Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Фёдоров Иван Васильевич



( М. Павловский - "Иван Фёдоров". Авиамастер, 1996, № 10 ).


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Авиафорум | Источники | 

Фёдоров Иван Васильевич

Родился 21 сентября 1920 года в деревне Дубье Кимрского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной школы и аэроклуб. Затем учился в Московском физкультурном техникуме, работал учителем в школе. В 1940 году призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке в 307-м истребительном авиационном полку  ( 29-я истребительная авиационная дивизия ). Летал на И-153.

С апреля 1943 года старший сержант И. В. Фёдоров в действующей армии. Был рядовым пилотом, затем командиром эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка  ( 265-я истребительная авиационная Мелитопольская дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ). Дважды ранен. Сражался на Кубани, под Мелитополем, Никополем, в Крыму.

К августу 1944 года старший лейтенант И. В. Фёдоров совершил 285 боевых вылетов, участвуя в 62 воздушных боях лично сбил 24 самолёта противника, ещё 9 - уничтожил на аэродромах штурмовыми ударами.

26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В конце войны капитан И. В. Фёдоров воевал на истребителе Як-3. Освобождал Польшу, участвовал в Берлинской наступательной операции. Последнюю победу одержал в ночь на 21 апреля 1945 года, сбив FW-190D-9 над переправой через Одер.

Всего за время войны совершил 416 боевых вылетов  ( из них 180 - на разведку и 84 - на штурмовку ), в 106 воздушных боях сбил лично 37   ( 1 тараном )  самолётов противника, ещё 9 - уничтожил на аэродромах.

После окончания войны Иван Васильевич продолжил службу в войсках ПВО. Генерал - майор авиации. После ухода в запас, возглавлял Черкасский обком ДОСААФ. Умер 28 августа 2000 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Один из лучших советских лётчиков - истребителей, всю войну провоевавший на "Яках", И. В. Фёдоров был осуждён во время войны, и лишь выдающиеся результаты его боевой работы и заступничество командира 3-го ИАК Е. Я. Савицкого спасли этого блестящего лётчика от несправедливой расправы. Энергичный и отважный, старшина И. Фёдоров ещё до боёв, несмотря на молодость, считался одним из лучших лётчиков полка, в который был направлен сразу после окончания Качинского лётного училища в 1941 году.

И.В.Фёдоров

Иван Фёдоров родился 21 сентября 1920 года в деревне Дубье Кимрского уезда Тверской губернии. Окончил 7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. В армию призван в 1940 году, перед этим учился летать в Раменском аэроклубе Москвы. В марте 1941 года окончил Качинскую военную авиационную школу и был направлен на Дальний Восток.

В декабре 1942 года в составе эскадрильи переведён в 812-й истребительный авиационный полк  ( в котором сражался до конца войны ). После переучивания на аэродроме Багай - Барановка  ( Саратовская область )  на истребитель Як-1 полк был направлен на Кубань, где 19 апреля 1943 года в полном составе выполнил первый боевой вылет в район Абинской. На следующий день Фёдоров одержал свою первую победу, сбив истребитель Ме-109.

...Май на Кубани. Буйно цветут сады, пахнет медом и горячей землёй. За садами притаившейся станицы гудят, как шмели, моторы. Юркие "Яки", поднимая чёрную пыль, уходят на запад.

Ваня Федоров, высокий, стройный, с копной русых волос, повитых марлевой лентой, вот уже 5 дней сидит на земле.

В одной из воздушных схваток с асом из группы "Удет" получил Иван порцию мелких осколков от "Эрликона" в левую часть головы. Правда, фашист поплатился за это жизнью, но от этого Ивану не легче. Не находя себе места, как неприкаянный, слоняется по аэродрому. То в землянку командного пункта зайдёт, слушает голоса друзей, ведущих бой с "Мессерами", то встречает их у посадочного знака.

Як-1Б И.В.Фёдорова.

Командир полка майор И. Ф. Попов дважды отправлял Фёдорова в палатку медсанчасти, но он, поругавшись с врачом, снова появлялся на аэродроме.

