|
Родился в 1904 году в городе Ростов-на-Дону, в семье рабочего. С 1920 года в рядах Красной Армии, с 1934 года служил в авиации. С января по август 1938 года принимал участие в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-15бис ( боевой налёт - 95 часов ). В воздушных боях лично сбил 4 вражеских самолёта ( 2 истребителя И-97 и 2 бомбардировщика Б-97 ). С 1941 года по 8 августа 1942 года полковник А. И. Грисенко был командиром 2-го истребительного авиационного полка. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В конце 1941 года полк сражался на Брянском фронте, затем защищал небо Сталинграда. 8 августа 1942 года был сбит и получил тяжёлое ранение в ногу, её пришлось отрезать чуть ниже колена. После продолжительного лечения ( с 14 августа 1942 года по 29 мая 1943 года ), вернулся на фронт. С 26 декабря 1943 года по 23 октября 1944 года полковник А. И. Грисенко занимал должность командира 304-й истребительной авиационной дивизии ( 23-я Гвардейская ИАД ), летал уже на "Аэрокобре". По состоянию на 1 марта 1944 года произвёл 60 боевых вылетов с общим налётом 75 часов ( 30 - на И-16, 10 - на ЛаГГ-3 и 35 - на Як-1 ). Проведя 27 воздушных боёв сбил лично 2 Ме-109 и 2 Ju-88. Награждён орденами: Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями. * * *Вот что пишет в своих вспоминаниях бывший техник звена, ныне подполковник запаса С. П. Ивлев, в сборнике "На земле, в небесах и на море": "В августе 1942 года наш 521-й полк, понеся
большие потери в боях за Ржев, был направлен под Саратов за получением новых
самолётов. В этот период началось формирование трёхэскадрильных полков, так что
большая часть нашей эскадрильи, особенно технического состава, была переведена
во 2-й истребительный авиаполк, который сражался под Сталинградом. Хотя в это
время мне и предлагали должность старшего техника авиаэскадрильи - с переходом
в другой полк, - я попросил, чтобы меня оставили на прежней должности, но в
составе моей родной эскадрильи. Так я остался техником авиазвена. Правда, полк
этот был для меня уже 4-й по счёту, но с ним я прошёл до конца войны. Служил в
эскадрилье, которой вначале командовал Я. Н. Сорокин, а затем А. П. Бритиков.
Боевую деятельность под Сталинградом 2-й истребительный вёл с
нескольких аэродромов. Со второй половины августа бои развернулись на ближних
подступах к городу и ожесточённые схватки не затихали ни днём ни ночью. В конце
Августа противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Тут наши
лётчики проявили удивительное мужество, воинскую доблесть и мастерство. Приведу
лишь несколько боевых эпизодов. 8 августа группу Як-1 в бой против целой армады фашистских
бомбардировщиков повёл сам командир авиаполка полковник А. И. Грисенко. Лётчики
вступили в ожесточённый, неравный бой. Фашисты били из всех пулемётов и пушек
по нашим машинам, но воздушные бойцы не дрогнули. Экономя боеприпасы, наши
лётчики короткими и прицельными очередями крушили врага. Вот на одном из фашистских бомбардировщиков показался дымок -
и он пошёл вниз, оставляя за собой длинный чёрный шлейф дыма. За ним загорелся
второй, третий. Побросав где попало бомбы, фашисты начали удирать на свою
территорию. К сожалению, в этом бою полковник А. И. Грисенко был тяжело
ранен. Он с большим трудом приземлил повреждённый самолет в прифронтовой полосе.
Оказалось, что вражеский снаряд попал прямо в кабину истребителя и осколком
снаряда лётчику раздробило левую ногу. Командира тут же доставили в медсанбат,
затем в госпиталь, где ногу ампутировали. Забегая вперёд, скажу, что врачи выдали лётчику справку о том,
что к лётной службе он не пригоден. Но Александр Иванович Грисенко не мог мириться
с тем, что ему не придется больше ходить в атаки на боевом истребителе. Он добился
приёма у командующего ВВС, который разрешил ему вернуться в боевой строй, на
фронт. Вскоре А. И. Грисенко с ампутированной ногой сел в кабину самолёта.
Пришлось освоить новый истребитель - "Аэрокобру",- и до конца войны лётчик
храбро сражался на нём с фашистами, командуя авиасоединением". А вот как вспоминает о своей встрече с А. И. Грисенко фронтовой корреспондент И. Я. Бражнин, в книге "В Великой Отечественной...": "Вот приехал на разбор лётного дня в полк
Подполковника Сергея Ивановича Тимофеева комдив. Полковник Александр Грисенко
невелик ростом, подвижен, несмотря на то, что вместо одной ноги у него протез.
