Главная | Источники | 

Халутин Александр Иванович

Халутин Александр Иванович

Родился 16 августа 1910 года в деревне Шапкино Ярославской области. Летать начал на планере в Ленинграде под руководством Валерия Чкалова. В 1929 году поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, которую окончил в 1930 году. Затем учился в 3-й Оренбургской военной школе лётчиков - наблюдателей. Окончив её в 1931 году, получил назначение в Гатчину, в 1-ю Краснознамённую истребительную авиационную эскадрилью.

Великую Отечественную войну встретил 22 июня 1941 года на Украине командиром 249-го истребительного авиационного полка, который только формировался и в своём составе имел мало лётчиков и самолётов. Однако с первых минут войны он вынужден был включился в борьбу с немецкими захватчиками. С лета 1944 года командовал 171-м Краснознамённым Тульским истребительным авиационным полком.

В ходе войны уничтожил 7 самолётов противника в воздухе и 5   ( по другим источникам - 6 )  на аэродромах.

После войны был заместителем, затем командиром истребительной авиационной дивизии, с 1957 года - начальник Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков. Через 2 года - начальник кафедры методики боевой подготовки и безопасности полётов Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина.

С 1963 года на заслуженном отдыхе, но несмотря на возраст никогда не расставался со своей привязанностью к парашютному спорту. Прыжок с парашютом на Северный полюс совершил в 87 лет !

*     *     *

Александр Халутин родился 16 августа 1910 года в деревне Шапкино Рыбинского района Ярославской области, в крестьянской семье. Отец - Халутин Иван Иванович  ( 1864 - 1948 ). Мать - Халутина Наталья Михайловна   ( 1880 - 1975 ). Супруга - Халутина Нина Александровна  ( 1925 года рождения ). Дочь - Козлова Аэлита Александровна  ( 1937 года рождения ).

Александр заболел авиацией в 5 лет - с того дня, когда впервые увидел самолёт. Дважды пытался поступить в лётную школу, но был забракован медкомиссией. В 1928 году приехал в Ленинград, работал каменщиком - кладчиком на стройке и одновременно занимался в Ленинградской планерной школе. Первым учителем Халутина здесь был легендарный Валерий Павлович Чкалов, в то время уволенный из РККА. Чкалов особенно выделил Александра среди других курсантов. Когда планер был построен и испытывался в Дудергофе, то Валерий Павлович, сам убедившись в надёжности машины, предложил затем лететь ему. Чкалов, считает Александр Иванович, благословил его в небо, научил его главному: всегда действовать осмысленно и ничего не бояться.

В 1929 году Халутин поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, которую окончил в 1930 году. На следующий год он окончил 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей и получил назначение в Гатчину, в 1-ю Краснознамённую истребительную авиационную эскадрилью.

В 1933 году он участвовал в первом проводимом неподалёку от Ленинграда параде, посвящённом Дню ВВС. Во время пролёта у Халутина загорелся самолёт, но ему удалось сбить пламя и благополучно посадить машину. Александр Иванович участвовал во всех проводимых до войны воздушных парадах.

В 1932 году совершил первый прыжок с парашютом, а уже через год получил серебряный значок "Инструктор парашютного дела ВВС РККА" № 79.

В конце 1938 года Халутин попал в состав 6-й отдельной авиационной эскадрильи, которая к тому времени имела достаточный практический опыт лётной работы, технического обслуживания материальной части: в сентябре 1939 года её личный состав участвовал в освобождении Западной Украины. Командовал эскадрильей капитан М. А. Федосеев, его помощником был капитан А. И. Халутин.

В марте 1940 года на Украине  ( на аэродроме Винница )  начал формироваться 88-й ИАП на базе 6-й отдельной истребительной АЭ и формировали данный полк капитаны М. А. Федосеев и А. И. Халутин. Руководящий состав полка комплектовался из лётчиков, имевших за плечами опыт инструкторской работы в лётных школах. Вскоре командиром полка был назначен майор М. А. Булгаков. Федосеев стал его помощником, а Халутин - инспектором по технике пилотирования. Александр Иванович напряжённо трудился по вводу в строй молодых лётчиков.

17 июня 1941 года новым командиром 88-го ИАП был назначен майор А. Г. Маркелов. Инспектор - лётчик капитан А. И. Халутин одновременно получил назначение сформировать новый 249-й ИАП, который должен был дислоцироваться в Тульчине, на Украине. К тому времени Александр Иванович имел уже 10-летний лётный стаж и налёт порядка 900 часов на 14 типах самолётов.