- Вы опять здесь ?

- Не могу, товарищ командир... - говорил лейтенант. - В бой хочу. Я же здоров. Разрешите...

Командир смотрел на его налившийся кровью глаз, горячился:

- Я не имею права подвергать вас опасности. Как пошлю в бой одноглазого ?..

- Да, я и одним вижу лучше ястреба, - убеждал Фёдоров.

Ранним утром 10 мая на командном пунете было получено радиосообщение:

- Восьмёрка "Meccеров" штурмует аэродром Абинская. Окажите помощь !

Дежурная четвёрка "Яков" взметнулась в небо. Надо было ещё одну пару, но лётчиков не хватает, все на задании. Командир задумался: что делать ?

- Разрешите... - попросил Иван.

Командир махнул рукой:

- Лети !   Только смотри зорче... ястреба !

Два лейтенанта - Иван Фёдоров и его друг Георгий Чураков поднялись в небо. На маршруте набрали высоту 4000 метров. Подойдя к станции Ахтырская, что рядом с Абинской, сзади себя увидели 8 Me-109. Скрываясь в лучах солнца, истребители заходили в атаку. Фёдоров предупредил ведомого:

- Нас атакуют.

Чураков ответил:

- Вижу...

Не меняя курса, разогнали скорость и боевым разворотом вышли в лобовую. С первой очереди Иван срезал одного "Мессера".

- Молодец, дружище ! - крикнул Чураков, видя, как желтоносый Ме-109, вращаясь, понёсся к земле.

В это время появились ещё 7 "Meссеров". "Многовато, - подумал Иван, - нас двое, их 14..."

- Держись, Георгий !.. - подбодрил ведомого Фёдоров.

"Мессершмитты", разбившись на пары, начали атаковать с разных сторон. Крутясь, как в колесе, наши лётчики были рады отвлечь на себя такое количество вражеских истребителей. Значит на других участках фронта нашим товарищам легче расправляться с бомбардировщиками.

Бой длился 40 минут. Израсходованы боеприпасы, горючее подходило к концу. Но как выйти из боя ?   При выходе на прямую немцы сразу зайдут в хвост и - конец !   Что же делать ?   В этот критический момент к Фёдорову подобрался Ме-109...

Самолёт встряхнуло, мотор запарил, смотровое стекло кабины покрылось коричневой плёнкой масла, из-под капота вырвалось пламя. "Горю", - мелькнула мысль, и сразу же впереди себя Иван увидел идущего в атаку "Месса".

- Берегись, гад ! - прошептал Иван.

Як-1Б И.В.Фёдорова.

Самолёты стремительно неслись друг на друга. Вражеский лётчик ещё издали начал стрелять. Огненные трассы полосовали пространство, разделяющее стремительно несущиеся навстречу друг другу машины. Снаряды били по плоскостям, вихрем проносились мимо кабины, Фёдоров не отвечал - патронные ящики давно были пусты - и не сворачивал - он шёл на таран. Понимая, что идёт на смерть, на какое-то мгновение даже представил себе эту встречу на лобовых: страшной силы удар, мгновенная вспышка огня... И всё. Но страха за жизнь не было. Он боялся только одного: чтобы фашист не отвернул. И он не отвернул, вернее, не успел этого сделать. Только в последний миг, поняв замысел советского лётчика, фашист рванулся влево, но слишком поздно, и Фёдоров, в это короткое, как вспышка огня, мгновение, успел довернуть свой самолёт...

- Врёшь !   Не уйдёшь !..

Иван почувствовал страшный удар, неведомая сила, как пушинку, подхватила его, прижала к себе, понесла в красное облако...

Очнулся он в воздухе, дернул вытяжное кольцо парашюта. Жив !   Его охватило счастье победы. Он ещё повоюет !   И в то же мгновение рядом, прямо перед глазами сверкнула трасса огня. Фашистские истребители, невольные свидетели геройства советского лётчика, уничтожившего одного из их сообщников таранным ударом, решили с ним рассчитаться. Ещё трасса... Ещё... И вдруг всё стихло. Потом послышалась мелодичная песнь моторов, и пара краснозвёздных истребителей встала в круг над опускающимся на землю Фёдоровым. Это были Спартак Маковский и Семён Лебедев.

