Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Голубев Василий Фёдорович


Книга воспоминаний В. Ф. Голубева - "Во имя Ленинграда".

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Голубев Василий Фёдорович

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка, ныне Волховского района Ленинградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. Работал инструктором Осоавиахима города Волхова. С 1933 года на службе в ВМФ. В 1940 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С июня 1941 года лейтенант В. Ф. Голубев в действуюшей армии. Сражался в составе ВВС Балтийского флота, участвовал в обороне полуострова Ханко.

К июню 1942 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота )  Гвардии капитан В. Ф. Голубев совершил 339 боевых вылетов, участвуя в 61 воздушном бою, сбил 4 самолёта лично и 23 - в составе группы.

23 октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 589 успешных боевых вылетов. В 133 воздушных боях уничтожил 39 самолётов противника лично и в составе группы.

После войны продолжал служить в авиации. В 1951 году, окончив Военно - Морскую академию, командовал авиационной дивизией. С 1971 года - старший преподаватель Академии Генерального штаба. С 1975 года генерал - лейтенант авиации В. Ф. Голубев - в запасе. Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. Автор книг: "Школа войны", "Крылья крепнут в бою", "Второе дыхание", "Впереди комиссар", "Во имя Ленинграда" и других. Умер 17 апреля 2001 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( семь ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, высшими военными орденами Египетской Республики и Великобритании; многими медалями.

*     *     *

Один из наиболее результативных лётчиков - истребителей ВВС Балтийского флота, Василий Голубев прошёл Великую Отечественную войну от первого до последнего дня, от рядового лётчика до командира 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, участвовал во всех операциях ВВС Балтийского флота. За это время он проявил себя талантливым командиром, тщательно планируя каждый боевой вылет и операцию в воздухе, учитывая все тактические слабости противника и скрупулёзно разбирая ошибки лётчиков своей части.

Родился он в 1912 году в селе Каменка, недалеко от Ленинграда. С детства был приучен к труду. К 14 годам он уже уверенно справлялся с плугом. Окончив 7 классов, Василий по совету отца поехал в Ленинград, чтобы устроиться на завод. Уже тогда юноша мечтал о небе по приезде в Северную Пальмиру предпринял первую попытку поступить в военно - теоретическую школу. Его не приняли - слишком молод. Через 2 года работы на бумажном комбинате - новая попытка. И вновь - неудача. На этот раз "забраковала" медицинская комиссия.

Однако желание летать не пропадало. В 1933 году Василий добровольно вступил в Красную Армию и, довившись направления в воздушно - десантные войска, прослужил 2 года. Там он получил квалификацию инструктора парашютного спорта. Но его влекли самолёты. По путёвке комсомола Василий уехал в Дудергоф, где был зачислек курсантом лётно - планерной школы. Здесь Голубев освоил не только планер. По собственной инициативе досконально изучил самолёт У-2, вылетел на нём самостоятельно.

В 1936 году после окончания школы он получил назначение в Сясьстрой, на должность инструктора парашютно - планерного клуба, в котором проработал 2 года. Весной 1938 года его командируют на переучивание в коктебельскую Высшую лётно - планерную школу Центрального совета Осоавиахима, а затем назначают лётчиком - инструктором аэроклуба в городе Минеральные Воды. Там он много летал на самолётах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.

Опытный и способный лётчик, он твёрдо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году В. Голубев поступает в военно - морское авиационное училище в Ейске. На вступительных экзаменах он по всем предметам получил отличные оценки. А когда проверили в воздухе его лётную подготовку, сразу зачислили на последний курс и разрешили самостоятельно летать на истребителе И-15. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.

С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был лётчиком - истребителем, начальником парашютно - десантной службы, командиром звена 13-й отдельной эскадрильи ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Войну начал в составе отдельной авиационной бригады, а в октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м Гвардейским. Василий Голубев и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.

Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолётов на Кронштадтскую военно - морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днём и ночью. Главнейшей задачей морские лётчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.

Воевать он начал на И-16 с бортовым номером "13". Но 13-е число не принесло удачи Голубеву. Первую победу он одержал 28 июня 1941 года, сбив немецкий бомбардировщик Ju-88. В начале июля его жертвой стал истребитель Ме-109Е. Затем началась полоса неудач.

