Главная | Источники | 

HSU

Гусев Александр Иванович

А.И.Гусев

Александр Гусев родился 24 Августа 1910 года в Липецке, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал механиком в мастерских Госметра в Ленинграде. С 1928 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил 2-ю военную военную школу лётчиков в городе Борисоглебске. В звании Старшего лейтенанта командовал отрядом 17-й авиаэскадрильи 142-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

С 20 Августа 1937 года по 25 Апреля 1938 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Был командиром эскадрильи, а затем истребительной авиагруппы И-16. Имел псевдоним "Алехандро". Уже тогда о нём шла слава как о решительном и опытном командире, смелом и инициативном лётчике. Рослый, энергичный, всегда весёлый, он как - то сразу завоевывал симпатии всех, кому приходилось с ним встречаться.

Командир эскадрильи истребителей И-16 на Арагонском фронте Старший лейтенант А. И. Гусев одним из первых открыл боевой счёт сбитых машин противника. Свою первую победу одержал 23 Августа.

В Октябре под Сарагосой в группе сбил Fiat CR-32 и лично ещё 1 машину. Пилотом одного из вражеских самолётов, по словам самого Гусева, был Капитан Мюллер. Однако, по западным источникам, в то время был известен только Обер - лейтенант Курт Мюллер из JG легиона "Кондор", а подтверждений о том, что он был сбит - нет.

Его эскадрилья, следуя примеру командира, нанесла большой урон неприятелю. Молодых лётчиков, только что прибывших в эскадрилью, он учил так: "Запомните для начала 4 "нельзя". Нельзя отрываться в бою от группы. Нельзя стрелять с большой дистанции. Нельзя быть в бою слепым. Нельзя действовать поспешно. Всё остальное подскажет опыт". Очень уж выразительно сформулировал он непременные условия победы в воздушном бою. Школа Гусева, по словам одного из пилотов его группы, будущего Героя Советского Союза, А. Ф. Семёнова, запомнилась ему навсегда и оказало большое влияние на формирование необходимых качеств лётчика - истребителя.

Эскадрилья А.Гусева.

9 Октября 1937 года Гусев участвовал в погоне за вражеским самолётом - разведчиком. Сам он пишет об этом так:

"Взлетаю через 1 - 2 минуты после дежурного звена. Фашистский экипаж наверняка сконцентрировал своё внимание на тройке Панфилова. Она, набирая высоту, догоняет разведчика. Взлетал я на северо - запад, и, подворачивая к линии фронта, фашистский лётчик невольно помогал мне, идя на сближение со мною.

Я захожу сбоку. Всё крупнее и крупнее выглядит самолёт - разведчик в концентрических, похожих на мишень кругах прицела. До зуда в пальцах хочется поскорее нажать гашетку. Ведь, судя по всему, меня враги не видят. Они слишком увлеклись борьбой на дальних дистанциях с тройкой Панфилова...

По тому, как резко и неуклюже вражеский лётчик накренил самолёт влево от меня, я понял, что он не ожидал моей атаки. Но, отвернув от меня, пилот - разведчик подставил машину под очереди звена Панфилова. Получив свою "порцию", вражеский пилот нашёл-таки единственный правильный для себя выход. Он вывел машину на прямую в сторону Теруэля и со снижением на всей мощи моторов на предельной скорости ринулся к предгорьям, возле которых держалась облачность.

Мы атаковали противника одновременно с разных сторон: Панфилов сверху, Ильин - снизу, Базаров - слева, я - справа. Огонь открывали с 300 метров и вели до 50 метров. Хорошо виделось, как очереди трассирующих и зажигательных пуль, ударив в машину, вспыхивали короткими белыми и оранжевыми огоньками.

После нашей второй атаки ни стрелок, ни штурман не стреляли. Мы ринулись в третью.

Выхожу из боевого разворота. Снова в концентрических кругах прицела вижу вражеский разведчик. И опять мы с Панфиловым почти одновременно открываем огонь по противнику. После выхода из атаки я обернулся и с трудом сдержал возглас радости: на вражеском самолёте загорелся левый мотор...

Но, повернув на боевой курс, я увидел, что пилот - разведчик ринулся в глубокое скольжение с пикированием. Пламя, метавшееся около его левого мотора, сбил бешеный встречный поток воздуха. Самолёт - разведчик был всё ещё жив.

Атаки последовали одна за другой. Было видно, как после очереди от фюзеляжа машины, от крыльев отлетели куски обшивки. Фонарь лётчиков разбит вдребезги. Левый мотор продолжал дымить, винт остановился. Машина болталась из стороны в сторону. Но самолёт продолжал лететь. Как смертельно раненный хищный зверь, он упрямо полз к спасительным для него облакам. А они уже близко. Ещё несколько минут, даже не минут, а секунд, - и разведчик противника нырнёт в туманное чрево, исчезнет с глаз.

