Главная | Источники | 

HSU

Фомин Евгений Александрович

Фомин Е.А.

Родился 28 Марта 1915 года в Харькове  ( Украина ), в семье рабочего. Окончил Севастопольский строительный техникум. Работал на заводе в Сталинграде. С 1935 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Белгород и Харьков, Донбасс и Левобережье Украины. Отличился в боях на Днепре и при освобождении Киева.

К Августу 1944 года командир эскадрильи 166-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 10-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан Е. А. Фомин совершил 93 боевых вылета на бомбардировку и штурмовку скоплений войск противника, в воздушных боях сбил 1 вражеский самолёт.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические КУОС. С 1973 года Гвардии полковник Е. А. Фомин - в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону. Работал мастером на заводе.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.

*     *     *

Ещё будучи учеником средней школы на станции Купянск - Узловой, Евгений Фомин мечтал стать лётчиком. И вот в 1935 году он поступил в Сталинградское Краснознамённое имени Сталинградского пролетариата авиационное училище. С тех пор харьковский комсомолец Евгений Фомин связал свою жизнь с профессией отважных. В 1938 году он успешно окончил училище и впервые надел форму авиационного командира. В его альбоме хранятся фотографии той поры. Летняя тужурка, опоясанная ремнями, ладно сидит на стройной фигуре молодого лётчика. В петлицах - по 2 кубика. Из 4-х фотографий Евгений отослал тогда одну в детдом, где воспитывался с 4 лет. Он стал детдомовцем после того, как белые в 1919 году убили отца, а мать вскоре умерла.

Почти 3 предвоенных года Евгений Фомин охранял дальневосточное небо, накапливал лётный опыт. В трудную осень 1941 года он уже защищал Москву. По нескольку раз в день поднимал в воздух свою машину, бомбил живую силу противника, вёл разведку, громил технику врага. В одной из воздушных схваток в те дни он был ранен, но быстро возвратился в строй. Весной 1942 года Евгений Фомин пересел на штурмовик Ил-2 и не расставался с ним до конца войны.

Первый боевой вылет на штурмовике он совершил в Июне 1942 года. В составе четвёрки "Илов" атаковал противника на участке железнодорожной станции Ворошилово - Маховая Орловской области. Несмотря на сильный заградительный огонь вражеских зениток, лётчики успешно справились с поставленной задачей. В этом вылете Е. А. Фомин показал себя отважным бойцом.

На Воронежском фронте он был назначен командиром звена. И враг не раз ощущал, на себе силу и мастерство штурмовых ударов Лейтенанта Е. А. Фомина и его боевых товарищей.

В каких бы трудных условиях ни приходилось сражаться Евгению Александровичу, он всегда проявлял храбрость и выдержку. Так было и 5 Сентября 1942 года, когда в неравном воздушном бою Лейтенант получил тяжёлое ранение. Превозмогая боль, Е. А. Фомин всё же привёл сильно повреждённую машину на свой аэродром.

Почти 4 месяца лечился он в госпитале, а оттуда снова ушёл на фронт. На этот раз под Сталинград. Здесь Е. А. Фомин получил свою первую боевую награду - орден Красного Знамени. После Сталинграда сражался на Курской дуге, освобождал Белгород и Харьков, Донбасс и Левобережье Украины. Особенно отличился в боях на Днепре и при освобождении Киева.

Когда войска 40-й армии Генерала К. С. Москаленко расширяли Букринский плацдарм за Днепром, Гвардии капитан Е. А. Фомин получил задачу поставить дымовую завесу, под прикрытием которой должны были действовать наши части. В операции приняли участие 10 штурмовиков. Ведущий Е. А. Фомин вывел самолёты в район цели в боевом порядке "пеленг" и на бреющем полёте первым включил дымовые аппараты. Его примеру последовали остальные лётчики. Плотная завеса дыма окутала район действия наших войск. Сложное задание было успешно выполнено. Наблюдавший за штурмовиками представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза Г. К. Жуков объявил всей группе благодарность.

В эти дни в жизни Е. А. Фомина произошло знаменательное событие. Коммунисты 166-го Гвардейского штурмового авиационного полка приняли его в ряды КПСС. Вскоре Гвардии капитану Фомину доверили эскадрилью штурмовиков, которая только за 15 дней Июля 1944 года произвела под его командованием 186 успешных вылетов на 1-м Украинском фронте.

Ил-2 одного из ГвШАП.

К осени 1944 года на личном счету Евгения Александровича уже было более 100 боевых вылетов. Его грудь украшали 2 ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени.

Высоко оценивая мужество, лётное мастерство, командирскую волю Е. А. Фомина, командование представило его к высшей степени отличия. Вот что писал в реляции Генерал - полковник авиации С. А. Красовский:

"За успешное выполнение 103 боевых вылетов на штурмовку войск противника и за проявленную при этом доблесть, мужество и геройство достоин награждения высшей правительственной наградой - присвоения звания Героя Советского Союза".

Фомин Е.А.

В этих лаконичных строках хранящегося в архиве Министерства Обороны СССР документа дана исчерпывающая боевая характеристика лётчика.

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 26 Октября 1944 года присвоил командиру авиаэскадрильи Евгению Александровичу Фомину звание Героя Советского Союза.

Кавалер "Золотой Звезды" и многих орденов Е. А. Фомин громил врага до самого конца войны. И после Победы он ещё много лет оставался в рядах Вооружённых Сил.

После выхода в запас, работал в Ростове в системе Гражданской авиации. Коммунисты цеха, где трудился Евгений Александрович, несколько лет избирали ветерана войны секретарём партийной организации.

( Из материалов сборника - "Подвиги во имя Отчизны".
Харьков. Издательство "Прапор", 1974 год. )


Возврат

Н а з а д