Главная | Источники | 

HSU

Горовец Александр Константинович

А.К.Горовец

Родился 12 Марта 1915 года в деревне Мокшаны, ныне Сенненского района Витебской области, в семье крестьянина. Образование среднее. Работал слесарем. С 1932 года а Красной Армии. В 1935 году окончил Ульяновскую лётную школу. Затем работал в аэроклубе города Шахты Ростовской области. В 1941 году вновь призван в Красную Армию.

С Июня 1942 года Младший лейтенант А. К. Горовец в действующей армии. Сражался в составе 166-го ИАП  ( 88-го Гвардейского ИАП ).

6 Июля 1943 года заместитель командира эскадрильи 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. К. Горовец вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками и 9 из них сбил. Погиб в этом бою.

Всего произвёл 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях сбил 11 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами.

28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в деревне Зоринские дворы. Улицы в Москве, Минске, Витебске, Богушевске, а также совхоз Сенненского района и школа деревни Мокшаны носят его имя.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями.

*     *     *

До Июля 1943 года имя Алексея Горовца было известно лишь его близким друзьям и знакомым. Ординарный лётчик, каких в ВВС масса, он считался стариком в возрасте 28 лет. Армейскую лямку Горовец начал тянуть ещё в 1932 году, в 1935 году ушёл на гражданку, работал инструктором в аэроклубе. В Июне 1941 года его призвали в ВВС, но на фронт не отправили: Горовец продолжал учить летать молодых. Только в Июле 1942 года опытный лётчик попал в 166-й ИАП, вооружённый истребителями ЛаГГ-3. После перевооружения полка новыми самолётами Ла-5, Горовцу досталась именная машина "Эскадрилья Валерий Чкалов"  ( по некоторым источникам - с бортовым номером "211" белого цвета. Возможно, с учётом опечатки - "21" или "11" ).

Приказом НКО СССР от 21 Мая 1943 года 166-й ИАП был преобразован в 88-й Гвардейский ИАП. К 5 Июля Алексей Горовец выполнил 73 боевых вылета, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 6 в группе. Не самый плохой результат, но и далеко не самый выдающийся. Кто бы мог подумать, что последний боевой вылет лётчика станет поистине эпическим ?!

6 Июля 1943 года над аэродромом 88-го Гвардейского авиаполка вспыхнула зелёная ракета. 15 истребителей Ла-5 под командованием командира эскадрильи Капитана В. И. Мишyстина взмыли в небо. Им предстояло прикрывать с воздуха наши наземные войска в pайоне Владимиpовка - Кочетовка - Зоpинские Двоpы - Ольховатка. Ведущим одной из пар шёл Александр Горовец. Внизу втоpой день кипела Кypская битва.

Время патрулирования заканчивалось, но вpажеские самолёты не появлялись. "Лавочкины" легли на обратный курс. Гоpовец с ведомым В. Рекyновым замыкали боевой поpядок истребителей. Неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал "Мессеpшмитт". Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. В это вpемя Александp заметил идyщyю паpаллельным кypсом в наш тыл гpyппy из 20 бомбардировщиков Ju-87. Пpедyпpедить об этом комэска он не смог: отказал pадиопеpедатчик.

Пока ведомый, завязав воздушный бой, дрался с "Мессером", Горовец развернул свою машину навстречу противнику. "Юнкеpсы" уже начали пеpестpаиваться в колоннy для бомбометания. Гоpовец, сблизившись с ведущим Ju-87, поджёг его первой же очередью из пушек.

Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил ещё одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берёг боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась pезyльтативной. К земле он отправил уже 8 "Юнкеpсов" и погнался за 9-м, но оpyжие молчало - кончился боекомплект. "Юнкеpс" пытался yлизнyть на бpеющем полёте. Пришлось сблизился с ним и pyбанyть винтом по хвостовомy опеpению. Остальные бомбаpдиpовщики, освободившись от боезапаса, повоpачивали назад.