Вхожу на боевой курс. Машина врага в перекрестье. Нажимаю гашетки... Даю длинную очередь. Я ещё не прекратил огня, а самолёт противника с большим углом пикирования призрачно мелькнул в белых прядях тумана и скрылся в облаках. Если сказать, что было обидно до слёз, то это будет точно...

Злость разбирает меня. Вчетвером не смогли сбить один самолёт !   Лётчики - истребители называется !   Просятся на ответственные задания !   Чёрт бы нас побрал с торопливостью, нервозностью !   Барышни кисейные, а не истребители !   Как же я Евгению Саввичу стану докладывать ?

Эта мысль совсем доконала меня".

Согласно воспоминаниям Гусева, эта история закончилась тем, что часа через 2 после возвращения перехватчиков на аэродром, позвонил Е. С. Птухин и сообщил, что разведчик, по докладам постов ВНОС, всё же был сбит и упал на республиканской территории.

В иностранной литературе упоминается потерянный в этот день Do-17 с бортовым номером "27 М 16" из состава А/88. Однако об обстоятельствах потери самолёта и о судьбе его экипажа ничего не сообщается.

Самолёт Dornier Do-17Е.

12 Октября 1937 года стало одним из самых удачных дней в "испанской" боевой карьере И-16. Лётчики заявили о 15 сбитых "Фиатах", обломки 7 самолётов противника были найдены на республиканской территории. 1 самолёт с итальянским лётчиком совершил вынужденную посадку на правительственной территории. Большинство  ( если не все )  побед были одержаны на И-16. К сожалению, полную картину этого боя установить не представляется возможным. Можно с уверенностью сказать, что проверку боем прошли лётчики эскадрилий Гусева, Девотченко и Агирре.

Эскадрилья Гусева провела над линией фронта воздушный бой, в котором Иван Панфилов сбил 1 "Фиат", а ещё 2 "Фиата" были подбиты.

Истребитель И-16

Истребитель И-16 тип 5, Республиканские ВВС, 1937 год.
Истребитель И-16

При возвращении на аэродром лётчики заметили летевшее параллельно с ними в одном направлении и на одной высоте звено "Фиатов". Используя количественное и качественное превосходство, советские истребители решили принудить итальянцев к посадке. Однако такой вариант итальянцев явно не устраивал, и они попытались вырваться. Ведущий звена "Фиатов", дабы облегчить уход своих ведомых, пошел вверх. Его, оторвавшегося от группы, и сбили Александр Гусев и Иван Соколов. Ведомые "Фиаты" пошли вниз, и им удалось пройти какое-то расстояние к линии фронта, но они были сбиты звеньями Платона Смолякова и Ивана Панфилова. Пилот ведущего "Фиата" - Капитан, командир эскадрильи, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Находясь в плену, он сообщил сведения о количестве самолётов и распорядке работы аэродрома Гарапинильос.

Со стороны противника в бою участвовала VI истребительная группа. Итальянцы признали потерю 5 "Фиатов". Сержант Джузеппе Риголи  ( Giuseppe Rigoli )  и Лейтенант Алессио Нери  ( Alessio Neri )  погибли. Самолёты Лейтенанта Франческо Леончини  ( Francesco Leoncini )  и сержанта Уго Корсини  ( Ugo Corsini )  столкнулись в воздухе. Лейтенант Роберто Боскетто  ( Roberto Boschetto )  совершил вынужденную посадку на республиканской территории.

Капитан Гвидо Нобили  ( Guido Nobili ), имевший в Испании 9 побед, и Капитан Эрнесто Ботто  ( Ernesto Botto )  вернулись на аэродром на повреждённых машинах. Ботто был тяжело ранен в ногу. Ранение оказалось настолько серьёзным, что врачам пришлось ногу ампутировать. Тем не менее лётчик, освоившись с протезом, вернулся в боевой строй, продолжал летать и возглавил VI группу, которая получила название "Железная нога"  ( Gamba di Ferro ). Количество всех сбитых им самолётов, до и после ранения, варьируется в разных источниках от 4 до 7.

В эскадрилье Гусева в этот день погиб в бою Андрей Микулович. Виктор Годунов получил серьёзное ранение в руку и с огромным трудом совершил посадку  ( в боевой строй эскадрильи он больше не вернулся и после поправки отправился на родину ). Некоторые лётчики эскадрильи по разным причинам не смогли вернуться на свой аэродром и произвели посадки на других аэродромах.

Понесли потери и молодые испанские лётчики: 2 самолёта были сбиты, а некоторые вернулись изрядно побитыми. Погиб лётчик 1-й эскадрильи И-16 Эмилио Эрреро Агилера  ( Emilio Негтего Aguilera ). Ещё 1 И-15 упал на линии фронта, судьба лётчика неизвестна. Но жертвы были не напрасны. Мануэль Сарауса, Фернандо Клаудин, Антонио Ариас сбили по "Фиату".

