Главная | Источники | 

HSU

Горохов Юрий Иванович

Ю.И.Горохов

Родился 1 Августа 1921 года в деревне Федосцино, ныне Заволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. С 1937 года работал токарем на заводе в городе Кинешма, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков.

С Июля 1941 года Лейтенант Ю. И. Горохов в действующей армии. По Сентябрь 1941 года служил в 13-м ИАП; с Февраля 1942 года по Февраль 1943 года - в 431-м ИАП; по Январь 1944 года - в 162-м ИАП.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка  ( 309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт )  Капитан Ю. И. Горохов совершил 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе с товарищами 10 самолётов противника. Летал на именном истребителе "Александр Пушкин".

1 Января 1944 года погиб в воздушном бою. К тому времени совершил около 400 боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 10 в составе группы.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле у деревни Красная Горка Краснинского района Смоленской области. В городе Кинешма Ивановской области в школе и на заводе, где он работал, созданы стенды о жизни Героя. Его имя носят улицы в городах Заволжск и Кинешма.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Лаконичная запись в заключительной части наградного листа гласит: "Произвёл 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, лично сбил 16 вражеских самолётов".

За этими цифрами стоят 2 года фронтовой жизни лётчика - истребителя, множество часов, проведённых в воздухе лицом к лицу с сильным и коварным врагом. Эти цифры говорят об изумительных делах, короткой, но яркой жизни замечательного паренька из села Федосцино.

В авиационное училище Юрий поступил 17-летним юношей, а в начале войны, только что закончив это училище, получил офицерское звание и первый боевой самолёт.

Каждому пилоту было известно, что фашисты имеют большое численное превосходство в воздухе, на советский фронт они бросили свои лучшие силы. Это не смущало молодого лётчика Горохова. В первом же воздушном бою он встретился с 2-мя хвалёными фашистскими "Хейнкелями-111" и сбил один из них.

Первая победа окрылила, вселила уверенность в собственные силы, в надёжность и маневренность своего истребителя. Горохов стал бесстрашно бросаться в лобовую атаку, врывался в самую гущу врагов и за короткий срок лично сбил ещё 3 "Хейнкеля-111" и 2 "Юнкерса-88".

20 Сентября 1941 года Юрий Горохов сопровождал группу бомбардировщиков на бомбёжку крупного железнодорожного узла. В завязавшемся воздушном бою он сбил 2 "Мессера", а когда задание по бомбёжке было выполнено и самолёты ложились на обратный курс, вражеский зенитный снаряд попал ему в кабину. Осколками Горохову пробило горову, поранило во многих местах лицо. Кроль залила глаза, забрызгала приборный щит. А до своего аэродрома более 100 километров.

"Только бы дотянуть, только бы не свалиться на занятой противником территории", - думал истекающий кровью пилот, стараясь удержать штурвал в слабеющих руках.

До своего аэродрома Горохов дотянул, самолёт посадил нормально, но из кабины не вышел. Когда товарищи подошли к самолёту, пилот полулежал, уткнувшись лбом в приборы. В сознание он пришёл только через несколько часов в госпитале, уже далеко от линии фронта. Раны были серьёзные, заживали медленно. Но крепкое было сердце и упорный характер у молодого Лейтенанта. Он одолел болезнь и вернулся на фронт. Снова бурная и трудная фронтовая жизнь лётчика - истребителя.

Скоро Горохов становится командиром звена, затем штурманом эскадрильи, наконец, командиром эскадрильи. Он уже сам водит в бой подчинённых, учит их побеждать сильного противника, показывая пример мужества и бесстрашия, отваги и дерзости, находчивости и быстроты действий.

Однажды он был ведущим в паре по охране своего корректировщика. В воздухе встретились с группой "Юнкерсов", шедших под прикрытием 4 Ме-109. Не раздумывая, Горохов подал команду ведомому и ринулся в середину вражеского строя. Задымил и пошёл к земле один "Юнкерс", затем второй. Фашисты начали поспешно освобождаться от бомбового груза, тогда как прикрывающие их "Мессеры" не могли приблизиться к советским истребителям, опасаясь поразить своих. Разгрузившиеся бомбардировщики повернули обратно, за ними ушли и истребители прикрытия, а советские пилоты продолжали выполнять свою боевую задачу.

Дерзкие действия истребителей неизменно приводили к успеху. За короткий период эскадрилья Горохова провела 78 воздушных боев и сбила 24 неприятельских самолёта, а сама за это время потеряла только 2 машины.

*     *     *

5 Марта 1943 года. Обычный день в далёком от фронта старинном русском городке Каменск - Уральском. Городской узел связи работал, как всегда, по распорядку. Но в 0 часов 40 минут этот ритм был нарушен. "Высшая правительственная", - начала приём телеграммы из Москвы телеграфистка.