Однако полк значился только на бумаге. К началу войны в нём было всего 10 истребителей И-16, которых через несколько дней забрали лётчики - инструкторы из Киева и улетели на них на фронт. Большая часть лётчиков полка только прибыла из лётных школ. К "счастью" Халутина, на следующий день в тыл направлялась "безлошадная" эскадрилья. А в Умани в ангарах стояли исправные боевые И-153. Халутин получил разрешение командования воспользоваться этой техникой, и в полку появилась 2-я эскадрилья, которой командовал старший лейтенант И. И. Стерпул. Через день история повторилась, и эскадрилий стало уже 3... Так, благодаря находчивости и инициативе командира, в течение 2-х суток полк был полностью укомплектован техникой и людьми. В итоге к 22 июня 1941 года в составе 249-го ИАП было 32 боевых самолёта, которые были сведены в 3 эскадрильи: 1-я АЭ на истребителях И-16, 2-я - на И-153 и 3-я - на И-15бис.

Свой первый боевой вылет в Великой Отечественной войне Александр Иванович совершил 26 июня 1941 года на штурмовку вражеских войск. 249-й ИАП сражался в районе Днепра по защите города Канев.

22 июля получили приказ атаковать немецкий аэродром севернее Острополь. Немцы знали об огромных потерях нашей авиации и ударов с воздуха не опасались. Атака 5 И-16 длилась секунды, хотя Александру Ивановичу показалось, что стрелял по Не-111 целый час, пока тот загорелся...

Немецкий самолёт Не-111.

Свою первую официальную победу Александр Иванович одержал спустя 4 дня - 27-го июля. Во время налёта вражеской авиации на аэродром Бухоники капитан А. И. Халутин сбил бомбардировщик Не-111. Увидев большую группу "Хейнкелей" под прикрытием Ме-109, которые летели в направление аэродрома базирования 88-го ИАП, Халутин по тревоге поднял в воздух эскадрилью "Чаек" старшего лейтенанта Стерпул, а сам в одиночку взлетел на своём И-16. Он вовремя успел подойти к группе Не-111 и атаковал крайнего "Хейнкеля" и вскоре поджёг его. Остальные, увидав, что к ним приближается ещё одна группа русских истребителей, тут же ушла в облака, отказавшись от бомбардировки аэродрома 88-го полка. Правда полк всё же потерял 2 своих самолёта и одного лётчика: пара истребителей И-16 попыталась взлететь с аэродрома Бухоники, но их на взлёте сбили Ме-109 из группы прикрытия бомбардировщиков.

До 6 сентября 1941 года Александр Иванович совершил 32 боевых вылета, из них: 17 на штурмовку, 10 на разведку, остальные на прикрытие своих войск. Участвовал в 5 воздушных боях, в которых лично сбил 1 самолёт противника. За эти успехи командир 249-го ИАП капитан А. И. Халутин был награждён первым своим боевым орденом Красного Знамени.

В августе - сентябре 1941 года полк сражается в районе Днепропетровска и Канева, занимаясь в основном штурмовкой войск противника.

В сентябрьских боях в районе Днепропетровска капитан А. И. Халутин сбил лично 2 самолёта противника: сначала в районе Днепропетровска - бомбардировщик Ju-88, а затем над вражеским аэродромом - истребитель Ме-109. Это произошло так: в начале сентября 1941 года наша разведка обнаружила в районе Днепропетровска большой аэродром противника, где находились бомбардировщики и истребители. Халутин повёл туда пятёрку "ночников". Противник был застигнут врасплох, и наши самолёты, сбросив бомбы, стали расстреливать из пулемётов стоявшие в линию машины. В это время появились истребители Ме-109. Александр Иванович атаковал ведущего - наперерез, снизу, под углом в 90°. Подбитый самолёт упал на стоянку. Было также повреждено несколько стоявших на земле самолётов. Так на счету Халутина появился первый сбитый "Мессер".

