Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Гриб Михаил Иванович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Гриб Михаил Иванович

Родился 2 октября 1919 года в селе Плескачёвка, ныне Смелянского района Черкасской области  ( Украина ), в семье крестьянина. Образование среднее. С 1937 года в ВМФ. В 1940 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе ВВС Черноморского флота. По декабрь 1941 года служил в 9-м ИАП ЧФ; по март 1942 года - в 7-м ИАП ЧФ; по май 1945 года - в 8-м ИАП  ( 6-м Гвардейском ИАП )  ЧФ.

К августу 1942 года командир звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 62-я авиационная бригада, ВВС Черноморского флота )  Гвардии старший лейтенант М. И. Гриб совершил 250 боевых вылетов, в 56 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.

23 октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны служил в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Морскую академию. С 1968 года Гвардии полковник М. И. Гриб - в запасе, а затем в отставке. Жил в Ростове-на-Дону. Умер 11 августа 2002 года. Похоронен на Северном кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Михаил Гриб родился 2 октября 1919 года в селе Плескачевка, ныне Смелянского района Черкасской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1937 году был призван на службу в Военно - Морской Флот. В 1940 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 9-го истребительного авиационного полка  ( ВВС Черноморского флота ), летал на И-16 и Як-1. Затем служил в 7-м и 8-м авиаполках.

Особенно отличился в боях летом 1942 года. В те дни, в небе осаждённого Севастополя, всё время "висели" вражеские бомбардировщики. Нашим лётчикам приходилось туго: они непрерывно подвергались атакам со стороны многократно превосходивших сил врага. И тем не менее, черноморские авиаторы с честью выходили из неравных схваток. Так, лишь за несколько июньских дней, Михаил Гриб сбил 4 вражеских самолёта. Однополчане так вспоминают о своём боевом товарище:

"Небольшого роста, энергичный, подвижный, порывистый, с открытым мужественным лицом, с глубоко сидящими глазами под густыми светлыми бровями, Михаил Гриб виртуозно владел самолётом, прошёл школу суровых испытаний войны. Он принимал участие в боях при обороне Одессы и Севастополя. Когда Гриб вёл группу, у лётчиков прибавлялось сил и уверенности. Как дорого и много значит на войне вера в своего командира, вера в то, что он в самой сложной обстановке найдёт и примет единственно правильное решение, отыщет путь к победе".

Крупный воздушный бой состоялся 14 апреля 1942 года, когда 13 немецких пикирующих бомбардировщиков атаковали Севастополь под защитой 7 Ме-109. Оповещение о противнике поступило с опозданием, в связи с чем бой приняли только 6 перехватчиков. Удача им явно не сопутствовала - немцы сбили "Як" лейтенанта Л. Ватолкина  ( лётчик спустился на парашюте; интересно отметить, что пилоты II/JG 77 считали, что ими сбиты 3 "МиГа" ), а своя зенитная артиллерия повредила машину лейтенанта М. Гриба. До этого лётчик в паре с Платоновым успел сбить один Ju-88  ( не подтверждается немецкой стороной ), а другой подбить. Капитан Куницын, летавший на МиГ-3, доложил о подбитом Ме-1O9. Пробившись через слабое сопротивление, "Юнкерсы" сбросили 58 бомб на аэродром Херсонесский маяк, где повредили один бомбардировщик СБ.

М.И.Гриб.

Новый заслуживающий внимания поединок пришёлся на 22 апреля. В 17:31 над бухтой Матюшенко появилось 9  ( по немецким данным - 6 )  "Юнкерсов" из группы III/LG 1 в сопровождении 4 Ме-109. В бой вступило 15 советских истребителей, которым удалось сбить один Ju-88  ( старший лейтенант Е. Рыжов на МиГ-3 ), подбить другой бомбардировщик  ( лётчик Минкин на МиГ-3 )  и сбить Ме-109  ( пара Гриб - Бондаренко на "Яках" ). Тем не менее самолёты Люфтваффе сбросили свой груз точно на базу, уничтожив ангар и 3 летающие лодки. 15 человек наземного персонала погибли и 16 получили ранения. Немцы признают, что советские истребители оказали им серьёзное противодействие, и одна из машин III/LG1 была подбита, а на ней ранен штурман. Что же касается сбитых "Мессеров", то таких не оказалось...

