Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Эмиров Валентин Аллахиярович


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Эмиров Валентин Аллахиярович

Родился 17 Декабря 1914 года в селе Ахты, ныне Ахтынского района Республики Дагестан, в семье рабочего. Учился в авиационном техникуме. Окончил Таганрогский аэроклуб. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Лично сбил 1 самолёт противника. Награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года старший лейтенант В. А. Эмиров в действующей армии. По март 1942 года служил в составе 36-го ИАП, летал на И-16; с июля 1942 года - в 926-м ИАП, где летал на ЛаГГ-3. Участник боёв на Северо - Кавказском фронте.

К сентябрю 1942 года командир 926-го истребительного авиационного полка  ( 219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт )  капитан В. А. Эмиров совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника.

10 сентября 1942 года при сопровождении бомбардировщиков в районе города Моздок в паре вступил в бой с 6 истребителями противника. Сбил один из них, затем своим горящим самолётом таранил второй и погиб.

13 декабря 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ).

После войны останки лётчика были перезахоронены в столице Дагестана Махачкале. Именем В. А. Эмирова названы одна из улиц города и судно Морского Речного Флота. В родном селе установлен бюст Героя.

*     *     *

В ожесточённых сражениях с фашистской авиацией прославился замечательный сын Дагестана Владимир Аллахиярович Эмиров.

Комсомолец, студент авиационного техникума, курсант спортивного аэроклуба, в 1935 году он поступает в Сталинградскую школу военных лётчиков и успешно её заканчивает. По прибытии в одну из частей Ленинградского особого военного округа лейтенант В. А. Эмиров продолжал упорно учиться. Он в совершенстве овладел техникой пилотирования, искусством меткой стрельбы. Когда речь заходила об отличниках боевой и политической подготовки части, командир истребительного авиационного полка в числе первых называл имя Владимира Эмирова, 24-летнего парня, родившегося в семье рыбака в далёком прикаспийском ауле Ахты. Он был не только замечательным лётчиком, но и общительным, душевным человеком. Внимательный к людям, весельчак, Владимир Аллахиярович пользовался среди однополчан глубоким уважением и любовью.

Боевой путь отважного лётчика начался зимой 1939 - 1940 года во время Советско - Финляндской войны.

В одном из разведывательных полётов Эмиров шёл над вражеской территорией, густо покрытой непроходимыми лесами, пестревшей бесчисленными озёрами, когда вдруг его атаковали 3 финских истребителя. Один из них Эмиров сбил, но в бою получил тяжёлое ранение. От потери крови кружилась голова, тяжёлой, словно чугунной, стала рука, лежавшая на штурвале. Нестерпимо болела рана, перед глазами мельтешили чёрные точки. Эмиров чувствовал, что вот - вот он впадет в беспамятство, а это было равносильно гибели. Раненый лётчик собрал всю свою волю. И мужество победило: Эмиров дотянул до своего аэродрома. Друзья насчитали в его машине около 100 пробоин. Родина высоко оценила отвагу Эмирова, грудь смелого лётчика украсил орден Красного Знамени.

Началась Великая Отечественная война, и снова Владимир Эмиров в рядах защитников Отчизны. Командовал эскадрильей в 36-м истребительном авиаполку. Его лётчики громили врага на Крымском участке фронта.

Однажды на рассвете дальнобойная артиллерия гитлеровцев открыла ураганный огонь по переднему краю наших наземных войск. Эскадрилья Эмирова получила приказ подавить артиллерийские точки противника, сорвать готовящуюся атаку наших позиций. Прорвавшись невредимой сквозь плотную огневую завесу немцев, эмировская девятка обрушила сокрушительный удар на вражеские огневые позиции. Замолчала артиллерия, пылали фашистские танки, взрывались цистерны с горючим. А эскадрилья Эмирова, делая крутые развороты, снова и снова атаковала врагов.

В разгар боя захлопали зенитные батареи немцев. Уходя вверх, в очередной разворот, машина Эмирова вдруг резко вздрогнула, и в то же мгновение лётчик до крови закусил губу от нестерпимой боли, пронзившей всё тело. Едкий, удушливый дым, заполнивший кабину, жёг глаза. Нечем было дышать, и, казалось, теперь - конец. Но не впервые смотрел в глаза смерти отважный воин. С огромным трудом выровняв самолёт, он сверил курс и, приземлившись через 15 минут на своём аэродроме, тут же потерял сознание.

