|
Родился 25 февраля 1917 года в городе Житомир, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал секретарём комсомольской организации Винницкого областного транстреста. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил 9-ю Одесскую военную авиационную школу летчиков им. Полины Осипенко. С июня 1941 года младший лейтенант Г. И. Герман в действующей армии. По февраль 1944 года служил в составе 42-го ИАП ( 133-го Гвардейского ИАП ); по май 1945 года - в 900-м ИАП. К сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиационного полка ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) лейтенант Г. И. Герман совершил 209 боевых вылетов, в 37 воздушных боях сбил 16 самолётов противника. 28 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны служил в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года подполковник Г. И. Герман - в запасе. Жил в городе Винница ( Украина ). Умер 6 июня 2006 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ); медалями. * * *Григорий Иванович Герман - один из лучших асов 42-го истребительного авиационного полка, большую часть своего боевого пути прошёл в составе 240-й истребительной авиационной дивизии, под командованием известного лётчика - истребителя, Героя Советского Союза, будущего маршала авиации Георгия Васильевича Зимина. Родился Григорий 26 февраля 1917 года в городе Житомир ( Украина ) в семье рабочего. В 1930 году окончил 7 классов школы в Бердичеве, в 1935 году - ФЗУ в Виннице. Работал трактористом в колхозе, был избран секретарём комитета комсомола Винницкого облтранстреста. В декабре 1938 года призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военно - авиационную школу лётчиков. В 1940 году младший лейтенант Григорий Герман стал военным лётчиком и получил назначение в 126-й истребительный полк, который дислоцировался в городе Бельск. В боях Великой Отечественной войны участвовал с 1941 года. Воевал на Северо - Западном, Калининском фронтах. Был ранен. Все 4 года войны он бороздил небо на истребителе. Только за первые 2 года Григорий Герман участвовал в 202 боевых вылетах, провёл 32 боя, лично сбил 11 самолётов противника. Он один из первых лётчиков - истребителей, доказавших преимущество боевых действий пары истребителей, а не одного и не трёх, как было принято ранее. Герман считал, что лучший способ одержать победу над противником - первым захватить инициативу. Во всех проведённых им воздушных боях он не имел ни одного поражения. Утром 16 августа 1941 года, находясь в воздушной засаде в районе Поныри, младший лейтенант Г. И. Герман смело пошёл на перехват немецкого самолёта "Хеншель-126". Атаки следовали одна за другой. Он то круто бросал свой истребитель в пике, то взмывал высоко в небо. Немецкий пилот растерялся. После 3-й атаки вражеский самолёт врезался в землю. Герман спокойно снизился и cделал кpyг над горящим разбитым самолётом вpaгa. Возвращаясь на аэродром, Герман обнаружил ещё один "Хеншель-126", рыскавший в глубине нашего тыла. Атака - и второй Hs-126 рухнул на землю. Герман снова направил свой МиГ-3 за падающим разведчиком. "Пробив облачность, - вспоминал лётчик, - я увидел вpaжескую машину, за которой тянулся шлейф огня, затем я увидел взрыв, пламя которого ярко осветило землю". Этими удачными атаками в авиационном полку был открыт счёт сбитым вражеским самолётам. И открыл его младший лейтенант Г. И. Герман. 13 июля 1942 года семёрка самолётов ЛаГГ-3 вылетела на прикрытие наших войск в районе Сухиничи. Над городом лётчики издали заметили 12 вражеских бомбардировщиков "Юнкерс-88". Истребители внезапно атаковали группу противника. С короткой дистанции лейтенант Г. И. Герман сбил один бомбардировщик. Остальные повернули назад, рассыпая бомбовый груз куда попало. 