Главная | Источники | 

HSU

Гребенёв Аркадий Дмитриевич

А.Д.Гребенев

Родился 29 Июля 1919 года в деревне Гребени, ныне Верхошижемского района Кировской области, в семье крестьянина. Окончив неполную среднюю школу, работал на мебельной фабрике в Ленинграде. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С Сентября 1941 года Младший лейтенант А. Д. Гребенёв в действующей армии. По Октябрь 1942 года служил в 29-м ИАП  ( 1-й ГвИАП ); с Декабря 1943 года по Март 1944 года - в 40-м ГвИАП; затем, до конца войны, - в 111-м ГвИАП.

К Маю 1944 года штурман 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан А. Д. Гребенёв совершил 340 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, в которых лично сбил 18 самолётов противника и 4 в составе группы.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году уволился в запас. В 1965 году окончил Кировский политехнический техникум. Жил и работал в Симферополе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ); медалями.

*     *     *

Свою боевую деятельность Младший лейтенант А. Д. Гребенёв начал осенью 1941 года в составе 29-го Краснознаменного истребительного авиационного полка. Тяжёлые дни переживала страна. Очень трудными были они и для лётчиков 29-го полка. Схватки с врагом вырывали из его рядов всё новых бойцов.

В начале Сентября полк перелетел на новый аэродром, ближе к Москве. Встречал машины командир полка Майор А. П. Юдаков - участник боёв на Халхин - Голе, награждённый за храбрость и лётное мастерство орденом Красного Знамени.

- Да, только 20 самолётов осталось, - с горечью произнёс он, когда приземлился последний истребитель. - Совсем недавно их было вдвое больше...

Едва лётчики успели осмотреться на новом месте, как пришёл приказ - вылетать. В воздух ушли 19 машин. Лишь один И-16 сиротливо стоял на лётном поле. В его кабине в готовности № 1 ожидал сигнала Капитан Федотов. Прошло 20 минут, 30... - сигнала не поступало. Скоро уже должны возвращаться с задания. И действительно, издалека донеслись гул моторов и стрельба. "Почему стрельба ?"   Капитан уселся поудобнее, положил пальцы на сектор газа и стал пытливо всматриваться в горизонт. Увидел несколько самолётов, ведущих бой. Один из них вышел из боя и, оставляя за собой белый шлейф, стал приближаться к аэродрому.

- К запуску ! - подал команду лётчик.

Подлетев к аэродрому, подбитый И-16 дал несколько коротких очередей.

"Просит помощи", - решил Федотов и тут же повел истребитель на взлёт, "горкой" набрал высоту. Прямо перед ним, чуть выше, И-16 отбивался от 3 Ме-109. Федотов атаковал вражеский истребитель и сбил его. Потеряв преимущество в численности "Мессеры" развернулись и на полной скорости помчались к линии фронта, а наши самолёты без помех совершили посадку. К Федотову, едва успевшему вылезти из кабины, подошёл Попов. Лицо его было обожжено, глаза слезились. Это он оказался в таком трудном положении.

За этот день боевой счёт полка увеличился на 5 самолётов. Одержали очередные победы Лейтенанты Муравицкий, Гребенёв и Старший лейтенант Путяков. Но радости этот успех не доставил: в бою геройски погиб командир звена Лейтенант Денис Терентьевич Михалёв.

Вечером в столовой собрались все лётчики и технический состав полка. Это был первый за время войны совместный ужин. Раньше собрать всех было просто невозможно: эскадрильи базировались на разных аэродромах.

Командир полка Юдаков окинул взглядом поредевшую боевую семью лётчиков. Люди, ставшие ему за время войны такими дорогими и близкими, сидели похудевшие, усталые. На счету у каждого уже не менее чем по 100 боевых вылетов. А каждый такой вылет - встреча лицом к лицу со смертельной опасностью. И ни один из них ни разу не отступил. Гордость за этих простых советских парней, скромных и мужественных, готовых выполнить любое задание, драться с врагом за свою Родину до последней капли крови, наполнила сердце командира.

И командир сказал о том, что было ближе всего его сердцу: о Родине, о героическом советском народе, о мужественных лётчиках их полка. Командир вспомнил всех тех, кто в составе полка начинал войну, тех, кто сложил голову в тяжелейших боях.

- Трудно нам сейчас, - говорил командир. - Очень трудно. Но мы победим. В победе мы не сомневаемся. Каждый из нас сейчас дерётся за троих. Будем драться за пятерых, до полной победы над врагом. Давайте по-дружески поздравим с боевым успехом лётчиков Попова, Муравицкого, Федотова, Гребенёва, Путякова, каждый из которых сбил сегодня по фашистскому самолёту...

Так в полку было положено начало замечательной традиции - отличившихся за боевой день лётчиков и техников ежедневно за ужином чествовать всем составом полка.