- Дорогие мои, - кричал Фёдоров. - Как хорошо, что вы подоспели. Спасибо за дружбу. Спасибо...

Г.П.Чураков.

Через месяц он вновь вылетел на боевое задание и в одном вылете уничтожил 2 немецких бомбардировщика...

В сентябре 1943 года перед боями за Мелитополь и Никополь полк был перевооружён на Як-9 и возвращён на фронт, под Большой Токмак. Через несколько дней на аэродром приехал командующий Воздушной армией, и в его присутствии случился налёт нескольких групп немецких бомбардировщиков на кавалерийский корпус генерала Н. Кириченко. Командир полка приказал группе Фёдорова взлететь и с ходу атаковать противника. Разгонявшие машины лётчики попали под удар одной из немецких групп прикрытия, потеряли двоих и не смогли прорваться к бомбардировщикам.

Разъярённый командующий приказал: "Командира полка и командира группы - под суд !" - и уехал. Послушные следователи наскоро приговорили лётчиков соответственно на 12 и на 8 лет лишения свободы. Их было велено отчислить из авиации и направить в штрафную роту. Твёрдая позиция комдива А. Корягина и комкора Е. Савицкого, потребовавшая от них немалого гражданского мужества, позволила оставить осуждённых в корпусе. 28 Октября 1943 года судимость была с них снята за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях.

В начале 1944 года лейтенанту И. Фёдорову был передан Як-9Т с бортовым номером "31". Воюя на этой машине, он одержал 15 побед, стал командиром 2-й эскадрильи, за 24 лично сбитых самолёта противника был представлен к званию Героя Советского Союза.

Як-9Т И.В.Фёдорова

Надпись на борту машины - "За Георгия !" сделана в память о
верном товарище - Георгии Чуракове, погибшем в 1943 году.

Иван Васильевич имел склонность к постоянству: воевал исключительно на "Яках", в паре со своим ведомым Н. Сухоруковым одержал большинство своих побед - 26, а с механиком К. Мотыгиным прошёл до конца войны.

Позднее генеральный конструктор А. С. Яковлев, узнав, что первый вылет Иван Фёдоров выполнил в 1939 году на УТ-1 и до конца 1960-х годов летал на Як-28, подарил ему свою книгу с лаконичной надписью - "Патриоту и ветерану "Яков".

И.В.Фёдоров на странице 'Огонька'

Летом 1944 года лётный состав 812-го ИАП вместе со своим командиром   ( майором И. Ф. Поповым ) попал на страницы журнала "Огонёк". Оказалось там и фото Ивана Фёдорова, что само по себе также говорило о значительных боевых заслугах, оценённых на самом "верху". В то время советская пропагандистская машина сбоев не давала.

К середине 1944 года старший лейтенант И. В. Фёдоров получил широкую известность как непревзойдённый воздушный боец, по выражению одного из соратников, "энергичный и нервный, вертящийся в воздухе как чёрт". Он стал мастером воздушных разведок, неоднократно выполнявшим на Як-9Д опаснейшие задания. Лётчику, как правило, поручалось фотографировать результаты ударов по наземным войскам и аэродромам. Неоднократно генерал Е. Савицкий брал его своим ведомым.

Едва ли найдётся другой фронтовой лётчик, через руки которого прошло столько модификаций "Яковлевых". Тут и Як-1, и Як-7, и Як-9, Як-9Д, Як-9У и Як-3, и даже Як-9К с пушкой НС-45 калибра 45-мм, выпущенный малой серией в 44 машины   ( такую машину он испытывал в Августе 1944 года и сбил на ней 1 самолёт ). Для него было характерно крайне бережное отношение к своим машинам, почти языческое поклонение им. Трогательно на нескольких страницах он описал прощание с одним из своих "Яков": "Пришли на память слова из знаменитого пушкинского стихотворения: "Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время..."