Александp взял кypс на свой аэpодpом. Гоpючее было на исходе. К томy же Ла-5, весь изpаненный, с погнyтым винтом, с тpyдом слyшался pyлей. Его тpясло. Радиопеpедатчик по - пpежнемy молчал. Помощи ждать было неоткyда. И тyт появились 3 паpы "Мессеpов". Уклониться от схватки было невозможно. Выжав из "ястpебка" всё, на что он был способен, Александp pинyлся на вpага. В следyющее мгновение огненные тpассы вpажеских самолётов впились в безоpyжный Ла-5, и он пеpешёл в отвесное пикиpование...

Трудно сказать, что произошло в последние секунды с лётчиком. Что он предпринял, о чём думал ?   Приходится лишь догадываться, что в огненной круговерти воздушной схватки тяжелораненный Александр пытался вывести повреждённый истребитель из смертельного пике, но тщетно. Из последних сил лётчик откpыл фонаpь кабины и pванyл кольцо паpашюта в надежде, что при его открытии удастся оставить машину. Но мощный воздyшный поток обоpвал кyпол. Самолёт вpезался в pыхлый чеpнозём на хyтоpе Зоpинские двоpы, что в Ивнянском pайоне Белгоpодской области...

До боли сжались сердца сбежавшихся к месту катастрофы людей. Там, где упал истребитель, валялись обломки крыльев и хвостового оперения. Недалеко, в стороне, нашли погнутую лопасть винта и изорванный пилотский шлем. Мотор и фюзеляж машины ушли глубоко в землю.

Среди наблюдавших за воздушным боем были 9-летний Серёжа Сергеев, его двоюродный брат 7-летний Толик Черкассов и 13-летний Саша Лобачев. Они видели в небе белый купол парашюта и надеялись, что лётчику удалось спастись. И именно им суждено было впоследствии вписать последнюю страницу в биографию Гвардии старшего лейтенанта Александра Константиновича Горовца, удостоенного 28 Сентября 1943 года звания Героя Советского Союза. Однако тогда он числился без вести пропавшим.

...Отгремела война. Спустя годы хутор Зоринские Дворы отстроился, расцвел. А памятные события не давали покоя Сергею Сергееву. Учился ли он в школе, служил ли на флоте, плавал ли в Тихом океане - его не покидала мысль о судьбе лётчика, истребитель которого покоился под землёй на огороде.

Осенью 1956 года Сергеев вернулся домой. Стал обслуживать дорожно - эксплуатационный участок на автостраде Москва - Симферополь. Анатолий Черкассов работал связистом, а Александр Лобачев трудился механизатором в МТС. Друзья детства, они, как и прежде, жили по соседству на единственной улице родного хутора. Не раз, собравшись вечером после работы, вспоминали прошлое.

- Не выходит у меня из головы тот самолёт, - признался однажды Сергей. - Бывает, проснусь ночью, а перед глазами падающий истребитель и белый парашют в задымлённом небе. Одного не пойму: машина упала, а лётчика никто не видел. Что с ним сталось ?

Решили начать раскопки на месте падения истребителя. Сняли пласт чернозёма, но следов истребителя не обнаружили. Прошли второй слой. И вот наконец лопата Сергея уткнулась в твёрдый предмет. Вскоре показалось хвостовое колесо, потом - шасси. Друзья промокли до нитки от дождя, которого не замечали. Они не чувствовали усталости. Вскоре стал просматриваться деформированный фюзеляж. На нём Черкассов заметил длинный толстый шнур, похожий на ржавую проволоку. Затем обнаружили второй, третий... Их было много. Они тянулись вдоль всего фюзеляжа, видимо из кабины, до которой следопыты ещё не добрались.

- Так это же стропы парашюта ! - догадался Сергей.

Наконец откопали весь самолёт. Но купола парашюта тут не оказалось. Он оторвался в небе ещё тогда, летом 1943 года. В кабине обнаружили останки пилота. Весть об этом моментально облетела хутор. В скорбном молчании собрались жители у памятного места. Было решено захоронить прах героя на кладбище.

Вместе с останками лётчика нашли планшет с картой, бортовой журнал, письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени и Гвардейский значёк. В нагрудном кармане истлевшей гимнастёрки лежал обагрённый кровью партийный билет. Он потемнел, обложка расклеилась, фотокарточка совершенно выцвела, но запись, выполненная чёрной тушью, сохранилась. Разобравшись в них, военный комиссар Ивнянского района послал запрос в Главное управление кадров Министерства обороны СССР. Оттуда ответили лаконично: "Приказом ГУК НКО № 0955 от 20.08.43 г. исключён из списков Советской Армии, как без вести пропавший в бою 6 Июля 1943 года, Герой Советского Союза Старший лейтенант Горовец Александр Константинович".