Хирург обнаружил в теле Эмирова 17 ран. Многие из них были тяжёлыми, и, по заключению медиков, состояние командира эскадрильи не оставляло почти никаких надежд на благополучный исход. Около 3-х недель врачи не отходили от его койки, и богатырский организм Владимира Эмирова, его стремление во что бы то ни стало выжить, чтобы и дальше бить врага, победили смерть.

После выздоровления лётчик возвратился в строй. В июле 1942 года боевые друзья поздравили вчерашнего комэска с назначением на должность командира 926-го истребительного авиационного полка.

30 августа 1942 года противник под прикрытием истребительной авиации начал форсировать Терек. Одновременно противник высадил десант из Моздока в районе Предмостный, Кизляр. Из - за плотного тумана, висевшего в долине Терека, наша авиация не смогла взаимодействовать с наземными войсками. Перейдя в наступление, враг вплотную подошёл к подножию Терского хребта. Возникла серьёзная опасность для Грозного и Владикавказа  ( Орджоникидзе ).

Все силы 4-й Воздушной армии были брошены на ликвидацию прорыва в районе станицы Вознесенская. Штурмовики и истребители вылетали по 4 - 5 раз в день. Благодаря мужеству пехотинцев, артиллеристов и лётчиков враг был оттеснён на исходные позиции.

10 сентября противник бросил в атаку на Вознесенскую до 100 танков, однако успеха не добился. Только от бомб наших авиаторов, совершивших 327 вылетов, сгорело 17 вражеских танков. Военный совет высоко оцепил боевые действия воздушных бойцов.

Активные боевые действия авиации в этот период, исключая нелётные дни, сыграли известную роль в срыве планов противника, пытавшегося ударом из района южнее Моздока в направлении Вознесенская прорвать оборону наших войск и выйти в долину Алхан - Чурт, являвшуюся воротами к Грозному и Владикавказу. Эффективность работы лётчиков достигалась тем, что они наносили штурмовые и бомбардировочные удары с малых высот по скоплениям живой силы и техники врага, умело использовали горный рельеф, а главное - все, как один, понимали сложившееся положение: отступать больше нельзя, враги должны быть остановлены на терском рубеже во что бы то ни стало.

...Шли упорные кровавые бои с гитлеровскими полчищами, подошедшими к предгорьям Северного Кавказа. Капитан В. А. Эмиров тяжело переживал временные неудачи наших войск. Сердце его клокотало жгучей ненавистью к врагу.

На антифашистском митинге молодёжи Северного Кавказа, состоявшемся во Владикавказе, он сказал:

- Буйный Терек не потечёт вспять, злая туча не погасит солнца, горцы не будут рабами Гитлера. Мы победим !   Залог нашей победы в сплочённости братских народов нашей многонациональной Родины, в дружбе воинов страны социализма, в мудром руководстве великой партии Ленина, в героизме и самоотверженности коммунистов и комсомольцев.

Сотни глаз всматривались в суровое, уставшее лицо Эмирова, согласно кивали головами. Возвратился Эмиров с митинга в свою часть - и снова в бой. В тот же день он мастерски отразил атаки 7 "Мессеров" и 3 "Макки-200", напавших на наших бомбардировщиков, одного врага сбил.

Эмирова любовно называли "воздушным джигитом". По - джигитски он сражался с врагом и в своём последнем бою. По свидетельству одного из наземных командиров, наблюдавших за неравным поединком, он "дрался как лев".

В конце августа 1942 года, сопровождая группу самолётов на бомбометание, Эмиров обнаружил в воздухе вражеского разведчика, догнал его, атаковал и сбил.

10 сентября 1942 года капитан В. А. Эмиров в паре с лейтенантом С. И. Казаковым вылетел на сопровождение бомбардировщиков из 859-го БАП. В районе город Моздок советские бомбардировщики были атакованы шестёркой истребителей противника Ме-109F. Советские истребители вступили с ними в неравный бой. Казаков подбил один "Мессер", но и сам был сбит. Эмиров остался один. Противнику удалось поджечь его ЛаГГ-3. На горящем самолёте он добил подбитый ведомым Ме-109. Затем сбил второй. Когда кончились боеприпасы, таранил третий. Остальные повернули на свою территорию.

