Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Хасин Виктор Яковлевич


Возврат

Н а з а д


Главная |  |  | Источники | 

Хасин Виктор Яковлевич

Виктор Хасин родился 20 июня 1915 года в городе Винница, ныне административном центре Винницкой области Украины, в семье служащего. Окончив школу ФЗУ, работал на Винницком химическом заводе. Учился в Винницком аэроклубе, Харьковской школе инструкторов - планеристов. Затем окончил 4 курса рабфака промкооперации, работал инструктором - лётчиком в аэроклубе города Винницы. С 1939 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня   ( номер части и тип самолёта пока не установлены ). По сентябрь 1942 года служил в составе 929-го ИАП, летал на И-153 и Як-1. Затем - в 271-м ИАП, летал на Як-7. В 1943 году служил в 875-м ИАП  ( 66-й Гвардейский ИАП ), где летал уже на Як-9. Сражался на Калининском, Северо - Западном, Сталинградском фронтах.

Первой боевой наградой Виктора Хасина стал сразу орден Ленина. 8 августа 1942 года командир 929-го ИАП майор Козырев подписал наградной лист на заместителя командира 2-й эскадрильи лейтенанта Хасина, в котором говорилось:

Тов. Хасин участвует в Великой Отечественной войне против немецкого фашизма с 22 июня 1941 года. Находясь в 929-м ИАП с декабря 1941 года произвёл 120 боевых вылетов на самолёте И-153 и 30 боевых вылетов на самолёте Як-1.

К августу 1942 года произвёл более 400 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника - 159, на разведку - 40, на сопровождение - 30, на прикрытие своих наземных войск - 68.

В воздушных боях тов. Хасин лично сбил 1 самолёт противника типа Ме-109 и 2 самолёта в паре.

10 января 1942 года при самых затруднённых метеорологических условиях требовалось произвести разведку в районе ЯМА, ПЕТРОВСКОЕ, КАГАНОВИЧИ. На разведку парой пошёл тов. Хасин и сержант Лукин, которые обнаружили, что в районе КАГАНОВИЧИ и села ЯМА на санях лошадьми и волами немцы везли раненых солдат до 70 саней, а с КАГАНОВИЧИ в ЯМУ шло до 30 саней с каким-то грузом. Тов. Хасин дал сигнал на штурмовку этих двух колонн, которые не могли свернуть с дороги в стороны  ( волы в снег не ходят ). Первыми были использованы 16 РС, а потом все до одного патрона в 8 ШКАСах. Уцелел лишь один всадник, на которого уже не осталось патронов.

Утром 12 января 1942 года в эти же районы полетел звеном командир авиаэскадрильи капитан Бирюков, который прошёл 3 раза бреющим и точно подтвердил, что всё было уничтожено и заморожено. Тов. Хасин проявил хитрость, особо энергично проштурмовал галову и хвост двух встретившихся колонн, а остальные при 40° морозе сами помёрзли. Около 95 - 100 саней с ранеными и какими-то грузами было уничтожено парой самолётов, ведомой тов. Хасиным.

В боях тов. Хасин показывает пример бесстрашия и мужественного лётчика. Вступая в бой с превосходящими силами противника своим личным примером учит своих лётчикив мужеству и героизму.

Летая на самолёте И-153 всегда полностью использовал мощность мотора, брал 6 РС и 2 ФАБ-50. В период перевооружения полка, тов. Хасин быстро овладел техникой пилотирования на самолёте Як-1.

Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым, материальную часть эксплуатирует грамотно, умело сочетает партийно - массовую работу с боевой работой.

За проведённую большую боевую работу по разгрому германского фашизма достоин награждения высокой Правительственной награды - ОРДЕНОМ "ЛЕНИНА".

Особенно отличился Виктор Хасин осенью - зимой 1942 года в боях на Великолукском направлении. В те дни авиаторы 274-й истребительной авиационной дивизии занимались прикрытием войск 3-й Ударной армии. Немецкое командование принимало срочные меры к деблокированию своего гарнизона, окружённого в Великих Луках.