24 апреля 1942 года совершенно нелепо, в результате первой и последней бомбардировки авиамастерских, погиб душа обороны Севастополя с воздуха генерал - майор авиации Н. А. Остряков, а вместе с ним ещё 47 человек. В мастерских сгорели 9 самолётов, которые при других обстоятельствах могли быть восстановлены и принять активное участие в обороне города. Словно не удовлетворившись достигнутым, немецкие лётчики ещё дважды вечером атаковали аэродром Херсонесский маяк - в первом налёте был повреждён СБ, во втором уничтожен Пе-2 и повреждён ДБ-3.

В последнем случае немецкие лётчики натолкнулись на мощное противодействие советских истребителей, которым удалось сбить один "Юнкерс-88". Это сделали Гриб и Макеев.

20 мая немецкие войска начали новый штурм Севастополя. Во второй половине суток их артиллерия произвела короткий, но мощный огневой налёт по позициям Приморской армии на северном участке фронта и аэродрому Херсонесский маяк. Одновременно с этим к базе попытались прорваться 10 Ju-88 и 11 Не-111 в сопровождении 6 Ме-109. Ударная группа была обнаружена советской ПВО заблаговременно, и потому в небе над Севастополем немцев ожидал "горячий" приём. Лейтенанты Гриб и Протасов на "Яках" сбили один "Мессер"  ( не подтверждается противником ), лейтенанты Доросян и Коптапуло - по "Юнкерсу". Ответным огнём был сбит Як-1, пилот которого лейтенант Беспалов погиб. Ещё обидней была гибель от огня своей же зенитной артиллерии старшего лейтенанта Ципалыгина на И-153, прославившегося уничтожением 2-х немецких бомбардировщиков в декабрьских боях 1941 года. Тем не менее перехватчикам удалось сорвать прицельное бомбометание по портовым сооружениям. Разрядившись по городу, немцы разрушили 7 домов, убили 5 и ранили 14 человек гражданского населения. В порту пострадал только 40-тонный плавучий кран.

На следующий день германское командование несколько изменило свою тактику. Вместо массированного налёта в течение 1,5 часов над городом звеньями прошли 6 Ju-88 и 13 Не-111. Примерно также немецкая авиация действовала и 22 мая, подвергнув город налётам с больших высот утром и вечером. И снова состоялся бой с потерями с обеих сторон. Гриб и Протасов в паре сбили "Юнкерс", такого же успеха добился и Аксенов. Кроме того, не подтверждённой наземными постами победы над Не-111 добились лётчики Лучков и Конченко, летавшие на И-153. Советские потери составили 2 "Яка": лейтенант Гладунов погиб, а Протасов сумел воспользоваться парашютом. Если не считать новых разрушений в городских кварталах, бомбардировка никаких значимых результатов не принесла.

23 мая самолёты Люфтваффе осуществили уже 3 налёта, в том числе один крупный в 16:46 - 16:52 силами 10 - 12 Не-111 и пары Ме-109. Только в этом случае советской стороне удалось перехватить нападавших, да и то уже после того, как противник сбросил бомбы. Паре Лучков - Григорьев удалось сбить бомбардировщик "Хейнкель-111", а Гриб - Алексеев сбили истребитель Ме-109, причём без собственных потерь.

Группа лётчиков 6-го ГвИАП ВВС ЧФ.

25 мая в Севастополе уже 4 раза объявляли воздушную тревогу и произошло как минимум 2 групповых воздушных боя. Общий счёт их был таков: 2 сбитых Ju-88  ( лейтенант Щербинский и пара лейтенант Феоктистов - сержант Вологодов ), один Ме-109  ( старший лейтенант Калинин и лейтенант Гриб )  и 2 подбитых Ме-109  ( Гриб - Алексеев; немцы признают один Ме-109 из II/JG 77, повреждённый над Севастополем ). Ответным огнём был сбит Як-1 лейтенанта Потапчука из 9-го ИАП  ( спасся на парашюте )  и подбита "Чайка" лейтенанта Григорьева   ( легко ранен ). Немецкие пилоты из III/LG1 считали, что ими нанесены серьёзные повреждения портовым сооружениям и судоремонтным цехам, но на самом деле их бомбы разрушили ещё 14 жилых домов.

М.И.Гриб.

К августу 1942 года командир звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант М. И. Гриб совершил 250 боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника. Позже сражался в небе Кавказа и Украины.

Однажды Михаил Гриб вылетел на задание с Александром Катковым. Лётчики научились буквально с полуслова понимать друг друга. И на этот раз, вылетев вместе, они почти сразу же повстречались с большой группой "Юнкерсов", идущих в сопровождении 9 истребителей Ме-109.

