Главная | Источники | 

HSU

Гетьман Семён Григорьевич

Гетьман С.Г.

Родился 28 Января 1903 года в городе Полтаве, ныне областном центре Полтавской области Украины, в семье служащего. После окончания начальной школы работал каменщиком. С 1920 года в Красной Армии. Участник Гражданской войны. В 1922 году окончил Полтавские пехотные курсы, в 1929 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, в 1934 году - курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1935 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года в действующей армии. 5 и 9 Июля 1941 года командир 4-го штурмового авиационного полка  ( 11-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт )  Майор С. Г. Гетьман умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении ударов по вражескому аэродрому, в результате которых была выведена из строя взлётно - посадочная полоса и уничтожено 22 самолёта противника.

4 Октября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С Мая 1942 года Гвардии подполковник С. Г. Гетьман командовал 230-й ШАД.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1948 году окончил Военную академию Генерального штаба, был на ответственных должностях в войсках Советской Армии. С 1955 года Генерал - майор авиации С. Г. Гетьман - в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве, где скончался 30 Августа 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды, "Знак Почёта"; медалями.

*     *     *

Самолёт Р-Z.

Боевое крещение С. Г. Гетьман получил во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Тогда он командовал 4-м ближнебомбардировочным авиационным полком, вооружённым самолётами Р-3ет.

Перед Великой Отечественной войной Гетьман получил приказ срочно передать устаревшие Р-3ет в другой полк, а ему с лётчиками ехать переучиваться на совершенно секретный самолёт - штурмовик, зашифрованный индексом "Н".

Штурмовик Ил-2  ( первых серий )  был одноместным, а для переучивания требуется учебно - тренировочный самолёт того же типа, но со второй кабиной для инструктора и с двойным управлением - спарка. Такого самолёта не было. Тогда Гетьман с инженером дивизии раздобыли спарку самолёта Су-2 и стали на нём вывозить лётчиков. На планировании инструктор специально разгонял скорость, чтобы отработать скоростные посадки, как на штурмовике. Так пилоты обучались летать сначала на Су-2, а потом и на самолёте Ил-2.

4-й штурмовой авиаполк, которым командовал Майор С. Г. Гетьман, проявил исключительную стойкость с первых дней войны. Сам командир полка умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении штурмовых ударов по объектам и войскам противника.

Боевое крещение лётчики полка получили 27 Июня 1941 года на Западном фронте, когда 5 Ил-2 в 19:40 нанесли бомбово-штурмовой удар по колонне германских танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина. Удар по немецкой колонне "Ильюшины" нанесли с бреющего полёта. Бомбометание произвели на глазок - промазать было трудно, так как колонна была в несколько рядов. Пушки после первых же выстрелов отказали. Ударили РСами.

Ил-2 Капитана К. Н. Холобаева напоролся на батарею "эрликонов", в результате - машина была порядком издырявлена, бронекорпус превратился в рванину, в центроплане образовалась огромная дыра  ( Капитан провалился в неё когда вылазил из самолёта после посадки ), маслобак пробит и так далее...

По воспоминаниям Героя Советского Союза В. Б. Емельяненко, когда командир полка Майор С. Г. Гетьман увидел Ил-2 Холобаева, то приказал немедля закатить его в ангар и никому не показывать. Приказ, однако, выполнить не успели - севший на вынужденную СБ "добил" холобаевскую машину. Это была первая потеря полка. Ил-2 остальных лётчиков группы получили незначительные повреждения и были быстро введены в строй.

4 Июля 1941 года во время атаки аэродрома противника ведущее звено первой группы в составе комполка Майора С. Гетьмана, старшего политрука В. Василенко и командира 3-й эскадрильи Капитана Н. Саталкина было буквально "изрешечено" огнём зенитной артиллерии ПВО аэродрома. Василенко и Саталкин были сбиты. Их машины упали на лес в районе цели. Ил-2 Гетьмана получил сильные повреждения, но до своего аэродрома всё же долетел.

5 и 9 Июля 1941 года Майор С. Г. Гетьман умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении ударов по вражескому аэродрому, в результате которых была выведена из строя взлётно - посадочная полоса и уничтожено 22 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Октября 1941 года за умелое командование авиационным полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Майору Гетьману Семёну Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 566 ).

В начале 1942 года 4-й штурмовой авиационный полк был преобразован в 7-й Гвардейский ШАП.

С.Г.Гетьман с подчинёнными.

Командир полка С. Г. Гетьман  ( слева )  даёт указания техническому составу.

С 18 Мая 1942 года Гвардии подполковник С. Г. Гетьман - командир 230-й штурмовой авиационной дивизии, которую он возглавлял до конца войны. Лётчики - штурмовики этой авиадивизии громили врага в небе Кубани, принимали активное участие в Новороссийско - Таманской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Восточно - Померанской, Берлинской наступательных операциях, освобождали советские города Темрюк, Севастополь, Могилёв, Волковыск, польские города Белосток, Осовец, Остроленка, Хойнице, Грудзёнз, Гданьск...

22 Февраля 1943 года командиру 230-й штурмовой авиадивизии С. Г. Гетьману было присвоено воинское звание "Полковник", а 1 Июля 1944 года - уже и "Генерал - майор авиации".

За время пребывания на фронте С. Г. Гетьман в групповых воздушных боях одержал 5 побед. К концу войны его часть именовалась так: 230-я Краснознамённая Кубанская штурмовая ордена Суворова авиационная дивизия.

После войны отважный комдив продолжал службу в ВВС. В 1948 году он окончил Военную академию Генерального штаба, был на ответственных должностях в войсках Советской Армии.


Возврат

Н а з а д