3 декабря 1942 года войска противника перешли в контрнаступление. Первым на прикрытие частей 3-й Ударной армии вылетел 271-й ИАП.

Группа "Яков" под командованием заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта В. Я. Хасина в районе прикрытия войск встретила 6 бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении группы Ме-109, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. Хасин умелым маневром вывел свою группу в сторону солнца, а затем внезапно атаковал бомбардировщики противника. В результате этой атаки Хасин сбил один "Юнкерс-88". Остальные вражеские самолёты, сбросив бомбы куда попало, развернулись и ушли на свою территорию.

Через несколько минут появился немецкий бомбардировщик Do-217. Велико было удивление наших лётчиков, впервые увидевших эту двухкилевую машину. Такие самолёты противника редко появлялись на Советско - Германском фронте. Но разглядывать его было некогда. Одно мгновение - и "Дорнье-217" задымил и пошёл со снижением к земле.

Воздушные схватки продолжались до самого вечера. В конце дня, когда были подведены итоги боевой работы, штаб 274-й ИАД доложил в штаб корпуса:

"За день дивизией произведено 110 боевых самолёто - вылетов, проведено 19 групповых воздушных боёв. Сбито 12 вражеских самолётов. Своих потерь нет... В боях отличились майор Г. П. Прокофьев, капитаны Г. Д. Кудленко, В. Н. Кубарев, старшие лейтенанты А. В. Кривушкин, П. И. Муравьёв, В. Я. Хасин, М. Г. Волченков, лейтенанты И. Ф. Якубов, А. П. Чернобай, младший лейтенант С. В. Сыромятников".

Як-7Б Виктора Хасина

Самолёт Як-7Б на котором летал Старший лейтенант В. Я. Хасин.  Весна 1943 года.

Як-7Б Виктора Хасина

В.Я.Хасин у своего Як-7Б.

К марту 1943 года командир эскадрильи 271-го истребительного авиационного полка  ( 274-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  капитан В. Я. Хасин совершил 659 боевых вылетов. В 257 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 5 самолётов противника, ещё 8 - уничтожил на аэродромах.

18 марта 1943 года приказом Народного комиссара обороны СССР за образцовое выполнение заданий командования 274-я истребительная авиационная дивизия была преобразована в 4-ю Гвардейскую, а 271-й истребительный авиационный полк в 64-й Гвардейский. 22 апреля 1943 года, при торжественной церемонии вручения Гвардейского знамени, в рядах лучших лётчиков части был и Виктор Хасин.

Спустя всего 2 недели, 1 мая 1943 года, за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Гвардии капитан Хасин Виктор Яковлевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 936 ).

Всего за период своей боевой деятельности Гвардии майор В. Я. Хасин уничтожил по различным источникам от 16 до 33 вражеских самолётов. Чаще всего указывается на 18 побед  ( 13 личных и 5 групповых ).  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 побед лётчика. ]

Недавно, в американской русскоязычной прессе появились публикации Михаила Штейнберга, рассказывающие о подвигах евреев - лётчиков военной авиации. Он приводит слова Героя Советского Союза генерал - лейтенанта авиации М. И. Шевелёва, бывшего до войны начальником полярной авиации участвовавшей в спасании челюскинцев, а во время войны командовавшего соединением бомбардировочной авиации. Генерал рассказал о многочисленных евреях - лётчиках проявивших себя в боях. Среди них упомянул и Виктора Хасина сбившего, по его словам, 26 вражеских машин.

Возможно некоторые авторы просто прибавляют к числу побед, одержанных пилотом в воздушных боях, ещё и самолёты уничтоженные им на земле. Точных данных пока, к сожалению, нет.

14 января 1944 года командир эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор В. Я. Хасин трагически погиб. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище  ( старая часть, участок № 4, ряд 5, могила 11 ).

