Главная | Источники | 

HSU

Федотов Пётр Фёдорович

Федотов П.Ф.

Родился 1 Июля 1905 года в деревне Новая Обуховка, ныне Старошайговского района Республики Мордова, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. Работал в сельском хозяйстве. С 1927 года в Красной Армии. В 1931 году окончил объединённую школу ВЦИК, в 1933 году Борисоглебскую военно - авиационную школу, 2 курса Военно - Воздушной академии.

С Октября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Марту 1945 года командир 95-го Гвардейского штурмового авиационного полка  ( 5-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиациоееый корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии подполковник П. Ф. Федотов обеспечил выполнение свыше 3700 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Лично совершил 78 боевых вылетов, сбил в группе 4 вражеских самолёта.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Высшие КУОС ВВС. С 1958 года Гвардии полковник П. Ф. Федотов - в запасе. Жил в Москве. Умер 2 Февраля 1988 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями, иностранным орденом. Его именем была названа пионерская дружина Новотроицкой средней школы Старошайговского района  ( Республика Мордова ).

*     *     *

Пётр Федотов родился 1 Июля 1905 года в деревне Новая Обуховка Старошайговского района Мордовии. Окончил 10 классов. Работал в сельском хозяйстве. С 1927 года - на службе в Красной Армии. В 1931 года окончил объединённую школу ВЦИК, а в 1933 году - Борисоглебскую военную авиационную школу. Командовал различными авиаподразделениями в строевых частях ВВС РККА. Окончил 2 курса Военно - Воздушной академии.

В Июне 1942 года на базе Управления ВВС 58-й армии была сформирована 267-я штурмовая авиадивизия, один из полков которой - 950-й штурмовой - в Октябре 1942 года возглавил Майор П. Ф. Федотов. С момента своего назначения и до конца войны полк прошёл под его командованием, при этом 1 Мая 1943 года был преобразован в 95-й Гвардейский штурмовой авиационный полк, а впоследствии получил почётное наименование "Рава - Русский"и был награждён орденом Красного Знамени.

Под командованием Гвардии подполковника П. Ф. Федотова воевали лётчики, ставшие в полку Героями Советского Союза: Гвардии капитан Н. Н. Кочмарев, Гвардии старшие лейтенанты Ф. И. Пересыпкин и В. М. Пономарёв.

С момента прибытия на фронт лётчики 950-го штурмового и, в последствии, 95-го Гвардейского штурмового авиаполка, на Юго - Западном фронте участвовали в обороне Сталинграда, в операциях наших войск на Белгородском направлении, в освобождении Донбасса и Запорожья, наносили противнику огромные потери в живой силе, технике и материальных средствах. К осени 1943 года более 100 человек из полка Федотова были отмечены правительственными наградами. Росло боевое мастерство штурмовиков и тактическая грамотность, укреплялся опыт и боевая слаженность групп.

За умелое руководство полком и проявленные личное мужество и отвагу в Марте 1943 года Гвардии майор П. Ф. Федотов был удостоен своей первой боевой награды - ордена Красного Знамени, а 24 Сентября 1943 года представлен командиром дивизии к второму ордену:

"Тов. Федотов участник Отечественной войны на Юго - Западном фронте в должности командира 95-го Гвардейского штурмового авиаполка в составе 5-й ГвШАД  ( бывшая 267-я ШАД )  с Октября 1942 года.

За хорошие результаты боевой работы полка и лично проявленные мужество и отвагу в Марте 1943 года награждён орденом Красного Знамени.

Полк под его руководством на Юго - Западном фронте с Июня 1943 года. Произвёл 632 боевых самолёто - вылетов на разведку, бомбардировку и штурмовку войск противника. Всего с Октября 1942 года полк имеет 1220 боевых самолёто - вылетов, в результате которых нанесён огромный урон технике и живой силе противника.

Особенно успешно действовал полк на Белгородском направлении и по освобождению Донбасса. По оценке наземного командования штурмовики на поле боя действовали хорошо и отлично. За хорошие результаты боевой работы 102 человека личного состава полка награждены правительственными наградами.

Лично тов. Федотов тактически грамотный, исполнительный, хороший воспитатель и руководитель своих подчинённых, умелый организатор боевой работы полка. На самолёте Ил-2 имеет 23 боевых вылета. В бою смел, решителен.

За умелое руководство полком и хорошие результаты боевой работы в период боевых действий на Белгородском направлении и по освобождению Донбасса и за лично проявленные мужество и отвагу достоин награждения орденом Красного Знамени.

Командир 5-й Гвардейской ШАД Гвардии полковник Коломейцев".

Представление было поддержано командиром 1-го смешанного авиакорпуса, однако командующий 17-й Воздушной армией Генерал - лейтенант авиации Судец принял решение о награждении командира 95-го Гвардейского штурмового авиаполка Гвардии майора П. Ф. Федотова орденом Александра Невского. Согласно приказу командующего 17-й Воздушной армии № 045/н от 25 Октября 1943 года ему был вручён орден Александра Невского № 2018.