Глаза острые, внимательные. Приглядывается, прислушивается. Лётчик Фанин докладывает
о бое, который вёл сегодня. Против его группы было 4 "Мессершмитта". Потом вдруг
оказалось, что их только три. Стал оглядываться, куда девался четвёртый ?
А немец уже ему в хвост заходит. Хорошо, вовремя схватился.
Комдив слушал и чему - то усмехался. А после разбора вышел вперед
и похлопал по вытянутому перед собой протезу: - Вот оно, нечётное число. Было 8 "Мессеров". Потом стало 7. Один
внезапно исчез. Я не заметил. И нет ноги... Ищите чётное число врагов. Нечётного
быть не может. Видите три - ищите четвёртого. Видите семь - ищите восьмого... Слушая полковника Грисенко, я оглядел сидевших на скамейках лётчиков.
Они слушали его с напряжённым вниманием. Я перевёл взгляд на сухонькую крепкую
фигурку комдива. Вот оно - ещё одно, и немаловажное, звено взаимосвязи и взаимовыучки
в школе боевого мастерства, в которой я, наблюдая её, жил последнюю неделю. Вот
eщё один из учителей в ней, и, как видно, учитель многоопытный, умелый, находчивый.
Сделав собственный протез наглядным учебным пособием, он, думается, навсегда
внедрил в сознание своих лётчиков важный закон чётности. Они могут, пожалуй,
забыть любое другое поучение касательно этого предмета, но никогда не забудут
сухого треска протеза под маленькой крепкой ладонью полковника. Александр Грисенко - человек трудной судьбы, человек, поражающий
своей неукротимой настойчивостью и волей. На войну он пришёл уже опытным и бывалым
истребителем, воевавшим в качестве добровольца в Китае против японских захватчиков.
Там он и открыл свой боевой счёт. К началу Великой Отечественной Грисенко командовал
истребительным полком. Летом 1941 года полк стоял в лагерях под Киевом. Июнь уже был тревожным. Война надвигалась, и такой опытный боевой
командир, как Грисенко, не мог не видеть, не понимать этого. Видеть и понимать -
для Грисенко значило обязательно и действовать. И за несколько дней до начала
войны он приказал оружейникам зарядить стоящие на самолётах пулемёты боевыми
патронами. По тем временам это был риск, и немалый. Если бы начальство
узнало о столь самостоятельных действиях молодого командира полка, его бы, по
всей видимости, предали военному суду. Но, к счастью для Грисенко и многих
киевлян, начальство об этом приказе не узнало. А на рассвете 22 июня, когда
налетели на Киев немецкие бомбардировщики, с полевого аэродрома мгновенно
поднялись в полной боевой готовности истребители Грисенко. Больше года прошло в непрерывных и отчаянных схватках с противником.
Коричневые тучи уже надвигались на Волгу. Сталинградское небо было очень трудным
для наших лётчиков. Немцы имели здесь огромное превосходство в воздухе. Истребители
Грисенко, переброшенные к Сталинграду, делали по 4 - 5 и больше вылетов в день.
Полковой командир водил своих лётчиков сам в бой, и в один злой день Грисенко
был сбит и лишился ноги. Для всякого другого это, вероятно, был бы конец. Летать без
ноги невозможно. Может быть, это и так, но только не для Грисенко. Он таких
"невозможно" не признавал. Он научился летать с протезом, он настоял на возвращении
его в строй. Он снова был в воздухе. Снова командовал истребительным полком, а
потом и дивизией. И вот он передо мной возле КП Тимофеевского полка - этот неукротимый
комдив, настоящий человек, настоящий лётчик, настоящий боец". * * *Фотографию А. И. Грисенко, взятую из школьного музея ( ныне лицей № 33 города Ростов - на - Дону, выпускником которого он был ) и некоторую дополнительную информацию, прислала Наталья Ровчак: "Александр Иванович Грисенко учился в этой
школе в 1920-е годы. Член партии большевиков с 15 лет, участник революционного
подполья в царское время, он стоял у истоков "кинокомсомола". Кинокомсомол в
Ростове - это группа молодёжи, занимавшаяся созданием кинофильмов, как хроникальных,
так и художественных. Там занималась и группа учеников этой школы. А. Грисенко
выступал и в роли артиста и в роли режиссёра. Можно предположить, что он стал
бы работником киноискусства. Но в начале 1930-х годов страна бросила клич:
"Молодёжь, на самолёты !". И Грисенко становится первоклассным лётчиком. Он был
послан воевать в Китай ( в то время - тайная миссия ). Оттуда вернулся с
наградой - орденом Красного Знамени, полученным за боевые заслуги.