249-й ИАП активно участвовал в боях на Юго - Западном фронте до 27 сентября 1942 года, после чего полк был отведён в тыл на переформирование. За период с 22 июня по 27 сентября 1941 года лётчиками 249-го ИАП было совершено 3594 боевых вылета - треть вылетов, сделанных этим полком за 1941 - 1945 годы. Было сбито 25 немецких самолётов, 20 - сожжено на аэродромах. Свои собственные потери в технике и лётчиках оказались минимальными.

При этом, одна из эскадрилий полка была переучена на новый истребитель ЛаГГ-3. Для обучения был использован самолёт найденный с пустыми баками и привезённый в полк. Этот момент и предопределил дальнейшую судьбу полка: командование, узнав, что лётчики освоили истребитель ЛаГГ-3, направили полк в Горький для получения таких самолётов, после чего, 8 ноября 1941 года полк вошёл в состав 147-й ИАД ПВО и находился в ней до 16 июля 1942 года.

Сам А. И. Халутин так рассказывает об освоении в полку самолёта ЛаГГ-3:

"Случай, о котором я хочу рассказать, во многом уникален. В Военно - Воздушных Силах СССР до Великой Отечественной войны и в ходе её существовала определённая система освоения новой авиационной техники. Однако она не предусматривала переучивания строевых частей в ходе боевых действий. И тем не менее такие исключения были. Я имею в виду лётчиков 249-го ИАП, которые в период боёв а районе Днепропетровска осваивали самолёт ЛаГГ-3.

Вскоре посла начала войны стало ясно, что стремительное продвижение немецких войск в глубь нашей страны увеличивает потери авиатехники. Возвращаясь с боевых заданий на самолётах, получивших повреждения, наши лётчики стремились пересечь линию фронта и произвести вынужденную посадку на своей территории. Многим это удавалось. Однако обстановка и вместе с ней линия фронта менялась так быстро, что после вынужденной посадки многие самолёты оказывались на территории, занятой противником.

Посоветовавшись с командиром нашей 44-й ИАД В. Забалуевым, я дал указание отмечать ка картах места всех замеченных на вынужденной посадке самолётов - истребителей. Не тратя времени на выяснение какому полку или дивизии принадлежит обнаруженный самолёт, мы немедленно после докладов лётчиков посылали в указанное место 2 - 3 автомашины и команду специалистов и таким образом пополняли наш самолётный парк. Поскольку полк был вооружён истребителями И-16, И-153 и И-15бис, мы подбирали, вывозили и восстанавливали своими силами самолёты именно этих типов. Не всегда удавалось вернуть их в строй. Однако из 2 - 3-х боевых машин полковые умельцы умудрялись в полевых условиях собрать хотя бы одну.

Где-то в конца июля 1941 года в связи с большими потерями самолётов командование приняло решение передать из нашего полка одну эскадрилью на И-16 в 88-й ИАП, вторую на И-15бис - в дивизию, формировавшуюся как штурмовую, а из расформированного 243-го ИАП перевести к нам все экипажи на И-153. Так мы стали вооружены только бипланами И-153. Однако порядок искать и подбирать брошенные самолёты был сохранён.

И вот однажды один из лётчиков полка, вернувшись с задания, доложил, что заметил недалеко от аэродрома совершивший вынужденную посадку не то Ме-109, не то Хе-113  [ Так, в начальный период войны, часто называли Ме-109F. ]  А было это на аэродроме Котивец около Днепропетровска. Снарядили команду и очень удивились, когда был доставлен в полк не "Мессершмитт", а отечественный истребитель ЛаГГ-3. Откуда он взялся в наших краях, как залетел, осталось загадкой. На нашем направлении самолётов этого типа в ту пору не было, соответственно не было никакой технической и полётной документации, не говорю уже об опыте полётов и наземной эксплуатации. Во всяком случае, в 249-м ИАП самолёт этот никто не знал.

Инженер полка А. Манзюков не был бы самим собой, если бы не поставил цель восстановить самолёт, тем более нового поколения. После тщательного осмотра он доложил, что "ЛаГГ" получил повреждения только при посадке, они незначительные и могут быть устранены. Я дал инженеру "добро" на проведение ремонта.

Истребитель ЛаГГ-3.

К утру следующего дня самолёт был исправен, мотор и оборудование опробованы. Выяснилось также, что ЛаГГ-3 сел на вынужденную из-за выработки топлива.

Естественным было моё желание слетать на новом истребителе. Однако я не торопился. Для начала попросил Александра Павловича Манзюкова ознакомить меня с оборудованием кабины, с чем он вполне справился, в очередной раз продемонстрировав высокий профессионализм.