13 июля он атаковал в лоб немецкие самолёты, приняв их за Ju-88. Однако это оказались двухмоторные тяжёлые истребители Ме-110 с мощным носовым вооружением. В итоге "Ишачок" Голубева был подбит и пилот, весь облитый маслом, едва сумел совершить посадку на своем аэродроме. После этого случая механик Богданов предложил исправить бортовой номер истребителя на "14", но Голубев отказался...

Немецкий самолёт Ме-110E

Надёжный ведущий Василий Голубев при встрече с противником всегда стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою. Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с вражескими самолётами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.

Когда Василия Фёдоровича Голубева, уже после войны, просили выступить перед молодыми воинами, он, перебирая в памяти эпизоды военных лет, думал: "С чего начать ?"   И, как правило, начинал рассказ с первых боёв. Ну хотя бы с того, который происходил 26 июля 1941 года, когда Голубев летал на разведку и машину его ведомого лейтенанта Зотова подбила зенитка. Было повреждено управление, лететь Зотов мог только по прямой.

Потеряв способность маневрировать, истребитель перестаёт быть истребителем. Маневр в воздушном бою подобен оружию. Нетрудно поэтому понять, что испытал лётчик, увидев перед собой 4 "Мессера". В незавидном положении очутился и Голубев. Будь он один - было бы легче. А тут отбивайся от 4 немецких истребителей и не отходи ни на шаг от товарища.

Немцы сразу догадались, что с советской машиной творится что - то неладное. Неспроста она летит только по прямой. С неё они и начали. Оказавшийся рядом "Мессер" уже готовился открыть огонь. Но Голубев опередил его. Успел поймать в прицел...

Это могло показаться удачей - и только. Удачи, разумеется, тоже случаются, но мгновенная победа, одержанная Голубевым, объяснялась совсем другим - его исключительной меткостью. Воздушным снайпером Василия Федоровича называли ещё до войны. Он много тренировался, чтобы научиться поражать цель с первой очереди. После атак Голубева самолёт - буксировщик сбрасывал на аэродром порядком продырявленную воздушную мишень.

А вражеский самолёт был побольше учебной мишени. Стоило "Мессеру" очутиться в прицеле, как и следующую же секунду он начал падать. Трое остальных поняли, с кем имеют дело. Они ещё пытались атаковать советские самолёты, но не слишком настойчиво. Каждый раз, когда Голубев разворачивался на них, "Мессеры" избегали его контратак. И уже совсем осторожными они стали с приближением линии фронта. Перелетать её немцы не стали. Зотов смог благополучно посадить на аэродром подбитую машину.

Пока он заходил на посадку, Голубев заботливо охранял его. Отвязавшись у линии фронта, "Мессеры" иногда внезапно появлялись над аэродромом, чтобы ударить исподтишка. Горючего в самолёте Голубева было в обрез, и ему следовало торопиться на посадку. А он, ради того чтобы обезопасить товарища, кружил в воздухе.

Раз уж зашла речь о боевой выручке, к месту вспомнить, что случилось 10 августа 1941 года. Тогда ведущим был не Голубев. Шестью нашими истребителями командовал другой лётчик. Он и попал в беду: когда группа вела неравный бой с 16 истребителями врага, комайдира группы тяжело ранило и он решил довести машину до аэродрома. Однако стоило ему выйти из боя, как за ним сразу же увязалась пара "Мессеров". Это увидел Василий Голубев. В таких случаях нет лучшей защиты, чем нападение. Голубев пошёл в атаку. Немцам пришлось вступить с ним в бой. Этого Голубев только и хотел. Он принял удар на себя и дал возможность раненому командиру выйти из боя.

Происшедшее на следующий день, 11 августа, тоже говорит о том, каким товарищем был Василий Голубев. Над станцией Веймарн  ( это между Волосовом и Кингисеппом )  завязалась тяжёлая воздушная схватка. Наши истребители сбили 4 "Мессера". Врезался в землю и советский самолёт. Однако лётчик успел выброситься с парашютом. Увидев это, враги кинулись к белому куполу...

Голубев прикрыл его в полном смысле этого слова. Крылья голубевской машины стали крышей над головой спускающегося лётчика. "Мессеры" пытались ударить сбоку - Голубев загородил товарища градом пуль. Что было потом ?   Об этом рассказывать довольно сложно. До земли было 30 - 40 метров, а сверху - 4 Ме-109. Вот и выкручивайся. Единственное преимущество - малая высота. Обычно в воздушном бою преимущество у того, кто выше, а тут получилось наоборот. Немцы с большой осторожностью гонялись за Голубевым: на такой высоте можно врезаться в землю. Но долго продолжать эту "карусель" Голубев не мог - горючее было на исходе. Когда внезапным маневром он оторвался от преследователей и сел на ближайший аэродром, в баке оставалось несколько капель бензина.