Я обошёл самолёт, осмотрел залатанные специалистами раны, долго стоял под кабиной, наконец, сел в неё потрогал ручку управления, педали, гашетку огня. Хотелось говорить с машиной, как с живым существом"...

Як-9К из 3-го ИАК

Один из самолётов Як-9К, проходивших войсковые испытания в 3-м ИАК в 1944 году.

Иван Фёдоров, 1943 год
И. В. Фёдоров у своего Як-3, 1945 год.

В сентябре 1944 года полк был перевооружён новейшими истребителями Як-3. Летая на этой машине до самого конца войны Иван Фёдоров совершил 131 боевой вылет и сбил 12 самолётов.

Всего за войну произвёл 416 боевых вылетов, из них 180 - на разведку, 84 - на штурмовку, в 107 воздушных боях одержал лично 37 побед.   [ По другим источникам имел 36 личных и 1 групповую победы ]  Штурмовыми действиями уничтожил на земле 9 самолётов, большое количество живой силы и другой техники. Сам сбит не был.

Он участвовал в боях на Кубани, на юге Украины, в Крыму, в Белоруссии, Польше, последних "Фоккеров" сбил в небе Берлина.

*     *     *

Список всех известных побед капитана И. В. Фёдорова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.04.1943 г.1  Ме-109сев. - вост. СлавянскаяЯк-1, Як-7,
Як-9, Як-3.
209.05.1943 г.1  FW-189сев. - вост. Молдаванское
310.05.1943 г.1  Ме-109Абинская
41  Ме-109  ( сбит тараном )хут. Береговой
521.09.1943 г.1  Не-111Щербаковка
625.09.1943 г.1  Не-111зап. Большой Токмак
71  Не-111зап. Огневка
826.09.1943 г.1  Ju-88Зеленый Гай
901.10.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Бурчак
1023.10.1943 г.1  Ме-109вост. Красный
111  Hs-129сев. - вост. Акимовка
1225.10.1943 г.1  Ме-109вост. Мариенфельд
1328.10.1943 г.1  FW-189Нижние Сирагозы
1410.01.1944 г.1  Ме-109аэр. Лепетиха
1501.03.1944 г.1  Ме-109Короча - Китай
1602.03.1944 г.1  Ме-109вост. Барлык
171  Ме-109аэр. Райзендорф
1811.03.1944 г.1  FW-190Сиваш
191  Ju-87Сиваш
2013.03.1944 г.1  FW-190Короча - Киатай
2114.03.1944 г.1  FW-190юж. Чигора
2216.03.1944 г.1  Ме-109м. Тархан
231  Ме-109Тюй - Тюбе
2417.03.1944 г.1  Ме-109Камышеваха
2518.03.1944 г.1  FW-190Сиваш
2608.04.1944 г.1  FW-190зап. окр. аэр. Ички
2722.04.1944 г.1  FW-190зап. м. Херсонес
2806.05.1944 г.1  Ме-109Бельбек
2926.06.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Толочин
3031.07.1944 г.1  FW-190Колотово
3104.08.1944 г.1  FW-190Сурвильны
3216.08.1944 г.1  FW-190аэр. Немокшты
3327.08.1944 г.1  FW-190Раудомяны - Рауданы
3409.02.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Кюстрин
3517.04.1945 г.1  FW-190сев. Альт - Фридлянд
3619.04.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Буков
3720.04.1945 г.1  FW-190Шенефельд

      Всего сбитых самолётов - 37 + 0;  боевых вылетов - 404;   воздушных боёв - 107.

Обложка книги И.В.Фёдорова.

После войны Иван Васильевич Фёдоров продолжал служить служил в ВВС и ПВО. В числе первых освоил реактивные самолёты. Свой последний полёт выполнил 21 марта 1969 года - спустя ровно 30 лет после первого вылета.

Демобилизовался 21 сентября 1978 года в звании Генерал - майора авиации. Последние годы жил и работал в городе Черкассы  ( Украина ), где возглавлял Черкасский обком ДОСААФ.

Написал книгу воспоминаний о войне и боевых товарищах - "В небе оставили след".

Скончался 28 августа 2000 года.

         © fightersky.ru