Вскоре началась Великая Отечественная война и Александр Иванович
снова на фронте. Он участвовал в тяжелейших воздушных боях. В одном из них его
самолёт был подбит, а сам он ранен, в результате чего потерял ногу. После выздоровления
он с величайшим упорством добился возвращения на самолёт. Ещё долго и успешно
воевал в воздухе до окончания войны. После войны преподавал в лётном училище. В школьном музее есть снимки самолёта, на котором летал Грисенко.
Сейчас на него страшно было бы сесть, до того он мал, несовременен, по сравнению
с теперешними. Какое надо было иметь мужество, чтобы воевать на таких самолётах,
и какое мастерство, чтобы одерживать победы. Как надо было любить Родину, чтобы
настоять на возвращении в этот ад, вместо спокойной жизни на земле !.." * * *Жизни и боевой деятельности А. И. Грисенко посвящена документальная повесть "За облаками - солнце !" ( авторы - Виталий Татаренко и Вячеслав Бондаренко. Ростовское книжное издательство 1973 год ). Некоторые материалы, опубликованные в ней, любезно предоставил Горелов Игорь Алексеевич. Интересно отметить следующий факт. В письме домой от 20 июля 1944 года, Грисенко упоминал, что на днях собирается побывать в гостях в своём старом 2-м ИАП ( 85-й Гвардейский ИАП ). Далее в книге описан бой капитана Тимофея Лобок, как неожиданно появилась пара "Аэрокобр" и сбила Ме-109. Лобок запомнил бортовой номер одной из "Аэрокобр". Когда он приземлился на своём аэродроме, то увидел эти "Кобры", стоящие там. На вопрос: "Что за гости ?", получил ответ, что прилетел бывший командир полка полковник А. И. Грисенко. Случилось это, судя по всему, летом 1944 года. Так что боевой налёт Грисенко в Великой Отечественной войне, возможно, может быть и больше ( чем указано в лётной книжке, по состоянию на 1.03.1944 года ), а сбитых самолётов не 4, а возвожно и 5... * * *ТРИ ВОЙНЫ "РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА".Во время Великой Отечественной войны лётчик - истребитель полковник Александр Грисенко повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широко известным благодаря "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого. Подвиг же Александра Грисенко менее известен, и я давно считал своим долгом хотя бы кратко напомнить об основных моментах его далеко не ординарной жизни. В 1951 году А. И. Грисенко получил квартиру в нашем доме № 96 ( теперь № 82 ) по улице Максима Горького, и мне довелось 15 лет прожить рядом сэтим мужественным человеком. Дом был элитным и часто назывался "профессорским", так как в нём тогда проживали многие профессоры Ростовского госуниверситета и мединститута. Однако, Александр Иванович не затерялся, а органично "вписался" в коллектив жильцов. До сих пор хорошо помню доброжелательный взгляд его умных глаз, слегка подпрыгивающую походку и чисто "грисенковскую" улыбку. Нас, мальчишек 1950-х годов, всегда поражали его военная выправка и закалка: даже в сильные морозы он обычно ходил без головного убора в лёгком пальто или даже плаще. Александр Иванович никогда не бравировал своими боевыми заслугами. Естественно, в доме знали об отдельных моментах его биографии, однако многое о фронтовых подвигах нашего отважного земляка стало известно только после его смерти... В 1966 году наша семья переехала на другую квартиру, а в 1969 году Александра Ивановича не стало. В память о Грисенко одна из улиц в Первомайском районе названа его именем, а на нашем доме установлена мемориальная доска: "В этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Ростова, Гвардии полковник авиации, отважный лётчик А. И. Грисенко". Проведённая в начале июня 1941 года внеплановая проверка установила, что все самолёты 2-го истребительного авиаполка полковника А. И. Грисенко без приказа вышестоящего командования вооружены полным боекомплектом. Началось расследование, и Грисенко за самовольное приведение своего полка в полную боевую готовность грозило суровое ( вплоть до военного трибунала ) взыскание. Однако наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная война. На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолётов. В отличие от многих других подразделений, лётчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие бомбардировщики и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счёту война... Родился Александр Грисенко в 1904 году в нашем городе. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушёл в Красную Армию. Воевал в Крыму и на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов. Обладая недюжинными организаторскими способностями и врожденным актерским талантом, вместе с Моней Большинцовым создал в Ростове комсомольский общественный театр, а затем и первую в России комсомольскую киностудию "Кинокомсомол". На этой киностудии М. В. Большинцов снял свой первый полнометражный художественный фильм "Приказ №:" о подвигах молодых ростовских подпольщиков. Главного героя в этом фильме сыграл Александр Грисенко. Фильм с успехом прошел по всей стране, а М. В. Большинцов ( 1902 - 1954 гг. ) впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссером, лауреатом Сталинской премии 1941 года. Наступил 1932 год. К этому времени Александр уже переехал в Ленинград к Большинцову и приступил к работе помощником режиссера на "Ленфильме". К сожалению, кинематографическому таланту Грисенко не суждено было раскрыться до конца: его призывают в кадровую армию. Здесь он снова круто меняет свою жизнь. Стране не хватает лётчиков, и в 29-летнем возрасте он поступает в лётное училище, становится лётчиком - истребителем. В 1938 году для Александра Грисенко началась вторая война: он едет лётчиком - добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко участвует в десятках воздушных боев и лично сбивает 4 японских самолёта. Боевые успехи "китайского добровольца" Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге известного журналиста, а затем и политического обозревателя Юрия Жукова "Крылья Китая. Записки военного лётчика". Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского лётчика, некоего капитана Ван Си. За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая А. И. Грисенко был награждён орденом боевого Красного Знамени и в чине полковника направлен командиром полка в Особый Киевский военный округ... Третья война для А. И. Грисенко началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжёлый для нашей страны период войны. Почти за год непрерывных боёв, с 22 июня 1941 года по 8 августа 1942 года, полк под руководством Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолётов, уничтожил до 10 тысяч солдат и офицеров противника. Успешно организуя боевую работу полка, Грисенко и сам лично сбил 2 Ме-109 и 2 Ju-88. Летом 1942 года развернулись тяжёлые кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолётов под управлением лучших асов воздушного флота "Рихтгофен". 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими самолётами самолёт Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу. Более полугода Грисенко провёл в Свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию. Истребительная авиадивизия, которой теперь командовал А. И. Грисенко, вместе с дивизией А. И. Покрышкина входила в Гвардейский авиакорпус генерал - лейтенанта А. В. Утина, участвовавший в основных сражениях на направлениях главных ударов наших войск. Дивизия Грисенко и её командир воевали отлично. Вот как оценивает в своих мемуарах боевые действия А. И. Грисенко весной 1944 года генерал - полковник авиации С. Н. Гречко: "Боевой опыт у полковника Грисенко был немалый. Он был тяжело ранен, лишился ноги, но, продолжая летать, участвовал в воздушных боях и не раз выигрывал поединки в борьбе с "Мессерами". Истребительная дивизия полковника А. И. Грисенко действовала великолепно". И это при том, что Грисенко с протезом вместо ноги воевал на американском истребителе "Аэрокобра", который, в отличие от наших истребителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке ! Войну Александр Иванович закончил в Вене, а затем несколько лет командовал Чугуевским высшим военным авиационным училищем лётчиков. В 1948 году судьба приготовила для Грисенко новое испытание... Во время сильного землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьёзные травмы и был вынужден покинуть военную службу. Демобилизовавшись, Грисенко теперь уже окончательно вернулся в родной Ростов. Жаль, что такой отважный лётчик, воевавший с первого и до последнего дня войны, так и остался в чине полковника. Ведь на войне, если талантливый лётчик сразу не погибал, он быстро продвигался по службе. Например, снятый на фото начала войны вместе с полковником А. И. Грисенко подполковник А. В. Утин стал генерал - лейтенантом авиации, видным советским военачальником. Очевидно, основной причиной этого были подозрительность и недоверие тогдашнего высшего руководства ко всем побывавшим за границей лётчикам - интернационалистам. Так, известный "испанский" и "китайский" доброволец, Герой Советского Союза, генерал - майор авиации Г. Н. Захаров ( во время Отечественной войны в его дивизии сражался французский полк "Нормандия - Неман" ) тоже как начал, так и закончил войну в одном и том же звании. Видные же авиационные военачальники - интернационалисты Я. В. Смушкевич, П. В. Рычагов и многие другие вообще были расстреляны как враги народа... Автор статьи Буйло Сергей Иванович. |
Н а з а д
--> |
© fightersky.ru
|