А.К.Горовец

Тогда С. Сергеев, А. Черкассов и А. Лобачев стали сами собирать сведения о лётчике. Они много лет вели переписку, поиски родственников, однополчан, очевидцев и постепенно узнали многое о его жизни.

Есть в Белоруссии, в Мошканском районе Витебской области, небольшая деревенька Горовцы. Названа она теперь в честь Героя. Там то, 12 Марта 1915 года и родился Александр Горовец, в семье крестьянина. Там прошло его детство. Окончив 7 классов средней школы, Саша Горовец начал работать слесарем в Витебском "Сантехстрое". В Марте 1933 по комсомольской путёвке пришёл в городской аэроклубе.

Потом учился в Ульяновской объединенной лётно - технической школе, которую успешно закончил в 1935 году. Хорошо овладев техникой пилотирования на самолёте У-2, А. Горовец получил назначение в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Там он работал лётчиком - инструктором, командовал звеном, затем был назначен начальником лётной части. У него всегда имелись и общественные нагрузки - комсорг группы, отряда, курса.

Александр отлично играл на гитаре и гармони, красиво пел русские и белорусские песни. Со сцены звучал его тенор при чтении стихов. Был он добрым и принципиальным, не терпел расхлябанности и фальши. Всё делал на совесть. В 1939 году был избран депутатом Шахтинского райсовета.

25 Июня 1941 года сбылась мечта Горовца - его направили командиром звена в 20-ю военную авиационную школу пилотов. Но Александр рвался на фронт, куда он прибыл в Июле 1942 года. Боевое крещение получил в составе 166-го истребительного авиаполка в небе Кубани. Воевал на Северо - Кавказском и Воронежском фронтах. За короткий срок, летая на истребителе ЛаГГ-3, уничтожил 40 вражеских автомашин, 24 повозки с боеприпасами, вывел из строя паровоз. Ему присвоили звание Старшего лейтенанта и назначили заместителем командира эскадрильи.

Тогда же, как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новый истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: "От колхозников и колхозниц Горьковской области" на одной стороне и "Эскадрилья "Валерий Чкалов" - на другой. На этой машине Александр сражался мастерски, дерзко, за что был удостоен орденов Ленина и Красного Знамени.

Ла-5 из 88-го ГвИАП

Один из именных Ла-5 поступивших в 88-й Гвардейский ИАП.  Лето 1943 года.

Ла-5 из 88-го ГвИАП

К началу Курской битвы заместитель командира эскадрильи 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант А. К. Горовец произвёл около 70 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично  ( Ju-87 и Me-109 )  и 6 - в составе группы. 6 Июля 1943 года он провёл свой последний, ставший легендой, бой...

А.Горовец и В.Мишустин
Боевые друзья:
А. Горовец ( слева )
и В. И. Мишустин.

Вот как о подвиге Гвардейца сказал много лет спустя участник Курской битвы дважды Герой Советского Союза Генерал - майор авиации Арсений Ворожейкин, сам лично сбивший 52 вражеских самолёта:

- Мы не знали такого. Простой расчёт показал, что для этого нужно произвести не менее 9 длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. На всё потребуется по меньшей мере 10 - 15 минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт - упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым...

Подвиг Александра Горовца золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. По материалам наградного листа, за время своей боевой деятельности он совершил 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника и 6 в составе группы, уничтожил 40 автомашин и 24 повозки с боеприпасами.  [ Справедливости ради, следует отметить что по оперативным документам 9 побед Горовца в последнем бою до сих пор не найдены. Что ещё раз подтверждает в своих исследованиях М. Ю. Быков. Скорее всего этих побед, всё - таки, не было... ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, за беспримерный подвиг, совершённый в последнем бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В Центральном музее Вооружённых Сил выставлены макет самолёта Ла-5, пушка с самолёта А. К. Горовца, его пистолет "ТТ", партийный билет № 2682000, планшет с картой, бортжурнал, удостоверение личности и письма.