Ещё более жаркий воздушный бой разгорелся вскоре в районе всё той же железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум 3-самолётным звеньям ещё 2 истребителя и таким образом создал 2 тактические группы по 4 машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.

Патрулируя над станцией, лётчики обнаружили приближение большой группы "Юнкерсов". Они шли тремя колоннами по десятку в каждой под прикрытием 12 "Мессеров". Итак, 8 наших И-16 против 42 немецких Ju-88 и Ме-109 !   Это не смутило Голубева. Надо было чем - то ошеломить врагов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четвёркой строем "фронта" на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчёт оправдался. Метким огнём реактивных снарядов и пулемётов наши лётчики сразу сбили 2 Ju-88.

Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы Голубева, отражая атаки "Мессеров", прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши лётчики сбили 11 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Уже к 13 августа 1941 года, то есть, за сравнительно небольшое время, на его счету было более 100 боевых вылетов, из которых 45 на бомбово - штурмовые удары. Участвуя во многих воздушных боях, лично и вместе с друзьями сбил 11 вражеских машин - 4 бомбардировщика Ju-88, разведчик FW-189   ( прозванный "Рамой" )  и 6 истребителей Ме-109.

13 августа 1941 года шестёрка И-16 отправилась на прикрытие железнодорожной станции Вейнмар. Самолёты патрулировали на высоте всего 1200 - 1500 метров, и этот тактический промах дорого обошёлся лётчикам. Десять Ме-109 напали на них сверху - ведомый Голубева был сбит, а сам Василий, получивший ранение в ногу, с трудом посадил машину на фюзеляж. Самолёт был разбит, а пилот угодил на месяц в госпиталь.

В.Ф.Голубев

В середине сентября 1941 года Василий Голубев вернулся в свою часть, но 9 оставшихся истребителей полка к этому времени уже перелетели на аэродром в Новой Ладоге. Однако на авиабазе остались два повреждённых И-16 со снятым вооружением, которые к вечеру удалось отремонтировать. На них Голубев вместе со своим товарищем Ф. Зотовым и отправился догонять полк.

В пути безоружные самолёты были атакованы "Мессерами", и истребитель Голубева вновь оказался подбит, приводнившись на поверхность Ладожского озера. Голубев вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс.

Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева - Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашёл друга !

На новом месте Голубеву опять достался И-16 с номером "13", но на этот раз Богданов не выдержал и быстро исправил цифру на "ЗЗ". С этих пор балтийский лётчик постоянно летал на машинах с таким обозначением.

24 сентября 1941 года для отражения штурма Ленинграда войсками противника, в бой были брошены все имеющиеся у нас силы. Вспоминает В. Ф. Голубев:

- В тот день мы с Дмитрием Татаренко сделали по 8 боевых вылетов. А 25 сентября - поставили своеобразный рекорд, выполнив по 11 боевых вылетов: 6 на сопровождение штурмовиков и 5 - на штурмовку вражеских войск. Выполнить 19 боевых вылетов за 2 дня и остаться боеспособными, когда вокруг свистели тысячи пуль, осколков и снарядов - такое и теперь кажется мне чудом...

В начале октября Голубев в числе 6-ти пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. Здесь отчётливо проявилась манера боя будущего аса, основанная на традициях Антоненко и Бринько. Сам Голубев описывал её так:

- "Юнкерсы" начали уходить на восток. Я выбираю одного, подхожу метров на 400, посылаю два снаряда. Сближаюсь на короткую снайперскую дистанцию, стрелки "Юнкерса" молчат, видимо, оба убиты. Длинная очередь из трёх пулемётов прошивает самолёт врага от хвоста до кабины. Ju-88, медленно заваливаясь на крыло, уходит вниз. Близ позиций наших войск на земле вспухает огненный шар...

В конце октября Голубев сбил 2 финских трофейных истребителя И-153, изрядно досаждавших советскому флоту, а 2 ноября 1941 года провёл в одиночку бой с четвёркой финских "Спитфайров" из LeLv.32 и записал на свой счёт одну победу  ( по другим источникам это были либо "Харрикейны", либо MS-406. ).