Эмиров попытался сбить пламя с горящего самолёта, круто бросал его из стороны в сторону, но ничто не помогало. Огненные языки проникли в кабину, подожгли на Эмирове одежду, стали лизать его лицо и руки. Когда лётчик решил оставить гибнущий самолёт, горящая машина уже шла чуть ли не на бреющем полёте, и парашют не успел раскрыться...

Так трагически оборвалась жизнь отважного рыцаря неба, который совершил около 180 боевых вылетов. Проведя более 20 воздушных боёв, сбил 9 самолётов лично и 1 в группе, уничтожил сотни вражеских солдат и офицеров, большое количество фашистской боевой техники.

Пехотинцы похоронили его с почестями на кургане около Ачалукской МТС, в районе Балашево.

В декабре 1942 года Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил Владимиру Аллахияровичу Эмирову звание Героя Советского Союза. Прошли десятилетия, но не померк в памяти народной, в памяти друзей - однополчан благородный образ мужественного лётчика, до последнего дыхания сражавшегося за свою Родину.

*     *     *

Список всех известных побед майора В. А. Эмирова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
119.01.1942 г.1  Ju-88ВладиславовкаИ-16, ЛаГГ-3.
223.08.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Советская
328.08.1942 г.1  Ме-109Галюгаевская
431.08.1942 г.1  FW-189Ищерская
510.09.1942 г.2  Ме-109  ( 1 сбит таранным ударом )Нижний Бекович

      Всего сбитых самолётов - 9 + 1  [ 5 + 1 ];  боевых вылетов - около 180;  воздушных боёв - более 20.

*     *     *

НА ПОДСТУПАХ К КАВКАЗУ.

Авиационное звено получило задание разведать вражеский аэродром в районе озера Муола-Ярви. Разведчиков захватил снегопад. Путь пришлось прокладывать сквозь мохнатые тучи. За линией фронта лётчики потеряли друг друга из виду. Двое повернули назад. А один настойчиво пробивался к цели. Свинцово - сизая пелена слепила глаза. Машину качало из стороны в сторону. Снегопад усилился. Вихрь. Летучие сугробы. Белая темень. Лётчик ориентировался только по времени и компасу.

Над самым озером оказался просвет. Вражеский аэродром должен быть где-то здесь. Лётчик сделал несколько кругов, прежде чем приметил замаскированные самолёты противника. Теперь можно возвращаться. Но вдруг из-за туч показались 3 вражеских истребителя. Трассы светящихся пуль тянулись к машине отважного пилота. Он резко повернул самолёт на врага, заходившего справа. На близкой дистанции нажал гашетку и пропорол длинной очередью борт самолёта противника. Объятая пламенем вражеская машина рухнула вниз. Тогда советский лётчик развернул машину налево. После нескольких атак враг не выдержал, ушёл в сторону. Третий сумел зайти в хвост, открыл огонь. Боль обожгла лицо, потом предплечье. Из рукава комбинезона потекла кровь. Превозмогая боль, лётчик сделал резкий поворот и перешёл в атаку. Преследователь, не ожидавший этого, вышел из боя, скрылся в тучах.

Лететь обратно было ещё труднее. Самолёт был повреждён. От потери крови кружилась голова. Когда лётчик дотянул машину до своего аэродрома, техники насчитали на ней 96 пробоин.

Это было во время Советско - Финляндской войны. Лётчиком, победившим стихию, выдержавшим неравный поединок с природой и противником, был Валентин Эмиров.

Он рос в ауле Ахты. Его закаляли суровые скалы, горные тропы, а потом и Каспий. Отец его - Аллахьяр занимался рыбным промыслом. С малых лет с ним вместе трудился на море и Валентин.

Сильным, смелым, волевым пришёл горец Валентин Эмиров в Таганрогский авиационный техникум, затем в Сталинградскую школу лётчиков и авиационный полк, сформированный в Ленинграде. Комсомолец Эмиров был в полку одним из молодых лётчиков, ему шёл 25-й год.

С первых и до последних дней суровой "Зимней войны" Валентин Эмиров принимал участие в боевых действиях нашей авиации. Когда требовалось выполнить ответственное задание, командование обычно посылало в боевой полёт Эмирова. За мужество и отвагу, проявленные в этих боях, Эмиров был награждён орденом Красного Знамени.

Когда началась Великая Отечественная война, Валентин Эмиров был уже опытным лётчиком, командовал эскадрильей.