Об Александре Константиновиче рассказывают стенды в Минском краеведческом музее, а также в музеях тех областей и городов, с которыми связан его жизненный и боевой путь. На 597-м километре автострады Москва - Симферополь, где когда - то гремели ожесточённые бои, установлены памятники прославленным воинам. Среди них - высокий гранитный постамент с бронзовым бюстом А. К. Горовца. Имя прославленного лётчика увековечено в названиях улиц в Москве, Минске, Витебске и Богушевске, совхоза в Сенненском районе и многих школ. В городе Шахты, на площади Свободы, установлен памятник Герою.

*     *     *

Список побед Гвардии cтаршего лейтенанта А. К. Горовца:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.06.1943 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )ПроходыЛаГГ-3, Ла-5.
203.06.1943 г.1  Ме-109Микояновка
305.07.1943 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )юж. Драгунское
41  Нs-126Березово
506.07.1943 г.9  Ju-87Зоринские Дворы
( Данные не подтверждаются
оперативными документами )

       Всего сбитых самолётов - 11 + 6  [ 11 + 2 ];  боевых вылетов - 75;  воздушных боёв - 11.

*     *     *

В заключении мне хочется привести фрагмент из книги Ю. И. Мухина - "Асы и пропаганда", относящийся к последнему бою Александра Горовца:

"Возьмите любую советскую энциклопедию и в ней на букву "Г" вы обязательно найдёте статью об А. К. Горовце. Из неё узнаете, что 6 Июля 1943 года лётчик - истребитель Старший лейтенант Горовец в одном бою сбил сразу 9 немецких самолётов и сам погиб. Всё это хорошо... если не вникать в подробности этого подвига.

По легенде, Горовец в 19 часов 40 минут возвращался на аэродром после выполнения задания в составе своей эскадрильи, увидел 20 немецких бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 6 немецких истребителей и решил их атаковать. При этом покинул строй своих самолётов без приказа и так незаметно, что даже его ведомый за ним не полетел и боя Горовца с 26 немецкими самолётами никто из его товарищей не видел.

Трудами губернатора Орловской области Егора Строева, надо думать, в связи с годовщиной Курской битвы вышла практически документальная работа Д. Хазана и В. Горбача "Авиация в битве под Орловско - Курским выступом. Оборонительный период". Авторы уделили внимание и подвигу Горовца, который, надо сказать, по документам выглядит не так, как по легендам.

6 Июля 1943 года рано утром 17 самолётов Ла-5 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка вылетели на прикрытие наших войск. В этой группе летел и Старший лейтенант А. К. Горовец. В 8 часов утра группа атаковала до 50 немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, уже становившихся в круг для бомбометания, заставила их сбросить бомбы куда попало и отогнала их на немецкую территорию. Гвардейцы доложили о сбитии 5 Ju-87, 3 Ме-109 и одного подвернувшегося немецкого разведчика Hs-126. Старший лейтенант Горовец с этого вылета не вернулся, в бою его никто не видел, что с ним случилось, никто не знал, никаких сообщений от наземных войск о каком - то бое, в котором бы был сбит советский истребитель, не поступало, и Горовец был занесён в списки без вести пропавших.

Спустя некоторое время в штаб 8-й Гвардейской ИАД поступило донесение от одного из соединений наземных войск о воздушном бое одиночного Ла-5 с большой группой немецких самолётов. Герой - лётчик с близкой дистанции обстреливал "Юнкерсы", были хорошо видны чёрные следы от падения самолётов. Над данным районом кипели горячие бои, и на ограниченном участке земли валялись обломки 9 немецких самолётов. Так возникла гипотеза - всех их уничтожил один краснозвёздный истребитель. После ряда уточнений сомнений больше не оставалось: А. К. Горовец и был тем героем, который самоотверженно сражался и из схватки не вернулся.

Донесение политотдела 2-й Воздушной армии свидетельствует:

"Выдающийся героический поступок совершил заместитель командира эскадрильи 88-го Гвардейского ИАП Гвардии лейтенант, член ВКП(б) тов. Горовец. Он один в неравном бою с самолётами противника сбил 9 самолётов Ю-87. Сам тов. Горовец, будучи смертельно ранен в этом бою, погиб смертью героя, не дойдя 4 км до своего аэродрома. Этот бой советского богатыря с восхищением наблюдали наземные войска, которые и подтвердили результат этого боя".