Несмотря на явное преимущество противника, наша пара устремилась в атаку. В течение нескольких минут самолёты крутились в воздушном клубке, выписывая самые немыслимые фигуры. Но вот длинная очередь полоснула по машине лейтенанта М. Гриба. Лётчик ощутил резкую боль в спине и левой ноге. Рука соскользнула с сектора газа и повисла плетью. В кабине появился едкий дым.

Прикрываемый Александром Катковым, Михаил Гриб дотянул до своего аэродрома и успешно посадил искалеченную машину. А на земле, тем временем, догорали обломки "Мессершмитта" - 12-го по счёту немецкого самолёта, сбитого отважным лётчиком в небе Севастополя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Грибу Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 716 ).

С января по июнь 1943 года 6-й Гвардейский ИАП базировался на аэродроме Геленджик и выполнял задачу по прикрытию военно - морской базы, кораблей и войск на Мысхако, а таже сопровождал штурмовики 11-й штурмовой авиадивизии, в состав которой он входил вместе с 8-м Гвардейским и 47-м штурмовыми авиаполками.

Только в марте 1943 года лётчиками полка было сбито 36 самолётов противника. В один из дней, отрабатывая со своим ведомым технику пилотирования, Герой Советского Союза М. И. Гриб заметил большую группу Ju-87, шедших на бомбёжку наших плавсредств под прикрытием истребителей. Мгновенно оценив обстановку, Гриб вместе с Лазутиным с ходу пошёл в атаку на четвёрку "Мессеров". Связав их боем, смельчаки сбили 2 Ме-109, а вторую пару обратили в бегство. Поднятые в воздух дежурные истребители схватились с бомбардировщиками и сбили ещё 4 вражеских самолёта. В результате бомбовой удар врага был сорван. Гвардейцы без потерь вернулись на свой аэродром.

В июле 1943 года полк, весьма потрёпанный в тяжелейших боях, был выведен в тыл на переформирование. Там их ждали новенькие истребители Як-9Д. На боковом капоте мотора всех машин был нарисован Гвардейский знак, а на бортах фюзеляжа - большой порядковый номер, чтобы быть легче отличимыми в воздухе. На киле самолётов, лётчики которых имели на боевом счету сбитые самолёты, техники рисовали между лучами красной звезды маленькие звёздочки по числу официальных побед. В начале Декабря полк перелетел на передовой аэродром Анапа для продолжения боевой деятельности и вскоре снова оказался в самой гуще войны.

Як-9Д Михаила Гриба

Як-9Д из состава 6-го ГвИАП ВВС ЧФ, на котором в 1943 - 1944 годах летал Гвардии капитан М. И. Гриб.

10 февраля 1944 года в одной из схваток самолёт капитана Гриба был подбит "Мессером" и лётчику пришлось повреждённую машину сажать на вынужденную посадку, в районе Керчи. Произошло это лишь потому, что его ведомый лейтенант Иванов, увлекшись погоней за самолётом врага, оставил своего командира без прикрытия. Михаил Гриб, уверенный в том, что хвост его машины надёжно защищён ведомым, заметил "Мессершмитт" уже в последний момент...

Гриб попытался резким маневрированием уйти от смертоносного огня, но на какую - то долю секунды опоздал. Снаряды и пули ударили по мотору и правой плоскости его "Яка". Бросив машину почти в отвесное пике, он оторвался от атаковавшего его "Мессера" и с заклинившим мотором сел неподалёку от позиций наших артиллеристов. Несмотря на ссадины и ушибы, полученные при посадке "на живот", Михаил Гриб в тот же день возвратился в полк и продолжал летать на боевые задания. Правда уже с другим ведомым. В 15 часов 45 минут, в районе Большой Бабчик он сбил свой очередной Ме-109.

Спустя всего несколько дней, 15 февраля 1944 года, Михаил Гриб праздновал уже свою 14 победу. Вместе с ним отличились Шапочкин, сбивший в этот день сразу 3 самолёта  ( доведя личный счёт до 8 побед ), Кологривов, Войтенко и другие лётчики полка.