Уже после капитуляции Финляндии, Голубеву довелось в Мальме поговорить с финским пилотом, участвовавшим в том бою. Финн рассказал, что два из трёх оставшихся "Спитфайров" разбились при возвращении на базу. Однако другие источники опровергают эти факты: по материалам издательства Tietoteos в тот день Финляндия, вообще, не потеряла ни одного "Спитфайра".

И-16 тип 29 В.Ф.Голубева

В последние месяцы 1941 года 13-й ИАП понёс большие потери при обороне "Дороги жизни" через Ладожское озеро. Частично в этом были виноваты немецкие "охотники" из JG 54, летавшие на Ме-109F. Например, в начале декабря полк потерял двух лётчиков, сбитых из - за их собственной невнимательности.

В.Ф.Голубев у своего И-16. Осень 1942 г.

7 декабря четвёрка И-16, находясь в невыгодной позиции под облаками, была атакована "охотниками" по пути домой. Двое пилотов были ранены, а один погиб, врезавшись вместе с самолётом в землю. С другой стороны, сказалось тактически неграмотное ведение боёв руководством полка. Только 1 января 13-й ИАП лишился 5 лётчиков, выбывших из строя по ранению, 3 истребителя сгорели и 7 были повреждены.

Это переполнило чашу терпения вышестоящего начальства, и командный состав полка был полностью сменён. Василий Голубев, как опытный боец, получил должность командира эскадрильи. С этого момента он мог практически без помех претворять в жизнь собственные тактические идеи и боевые порядки. И-16 стали летать парами, эшелонированными на разных высотах. Атаки противника он предлагал проводить на встречных курсах. Все боевые задания тщательно разбирались на предполётном инструктаже. Результаты сказались очень быстро - его 3-я эскадрилья стала лучшей в полку.

Некоторое время Голубева занимала тактика действий немецких "охотников". Поклявшись первым уничтожить вместе со своим подразделением "Мессершмитты", он вскоре пришел к выводу, что немцы, как правило, атакуют либо невнимательных пилотов, либо группы самолётов, возвращающиеся с боевого задания без боеприпасов. Особое внимание они уделяли отставшим от строя и повреждённым "подранкам".

12 марта 1942 года Василий Федорович сбил 2 истребителя из штабного штаффеля известной немецкой истребительной эскадры JG 54, пилотируемые Унтер - офицером Хейнцом Бартлингом  ( 67 побед )  и его ведомым - Лейтенантом Херманом Лейште  ( 26 побед ). При этом, оба немецких пилота погибли.

В тот день группа И-16 возвращалась на аэродром после штурмовки железнодорожной станции. Полностью сохранив боезапас, Голубев на обратном пути покинул строй и имитировал полёт повреждённого самолёта. Через некоторое время на горизонте появились 2 чёрные точки - пара Ме-109, заметив отставший истребитель, на форсаже бросилась за ним вдогонку. Когда "охотники" приблизились на дистанцию около 1000 метров, "повреждённый" И-16 вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев вспоминал:

- Вот когда пригодились десятки вариантов и расчётов на такой маневр !   Заканчиваю разворот на высоте около 500 метров, противник намного ниже меня. Он такого маневра не ждал и оказался в лобовой атаке. Оба "Мессера", задрав жёлтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложную атаку. Тёмные трассы от двух Ме-109F точно тянутся к моему мотору. В прицеле ведущий "охотник", дистанция примерно 500 метров, полторы секунды осталось на всё, пусть даже на жизнь. Три огненные трассы молнией пронизали тонкое тело "Мессершмитта", мелькнувшее ниже меня метрах в пяти...

Вспыхнувший немецкий истребитель упал на землю, а Голубев, развернувшись вслед второму Ме-109, дал залп реактивными снарядами. Вражеский самолёт, попытавшийся уйти горкой, потерял скорость и с повреждённым хвостовым оперением, зацепившись за макушки ёлок и потеряв плоскости, совершил вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненый осколками, скончался через несколько минут после приземления. На руле поворота ведомого "Мессера" насчитали отметки 26 побед. Таким образом на счету Голубева появились 14-й и 15-й сбитые самолёты.

В.Ф.Голубев

В середине марта 1942 года 13-й ИАП был переименован в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк, а в апреле начались ожесточённые бои...

