Главная | Источники | 

HSUHST

Гризодубова Валентина Степановна

Гризодубова В.С.

Родилась 31 Января 1910 года в городе Харькове  ( Украина ). В 1929 году окончила Пензенский аэроклуб, 1933 году - Тульскую лётную школу. В 1934 - 1938 годах лётчик агитационной эскадрильи им. Максима Горького, установила 5 международных женских рекордов на спортивных самолётах. С 1936 года в Красной Армии.

24 - 25 Сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте "Родина" совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта. 2 Ноября 1938 года удостоена звания Героя Советского Союза. Была Начальником Управления международных воздушных линий ГВФ СССР.

Участница Великой Отечественной войны с 1941 года, была командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С Марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолёты которого летали в тыл к партизанам.

С осени 1943 года командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком, лётчики которого участвовали в Белорусской операции 1944 года, бомбили войска противника в районах Бобруйска, Оболи, Рогачёва, Полоцка, Борисова, Орщи, Лиды. Полковник В. С. Гризодубова совершила около 200 боевых вылетов.

После войны работала в гражданской авиации. Жила в Москве. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Герой Социалистического труда  ( 1986 год ). Умерла 28 Апреля 1993 года.

Награждена орденами: Ленина  ( дважды ), Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Валентина Степановна Гризодубова - незаурядная лётчица, первая из женщин удостоенных звания Героя Советского Союза, да к тому же с таким лётным стажем, которым вряд ли, кроме неё, может кто - нибудь похвастать. В самом деле, мало кто поднимался на аэроплане в 2-летнем возрасте !   Правда, теперь пассажирами бывают и грудные дети, иное дело в 1913 году, когда человек только овладевал воздушным океаном.

Она родилась на Украине, в городе Харькове, в семье известного авиационного конструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Официальная дата рождения В. С. Гризодубовой - 31 Января 1910 года. Точная дата - 27 Апреля 1909 года по старому стилю, обнаружена директором музея Гризодубовых в Харькове В. Е. Власко.

Отец Валентины Степановна - увидел в кино полёты братьев Райт и задумал сам создать летательный аппарат, хотя и не имел для этого ни достаточных знаний, ни средств. Он уговорил киномеханика отдать ему несколько кадров, на которых был показан аэроплан, сделал с них отпечатки и начал строить по ним самолёт. Он работал в одиночку, без всякой поддержки. Единственной его помошницей была жена.

В квартире Гризодубова почти по было мебели. Семья во всём себе отказывала. Весь заработок Степана Васильевича, всё, что добывала шитьём жена, - шло на приобретение материалов для аэроплана. С трудом достали денег на покупку велосипедных колёс для уже готовой машины.

Харьковский губернатор, узнав о затее Гризодубова, презрительно сказал: "Нищий, а лезет в небо !"   И всё же аэроплан был построен, и в 1913 году конструктор - самоучка стал летать на нём над Харьковским ипподромом. Там были царские конюшни, и на Гризодубова поступила жалоба: шум мотора пугает коней. Полёты продолжались недолго - всего 1,5 - 2,0 минуты.

Как - то раз мать Вали ушла по делу, ребёнка не на кого было оставить. Отец, собиравшийся ещё раз проверить свою машину, не долго думая, привязал 2-летнюю дочку себе за спину и полетел.

Л.В.Зверева.
Л. В. Зверева.

В семье Гризодубовых сохранилась старая фотография, на которой видна крохотная девочка, бесстрашно сидящая на перекладине хрупкого аэроплана.

Мудрёные слова "шасси", "фюзеляж", "мотор" звучали для девочки также привычно, как "хлеб", "вода", "молоко". С детства Валя слышала восторженные рассказы отца о первой русской лётчице Лидии Виссарионовне Зверевой.

Лидии Зверевой, когда она была ещё гимназисткой, удалось тайком от родителей подняться на воздушном шаре. С этого началось серьёзное увлечение авиацией. Она постоянно присутствовала на публичных полётах, познакомилась с первыми русскими лётчиками и мотористами. Отважная девушка добилась зачисление в лётную школу и в 1911 году получила звание пилота. Зверева пыталась привлечь женщин в авиацию и хлопотала, правда, без успеха, об открытии специальной школы для девушек.

Гризодубова стремилась во всём подражать Зверевой. Она тоже решила стать лётчицей. В 1929 году она окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком - инструктором в Тульской авиационной школе, обучая других искусству пилотировании. В 1934 - 1935 годах - служба в агитационной эскадрилье имени Максима Горького на Центральном аэродроме в Москве. Она совершала агитационные перелёты по городам и селам Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья. И часто в далёком селении, где никогда ещё не видели самолёта, жители дивились не только прилёту стальной птицы, но ещё и тому, что ею управляет женщина. И кто знает, может быть, речи лётчика - агитатора Гризодубовой, её смелый пример зажгли во многих слушавших её девушках стремление пойти учиться в авиашколы.