В 1970 - 1980-е годы, в период существования Советского Союза, комсомольско - молодёжная бригада слесарей - ремонтников Винницкого химического завода имени Свердлова зачислила в свои списки Героя Советского Союза В. Я. Хасина, а его зарплату перечисляла в Фонд мира.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. Я. Хасина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.07.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 )р-н СталинградаЯк-1, Як-7, Як-9.
203.08.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Калач
316.08.1942 г.1  Ме-109сев. аэр. Пичуга
419.08.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )р-н Сталинграда
526.11.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )Шарымино
601.12.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Курово - Костелево
703.12.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Макарово
806.12.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )Порохово - Корино
91  Ме-109зап. Новосокольники
1016.12.1942 г.1  Ме-109Шарипино - Тележниково
1130.12.1942 г.1  Ме-109Евдокимово
1206.01.1943 г.1  Ju-88Овсище - Киселевичи
1327.02.1943 г.1  Ме-109р-н Великих Лук

    Всего сбитых самолётов - 15  [ 6 + 7 ];  боевых вылетов - около 700;  воздушных боёв - более 250.

*     *     *

БЕССТРАШНЫЙ СОКОЛ.

Архивные документы сохранили много свидетельств о героических подвигах Виктора Яковлевича Хасина, который прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи.

Однажды Хасина вызвали в штаб. В районе Змиева скопились танки врага. Приказ был кратким: уничтожить !

Девятка "ястребков" немедля поднялась в небо. Вот и цель. Самолёты заняли боевые позиции, когда - вдруг из-за туч вынырнули 18 "Мессеров". Хасин во главе одного звена начал бой. Другие наши самолёты в это время имели возможность атаковать танки противника. После штурмовки, подоспевшие на помощь экипажи дали возможность выйти звену Хасина из боя и также напасть на вражескую колонну.

Группой было уничтожено и повреждено 9 танков и сбит один Ме-109, остальные разогнаны. Лично командир группы сбил вражеский самолёт и поджёг 2 танка. Таким был итог этого боевого вылета.

...Сталинград боролся днём и ночью. Ни на минуту не прекращались взрывы бомб, снарядов. Вокруг на земле не было живого места. Защитники твердыни на Волге стояли насмерть.

Как-то во время одного боевого полета Виктор обнаружил в районе станицы Морозовской вражеский аэродром, на котором были замаскированы более 100 самолётов. Уточнив расположение аэродрома, доложил о результатах командованию. На уничтожение самолётов противника вылетела большая группа "Илов" под прикрытием истребителей.

Хасин первым бросился на цель. Немцы всполошились. Им на помощь с соседнего аэродрома прилетело 16 Ме-109. Отважный командир вступил в неравный бой, чтобы штурмовики имели возможность выполнить задание. Несмотря на количественный перевес врагов, его группой было сбито 8 фашистских самолётов, остальные повернули назад. Штурмовыми действиями было уничтожено 56 вражеских самолётов.

Суров был февраль 1943 года. Шестёрка истребителей под командованием капитана Виктора Хасина прикрывали штурмовые действия четырёх "Илов". На обратном курсе станция наведения передала приказание прикрыть пятёрку штурмовиков, идущих бомбить противника в районе Старой Руссы. Несколько истребителей продолжали прикрывать первую группу "Илов", а командир со своим ведомым взялся помогать штурмовикам. Через некоторое время он заметил 10 "Фоккеров" выше себя. Группа вражеских самолётов пошла в атаку на наши истребители. При выходе из атаки капитан Хасин поджёг одного стервятника, ведомый - другого.

Бой продолжался. В этом неравном сражении Виктор Хасин был тяжело ранен. Он выбросился из горящего самолёта. Ведомый прикрыл приземление командира. Трое суток лежал в снегу, истекая кровью, бесстрашный командир, пока не был подобран санитарным самолётом.

Мужественному защитнику Родины не посчастливилось дожить до дня, когда над землей заполыхало Красное знамя Победы. Память о нём живёт. Имя В. Я. Хасина навечно занесено в списки бригады Винницкого химзавода им. Я. М. Свердлова, которая штурмует сегодня новые высоты.

( Из книги "Овеянные славой имена. Герои Советского Союза - уроженцы Винниччины".  Одесса, "Маяк", 1989 год. )

    -->      © fightersky.ru