17 февраля 1943 года в составе четвёрки истребителей Г. И. Герман шёл на прикрытие наземных войск в районе Коломы на Северо - Западном фронте. В пути встретили 4 вражеских истребителя. В завязавшемся бою самолёт Германа получил повреждение. Нарушилась система управления, самолёт терял маневренность. Но отважный лётчик не растерялся. Зайдя фашистам в тыл, он смело атаковал и сбил один "Мессер", а потом устремился на помощь товарищу, и вместе они уничтожили ещё один самолёт врага. После боя на израненном "ястребке" Герман благополучно приземлился на своём аэродроме. 23 февраля 1943 года, в день 25-летия Советской Армии, восьмёрка истребителей Як-7Б вылетела в район озера Ильмень. Искать цель не пришлось долго. В воздушной атаке Г. И. Герман сбил один бомбардировщик врага, а потом вступил в бой с вражескими истребителями сопровождения. В этом бою наши асы уничтожили 3 бомбардировщика и без потерь возвратились на базу. Всего в этот знаменательный день Григорий Герман сбил 3 самолёта противника. В боевых условиях испытав 37-мм пушку, которая была поставлена на вооружение наших истребителей ЛаГГ-3, Г. И. Герман доказал её превосходство над 20-мм пушкой. Лётчик обобщил свой опыт по использованию нового самолёта и оружия и тем самым внёс значительный вклад в разработку новых приёмов воздушного боя. Истребитель ЛаГГ-3-37 из состава 42-го ИАП. Западный фронт, лето 1942 года. С конца августа 1943 года лейтенант Г. И. Герман воевал на Калининском фронте. Там он ещё раз доказал превосходство нашей боевой техники над вражеской. Летом и осенью 1943 года, в период подготовки и проведения Ельнино - Дорогобужской операции, части 240-й истребительной авиационной дивизии вели упорные бои за Смоленск, прикрывая наступающие войска в районе Духовщины. При этом, наиболее ожесточённые бои происходили на первом этапе наступления наших войск - в конце августа и в первой половине сентября. Авиация врага стремилась остановить наши войска, нанося беспрерывные массированные удары по боевым порядкам наземных частей. И вся тяжесть борьбы в воздухе легла на истребителей 240-й дивизии. В те дни особенно отличился заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиаполка лейтенант Г. И. Герман. С 25 по 30 августа он совершил 7 боевых вылетов и сбил 5 вражеских самолётов. Некоторые из тех воздушных боёв, которые провели тогда наши лётчики, дают довольно полное представление о том, какая напряжённая борьба шла в воздухе. 4 сентября 1943 года на отражение налёта вражеских бомбардировщиков вылетели 8 Як-9 из 42-го авиаполка. Вёл группу лейтенант С. М. Бражнец. Немцев они встретили на подходе к Духовщине. На высотах от 2000 до 3000 метров к линии фронта приближалось до 20 немецких бомбардировщиков разных типов. Там были Ju-88, Не-111 и Do-215. Истребители разделились на две группы: одно звено возглавил Сергей Бражнец, другое - Григорий Герман. Так как немецких истребителей поблизости не оказалось, оба звена одновременно атаковали бомбардировщиков врага. Боевой порядок противника был нарушен. Развернувшись, и даже не сбросив бомбы, они рассыпались по звеньям и попытались уйти в сторону Смоленска. Но не тут то было... В считанные минуты С. М. Бражнец сбил ведущего звена Ju-88, а его напарник А. С. Королёв - правого ведомого. В то же время Г. И. Герман, надёжно прикрытый И. Г. Чалмеевым, дважды атаковал звено Do-215 и при каждой попытке сбивал по одному самолёту. В результате в течение нескольких минут группа была рассеяна, бомбометание сорвано, 2 "Юнкерса" и 2 "Дорнье" сбиты. Наши пилоты потерь не имели. 