Сразу оговоримся, что найти эти свидетельства наземных войск в архивах Министерства обороны до сих пор. Нет упоминания о подвиге лётчика в оперсводках авиационных полков и дивизий, а также Воздушной армии, составленных "по горячим следам". Нелишне отметить, что в этот день только лётчики 88-го ГвИАП заявили о 5 сбитых Ju-87, в то время как общий счёт всей дивизии за день составил, по разным данным, от 16 до 18 "лаптёжников". И это без учёта побед, занесённых впоследствии на счёт Горовца, а также других соединений 2-й Воздушной армии !

Чтобы не возникало вопросов, почему Горовца никто не видел в бою, дело представили так, как будто группа возвращалась просто из патрулирования, а чтобы было ещё более убедительно, подвиг сдвинули на 12 часов и перенесли на вечер 6 Июля. Политотдел сильно рисковал, ведь Горовец мог оказаться у немцев в плену, но всё обошлось - останки Старшего лейтенанта Горовца и его самолёта были найдены уже после войны в районе хутора Заринские Дворы.

Не подтверждаются результаты воздушного боя и показаниями пленных немецких лётчиков, а также списком потерь 4-го Воздушного флота. Немецкое авиационное объединение за 6 Июля 1943 года по официальным данным недосчиталось сбитыми и повреждёнными только 10 Ju-87, из которых 4 машины стали жертвами истребителей. Даже если немецкие данные не учитывают всю убыль материальной части, трудно представить себе, будто "вдруг" обнаружится ни один десяток неучтённых "Штук". Принимая во внимание весьма преувеличенные доклады многих советских лётчиков о своих победах, занесение на счёт погибшего Лейтенанта сразу 9 сбитых самолётов выглядит скорее актом пропаганды, чем отражением реального события.

Судя по всему, этот подвиг Горовца того же типа, что и подвиг "28 героев - панфиловцев". Напомню, что этот взвод из 1075-го стрелкового полка, как и тысячи других взводов Красной Армии, геройски погиб 16 Ноября 1941 года при отражении немецкой атаки, а в пропагандистском ведомстве СССР, чтобы подвиг выглядел убедительнее, этому взводу приписали уничтожение десятков немецких танков, хотя весь их 1075-й стрелковый полк в тот день подбил едва ли 5 - 6 танков. Эти 28 человек  ( из 400 погибших и 400 пропавших без вести в тот день в 1075-м стрелковом полку )  были прославлены, и им посмертно присвоено звание Героев Советского Союза, с тем чтобы воодушевить остальных воинов Красной Армии.

А.К.Горовец

Надо сказать, что "фронтовые" корреспонденты "Красной звезды" и "Комсомольской правды", сообщившие об этом подвиге, на самом деле побоялись доехать не только до полка, но и до панфиловской дивизии и свой "репортаж с места боёв" состряпали по слухам, собранным ими в штабе 16-й армии. А потом уже в Москве под руководством главного редактора "Красной звезды" Д. Ортенберга добавили в этот рассказ подробностей, причем крайне глупо: прославили в числе 28 Героев сержанта, который в этом бою перебежал к немцам и верно служил им в полиции. Потом, когда об этом узнал и, пришлось этого сержанта тихо лишать этого звания...

Что - то похожее, видимо, произошло и с погибшим Старшим лейтенантом Горовцом - в ведомстве Щербакова  ( начальника Главного политического управления Советской Армии )  на его счёт занесли 9 сбитых бомбардировщиков, ему присвоили звание Героя, поставили памятник, отметили во всех энциклопедиях. А что уж там в действительности случилось - сколько самолётов в последнем бою он сбил на самом деле и был ли он вообще в бою, мы теперь, наверное, никогда не узнаем.

По всей видимости, оторвавшись от своей группы, Горовец действительно вступил в воздушный бой с большой группой Ju-87 и, вероятно, даже сбил или серьёзно повредил несколько самолётов противника, однако закончившийся боезапас заставил Александра Константиновича выйти из схватки, после чего недалеко от своего аэродрома безоружный Ла-5 стал жертвой "Мессеров".


Возврат

Н а з а д