4 Декабря над аэродромом Бухаралос произошёл воздушный бой между 5 И-16, возглавляемыми Александром Гусевым, и 30 бомбардировщиками, а также 11 Ме-109 из 1.J/88. Учитывая неравенство сил и неэффективность оружия советского истребителя против бомбардировщиков, Гусев объектом нападения выбрал истребители. В результате противник лишился 2-х самолётов. Один, по документам, был подбит и упал на своей территории. Второго подбил Гусев и вместе со своим ведомым сопровождал "немца" до места вынужденной посадки на республиканской территории, после чего патрулировал над ним до прибытия республиканских солдат.

Поединок И-16 и Ме-109 в небе Испании.

Поединок республиканского И-16 и немецкого Bf-109B в небе Испании.  1937 год.

Ущерб же от сброшенных противником бомб оказался минимальным - 2 техника получили ранения, ни один республиканский самолёт не пострадал. В бою получил ранение Виктор Кустов.

Пилот 1.J/88 Отто Поленц попал в плен и на следующий день был допрошен в штабе авиации, где давал малозначащие и ложные показания. Его "Мессершмитт-109" оказался практически неповреждённым и через некоторое время был отправлен в Советский Союз.

30 Декабря 1937 года в воздушном бою с немецкими истребителями Me-109 Гусев был ранен в горло, но сумел долететь до своего аэродрома и благополучно произвести посадку. Некоторое время лежал в госпитале, выйдя из которого продолжал участвовать в боях.

2 Марта 1938 года А. И. Гусев был награждён орденом Красного Знамени и вскоре принял под командование истребительную авиагруппу  ( Grupo de Caso ), а в Апреле вернулся в Советский Союз. К тому времени он совершил более 100 боевых вылетов  ( 131 час боевого налёта ). Проведя 32 воздушных боя, сбил 3 самолёта лично  ( 1 Ме-109 и 2 Fiat CR-32 )  и 1 Fiat CR-32 в паре.


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
115.10.19371 Фиат-32Гарапинильос( лично )
2??.10.19371 Фиат-32Сарагоса( в паре с И. В. Соколовым )
304.12.19371 Ме-109Бухаралос( лично )
422.12.19371 Фиат-32Теруэль( лично )
   * Совершивший вынужденную посадку на республиканской территории пилот Ме-109 немец Обер-фельдфебель
      Отто Поленц был взят в плен, а захваченный самолёт был переправлен морем в СССР для изучения.

14 Ноября 1938 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, Старший лейтенант А. И. Гусев был удостоен звания Герой Советского Союза  ( "Золотая Звезда" № 109 ), с вручением ордена Ленина. Он был также награждён орденом Красного Знамени  ( 2.03.1938 ).

По возвращении в Советский Союз был назначен заместителем командира авиационной бригады. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.

2 Июня 1939 года в составе группы лётчиков, имевших боевой опыт, Полковник А. И. Гусев прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско - японском конфликте у реки Халхин - Гол. Был командующим ВВС 1-й армейской группы. За участие в этих боях награждён вторым орденом Красного Знамени  ( 29.08.1939 )  и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени  ( 18.08.1939 ).

Группа лётчиков-героев. 1939 г.

Был назначен заместителем командующего ВВС Белорусского военного округа и командующим ВВС Одесского военного округа.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Был заместителем командующего ВВС 8-й армии. Награждён третьим орденом Красного Знамени  ( 20.05.1940 ).

4 Июня 1940 году А. П. Гусеву было присвоено воинское звание Генерал - майор авиации.

В Январе 1941 года был назначен командиром 17-й смешанной авиационной дивизии.

Участвовал в Великой Отечественной войне. До Сентября 1941 года продолжал командовать 17-й САД на Юго - Западном фронте  ( 20, 91-й истребительные, 48, 224, 225, 242-й и 244-й ближние бомбардировочные авиаполки ).

А.И.Гусев

С 16 Декабря 1941 года по 15 Ноября 1942 года командовал 106-й истребительной авиадивизией ПВО, охранявшей Бологое и прикрывавшей воздушное пространство над железными дорогами в тылах Северо - Западного и Калининского фронтов.

С 16 Ноября 1942 года по 15 Июля 1944 года он командовал 104-й ИАД ПВО  ( 729-й и 730-й ИАП ), защищавшей Архангельск. Участвовал в освобождении Прибалтики.

С 16 Июля по 9 Августа 1944 года командовал 328-й ИАД ПВО, действовавшей в составе Западного фронта ПВО. Некоторое время был командующим ВВС армии, заместителем командующего Воздушной армией.

За боевые заслуги был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени  ( 14.02.1943 ), несколькими медалями.

После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях. В 1948 году окончил Военную академию Генерального штаба, в 1955 году - Военно - исторический факультет при той же академии. За долголетнюю и безупречную службу был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

В 1960 году уволился в запас в звании Генерал - майор авиации. Проживал в Москве. Умер 26 Июля 1978 года. Автор книги воспоминаний - "Гневное небо Испании".


Возврат

Н а з а д