В течение двух дней подряд, 24 и 25 апреля 1942 года, противник предпринял массированные налёты на Ленинград. Вспоминает бывший Командующий Краснознаменным Балтийским Флотом Вице - адмирал В. Ф. Трибуц:

"Над нашими коряблями, стоявшими на стоянках Невы, появлялись вражеские самолёты, обстановка была сложной. У нас не было возможности быстро изменить позиции кораблей - на Неве стоял крепкий лёд. Балтийские лётчики - истребители, отражая налёты врага, делали в день по несколько боевых вылетов. В один из этих дней 7 своих воспитанников вёл будущий Герой Советского Союза Василий Голубев. Внезапно они встретились с вражескими бомбардировщиками, прикрываемыми истребителями. Силы были неравные, но балтийцы не раздумывая вступили в бой и сбили несколько машин. Голубев умело управлял своими лётчиками и лично уничтожил самолёт противника."

16 мая комэск 4-го ГвИАП Гвардии старший лейтенант В. Ф. Голубев во главе пятёрки И-16 провёл тяжелейший бой над "Дорогой Жизни", в котором с немецкой стороны участвовал сразу 81 самолёт. В этом бою комэск сбил немецкий истребитель и бомбардировщик. За смелые и инициативные действия все 5 советских лётчиков получили правительственные награды.

Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолётов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го Гвардейского ИАП. Верхний эшелон заняла эскадрилья Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ju-88 и Не-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109. Получалось 5-кратное превосходство противника !

В небе над Кобоной завязался тяжёлый и длительный бой. Теряя самолёты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, немцы сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налёт. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешённые неудачами, немцы на следующую ночь всё же попытались уничтожить корабли флотилии. В налёте участвовало 3 колонны пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что "Юнкерсы" бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулемётный огонь. Несколько "Юнкерсов", не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.

За эти 2 дня Гвардейцы отразили 3 налёта. Противник бросил более 280 самолётов с задачей потопить основные силы Ладожской военной флотилии и транспортные суда Северо - Западного параходства, но потерпел неудачу. В этих боях Голубеву удалось сбить 3 бомбардировщика и 1 истребитель.

Уже на следующий день командующий Краснознамённым Балтийским флотом вице - адмирал В. Ф. Трибуц поздравил лётчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трёх офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В. Ф. Голубеву было присвоено это высокое звание.

Осенью 1942 года Василий Голубев был назначен заместителем командира 4-го ГвИАП. Полк по - прежнему воевал на И-16, хотя время этих юрких монопланов уже давно прошло. На вооружении JG 54 с конца декабря появились новейшие истребители FW-190A-4, сильно осложнившие для советских ВВС обстановку в воздухе. Тем не менее в январе 1943 года балтийский ас сумел и на "Ишачке" уничтожить 2 хвалёных "Фоккера".

Так, 9 января 1943 года Василий Голубев, возглавлявший четвёрку И-16 тип 29, атаковал в районе Ладожского озера FW-190, окрашенный в белый камуфляжный цвет и уничтожил его. Второй истребитель, повреждённый ведомым Голубева, скрылся в облачности и был ими потерян  ( при посадке на фюзеляж, этот "Фоккер" разбился северо - восточнее Мги ).

В этом же месяце полк наконец был снят с фронта для освоения новых истребителей Ла-5. Обратно под Ленинград он вернулся лишь спустя 2 месяца. Количество побед Голубева неуклонно росло.

13 апреля В. Ф. Голубев одержал сразу 2 победы на новом истребителе Ла-5, недавно поступившим на вооружение полка. В паре с ведомым, начальником штаба 61-й бригады ВВС КБФ полковником Катковым он вылетел на свободную охоту в район Порзоловских болот под Ленинградом. Севернее посёлка Беззаботный балтийцы обнаружили две группы FW-190, маневрировавшие выше и в стороне.

FW-190 Графа Матушки

Hабрав высоту, Голубев атаковал звено противника сзади и с дистанции 400 метров открыл огонь. Один истребитель был повреждён и начал отворот с креном влево, подставив под стволы Ла-5 всю площадь крыла. Вторая пушечная очередь добила "Фоккер". Командир 2 штаффеля JG 54 обер - лейтенант граф Зигфрид Матушка   ( 29 побед )  не сумел покинуть штопорящий истребитель, который упал на минное поле и взорвался. Между тем, Голубев, продолжая бой, уничтожил ещё один истребитель. унтер - офицер Теодор Вольфан  ( 17 побед )  выбросился с парашютом и попал в плен.