15 сентября 1943 года лётчики 42-го ИАП провели успешный воздушный бой с пилотами известной немецкий истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" - "Зелёное сердце". В схватке с Як-9 были сбиты и погибли 2 немецких лётчика: унтерофицер Ханс Груберт ( имевший 35 побед ) и унтерофицер Йоахим Груберт ( 4 победы ), братья - близнецы. По одному FW-190А-5 уничтожили лейтенанты Г. И. Герман и С. М. Бражнец. В середине сентября 1943 года в разгар боёв на Калининский фронт прибыл Командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков. В один из дней его прибывания на командном пункте 240-й дивизии, воздушные разведчики передали по радио, что с аэродрома Шаталово взлетела группа вражеских бомбардировщиков - до 50 машин. Вскоре эти данные подтвердил расчёт радиолокационной станции. В воздух поднялось 6 эскадрилий. На высоте 2500 - 3000 метров и практически над КП дивизии истребители завязали бой. Горели, падая, немецкие бомбардировщики. Один наш лётчик на глазах у всех присутствующих сбил подряд 2 из них. Зрелище было впечатляющее. Всего в этом налёте противник потерял 7 самолётов. Само собой разумеется, бомбардировка была сорвана, группа - рассеяна. А. А. Новиков приказал уточнить фамилию лётчика, сбившего 2 самолёта. Им оказался лейтенант Григорий Герман - заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиационного полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные в воздушных боях героизм и мужество, лейтенант Герман Григорий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 1070 ). В характеристике на лейтенанта Г. И. Германа, данной командиром полка Гвардии подполковником Фёдором Ивановичем Шинкаренко говорилось: "Тов. Герман Г. И. в Отечественной войне участвует с первых дней в должности пилота, командира звена, заместителя командира эскадрильи. В боях показал себя мужественным, решительным, отважным лётчиком - истребителем. По праву считается воздушным снайпером. Личным примером воодушевляет своих подчинённых на боевые подвиги в борьбе с врагом. Тов. Герман грамотный военный лётчик, умело владеет техникой пилотирования и оружием, летает на выполнение боевых заданий в любых метеорологических условиях днём и ночью..." 7 октября 1943 года противник предпринял отчаянные попытки остановить наступление наших войск в районе Невеля и ввёл в бой все свои резервы. Обстановка в воздухе стала труднейшей. В те дни во фронтовой газете был помещён материал "Герой - истребитель Григорий Герман", подробно описывавший несколько боёв с его участием. К слову сказать, после того сентябрьского боя, в котором он на глазах маршала авиации А. А. Новикова вогнал в землю 2 бомбардировщика, на следующий же день Григорий Герман сбил ещё 2 "Юнкерса" и 1 "Фоккер". А всего осенью 1943 года на личном счету заместителя командира эскадрильи уже числилась 21 уничтоженная машина врага. Свои последние победы Григорий Герман одержал в небе Восточной Пруссии. В октябре 1944 года лётчики 240-й истребительной авиадивизии работали как обычно - с большим напряжением. Они прикрывали войска нашей 11-й Гвардейской армии, которая вела бои за опорный пункт Кибартай, железнодорожную станцию и приграничный город Эйдткунен. Другие части, тем временем, прорвали вторую полосу обороны и перерезали участки железной дороги Шталлупенен - Гольдап. В те дни каждый лётчик совершал, как правило по 3 - 4 боевых вылета. Только в воздушных боях 18 октября 1944 года лётчики 1-й Воздушной армии сбили 24 вражеских самолёта. Отличился и Герой Советского Союза Гвардии капитан Г. И. Герман, который вместе с ведомым младшим лейтенантом А. А. Соловьёвым вылетел на свободную охоту, провёл воздушный бой и сбил 2 FW-190... После окончания войны Григорий Иванович продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года Гвардии полковник Г. И. Герман - в запасе. С 1969 года жил в городе Винница ( Украина ). Умер 6 июня 2006 года. Похоронен на Центральном кладбище в Виннице. Согласно приказу Министра обороны Украины Генерала армии Украины Александра Кузьмука Герой Советского Союза Гвардии полковник в отставке Григорий Герман зачислен почётным солдатом в одну из воинских частей ВВС Украины. В пресс - службе Министерства Обороны сообщили, что этим отмечен личный вклад легендарного лётчика - истребителя в дело защиты Родины от фашистских захватчиков, мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны. * * *Список всех известных побед Гвардии
майора Г. И. Германа:
|
© fightersky.ru
|