Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Фадеев Вадим Иванович



"Борода", давай сразимся...

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Фадеев Вадим Иванович

Родился 25 декабря 1917 года в селе Федькино, ныне Тереньгульского района бывшей Ульяновской области, в семье учителей. Жил в Куйбышеве, окончил 3 курса Строительного института и местный аэроклуб, в котором и был оставлен инструктором. С 1940 года в рядах Красной Армии, окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков.

С 19 августа 1941 года лейтенант В. И. Фадеев на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1941 года служил в составе 446-го САП и 131-го ИАП, затем - в 630-м  ( 762-м )  ИАП  ( САП ). С мая 1942 года - в 16-м Гвардейском ИАП. Летал на И-16, Як-1 и "Аэрокобрах".

К концу апреля 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Гвардии капитан В. И. Фадеев совершил 394 боевых вылета. Проведя 43 воздушных боя, сбил 17 самолётов противника.

5 мая 1943 года погиб в воздушном бою.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края. Его имя носят улицы в городе Самара и в селе Киевское.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ).

*     *     *

Вадим Фадеев родился в Куйбышеве 7 января 1917 года. После средней школы поступил в аэроклуб. Окончил его в 1938 году. Работал инструктором. В январе 1940 года направлен в военное училище лётчиков. В июле 1941 года по его просьбе откомандирован в действующую армию.

Сначала сражался в составе 446-го и 131-го авиационных полков, летая на самолёте И-16. Однажды, в районе Кодыма  ( Молдавия ), В. И. Фадеев с группой истребителей атаковал колонну румынских кавалеристов. Расстреляв все патроны он спустился к самой земле и рубил всадников винтом самолёта.

Интересен такой факт. Первый орден Красного Знамени В. Фадеев получил в суровом 1941 году под Таганрогом. Оказавшись в трудную минуту среди пехотинцев, он поднял их в атаку и, подавая пример мужества и отваги, вместе с ними отбил у противника господствующую высоту.

Из уст в уста переходил в годы войны рассказ старого солдата, участника освобождения Ростова-на-Дону, приведённый в книге В. И. Погребного - "Человек из легенды".

В.И.Фадеев

Поздней осенью 1941 года 2-й день сражались наши пехотинцы за небольшой курган - "Пять братьев", каких много на юге, и никак не могли выбить закрепившихся там фашистов. И вдруг над немецкими окопами летит наш истребитель, очень низко, бесшумно, с остановившимся винтом. Фашисты стреляют по нему из винтовок, из автоматов, такую трескотню подняли, хоть уши затыкай, а его и пули не берут. И садится он на мёрзлую изрытую минами и снарядами землю, садится в 300 метрах от передовой, спокойно, как на ровном месте.

Из маленького самолёта выскакивает огромного роста лётчик - как он только помещался в нём - и бежит к своим, в окопы. Вокруг пули жужжат с присвистом, штуки 3 мины упали, осколками пропели, и ничем не задело его. Как тут не вспомнить: "Смелого пуля боится..."   Вскакивает он в окоп, весь проход закрыл богатырской фигурой, улыбается.

- Знаю вашу беду, братцы, - говорит лётчик. - Где командир ?   Ведите.

Показал командиру по карте, откуда миномёты бьют, где бронемашины находятся, в каких местах пехоты больше. Заговорила наша артиллерия. Выскочил из командирского блиндажа лётчик, в руках автомат держит, крикнул своим могучим голосом:

- Вперёд за Родину !

И побежал к кургану, овеянному старыми легендами и славой 5-ти братьев, погибших там много веков назад, но не давших врагу продвинуться по земле русской. Поднялась красная пехота, пошла в атаку. Каждый старается великана догнать, вперёд вырваться. А он на ходу одних в обход высоты посылает, других увлекает за собой...

- Ура-a-a ! - катится над курганом.

- Взяли мы курган "Пять братьев", разбили миномётные батареи, несколько броневиков уничтожили, а 2 целыми захватили, много фашистов полегло там, немало и в плен взяли, - закончил старый солдат свой рассказ. - А о великане том больше ничего не знаю. Говорили, сдал самолёт под охрану и ушёл своей дорогой...

Таков рассказ старого солдата. И он оказался правдой. Тот великан был лётчик - истребитель 446-го смешанного авиаполка сержант Фадеев Вадим Иванович - воспитанник Куйбышевского аэроклуба. За подвиг у кургана "Пять братьев" его наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное воинское звание "Лейтенант".

Вот что пишет о Фадееве бывший командующий 4-й Воздушной армией Главный маршал авиации К. А. Вершинин:

"Вскоре после этого боя Фадеев уже на другом самолёте вылетел вместе с командиром звена А. Я. Новиковым на разведку. Им предстояло пройти по маршруту Славянск - Краматорская - Константиновская - Артемовск. В районе шахты 32-33-бис противник открыл по нашим истребителям сильный зенитный огонь. Однако советские лётчики, умело маневрируя, проскочили через огненную завесу. И тут ведомый Новикова заметил скачущего всадника. Снизившись, Фадеев установил, что это - фашист, и скорее всего связной, который спешит доставить в штаб важное донесение. Не желая расходовать патроны, которые предназначались для боя, лётчик зарубил всадника винтом самолёта.