К началу Октября 1941 года в 29-м Краснознамённом полку осталось лишь 7 самолётов - 3 И-153 и 4 И-16. Их свели в одну группу, командиром которой назначили Федотова. И тем не менее полк жил, успешно выполнял самые сложные боевые задания. Что бы ни делал, какое бы задание ни выполнял личный состав полка, все его усилия в то время были направлены на то, чтобы нанести врагу как можно больший урон, сдержать его натиск на столицу нашей Родины.

5 Октября 1941 года лётчики трижды вылетали на разведку, провели 3 воздушных боя, сбили 4 самолёта противника. При этом, 2 из них - на счету Младшего лейтенанта Гребенёва.

18 Октября полк понёс тяжёлую утрату - погиб мастер воздушного боя командир звена Старший лейтенант В. А. Хитрин. За 3 месяца войны он совершил 243 боевых вылета, участвовал в 44 воздушных боях, уничтожил лично и в составе группы 7 самолётов врага. И всё же даже такого огромного опыта, умения и находчивости оказалось недостаточно для того, чтобы уберечься от шального зенитного снаряда. Он попал в правое крыло самолёта. Хитрин осторожно, на малой высоте, продолжал полёт к аэродрому. Аркадий Гребенёв прикрывал своего ведущего. Казалось, полёт завершится благополучно. Однако в 50 км от аэродрома крыло истребителя вдруг отвалилось, машина мгновенно рухнула на землю и похоронила под своими обломками отважного лётчика. Спустя несколько дней, 22 Октября 1941 года Василий Алексеевич Хитрин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Гибель друзей всегда переживается тяжело. Особенно трудно поверить в то, что не будет больше биться сердце самого близкого товарища. Для Аркадия Гребенёва смерть командира звена была особенно тяжела. Ведь они оба земляки - кировчане, часто вместе летали на боевое задание. Гребенёв учился у Хитрила искусству воздушного боя, умению вести воздушную разведку, быть дисциплинированным и исполнительным воином.

27 Октября 1941 года Капитан А. А. Тормозов, Младшие лейтенанты В. И. Мотылев и А. Д. Гребенёв, возвращаясь с разведки, завязали воздушный бой с 5 Ме-109. Пятёрка "Мессеров" разделилась на тройку и пару. Тройку атаковал Тормозов, сбивший один истребитель в первой атаке, ещё один Ме-109 из этой группы уничтожил Мотылев. Третий "Мессер" вышел из боя. Горючее у наших истребителей было на исходе. Тормозов выполнил посадку на аэродроме Икша, Мотылев дотянул до Дядьково.

Младший лейтенант Гребенёв один вёл бой с парой "Мессеров", оттягивая их к аэродрому Клин. В 10 км юго - западнее Клина он сбил один Ме-109, но на выходе из пикирования был атакован вторым немецким истребителем. На самолёте Гребенёва были повреждены рули, перебита подвесная система парашюта, самолёт сорвался в штопор. Опытнейший пилот с довоенным стажем сумел вывести машину в горизонтальный полёт на высоте всего 20 - 30 метров от земли и с полувыпущенными шасси произвести посадку на аэродроме Клин. Истребитель оказался буквально изрешечён пулями и снарядами - перебиты тросы управления, снаряд попал в мотор, в нескольких местах насквозь пробит фюзеляж, зато лётчик не получил даже царапины. Самолёт отправили в заводской ремонт.

Мстя фашистам за смерть своих боевых друзей, Гребенёв к концу войны уничтожил 24 вражеских самолёта. В воздухе и на земле личным примером учил подчинённых смелости и боевому мастерству, взаимной выручке и отваге в бою.

В конце Августа 1942 года заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант Гребенёв во главе 4 самолётов Як-1 вылетел прикрывать войска в районе Ржева. Гвардейцы прибыли вовремя. Несколько групп Ju-88 уже шли к переправе. Гребенёв мгновенно оценил обстановку и вывел группу в сторону солнца. Оно слепило глаза экипажам вражеских самолётов. Это позволило советским лётчикам скрытно сблизиться с бомбардировщиками.

Стремительная атака завершилась блестящим успехом: Гребенёв и его ведомый сбили 2 "Юнкерса" из головной группы. Вскоре рухнули на лес ещё 2 вражеских бомбардировщика. Их сбили старший политрук Дранко и сержант Уваров.

За первой группой бомбардировщиков летело ещё до 30 "Юнкерсов" и 8 "Мессеров". Старший лейтенант, быстро оценив сложившуюся обстановку, решил вместе со своим ведомым связать боем "Мессеры", а Дранко и Уварову приказал не допустить бомбардировщики к переправе. Ведущий был уверен, что комиссар эскадрильи Дранко, прекрасный политработник, знаток человеческих душ, умелый и храбрый воздушный боец, сумеет выполнить эту трудную задачу. Гребенёв не ошибся. Даже когда у Дранко кончились боеприпасы, он ещё и ещё раз бросал свой Як-1 на строй "Юнкерсов". Цель была достигнута: бомбовозы свернули с курса, сбросили бомбы вне цели.