А.И.Халутин в кабине ЛаГГ-3
А. И. Халутин в кабине ЛаГГ-3

К вечеру, выбрав время, пришёл на стоянку и сел в кабину. Запустил мотор, поработал с триммером, закрылками, вырулил на край аэродрома, чтобы иметь максимальную дистанцию для разбега, и пошёл на взлёт. Кстати, это был уже 17-й тип самолёта, который предстояло освоить. Эта мысль придала мне уверенности, на отнюдь не беспечности. В то время в районе наших аэродромов частенько рыскали одиночные "охотники" на Ме-109. Учитывая это, выполнил полёт на предельно малой высоте. Самолёт мне понравился. Сделав ещё 2 полёта, собрал лётчиков и рассказал им об особенностях его пилотирования.

На следующий день разрешил вылететь на ЛаГГ-3 своему заместителю. Полёт прошёл успешно, и появилась мысль выпустить на новом истребителе всех лётчиков полка. Этой идеей поделился с командиром дивизии. Он её одобрил и разрешил переучивание.

Надо честно сказать, что мы добровольно взялись за очень непростое дело. Напомню, полк имел на вооружении бипланы И-153, обладавшие малой взлётной и посадочной скоростью. Лётчикам, не имевшим опыта полётов на моноплане, было трудно с такого самолёта пересесть в кабину "ЛаГГа", заметно отличавшегося от И-153 по маневренности, скоростным и взлётно - посадочным характеристикам. Гораздо проще было бы переучиваться с моноплана И-16. Один такой самолёт, подобранный нами и восстановленный, в полку был. Однако И-16 - самолёт одноместный, а нам нужен был учебно - тренировочный моноплан УТИ-4. Но где его взять на фронте ?

На наше счастье, на аэродроме совершил посадку как раз на УТИ-4 знакомый мне подполковник Семёнов. Я сделал ему замечание за то, что он летает на невооружённом самолёте у самой линии фронта, и предложил меняться: И-16 на УТИ-4. Семёнов оказался человеком понятливым, и обмен состоялся. Так в полку появился необходимый учебно - тренировочный истребитель.

Самолёт УТИ-4.

Подыскали невдалеке клеверное поле размерами гораздо больше нашего аэродрома. Перегнали туда ЛаГГ-3 и УТИ-4, выделили технические средства и специалистов. По очереди выключая из боевой работы одну эскадрилью за другой, мы давали возможность их командирам тренировать лётчиков на УТИ-4, что для них, выполнявших ежедневно по 7 - 8 боевых вылетов, было и переучиванием, и отдыхом одновременно. Каждый вечер прилетая на эту площадку, лично проверял подготовку лётчиков и выпускал их на "ЛаГГЕ". Мы уже подготовили более 20 лётчиков, когда на аэродром сел полк, вооружённый ЛаГГ-3, под командованием Ларюшкина. Наш самолёт был передан им.

Из ПВО города Ростова-на-Дону к нам перевели эскадрилью на И-153 под командованием Фатхулина. Вскоре он и его подчинённые получили боевое крещение в нашем полку. Я сводил группу на штурмовку аэродрома, находившегося между Днепропетровском и Днепродзержинском. Слетали удачно. В газете "Правда" от 9 сентября 1941 года сообщалось об уничтожении группой капитана Халутина 10 самолётов врага на земле и о сбитом лично командиром над аэродромом Ме-109.

Ещё несколько дней полетали подчинённые Фатхулина вместе с нашими опытными воздушными бойцами. Уже освоились, а тут последовало решение командования ВВС: управлению полка с лётчиками, освоившими ЛаГГ-3, техниками и механиками из расчёта на полк 20-самолётного состава, убыть в город Горький для получения с завода ЛаГГ-3. Остальных людей и самолёты И-153 передать во вновь формируемую часть на базе подразделения Фатхулина.

Во 2-м запасном авиаполку, под Горьким, где проводилось переучивание на ЛаГГ-3, нас приняли с большим удовольствием. Шутка ли - мы уже летали на этой машине. Всех быстро проверили в технике пилотирования на Як-7УТИ, и мы пересели на новые самолёты. Таким был итог инициативы, позволившей нам, без перерыва принимая участие в боевых действиях, освоить новую технику в один из самых трудных периодов войны".