Работа в агитэскадрилье, полёты почти по всему Советскому Союзу были по душе Гризодубовой: она очень любила путешествовать. География - любимый предмет в школе - становилась для неё теперь живой и ощутимой.

Она много читала о путешествиях, унаследовав любовь к познанию земли от отца. Когда Гризодубова училась в школе лётчиков, отец её жил в Харькове. Они никуда не выезжали из города, но тем не менее "путешествовали" по всему земному шару. Отец присылал отчёт о своих "поездках" по Америке, и дочь в ответном письме делилась своими впечатлениями о "путешествии" по Австралии.

"Путешествовать" юной лётчице было нелегко: не хватало знаний. И она упорно рылась в книгах, знакомясь с жизнью народов тех стран, которые она "посещала". Так "объехала" она вместе с отцом весь земной шар, пересекла оба полюса и экватор. Эти "путешествия" очень помогли ей потом, во время настоящих путешествий по стране.

С самого начала работы в авиации лётчица стала готовить себя к дальним перелётам, к завоеванию женских международных рекордов. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 Валентина Гризодубова установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.

В Октябре 1937 года она поднялась на небольшом спортивном самолёте. За полчаса она прошла 100 километров со скоростью 218 километров в час. Рекорд американской лётчицы Аннеты Джинсон, развившей на одноместном спортивном самолёте скорость около 199 километров, был побит.

А через 2 дня Гризодубова побила рекорд другой американки - Моури. На двухместном спортивном гидроплане Гризодубова со своим бортмехаником Катей Слобоженко поднялась с Москвы - реки и пролетела 100 километров со скоростью 200 км/час  ( рекорд американки на самолёте такого же класса равнялся 127 км/час ). Через полчаса неутомимая Гризодубова опять поднялась, на этот раз на одноместном гидросамолёте. Теперь уж "не повезло" другой американской рекордсменке - Маргарите Тэннер, пролетевшей 100 километров со скоростью 167 км/час. Советская лётчица прошла такое расстояние со скоростью 190 км/час.

Экипаж 'Родины'

Так, можно сказать, в один присест, Валентина Гризодубова завоевала для своей Отчизны сразу 3 женских авиационных рекорда. А вскоре её полет со штурманом Мариной Расковой по маршруту Москва - Актюбинск дал стране и 4-й рекорд. За 7 часов 23 минуты лётчицы на спортивном самолёте прошли по прямой 1444 километра, почти в 2 раза превысив международный женский рекорд.

24 - 25 Сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 "Родина" ( второй пилот - П. Д. Осипенко, штурман - М. М. Раскова )  совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток  ( посёлок Керби, Хабаровский край ), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта ( за 26 часов 29 минут было покрыто расстояние в 6450 км ).

2 Ноября 1938 года за выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и отвагу, Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1939 - 1941 годах Депутат Верховного Совета СССР В. С. Гризодубова занимала должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота.

...Началась Великая Отечественная война. Валентина Гризодубова в первый же день подала рапорт об откомандировании её на фронт. Но ей отказали. У командующего ВВС были другие планы.

В Марте 1942 года она была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Часть была сформирована из пилотов, механиков, инженеров и радистов Гражданского Воздушного Флота. Они имели большой опыт полётов на внутренних и международных трассах, хорошо знали технику, но никогда не изучали тактику воздушного боя. На вооружение полка прибыли пассажирские самолёты DC-3  ( Ли-2 ).

В связи с острой нехваткой бомбардировочной авиации в начальный период войны, транспортные самолёты, состоящие на вооружении 101-го полка, срочно переоборудовали. Острая нужда в бомбардировщиках заставила применять Ли-2 для выполнения боевых заданий. Они поднимали по 4 авиабомбы ФАБ-250. Прицел, вернее, визир, установленный на правом борту корабля, был очень неудобен для прицеливания. При работе с ним штурман испытывал немалые трудности. Естественно, и меткость бомбометания с самолётов Ли-2 была слабее, чем с боевых кораблей Ил-4, ТБ-3, Пе-8 и Ер-2. Но что делать, приходилось мириться с этим. Транспортные самолёты Ли-2, переоборудованные под бомбардировщики, всё же увеличивали наш боевой состав. При хорошей видимости цели натренированные штурманы успешно выполняли бомбардировочные задачи.

Самолёт Ли-2

Самолёт ДС-3  ( Ли-2 ) - основная машина советской транспортной авиации.