Ю.И.Горохов

И дальше следовало: "Каменск - Уральский Челябинской области писателю товарищу Новикову Ивану Алексеевичу Примите мой привёт и благодарность Красной Армии Иван Алексеевич за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. В. Сталин".

...Когда началась война, писателю И. А. Новикову шёл 65-й год. "Чем помочь фронту ?" - такая мысль постоянно возникала у него. И вот однажды он предложил провести "Пушкинскую декаду", посвященную 106-й годовщине со дня гибели А. С. Пушкина. В Феврале 1943 года каждый вечер И. А. Новиков выступает в заводских и сельских клубах, в Доме культуры. Он читает произведения поэта, отрывки из готовящейся им книги "Пушкин на юге", рассказывает о его жизни и творчестве. В "декадных" афишах и на входных билетах сообщалось, что весь сбор от выступления пойдёт на строительство самолёта "Александр Пушкин".

Декада всколыхнула жителей небольшого городка. С любовью к великому поэту, желанием быть участниками строительства боевой машины шли люди после трудового дня на встречи с родным Пушкиным.

За короткий срок было собрано более 100 000 рублей, которые поступили в фонд обороны страны. В письме на имя Верховного Главнокомандующего писатель - патриот просил присвоить самолёту имя Пушкина.

Летом 1943 года, в боях на Спас - Деменском направлении, особо отличился командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка Капитан Ю. И. Горохов.

28 Июня 1943 года на фронтовой аэродром прямо с завода прибыли новенькие истребители Як-7. На борту одного из них была надпись: "Александр Пушкин". Принимая именной самолёт, Капитан Горохов заверил боевых товарищей, что отдаст все силы, а если понадобится, и жизнь в борьбе против немецко - фашистских захватчиков.

Участвуя в прикрытии наземных войск, Капитан Горохов вместе с другими лётчиками полка не раз срывал попытки вражеских бомбардировщиков нанести удары по нашим частям. 12 Августа над Спас - Деменском Ю. И. Горохов уничтожил на "Александре Пушкине" 4 вражеских бомбардировщика !  Через несколько дней отважному лётчику был вручён второй орден Красного Знамени.

Ещё не раз участвовал в смертельных схватках с врагом командир эскадрильи, ещё не один фашистский самолёт был уничтожен мужественным офицером. В Октябре 1943 года его наградили третьим орденом Красного Знамени.

16 и 19 Сентября 1943 года командующий 1-й Воздушной армией Генерал М. М. Громов и командующий Западным фронтом Генерал В. Д. Соколовский подписали представление на присвоение Капитану Юрию Ивановичу Горохову звания Героя Советского Союза.

Ю.И.Горохов

4 Февраля 1944 года за умелые боевые действия, за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР Капитану Ю. И. Горохову было присвоено звание Героя Советского Союза. Но лётчик не успел получить орден Ленина и медаль "Золотая Звезда". 1 Января 1944 года в воздушном бою над Смоленщиной он погиб.

В письме командования 162-го истребительного авиационного полка родителям отважного лётчика отмечается, что о подвигах Юрия знал весь фронт, что он являлся гордостью части... Есть в письме и такие слова: "Его фамилию знали как друзья, так и враги. При его появлении немецкие стервятники обращались в бегство, а друзья приходили в восхищение".

За 2,5 года войны Ю. И. Горохов совершил более 400 боевых вылетов, сбил лично 23 вражеских самолёта и 10 - в групповых боях.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личных и 16 групповых побед. ]

Прах Героя захоронен на кладбище в деревне Красное Смоленской области. В музее школы, где он учился, и в музее завода, где работал, экспонируются материалы о мужественном воздушном бойце.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана Ю. И. Горохова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )КондровоИ-16, ЛаГГ-3,
Як-1 и Як-7.
213.07.1943 г.1  FW-190вост. Дебри
317.07.1943 г.1  FW-190юго - зап. Хвастовичи
411.08.1943 г.1  FW-190Дуброво
512.08.1943 г.1  FW-190Верхняя Песочня
61  Ju-87Верхняя Песочня
71  FW-190аэр. Лубенка
814.08.1943 г.1  FW-190"врезался в падающий Ю-87"
91  FW-190Верхняя Песочня
1002.09.1943 г.1  FW-190Ляды - Болтутино
1104.09.1943 г.1  Ju-87Старое Щербино - Новое Щербино
1205.09.1943 г.1  Ju-87зап. Ельня
1312.10.1943 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 8 )сев. Горки
141  Ju-87  ( в группе - 4 / 8 )р-н Баево
1515.10.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )р-н Баево
1617.10.1943 г.1  Ju-88оз. Афанасьевское
171  Ju-87зап. оз. Афанасьевское
1804.12.1943 г.1  FW-190Новая Тухиня

       Всего сбитых самолётов - 22 + 16  [ 14 + 7 ];  боевых вылетов - 350;  воздушных боёв - 70.


Возврат

Н а з а д