Командуя полком, Халутин часто выполнял и разведывательные задания в интересах командования Юго - Западного фронта. Летая по - чкаловски, на бреющем полёте, он доставлял информацию, позволявшую определить направление движения противника, расположения его позиций, огневых точек.

В феврале 1942 года майор А. И. Халутин был назначен командиром 495-го ИАП, который вошёл в состав 125-й ИАД ПВО и стал прикрывать дальние подступы к городу Тула. Данным полком Александр Иванович командовал до Ноября 1942 года. Находясь в составе данного авиаполка Александр Иванович периодически вылетал на перехваты самолётов противника. Так, летом 1942 года в районе Бабынено, под Малоярославцем, он перехватил бомбардировщик Ju-88 и сбил его. Свою 5-ю победу Александр Иванович одержал 20 августа 1942 года и это была самая трудная для него победа.

В известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на сранице 140 написано следующее:

"20 августа 1942 года 3 истребителя 495-го ИАП под командованием майора А. И. Халутина, выполняя задачу по прикрытию войск Западного фронта в районе Козельска, встретили группу Ме-109. В непродолжительном бою майор А. И. Халутин и лейтенант Н. К. Желтов сбили по одному вражескому истребителю. Остальные самолёты противника скрылись в западном направлении".

По воспоминаниям самого Александра Ивановича события того боя развивались таким образом:

"При вылете в район Козельска, мой непосредственный напарник отстал от меня и я остался без ведомого и поэтому полёт мы продолжили тройкой. Неожиданно из облаков я был атакован парой Ме-109, но я их вовремя обнаружил и тут же одного из них контратаковал. Тот просто подставился под пушки моего истребителя, и мне только осталось нажать на гашетку, и я влепил в "Мессера" точную очередь снарядов и он, загоревшись, упал на землю. Однако я, оставшись без ведомого, прозевал атаку другой пары Ме-109 и один из них с жёлтым коком винта обстрелял мой самолёт. Я вовремя увидел, что меня атакует "желтоносый" Ме-109, успел сделать резкий маневр влево, но в кабине "желтоносого" видимо сидел опытный пилот и он всё же сбоку изловчился ударить по мне повторно, и попал в мой самолёт. У меня был разбит радиатор, пришлось выйти из боя и оторваться от противника. Затем я благополучно долетел до своего аэродрома и совершил благополучную посадку. При осмотре самолёта техники обнаружили попадание в мой самолёт 3 х 20-мм снарядов пушки Ме-109.   [ За время войны самолёты, на которых летал Халутин, получили в общей сумме 53 пробоины. ]

Уже после после войны, я узнал, что в том бою 20 августа 1942 года я дрался с пилотами из известной эскадры "Мёльдерс" и одного из них сбил. Помню, что тот "Мессер", что я сбил под Козельском, был окрашен в красный цвет. У него был красный кок и красный капот до кабины".

Свой последний 6-й официально засчитанный самолёт противника А. И. Халутин сбил в начале ноября 1942 года, когда он перехватил в районе Бабынино, атаковав и сбив на высоте 8500 метров самолёт - разведчик Не-111. Однако в этом бою Александр Иванович получил серьёзное ранение в районе правого глаза. Ему с трудом удалось довести свой самолёт до своего аэродрома и благополучно его посадить. Он сразу был направлен в госпиталь на лечение, которое затянулось почти на год. Глаз удалось сохранить, однако видел он только под определённым углом и процентов на 10. Убеждая врачей, что зрение восстанавливается, Халутин на медосмотрах подглядывал здоровым левым глазом - так было и во время войны, и позже. В результате он продолжал летать - до 1963 года...

А.И.Халутин с товарищами. 1944 год.

Слева направо: К. Ф. Соболев, П. Г. Сузик, Н. И. Кириллов, А. Г. Шевцов,
А. И. Халутин, Ф. А. Кибаль, И. А. Вишняков, С. Т. Ивлев, А. А. Казанский.