Я хорошо знал Вадима Ивановича Фадеева. Это был высокий, стройный парень, с пышной шевелюрой и аккуратно подстриженной бородкой. Добрый, отзывчивый, он пользовался у однополчан уважением и авторитетом. Воевал он смело, даже рискованно..."

В. Фадеев и А. Труд, 1943 год
Прославленные лётчики 16-го ГвИАП:
Вадим Фадеев ( справа ) и Андрей Труд.

Второго ордена Красного Знамени он удостоился за воздушные бои над Мысхако.

В 1943 году лейтенант В. И. Фадеев прибыл в 16-й Гвардейский истребительный авиаполк, быстро освоил новую технику, стал отличным ведущим пары, а затем и командиром эскадрильи. Вадим бережно хранил выданный командующим Воздушной армией документ - приказ о выдаче ему двойного продовольственного пайка и разрешения на индивидуальный пошив одежды и обуви. Из готового обмундирования ему ничего не подходило - всё было мало.

Его блестящие способности лётчика - истребителя в полной мере расскрылись в боях на Кубани. Обладая огромной физической силой и выносливостью, он совершал по 5 - 6 вылетов в день. Иногда сбивал по нескольку самолётов за вылет.

...Кубань. Здесь с апреля по июнь 1943 года проходило одно из крупнейших в Великой Отечественной войне воздушных сражений. В результате непрерывных ожесточённых боёв советская авиация вырвала из рук врага инициативу и завоевала господство в воздухе не только в этом районе, но в дальнейшем и на всём советско - германском фронте.

Первым лётчиком 4-й Воздушной армии, представленным к высокому званию Героя Советского Союза во время боёв над Кубанью, был Гвардии капитан В. Фадеев. Пламенный патриот, искусный воздушный боец, Вадим без промаха разил врага. В течение лишь одной недели он уничтожил 10 самолётов противника лично и 1 в группе !

Вспоминается воздушный бой, который провёл тогда ещё Гвардии старший лейтенант В. Фадеев 17 апреля 1943 года. Ведомая им восьмёрка истребителей - ударная группа - в 3-й раз стартовала с аэродрома. Группу прикрытия из 4 самолётов возглавил Гвардии старший лейтенант Г. Речкалов. Надо было пройти над отрогами Главного Кавказского хребта, местами затянутыми облаками, затем развернуться над морем.

P-39D В.И. Фадеева.

И вот уже горная гряда позади. Вадим увидел впереди голубеющий простор. Море !   Но любоваться красотами природы некогда. Всё внимание воздушному пространству. Враг может появиться неожиданно.

Лётчик не увидел, а скорее интуитивно почувствовал, что противник где-то близко. Оглянулся. Верно: на траверзе Анапы со стороны солнца курсом на Новороссийск несколькими волнами тяжело плыли в воздухе пикирующие бомбардировщики Ju-87, над ними - истребители прикрытия. Вадим бросил взгляд вверх. Там шла четвёрка Григория Речкалова.

Слева, с Анапского аэродрома, вздымая за собой ленты желтоватой пыли, взлетали вражеские истребители. "Спешат своим на подмогу. Быть бою над морем !" - мелькнула у Фадеева мысль.

Справа, поодаль внизу, проплывал окутанный дымом Новороссийск. Виднелись частые багровые вспышки на небольшом пятачке - полуострове Мысхако. Именно этот участок требовалось прикрыть от ударов вражеских бомбардировщиков. Там, зарывшись в каменистую землю, насмерть стояли отважные советские десантники, прочно удерживая плацдарм.

К району Мысхако подошли 12 Ju-87 в сопровождении группы Ме-109.

Воздушный бой 17.04.1943 г.

- Речкалов, атакуй "худых" ! - передал Гвардии старший лейтенант Фадеев, а сам ринулся в атаку на бомбардировщики.

Весёлый и жизнерадостный, Вадим был дерзок и стремителен в бою, дрался отчаянно, презирая опасность. Он пылал ненавистью к врагу, искал его, а найдя, никогда не отступал, как бы ни был силён противник. Лётчик словно сливался воедино со своим истребителем, его огонь из пушки и пулемётов был испепеляющим.

Фадеев всегда надеялся на своего ведомого Андрея Труда, других лётчиков группы. Не удивительно, что всего за 3 недели он успел сразить около 20 вражеских самолётов. Комэск видел всех и видел всё, в трудную минуту готов был прикрыть товарища. И на этот раз Фадеев не стал медлить и, несмотря на численный перевес противника, решил навязать ему свою волю.