Летом 1943 года Аркадий Гребенёв служил уже в составе 13-го истребительного авиаполка.

С середины Августа 1943 года лётчики полка выполняли боевую задачу на Ахтырском направлении, прикрывая с воздуха боевые порядки соединений 4-й Гвардейской и 27-й Армий, обеспечивая действия частей 5-го штурмового авиационного корпуса. Воздушные бои носили исключительно ожесточённый характер.

Утром 18 Августа, поднятые по тревоге, 8 лётчиков вылетели на боевое задание. Встретив больбшую группу вражеских бомбардировщиков, они дружно атаковали их с двух сторон, сбили 6 немецких самолётов, а остальных разогнали. Одну из побед записал на свой боевой счёт Аркадий Гребенёв.

В 1943 году Капитан А. Д. Гребенёв окончил ускоренные авиационные курсы усовершенствования штурманов. Началась новая интересная и плодотворная работа на новом поприще. В качестве ведущих групп истребителей, штурман полка Аркадий Грибенёв показывал примеры отличного сопровождения и образцового выполнения боевых заданий. Но главная заслуга штурмана - наставника заключалась в том, что в полку не было ни одного случая потери ориентировки, несмотря на сложные географические и неблагоприятные метеорологические условия.

К Маю 1944 года штурман 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан А. Д. Гребенёв совершил 340 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боев, в которых лично сбил 18 самолётов противника и 4 в составе группы.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Ла-7 одного из Гвардейских ИАП.

Самолёт Ла-7 одного из Гвардейского ИАП.  Осень 1944 года.

Один из последних воздушных боёв Аркадий Гребенёв провёл 20 Апреля 1945 года, в период наступления войск 4-го Украинского фронта на Моравско - Остравском направлении. В тот день несколько групп истребителей 111-го ГвИАП вылетали на прикрытие наземных войск, вступали в ожесточённые схватки с противником и дали ему сокрушительный отпор. Так, 10 истребителей Ла-7 Гвардии майора А. Д. Гребенёва при отражении налёта большой группы FW-190 в районе Дворишко - Ститин в скоротечном воздушном бою сбили 8 вражеских самолётов.

К концу войны Гвардии майор А. Д. Гребенёв совершил около 376 успешных боевых вылетов, участвуя в 63 воздушных боях, довёл счет своих побед до 24  ( 20 самолётов врага уничтожил лично и 4 - в группе с товарищами ).

Краснознамённый 111-й Гвардейский Сталинградский истребительный авиационный полк  ( до 25 Августа 1943 года - 13-й ИАП )  за период Великой Отечественной войны произвёл 14 395 боевых вылетов, провёл 609 воздушных боёв, в которых уничтожил 436 и подбил 87 самолётов врага, а бомбовоштурмовыми ударами нанёс значительный урон живой силе и технике противника. За мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении боевых задач, личный состав полка получил 1037 правительственных наград, а 9 лучших лётчиков  ( в их числе и Аркадий Дмитриевич Гребенёв )  были удостоены высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза.

Сразу же после войны многие офицеры, сержанты и солдаты уволились из рядов Вооружённых Сил, разъехались в различные районы нашей необъятной страны. Герой Советского Союза Гвардии майор запаса А. Д. Гребенёв перебрался в город Котельничий, Кировской области. Последние годы жил и работал в Симферополе   ( Крымская область ).

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. Д. Гребенёва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.10.1941 г.1  Hs-126Северо - Западный фронтИ-16, "Харрикейн",
Як-7, Ла-5, Ла-7.
21  Ме-109Северо - Западный фронт
327.10.1941 г.1  Ме-109юго - зап. Клин
403.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
504.08.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )р-н Ржева
606.08.1942 г.1  Hе-111р-н Ржева
707.08.1942 г.1  Ju-87юж. Анинка
808.08.1942 г.1  Do-17  ( в паре - 1 / 2 )Аносово
917.08.1942 г.1  Ме-109Матюково
1024.08.1942 г.1  Hs-126Турбаево
111  Ме-109Мончалово
1208.01.1944 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )юж. Ступник
1325.01.1944 г.1  FW-190вост. Вахновка
1413.03.1944 г.1  FW-189сев. - вост. Майдан
151  FW-190сев. - вост. Янович
1616.04.1944 г.1  FW-190Будылов
1715.04.1945 г.1  Ме-109Болотице
1817.04.1945 г.1  FW-190Дарновице

      Всего сбитых самолётов - 20 + 4  [ 15 + 3 ];  боевых вылетов - 376;  воздушных боёв - 63.


Возврат

Н а з а д