Летом 1944 года подполковник А. И. Халутин был назначен командиром 171-го Краснознамённого Тульского истребительного авиаполка, которым командовал до окончания войны. В декабре 1944 года при освобождении Прибалтики, Александр Иванович периодически вылетал на боевые задания и участвовал в штурмовых налётах полка на вражеские аэродромы. Во время одного такого вылета в составе полка, атакуя аэродром противника Александр Иванович неожиданно увидел, как из под крыла его Ла-5 выползает лобастая морда FW-190, который только что взлетел с атакуемого аэродрома. Пилот "Фоккера" видимо не видел Халутина, а когда обнаружил сбоку от себя и рядом советский истребитель, то резко отвернул вправо, но так как высота была небольшой, не выходя из разворота "Фоккер" врезался в землю и взорвался. По мнению А. И. Халутина, это была его 7-я неофициальная победа в этой войне.

Александр Иванович воевал в небе Украины, Подмосковья, в районе Харькова, Кременчуга, над Прибалтикой... Закончил войну в Курляндии. За годы Великой Отечественной войны он совершил 171 боевой вылет, участвовал в более 10 воздушных боях, в которых сбил 6 самолётов противника  ( из них 5 лично )  и ещё 5  ( или 6 )  уничтожил на земле. Был дважды ранен в боях.

В послевоенное время полковник А. И. Халутин продолжал службу в авиации. В конце 1940-х годов он был назначен заместителем командира 303-й ИАД по лётной части. В сентябре 1950 года, был направлен в КНР вместе с 177-м ИАП, входивший в 303-ю ИАД на Ляодунский полуостров, где по приказу командования, сформировал и подготовил к ведению боевых действий сначала 50-ю и затем 37-ю истребительные авиадивизии, которые были затем направлены на Корейскую войну. Он первым на Ляодуне совершил полёт на реактивном МиГ-15, чем ввёл в полный восторг всех китайцев, которые работали на аэродроме Саншилипу. 15 ноября 1950 года полковник А. И. Халутин доложил Главному военному советнику при ВВС КНР Маршалу А. С. Красовскому о выполнении задания, возложенное на него Командованием, - 50-я ИАД готова к боевым действиям в небе Кореи. Уже 20 ноября 50-я ИАД была направлена в состав только сформированного 64-го ИАК и с декабря месяца приступила к боевым действиям в небе Северной Кореи.

А.И.Халутин.

Однако Халутина не отправили с дивизией на войну, а оставили на Ляодуне, где он получил новое задание - сформировать новую истребительную дивизию трёхполкового состава. С 1950 по 1954 год Александр Иванович командовал 37-й ИАД, которая находилась в КНР - с декабря 1950 года в составе 83-го САК на Ляодунском полуострове, и с июля 1953 года в составе 64-го ИАК в Северо - Восточном Китае. В боевых действиях в небе Кореи лётчикам 37-й ИАД поучаствовать не довелось, но при защите воздушных границ КНР лётчики дивизии имели стычки с самолётами - нарушителями ВВС США. В декабре 1954 года 37-я ИАД вместе с её командиром полковником А. И. Халутиным, убыла из КНР и прибыла в Прикарпатский военный округ, в район Черновцы, где Халутин командовал данной дивизией до 1957 года. Там в Прикарпатье, в 1955 году он был удостоен звания Генерал - майор авиации.

В 1957 году А. И. Халутин был назначен начальником прославленного Качинского авиационного училища, через 2 года возглавил кафедру в Военно - Воздушной академии. В лётной книжке А. И. Халутина значится, что он летал на 54 типах самолётов - от У-1 до реактивного МиГ-17, совершил 10 094 самолёто - вылетов. Общий налёт - 3054 часа.

Уволившись в запас, с 1963 по 1994 год работал начальником группы поиска космических кораблей после посадки и эвакуации экипажей с места посадки на предприятии С. П. Королёва. Встречал на земле большую часть космических экипажей начиная с А. Николаева, В. Терешковой и В. Быковского.

Генерал - майор авиации в отставке А. И. Халутин награждён 4-мя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной войны 1-й степени, двумя - Красной Звезды. Заслуженный военный лётчик СССР, Заслуженный ветеран НПО "Энергия", Почётный член Центрального аэроклуба, Почётный член Всеармейского военно - охотничьего общества.

В 1994 году вновь занялся парашютным спортом, добавив к имевшимся 140 ещё 17 прыжков на тандеме. Причём один из них был сделан на Северный полюс. В последнее время проживал в Монино, под Москвой. Умер в 2003 году.

Один из прыжков А. И. Халутина в тандеме.

Один из прыжков А. И. Халутина  ( внизу )  в тандеме.


Он познал небо...

Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © fightersky.ru