21 апреля 1943 года Голубев сбил 2 финских истребителя Фиат G-50bis, а в мае его жертвами стали 3 Ju-88 и 1 Ме-109.

В это время пилоты полка на нескольких оставшихся И-16 часто вылетали на ночное патрулирование, попутно штурмуя прожекторные и зенитные установки противника, ведущие борьбу с лёгкими бомбардировщиками У-2. 30 июня Василий Голубев впервые поднялся в воздух ночью на Ла-5. Перехватив и уничтожив немецкий разведчик Ju-88, он внезапно во время посадки был обстрелян собственной зенитной артиллерией, не предупреждённой заранее о полёте незнакомого самолёта. Истребитель получил повреждения, и пилот, после психологической встряски, с трудом совершил посадку на аэродроме.

Это происшествие весьма удачно прокомментировала одна из кухарок: "Проклятые зенитчики !   Ходят в кино, на танцы, а вот заглянуть на аэродром и посмотреть как выглядят наши самолёты - у них времени нет".

Ла-5 В.Ф.Голубева

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные ими средства приобрели целую эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись - "Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа.

Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись - "От колхозников и колхозниц Горьковской области" - на другой стороне.

Одна из таких машин, с бортовым номером "33", была передана в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС КБФ в августе 1943 года, Василию Голубеву. На этом самолёте он одержал ещё несколько блестящих побед.

Ла-5 Василия Голубева

Истребитель Ла-5 из состава 4-го ГвИАП ВВС КБФ, на котором
весной - летом 1943 года сражался Гвардии капитан В. Ф. Голубев

За короткое время, на самолётах изготовленные на средства тружеников полей Горьковской области, отважные авиаторы сбили 34 вражеских стервятника. Газета "Красный Балтийский флот" выступила с тематической полосой, озаглавленной "Слушайте, Горьковские колхозники !". Слово было предоставлено Герою Советского Союза капитану В. Голубеву, старшине В. Потапову, капитану Е. Маркунину и другим мастерам воздушного боя, которые рассказали о борьбе с немецкой авиацией, о том, как они уничтожают врага в небе и на море. В заключение газета писала: "Пусть в Горьковских колхозах знают, что машины, созданные на их средства, - в надёжных руках, пусть радует их каждая победа, достигнутая нашими лётчиками".

В конце 1943 года Голубев принял командование над 4-м ГвИАП и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания.

И-153 К.В.Соловьева, 1942 год
Гвардии подполковник В. Ф. Голубев.

Узнав о его боевых подвигах, земляки - труженники Волховского района Ленинградской области - собрали на постройку для него 230 тысяч рублей деньгами и 500 тысяч рублей облигациями. Волховчане писали Голубеву: "Мы уверены, что истребитель, построенный на наши средства, в ваших руках будет беспощадно громить немецко - фашистских захватчиков". Герой оправдал надежды земляков.

Зимой 1944 года, в период ликвидации вражеской блокады Ленинграда, лётчики Краснознамённого Балтийского Флота действовали как всегда умело, решительно и находчиво. Вот несколько примеров. 13 января 1944 года Голубев сбил свой 36-й самолёт - многоцелевой Ме-110. С машиной этого типа у Голубева связаны и другие эпизоды его биографии.

Зимой 1944 года противник начал использовать "Сто десятые" на Ленинградском фронте в качестве высотных разведчиков. Советские лётчики немедленно организовали за ними охоту. 6 февраля Голубев перехватил на высоте около 8 км разведчик Ме-110 и после долгого преследования сбил на выходе из пикирования - Ме-110 пропахал целую просеку в лесу. Это была его 37-я победа.

В. Голубев и С. Лавочкин.

П. С. Макеев, В. Ф. Голубев, конструктор С. А. Лавочкин, Д. А. Кириллов.

23 февраля 1944 года Гвардии майор В. Ф. Голубев повёл четвёрку "Лавочкиных" для прикрытия наступающий войск Ленинградского фронта. Когда истребители приблизились к линии фронта, Голубев заметил вражеский разведчик Ме-110, летевший выше нашей группы на 1500 метров. Предупредив ведомых, Голубев начал круто набирать высоту. Первыми же меткими очередями он зажёг левый мотор "Мессера". Стрелок вражеского самолёта открыл огонь, но Голубев, продолжая сближаться, короткой очередью поразил стрелка, а затем вывел из стоя и правый мотор.