Около месяца готовились экипажи к полётам на бомбардировку войск и военных объектов противника.

Вскоре полк приступил к выполнению боевых заданий. Лётчики сбрасывали десанты в тыл врага, обрушивали осколочные и зажигательные бомбы на голову противника в районе Курска, Орла, Льгова. Они бомбили коммуникации фашистов, их оборонительные сооружения, скопления войск и техники, разрушали мосты, станции, склады, базы, железнодорожное полотно.

В конце 1942 года полк был передан в расположение Центрального штаба партизанского движения. Каждую ночь, в любую погоду самолёты пересекали линию фронта и доставляли партизанским отрядам, действовавшим на Украине, в белорусских и брянских лесах, вооружение, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. На обратном пути они вывозили на "Большую землю" раненых, женщин, детей.

Около 2000 тонн патронов и снарядов, различного оружия и взрывчатки доставили народным мстителям лётчики полка, проводя свои самолёты сквозь огневые заслоны вражеских зениток, преодолевая ночную тьму, в любых погодных условиях...

Бывший начальник штаба полка, которым командовала В. С. Гризодубова, А. Верхозин в своих воспоминаниях пишет: "Много сил и энергии вложила эта женщина в боевую работу полка. Были у неё и волнения, часы нелёгких раздумий. Немало трудностей отпустила ей жизнь: очень сложно отвечать за людей, воспитывать их, вести в бой. Но подлинное счастье испытывала Валентина Степановна, когда видела, как стойко и самоотверженно бились с фашистами экипажи её прославленного в боях авиационного полка".

Полковник В. С. Гризодубова не только умело руководила полком, который в ходе войны был удостоен звания Гвардейского, но и сама участвовала в боевых операциях: водила самолёты бомбить скопление вражеских войск в районе Курска, часто летала к партизанам. Пример командира полка, старшего офицера вдохновлял каждого пилота.

Как - то Гризодубовой и её подчинённым предстояло сбросить контейнеры с горючим нашим частям, попавшим в окружение. Один самолёт вёл Михаил Сахаров, тот самый лётчик, который в 1938 году первый нашёл "Родину" и сбросил вымпел с запиской. Когда под сильным обстрелом они летели над территорией, занятой врагами, Гризодубова увидела, как был сбит и упал на землю самолёт Сахарова... Только после окончания войны выяснилось, что Сахаров попал в плен и выжил. Гризодубова разыскала его и добилась его возвращения в авиацию.

Гризодубова В.С.

Чуткое и сердечное отношение к людям ценили в своём командире лётчики 101-го полка. Сотня мужчин, которыми командовала Гризодубова, немного побаивались её и уважали.

Самолёт с Большой земли всегда был радостным событием в тревожной, полной лишений и опасностей жизни партизан. И Гризодубова слышала много благодарностей от таких прославленных партизанских вожаков, как Ковпак, Фёдоров... Среди её многих наград есть и медаль "Партизану Отечественной войны" 1-й степени.

С Октября 1943 года Валентина Степановна командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком АДД  ( авиация дальнего действия ). Всего лично совершила более 200 боевых вылетов ( в том числе 132 - ночных )  на бомбардировку и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов.

Самолёт Ли-2

Самолёт ДС-3  ( Ли-2 )  состоял на вооружении 31-го Гвардейского авиационного полка АДД.

После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где она успешно трудилась почти 30 лет. "Весь жизненный путь славной лётчицы, - писал М. М. Громов, - можно обозначить одним коротким, но выразительным словом - подвиг. Гризодубова уверенно держит в своих руках штурвал. Полёт продолжается".

После выхода в запас в 1946 году, В. С. Гризодубова была назначена заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого радиолокационного оборудования. В 1963 - 1972 годах была начальником Лётно - Испытательного центра НИИ. С 1972 года - заместитель начальника Московского НИИ приборостроения по лётной части. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. За многолетний доблестный труд, 6 Января 1986 года ей присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Валентина Степановна часто навещала родной Харьков, с которым у неё связаны дорогие сердцу воспоминания. Харьковчане с большой теплотой встречали свою славную землячку.

В Сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие легендарного беспосадочного перелёта на самолёте "Родина" по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь славного экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо. Он всегда будет напоминать людям о подвиге 3-х героических советских женщин.

Последние годы жила в Москве. Умерла 28 Апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Почётный гражданин города Пенза. В Москве установлен памятник. На доме, где жила - мемориальная доска. В 1972 году в Харькове, в квартире Гризодубовых, был открыт музей истории авиации. Её имя носит 103-й Гвардейский военно - транспортный авиационный полк и самолёт Ил-76МД в Смоленске.


Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры раздела  


Главная |  | Источники | 

        © fightersky.ru