Впереди было ещё много тяжёлых боев, освобождение Одессы, Никополя и других населённых пунктов Правобережной Украины, штурмовка отступающих войск противника на всей глубине их обороны. Жаркие сражения шли на территории Польши, Чехословакии и в самой фашистской Германии. Пришло время, когда советские самолёты вступили в сражение на дальних подступах к Берлину. Настал черед испытать на себе воздушные удары и фашистской столице.

Навсегда запомнился лётчикам 95-го Гвардейского штурмового авиаполка один из дней перед окончанием войны. Это было 23 Апреля 1945 года. Ещё с утра небо заволокло хмарью, дымные и мрачными тучами. Командный пункт полка, куда в срочном порядке были вызваны все командиры экипажей, располагался в небольшой немецкой деревне Плау. Собрались быстро, как и полагается в условиях фронтовой обстановки. На экстренном совещании краткий доклад сделал Гвардии старший лейтенант А. Л. Кривонос, потом командир полка Гвардии подполковник П. Ф. Федотов дал слово начальнику штаба Гвардии подполковнику Б. К. Тарасову, после чего объявил радостную и волнующую новость для всех:

- Нашему полку, - сказал он, - приказано одной группой нанести бомбово - штурмовой удар по логову фашистов - Берлину. Мною принято решение: на выполнение этой задачи выделить 8 самолётов - 4 экипажа из 3-й эскадрильи и 2 пары из 2-й. Ведущий первой четвёрки - старший лейтенант Пономарев, второй четвёрки - старший лейтенант Кривонос. Ведущим группы назначаю Пономарёва. Фотографирование поручается младшему лейтенанту Акимжанову. Цель - противотанковые орудия, квадрат номер... Прошу отметить на своих картах... Атака с ходу. Боевой порядок - правый пеленг четвёрок. Уход от цели на бреющем с курсом "0", 2 минуты полёта, затем курс 90° с выходом на реку Нейсе и аэродром. Вопросы есть ?   Если всё ясно, вылет через 40 минут, а сейчас проложить маршрут полёта...

Командиры экипажей отметили цели на своих полевых картах. Каждый самолёт получал соответственную боевую загрузку: по 400 кг бомб, полный комплект боеприпасов для пушек и пулемётов, по 4 реактивных снаряда.

- Запечатлейте для истории последние удары по гитлеровской столице, - сказал в заключение командир полка.

По пути к штурмовикам присоединилась группа истребителей прикрытия. До цели было совсем недалеко, напряжение заметно возрастало. Берлин открылся неожиданно, весь окутанный чёрными дымными облаками. Внизу, на его каменных и бетонных улицах, шло сражение - последнее сражение долгой и тяжёлой войны.

Справа и слева рвутся зенитные снаряды противника, но уже ничто не может остановить штурмовую группу. Самолёты пикируют, сбрасывают бомбы, стреляют из пушек и пулемётов. Цели накрыты точно, грохот зениток затихает.

На обратном пути лётчики, идя на бреющем, несколько отклонились от курса и совершенно неожиданно вышли на фашистский аэродром, где находились несколько боевых машин, готовых к вылету. Два Ме-110 выруливали на взлетную полосу, где их и настиг огонь советских штурмовиков. Один самолет сразу же вспыхнул, другой покатил в сторону от полосы. Противник был в панике, по нашим самолётам не было сделано ни одного выстрела. Из боя вышли благополучно и вскоре возвратились на свой аэродром.

На аэродроме героев ждала радостная и волнующая встреча. Едва они приземлились, как их тут же вытащили из кабин и понесли на руках по лётному полю. Успеху штурмовиков, бомбивших Берлин, радовался весь полк.

Вот как вспоминает о своём командире полка один из участников той памятной штурмовки Берлина, в то время Младший лейтенант, Базулла Акимжанов:

"Кто был кем для меня ?!   Командир полка, Герой Советского Союза Пётр Федотович Федотов буквально был командиром и отцом. Благодаря его заботе и опеке я остался жив в этой проклятой войне. А каким он был для нас наставником !   До сих пор помню его слова, сказанные 10 Мая 1945 года: "Акимжанов, запомните !   Вы командир, а командир всегда остаётся командиром в любой обстановке". Эти слова я пронёс через всю свою воинскую и гражданскую жизнь и до сих пор помню".

Гвардии подполковник П. Ф. Федотов к Марту 1945 года обеспечил выполнение полком свыше 3700 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Он лично совершил 78 боевых вылетов, при этом сбил в группе 4 вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года командир 95-го Гвардейского авиационного Рава - Русского Краснознамённого полка Гвардии подполковник Федотов Пётр Фёдорович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6051 ).

После войны Пётр Федотович продолжал службу в Военно - Воздушных Силах. В 1951 году окончил Высшие Курсы усовершенствования офицерского состава ВВС. В 1958 году Гвардии полковник А. Ф. Федотов вышел в запас.

Последние годы жил в Москве. Умер 2 Февраля 1988 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Линия

Использована информация сайта - "Кавалеры ордена Александра Невского".


Возврат

Н а з а д