздушному бою с Ме-109 из группы II/JG 77 и прибывшими им на помощь коллегами из III/JG 3. Советские истребители, у которых после длительного перелёта почти не осталось бензина, не смогли оказать достойного противодействия. Один за другим к земле потянулись 3 "Лавочкина" и 1 "Як". Это сопровождалось серьёзными потерями в лётном составе. Лейтенант Сохунов попытался выпрыгнуть с парашютом, но тот не раскрылся, а Лейтенант Федоренко погиб в воздухе. Младший лейтенант Лощинский совершил удачный прыжок, но всё равно вышел из строя, поскольку получил серьёзные ожоги. В строю остался только Лейтенант Грибин, который сел в море и был спасён катером.

Наши лётчики доложили о 3-х сбитых Ме-109, но немцы не признают ни одного, хотя и не скрывают, что потеряли 2 машины из II и III/JG 77 в лётных происшествиях. Удивление от результатов боя проходит, если посмотреть, кто из немецких пилотов претендует на воздушные победы. Это обер-лейтенант Хакль   ( Hackl; 52-я победа ), обер-лейтенант Фрейтаг  ( Freytag; 50-я ), фельдфебель Шульте  ( Schulte; 26-я ), унтер-офицер Эберт  ( Ebert; 14-я ) и обер-лейтенант Мертенс из III/JG 3  ( Mertens; 31-я ). Ни один из противостоявших им советских лётчиков, даже асы из эскадрильи Михаила Авдеева на тот момент не имели более 8 побед. Но это не значит, что в тот день немцы не понесли потерь от действий советских истребителей.

В последующих вылетах пилоты Хряев и Головко сбили "Юнкерс", командир перелетевшей 3-й эскадрильи 9-го ИАП Капитан Нихамин - другой, а лётчики Безеров и Буряков - корректировщик Hs-126. Противная сторона признает потерю 2-х Ju-88 из 4/KG 51 и I/KG 76 с полными экипажами, но считает первый пропавшим без вести, а второй - сбитый огнём зениток. Поскольку последние претендуют только на сбитый Ju-87  ( не подтверждено ), можно считать, что Нихамин, Хряев и Головко неплохо поквитались за погибших товарищей".

В одном из боёв в Июне 1942 года самолёт Хряева был подбит. Трудный это был день: уже 5 раз поднимался в воздух на своём "ястребке" Василий Хряев. Только что приземлился, и снова тревога: в воздухе большая колонна вражеских истребителей. Пришлось снова сесть в кабину. 18 машин поднялись в воздух. И уже после вылета командиру сообщили, что вслед за истребителями, направляясь к Севастополю, линию фронта прошли немецкие бомбардировщики. Командир немедленно разделил самолёты на 2 группы.

В.И.Хряев.

Первая атака прошла удачно. При новой встрече с противником "ястребок" Хряева оказался зажатым в треугольник врагов. Очереди сверху, сбоку... И вдруг глухой треск, удар. Из кабины самолёта повалил дым и пар. Сильная боль сковала ногу. "Ранен", - подумал лётчик. Проверил управление - действует. Теперь выправить самолёт, дотянуть до своих и попытаться сесть.

Старый, видавший многое на своём веку "ястребок", послушный сильной воле лётчика, опустился почти у линии фронта. Но враги не отступали. Они решили добить машину на земле. С оглушительным рёвом проносились фашисты над раненым лётчиком, стреляя из пулемётов. Пули с визгом отскакивали от камней, высекая искры. Помогли спустившиеся сумерки и находчивость. С трудом выбравшись из кабины самолёта, Хряев расстелил на светлых камнях свой реглан, придав ему вид человеческой фигуры, а сам, выждав момент, отполз в сторону. И на этот раз находчивость отважного лётчика выручила. Немцы продолжали обстреливать самолёт, полагая, что лётчик находится рядом.

На аэродроме уже знали, что на счёт Хряева нужно записать ещё один уничтоженный в жестокой схватке самолёт врага. Но где сам лётчик ?   Неужели погиб ?   Когда совсем стемнело, волоча раненую ногу и опираясь на палку, Василий Хряев вернулся на аэродром.

...Немилосердно печёт жаркое Июльское солнце. Возле капонира в тени собрались лётчики, свободные от дежурства. В центре, на скамеечке, Хряев. У него забинтована нога. Рядом, тихо наигрывая на аккордеоне, поёт друг Василия, говорун и весельчак лётчик Петухов. "Вдоль по улице метелица метёт..." - подпевает Хряев.

- Ишь как здорово получается. Спелись, - бросает кто-то в их сторону.

А они действительно "спелись". Часто летали парой. У них даже метод свой был разработан, как уничтожать фрицев. Обычно, выбрав цель, один бросался сверху, сзади и вел бой, а другой "нырял" под брюхо и "потрошил" противника. И почти всегда - успех.

ЛаГГ-3 В.И.Хряева.

ЛаГГ-3 Капитана В. И. Хряева.  9-й ИАП ВВС ЧФ, весна 1943 года.

...Большой и нелёгкий путь за короткое военное время прошёл Василий Хряев от рядового пилота до командира эскадрильи. Часто о его подвигах писала фронтовая газета "Атака". Уже к осени 1942 года на личном счету Старшего лейтенанта В. Хряева было 10 лично сбитых в бою самолётов, более 200 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Василию Ильичу Хряеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 761 ).

Пройдет ещё несколько месяцев. Будут ещё жестокие воздушные бои и смертельные схватки с коварным врагом, сбитые самолёты противника. Одна из таких схваток станет роковой. Василий Хряев погиб летом 1943 года преграждая путь врагам.

За время своего участия в Великой Отечественной войне Капитан Василий Ильич Хряев выполнил около 250 боевых вылетов, в воздушных схватках сбил 13 самолётов противника.

Отважный воздушный боец зачислен навечно в списки одной из авиационных частей Военно - Воздушных сил Черноморского флота. В Подмосковье, в деревне Печерники Зарайского района, на фасаде дома, где до войны жил Василий Хряев, установлена мемориальная доска.


Возврат

Н а з а д