Теперь, когда противник был совершенно беззащитен, Голубев почти в упор открыл огонь. Результат был ошеломляющим. Ме-110 взорвался, и перевернутый взрывной волной истребитель Голубева сорвался в штопор.

Ла-7 В.Ф.Голубева

Ла-7 на котором осенью 1944 года летал командир 4-го ГвИАП КБФ Гвардии подполковник В. Ф. Голубев.

Ла-7 В.Ф.Голубева

Восстановив управление машиной, контуженный, оглохший лётчик с повреждённой барабанной перепонкой левого уха тем не менее доставил на свою базу убедительные доказательства своей очередной победы. Капот двигателя изуродованного истребителя был вдавлен в цилиндры, а кусок дюралевой обшивки немецкого самолёта врезался в крыло Ла-5 до самого лонжерона. Так закончился 500-й боевой вылет балтийского аса. Сбитый им Ме-110 был 3-й машиной данного типа, сбитой Василием Фёдоровичем с начала года, и 38-й победой с начала войны.

6 марта 1944 года над Финским заливом командир 4-го ГвИАП провёл очередной показательный бой с асом из JG 54. Hа глазах лётчиков своей группы, Василий Фёдорович прижал противника к самой воде, вынудив сначала потерять скорость, а затем, без скорости - уходить на вертикаль. Догнав "Фоккер" на горке, Голубев сбил его. Обер - лейтенант Герхард Лооз  ( 92 победы )  из I.JG 54 выбросился с парашютом и был пленён экипажем минного тральщика.

Войну Василий Голубев закончил Гвардии подполковником, командиром 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Почти 2 года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых лётчиков. Пилоты прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолётов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по вражеским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники.

В.Ф.Голубев, 1945 г.

Гвардии подполковник В. Ф. Голубев.  4-й ГвИАП, весна 1945 года.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу, отправив в воду Финского залива истребитель FW-190. А последний боевой вылет выполнил под Кёнигсбергом, уже на новом истребителе Ла-7.

К маю 1945 года Василий Фёдорович Голубев совершил 589  ( по другим источникам - 546 )  успешных боевых вылетов и, участвуя в 133 воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника лично и в группе с товарищами.   [ Некоторые источники указывают на 16 личных и 23 групповые победы; М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных и 20 групповых побед лётчика. ]  Ещё один самолёт сбитый Голубевым упал прямо в болото и, за отсутствием материальных доказательств, не был записан на его боевой счёт.

В.Ф.Голубев

С окончанием войны В. Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно - Морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание лётного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах.

С 1971 года В. Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряжённая работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас генерал - лейтенант авиации В. Ф. Голубев уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. 17 апреля 2001 года Василий Фёдорович ушёл из жизни.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника В. Ф. Голубева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.07.1941 г.1  Ме-109Гдов - НарваИ-16, Ла-5, Ла-7.
211.08.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Среднее Село
314.10.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Кердля
424.10.1941 г.1  "Бульдог"  ( в паре - 1 / 2 )Ханко - Инкоо
501.11.1941 г.1  "Спитфайр"  ( в паре - 1 / 2 )юж. острова Коэ
612.03.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 6 )Погостье - Шала
71  Ме-109сев - вост. аэродром Выстав
81  Ме-109Дусьево
919.03.1942 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 6 )зап. Шала
1031.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев. ст. Погостье
1116.05.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Липка
121  Ме-109зап. Лаврово
1328.05.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )остров Зеленец
1429.05.1942 г.1  Ju-87ВМБ Кобона
151  Ju-87  ( в группе - 1 / 4 )сев. Липка
1613.04.1943 г.1  FW-190юго - вост. Беззаботное
171  FW-190Прозоловское болото
1821.04.1943 г.2  "Фиат"остров Гогланд
1902.06.1943 г.1  FW-190остров Кирккомансаари
2020.08.1943 г.2  "Брюстер"сев. маяк Шепелев
2106.02.1944 г.1  Ме-110Нарва
2223.02.1944 г.1  Ме-110Тудулинна
2305.03.1944 г.1  FW-190сев - зап. Омути

      Всего сбитых самолётов - 19 + 20  [ 15 + 10 ];  боевых вылетов - 546;  воздушных боёв - 133.

    -->      © fightersky.ru