Тем временем группа Речкалова уже сбила 2 "Мессера", которые горящими факелами почти отвесно упали в море. Фашистские лётчики, видимо, ждали подкрепления, надеясь, что Mе-109 и недавно появившиеся в кубанском небе FW-190 помогут отразить натиск советских истребителей. Вскоре действительно подошло полтора десятка вражеских машин.

Однако это не смутило Фадеева. Он противопоставил численному превосходству противника точный и смелый маневр, тесное взаимодействие пар группы. На вертикали сбил один истребитель, на вираже - второй, вслед за ними поджёг Ju-87. Иван Савин разделался с 2 "Мессерами". По одному самолёту сбили Владимир Бережной и Николай Искрин. Удача сопутствовала и Михаилу Сутырину: он уничтожил новейший немецкий истребитель с двигателем воздушного охлаждения FW-190.

Этот воздушный бой показал, что вражескую новинку - истребители с мощным вооружением - можно бить. В этих победах была заслуга комэска. Его личное мастерство, отвага, какая-то особая, русская удаль вдохновляли боевых друзей.

Таким на всю жизнь и запомнился однополчанам Вадим Иванович Фадеев. С августа 1941 по май 1943 года он совершил 434 боевых вылета, участвовал в 51 воздушном бою, сбил около 20 вражеских самолётов, штурмовыми действиями уничтожил 80 автомашин, 15 орудий, до 200 солдат и офицеров противника. В паре со своим ведомым А. Трудом, ставшим впоследствии Героем Советского Союза, он сбил 44 вражеских самолёта.

P-39D В.И. Фадеева.

Одной из черт его характера было пренебрежительное отношение к опасности и недооценка сил противника. Порой он вёл себя просто безрассудно - мог, бросив управление группой, погнаться за одиночным "Мессером"; включить в полёте передатчик и исполнять арии из опер; выделывать над аэродромом "цирковые" трюки на малой высоте. Озорства ради отрастил себе бороду "лопатой" - "на страх врагам", как он говорил. Его широкая волжская натура и уверенность в своих незаурядных способностях, нередко проявлялись в переоценке своих возможностей.

Вадим Фадеев погиб в неравном воздушном бою 5 мая 1943 года. В последнем боевом вылете он, проявив часто присущюю ему самоуверенность, решил действовать самостоятельно и в этом была его роковая ошибка. Оторвавшись от основной группы наших истребителей, ведомой А. И. Покрышкиным, он со своим ведомым Андреем Трудом встретил группу из 12 истребителей Ме-109. В этом бою Фадеев сбил 2 самолёта, но был тяжело ранен и погиб возвращаясь на свой аэродром.

В.И.Фадеев

К тому времени на его счету числилась 21 личная и 1 групповая победа  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 3 групповые победы. ]

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Вадиму Ивановичу Фадееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Имя В. И. Фадеева Указом Совета Министров СССР Куйбышевскому авиационному клубу ДОСААФ. Об этом напоминают и вывеска на здании, и большой портрет в зрительном зале, и аншлаг над галереей мастеров спорта.

В свой родной аэроклуб Вадим Фадеев вернулся в рассказах тех, кто учился вместе с ним искусству полёта, в коротких и, вместе с тем, всеобъемлющих строках постановления правительства о присвоении клубу его имени. Состоялся митинг. Затаив дыхание, слушали спортсмены взволнованные слова матери Героя Варвары Федоровны: повышайте свои знания, изучайте военное дело, будьте достойными продолжателями дела ваших отцов и старших братьев, свято чтите погибших за Отчизну, берегите Родину.

В устах матери эти слова звучали как призыв. И каждое слово запомнилось, запало в сердце. Они, эти слова, в мыслях спортсменов, в их делах...

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана В. И. Фадеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
115.06.1942 г.1  Ju-88КаменскИ-16, Як-1,
"Аэрокобра".
211.04.1943 г.1  Ме-109юж. Абинская
316.04.1943 г.2  Ме-109Крымская - Абинская
417.04.1943 г.2  Ме-109Мысхако
51  Ju-87Мысхако
61  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев. - зап. Новороссийск
720.04.1943 г.1  Ме-109Цемесская бухта
821.04.1943 г.1  Ме-109сев. Кабардинка
91  Ме-109сев. Адербиевка
1023.04.1943 г.1  Ме-109сев. Федотовка
1124.04.1943 г.1  Ме-109свх. Мысхако
1229.04.1943 г.1  Ме-109вост. Неберджаевская
1330.04.1943 г.1  Ме-109Крымская
1403.05.1943 г.1  Ме-109Семенцовский - Гостогаевский
1504.05.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Крымская

     Всего сбитых самолётов - 17 + 3  [ 16 + 1 ];  боевых вылетов - около 400;  воздушных боёв - более 50.

         © fightersky.ru