Главная | Источники | 

HSU

Хлуд Борис Алексеевич

Б.А.Хлуд.

Родился 24 Июня 1917 года в городе Бежица ( ныне в черте Брянска ) в семье служащего. Окончил 2 курса Киевского механического техникума. Работал токарем на заводе "Арсенал", инструктором Центрального аэроклуба в Киеве. С 1938 года в Красной Армии. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Августу 1943 года командир эскадрильи 146-го истребительного авиационного полка ( 7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, Западный фронт ) Капитан Б. А. Xлуд совершил 327 боевых вылетов. В 52 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 387 успешных боевых вылетов, проведя 67 боёв сбил 18 самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

С 1946 года Майор Б. А. Xлуд - в запасе. Жил в Киеве. Работал начальником автошколы Киевского ДОСААФ, начальником группы в НИИ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

*     *     *

Мы нередко говорим о боевых традициях различных полков, чести российского воина, связывая с этим прежде всего свою готовность преданно служить Родине, защищать её мужественно и умело, как это делали те, кто прошёл через горнило сражений. Сегодня их сменили в боевом строю воины - интернационалисты. И бессменным ветераном одной из таких частей остаётся увенчанное орденами Гвардейское Боевое Знамя.

Молодых выпускников военных училищ, прибывших в часть, заместитель командира полка по инженерно - авиационной службе провозит на аэродром. Здесь они впервые увидят боевые машины полка - камуфлированные истребители с выгоревшими под солнцем Гвардейскими знаками, красными звёздами. Все они почти одинаковые, отличаются лишь номерами на фюзеляжах. Но на одном хорошо заметна аккуратно выведенная жёлтой краской надпись: "Советская Литва". Эта встреча на самолётной стоянке, посещение музея боевой славы заставляют обратиться к героическому прошлому.

МиГ-21 'Советская Литва'

...Пожелтевшие, кое - где начинающие крошиться страницы исторического формуляра части, бледно - фиолетовые строчки приказов, сводок, скупых сообщений о воздушных боях, первых победах и боевых потерях. "...Младший сержант Серов Сергей Васильевич произвёл 2 боевых вылета, 26 Июня 1941 года погиб в воздушном бою..."   И далее - длинный перечень не вернувшихся с задания, пропавших без вести, погибших в воздушных поединках...

Мелькнуло знакомое название: эскадрилья "Советская Литва". В папке аккуратно подшитое обращение к воинам полка:

Передача самолётов эскадрильи 'Советская Литва'
Председатель Президиума Верховного
Совета  Литовской  ССР  Ю. Палецкис
передаёт  личному  составу  146-го  ИАП
эскадрилью самолётов "Советская Литва"

"Вручая вам от имени бойцов литовских национальных частей Красной Армии и трудящихся Литовской Советской Социалистической Республики самолёты "Советская Литва", мы даём вам боевой наказ - всегда быть в первых рядах...

Пусть краснозвёздные самолёты "Советская Литва" огненным мечом обрушатся на врага и помогут нашей героической Красной Армии разгромить кровавые орды фашистов и ускорить час, когда над городами и сёлами Советской Литвы вновь будут реять красные знамёна".


1 миллион 25 тысяч рублей в короткий срок собрали трудящиеся республики на постройку 12 истребителей, которые передали в Феврале 1943 года 146-му авиаполку, находившемуся в то время на переформировании под Москвой, где он получал и новую авиационную технику. А уже 2 Сентября за боевые заслуги полку было присвоено звание Гвардейского и он стал именоваться 115-м Гвардейским истребительным авиационным полком.

Успешно действовала в его составе эскадрилья "Советская Литва". Командиром её был отважный лётчик, бывший токарь киевского завода "Арсенал" Герой Советского Союза Борис Алексеевич Хлуд. Только за месяц воздушных боёв лётчики эскадрильи сбили 52 фашистских самолёта, 10 из них - сам командир. В ходе Берлинской операции Гвардейцы авиаполка совершили 1215 боевых вылетов, уничтожив при этом 48 самолётов противника.

25 Апреля 1945 года поступил приказ: "Подготовить полк для полёта парадным строем 1 Мая 1945 года над Берлином и сбросить Красное знамя с надписью "Победа !" на здание Рейхстага. Вылет в 12.00".

Истребители Як-3 не приспособлены для выполнения такой задачи, а конструировать подвески не было времени. Поэтому, 6-метровое алое полотнище с выведенным золотыми буквами словом "Победа !" аккуратно уложили под посадочные щитки - закрылки самолёта Гвардии старшего лейтенанта К. В. Новосёлова.

Наступило 1 Мая 1945 года. Самолёты чётким строем летели над центром Берлина. Внизу, среди дыма, пыли и гари, показался последний очаг сопротивления фашистов - Рейхстаг. Высота 800 метров. По команде ведущего, Гвардии старший лейтенант К. В. Новосёлов выпустил закрылки "Яка". Алый стяг с надписью "Победа !" - над Рейхстагом...

За годы войны 11 лётчиков 115-го Гвардейского авиаполка стали Героями Советского Союза, в том числе и упомянутый выше Кузьма Васильевич Новосёлов.


Возврат

Н а з а д