Ершов Александр Михайлович |
Родился 1 Мая 1923 года в Киеве. С 1937 жил в Москве. В 1939 году окончил Дзержинский аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую ВАШЛ, оставлен в ней лётчиком - инструктором. С Августа 1944 года Лейтенант А. М. Ершов в действующей армии. Служил в составе 233-го истребительного авиационного полка ( 234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт ). Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи. 19 Февраля 1945 года у города Кюстрин ( Польша ) таранил FW-190. Произвёл посадку на своём аэродроме. К Маю 1945 года Старший лейтенант А. М. Ершов выполнил 73 боевых вылета. Проведя 12 воздушных боёв, лично сбил 15 самолётов противника. После войны был на испытательной работе в НИИ ВВС, НИИ-1 и ЛИИ. Испытывал самолёты Ла-15, МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Як-19 и двигатели РД-10, ТР-1 на самолётах. 17 Апреля 1950 года лётчик - испытатель 3-го класса Капитан А. М. Ершов погиб при испытании истребителя Ла-15. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденами: Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени; медалями. * * *В известной книги Генерального авиаконструктора А. С. Яковлева "Цель жизни", среди небольших заметок о советских лётчиках - истребителях, участниках Великой Отечественной войны, есть упомянание и об Александре Ершове: "...Большой наградой всему нашему коллективу
послужили письма от фронтовых лётчиков, испытавших самолёт Як-3 в горячих воздушных
схватках.
Я получил письмо от командира одного из авиационных полков, в котором
рассказывалось о лётчике Ершове: "Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц,
летает на Як-3. За этот месяц он провёл 6 воздушных боёв и сбил 10 самолётов противника...
Однажды на 8 наших истребителей налетело 30 "Фокке - Вульфов". В этом бою Ершов
плоскостью своего "Яка" отрубил хвост одному "Фоккеру", а другой сбил пушечно -
пулемётным огнём. На следующий день он летел вдвоём, налетело 16 "Фокке - Вульфов",
в завязавшемся воздушном бою он сбил 3 вражеских истребителя".
Я был обрадован успехами Ершова и послал ему поздравительную телеграмму.
Через некоторое время получаю ответ, который меня глубоко тронул. Сообщая, что он сбил
ещё 5 самолётов противника, Лейтенант Ершов писал о себе: "Мне 22 года, но летаю я с 1938 года и успел уже
проработать 4 года в лётной школе на инструкторской работе, что помогло мне использовать
максимально возможности машины Як-3, которая безусловно является сейчас любимым
самолётом наших лётчиков. У меня есть мечта, которая зародилась ещё в детстве,
когда я читал книги об авиации. Я хочу стать настоящим лётчиком - испытателем.
Я уверен, что у вас есть уже готовые в проекте такие машины, которые мне снятся.
Словом, я "болельщик" авиации с детства, и то, что бы я хотел сказать, очень трудно
выразить на бумаге..." Истребитель Як-3. На такой машине воевал Старший лейтенант А. М. Ершов. Следует отметить, что все 15 побед Александр Ершов одержал в небе Польши и Германии в Феврале - Апреле 1945 года, проведя всего 12 воздушных боёв. Высочайшая результативность ! Остановимся на некоторых из них них более подробно. 19 Февраля 1945 года две четвёрки Як-3 233-го ИАП под командованием Старшего лейтенанта Г. С. Ахметова и Лейтенанта А. М. Ершова прикрывали войска южнее Штаргарда. Неожиданно из облаков на высоте 2500 метров вывалились 6 FW-190 и пошли в атаку на группу Ершова. Александр развернулся и в свою очередь устремился на противника. Оказавшись в ходе боя между двумя "Фокке - Вульфами", чтобы не подставить себя под огонь противника, Ершов резко довернул влево и ударом консоли крыла по хвостовому оперению "Фоккера" таранил его. FW-190 перешёл в беспорядочное падение и врезался в землю. Одновременно ведомые Ершова сбили по одному FW-190. В это время группа Ахметова завязала бой сперва с шестёркой, а затем ещё с четвёркой Ме-109. Использовав преимущество Як-3 в маневренности, Ахметов сбил один "Мессершмитт". В ходе боя подоспела ещё четвёрка FW-190, и 8 советским истребителям пришлось сражаться с 20 немецкими лётчиками. В воздухе образовался из дерущихся самолётов ревущий клубок. Истребители противника, попавшие в невыгодное положение, уходом в облака или пикированием выходили из боя. В итоге Старший лейтенант Г. С. Ахметов, Лейтенанты М. А. Броварец, Н. Ф. Евсеев, В. М. Котровский и Е. В. Тарасенков сбили по одному, а Лейтенанты А. М. Ершов и Н. Н. Лихов - по 2 вражеских самолёта. Таким образом, 8 наших лётчиков уничтожили 9 немецких самолётов, не имея потерь со своей стороны. С 5 по 8 Марта 1945 года авиаторы 16-й Воздушной армии провели 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. В боях особо отличились лётчики 234-й истребительной авиационной дивизии. Лейтенанты В. С. Величко, Н. Ф. Евсеев и А. М. Ершов сбили по 3 вражеских самолета, а Майор Я. Л. Оводов, Герой Советского Союза капитан В. Н. Яшин, Лейтенанты Н. А. Бродский, А. А. Кольцов, В. М. Котровский, Г. А. Пашков и В. А. Ситников уничтожили по 2 самолёта. 9 Марта а районе города Фрауенхоф Александр Ершов сбил сразу 3 самолёта типа FW-190. Конец своей победной серии, он поставил 18 Апреля 1945 года, когда в течение дня уничтожил 5 самолётов противника ! * * *Список всех известных побед
Капитана А. М. Ершова:
Заканчивая повествование об лётчике А. М. Ершове, Генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев пишет: "Через несколько лет после окончания войны я узнал, что Александр Ершов достойно сражался до полной победы над врагом, а потом осуществил свою мечту и стал испытателем самолётов". Окончив после войны школу лётчиков - испытателей, Александр Ершов действительно работал в НИИ ВВС, НИИ-1 и ЛИИ. Он провёл испытания по исследованию распределения аэродинамических нагрузок в полёте на самолётах МиГ-9 ( в 1948 году ) и Ла-15 ( в 1949 году ). Участвовал в испытаниях автопилота истребителя; радиооборудования; провёл исследования в области больших "М" и перегрузок на самолётах: МиГ-15, Як-15, Як-19. В 1948 году ему присвоено звание "Лётчик - испытатель 3-го класса". 17 Апреля 1950 года Капитан А. М. Ершов погиб в испытательном полёте на новом реактивном истребителе Ла-15. Это была летающая лаборатория, отличавшаяся дренированными консолями крыла и хвостового оперения и предназначенная для исследования распределения давления на их поверхностей. Через 5 минут после взлёта с аэродрома ЛИИ радиосвязь с лётчиком прервалась и самолёт врезался в землю. Как позднее выяснилось, причиной катастрофы оказался новый, ранее незнакомый вид вибраций... |
Н а з а д