С апреля 1944 года Михаил Гриб стал командиром 3-й эскадрильи 6-го Гвардейского авиаполка. Летал он в паре с Владимиром Вороновым, который позднее вспоминал:

"Все лётчики и техники с радостью отнеслись к этой новости. Гриб был опытным воздушным бойцом, прошёл большую и суровую школу войны и в числе первых лётчиков полка был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В ту пору ему было 25 лет. Нам не раз приходилось летать с ним на боевые задания, и мы хорошо знали о его смелости не по рассказам других, а по своим личным наблюдениям. Пилотировал он спокойно, без лишних резких движений, в чём сразу чувствовалась рука опытного воздушного бойца".

Як-9Д Михаила Гриба

В дни весенних боёв за Севастополь  ( апрель - май 1944 года )  Михаил Гриб одержал свою 17 воздушную победу.

М.И.Гриб

В августе 1944 года, по инициативе командира полка Героя Советского Союза Гвардии подполковника М. В. Авдеева, над аэродромом были проведены показательные воздушные бои командиров эскадрилий. Победителем оказался Михаил Гриб, проявивший все лучшие свои качества лётчика - истребителя. В середине августа М. И. Гриб совершил несколько вылетов на "свободную охоту" со своим бывшим напарником Владимиром Вороновым. В одном из таких полетов им удалось нанести значительный урон врагу. Вспоминает В. И. Воронов:

"Мы настигли артиллерийскую батарею и разметали противника огнём из пушек и пулемётов. Немецкие солдаты, спасаясь от нашего огня, разбегались по канавам и ямам. Я восхищался мастерством Гриба. Каждая его очередь находила врага, метко поражая выбранную цель. Я старался не отставать от своего командира. Атака следовала за атакой. После метких очередей мы проносились так низко, что порой казалось, столкновение с землей неизбежно. Я понял стремление командира зацепить винтом или обтекателем радиатора за головы разбегающихся вражеских солдат..."

В конце августа эскадрилья Гриба первой перебралась на румынский аэродром Мамайя и подготовила его для приёма остальных самолётов полка.

В сентябре капитан Гриб во главе четвёрки "Яков" первым произвёл посадку на ограниченную площадку аэродрома Балчик  ( территория Болгарии ), проявив при этом высокое лётное мастерство. Однако, этот аэродром по своим размерам не мог обеспечить базирование всех истребителей полка, поэтому уже на следующий день группа Гриба вернулась обратно на аэродром Мамайя.

Як-9У Михаила Гриба

Истребитель Як-9У раннего выпуска Гвардии капитана М. И. Гриба.  6-й ГвИАП ВВС ЧФ, осень 1944 года.

В январе 1945 года Михаил Гриб убыл на курсы усовершенствования офицерского состава и, таким образом, война для него закончилась. За период своей боевой деятельности он совершил 510 успешных боевых вылетов, провёл десятки воздушных боев. На Болгарской земле упал последний сбитый им вражеский самолёт.

Число воздушных побед М. И. Гриба, в различных источниках, трактуется по разному. Так, бывший командир 6-го Гвардейского ИАП Герой Советского Союза М. В. Авдеев в своей книге "У самого Чёрного моря" указывает на 16 личных побед. Поскольку в довольно известном издании "Герои боёв за Крым" общий итог Гриба определён в 20 сбитых самолётов, многие указывают на 16 личных и 4 групповые победы лётчика  ( как пример, рисунок Як-9У вверху ). Однако М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 12 групповых побед.

После окончания войны Михаил Иванович продолжил службу в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Морскую ёкадемию. С 1968 года Гвардии полковник М. И. Гриб - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Ростов-на-Дону.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора М. И. Гриба:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
106.08.1941 г.1  Не-111Хаджибеевский лиманЯк-1, Як-9, Як-3.
208.08.1941 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Березанский лиман
302.11.1941 г.1  Не-111Кача
403.11.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Бахчисарай
51  Не-111Симферополь
608.11.1941 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )Мамашайская долина
712.02.1942 г.1  Do-215Благовещенское
816.04.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Севастополь
922.04.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Мамашай
1024.04.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Альма
1119.05.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Бельбек
1220.05.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Севастополь
1321.05.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Мамашайская долина
1422.05.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Кача
1523.05.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Бельбек
161  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Чоргунь
1704.01.1943 г.1  FW-189Новороссийск
1825.03.1943 г.1  Ме-109мыс Дооб
1923.01.1944 г.1  Ме-109ст. Джарджава
2010.02.1944 г.1  Ме-109оз. Черлакское
2103.04.1944 г.1  Ме-109мыс Чауда
2210.05.1944 г.1  Ме-110Херсонесский маяк

      Всего сбитых самолётов - 10 + 12;  боевых вылетов - около 400.

         © fightersky.ru