... Однажды, это было весной 1942 года, все лётчики эскадрильи вернулись на базу, а командира всё не было. Каждый помнил, как капитан Эмиров, ведя девятку, спикировал на зенитки, как пошёл на второй заход, на третий. Как по его команде все повернули обратно. А вот куда делся командир - никто не знал. Что с ним ? - тревожились лётчики, вглядываясь в небо.

Но вот самолёт Эмирова сделал традиционный круг над аэродромом и пошёл на снижение. "Ястребок" легко, как обычно, коснулся земли, немного прошёлся по полю и замер. Когда лётчики извлекли командира из кабины и спустили на землю, все увидели огромную рваную рану на бедре. Снаряд немецкой зенитки взорвался в кабине. Много осколков вонзилось в тело лётчика. Кровь струилась из ран.

Тяжёлое ранение осложнилось страшной болезнью - газовой гангреной. Более полумесяца отважный летчик был на грани смерти. За жизнь его мужественно боролся хирург Иван Алексеевич Суханин - и победил.

Недолечившись, Эмиров выписался из госпиталя. В штабе ВВС Закавказского фронта ему предложили отдохнуть, но он рвался на фронт и вскоре получил назначение командовать полком истребительной авиации. В полку его прозвали воздушным джигитом. Эмировский полк быстро завоевал боевую славу.

Летом 1942 года трудная обстановка сложилась на Северном Кавказе. Враг занял Кабарду, двигался к Северной Осетии, прорывался по Калмыцким степям к Каспию. В отдельных местах переходил Терек, угрожал нефтяным промыслам Малгобека, Грозного, Дагестана. Остановить врага !   Во что бы то ни стало остановить - этими мыслями жил Эмиров.

Полк капитана Эмирова вошёл в состав дивизии бомбардировочной авиации. В его задачу входило сопровождать и прикрывать бомбардировщиков во время выполнения боевых заданий. Бомбардировщики ежедневно совершали налёты на железнодорожные станции, аэродромы, переправы, скопления войск врага. Эмировским истребителям почти каждый день приходилось вести воздушные бои с противником.

23 августа группа бомбардировщиков получила задание совершить налёт на важный военный объект противника. Сопровождение возглавил Эмиров. Истребители зорко следили за воздухом. Бомбардировщики зашли на цель, сбрасывая смертоносный груз. В это время из облаков вынырнули 5 вражеских истребителей и ринулись в атаку на советские самолёты. Эмиров преградил им путь. С ходу пошёл в атаку. Зайдя в хвост ведущему, Эмиров метким пушечным выстрелом поджёг вражескую машину, она вспыхнула и, оставляя длинный след, пошла к земле. Эмиров снова пошёл в атаку. Истребители врага были отогнаны. Они не сумели помешать нашим бомбардировщикам выполнить задачу.

Августовские дни были полны тревог и напряжения. Вечером 26 августа в Грозненском драматическом театре на антифашистский митинг собралась многонациональная молодёжь Северного Кавказа. Собралась, чтобы выразить свою волю к победе. К столу президиума, прихрамывая, прошёл статный молодой человек с орденом Красного Знамени на груди. Это был председатель митинга Эмиров, прославленный лётчик, на счету которого было свыше 200 боевых вылетов, десятки воздушных боёв. Он привычно одёрнул гимнастёрку и заговорил:

- Товарищи !   Братья и сёстры !   Боевые друзья !   В суровый, грозный час собрались мы с вами. Фашисты рвутся к Кавказу. Отдадим ли мы цветущий край на поругание и разграбление ?   Пойдём ли в немецкую кабалу ?   Нет !   Никогда этого не будет !   Мы говорим сегодня молодому патриоту: если ты дашь врагу войти в горы, - ты не воин. Если ты отдашь ему дом свой на разграбление, отца и мать своих на смерть, невесту на поругание, - ты не кавказец. Если ты не убьёшь врага, - ты не джигит. К оружию, молодые горцы. Мы победим !

Эмиров провёл митинг и в своём полку, призвал лётчиков беспощадно бить врага в кавказском небе.

- Нам отступать некуда, пусть это каждый поймёт и пусть дерётся с врагом, не щадя своих сил своей крови и самой жизни, - говорил он.

В первом же после митинга бою лётчик Александрович таранил вражеский истребитель и свою искалеченную машину довёл до аэродрома.

А в следующий вылет истребителей повёл сам Эмиров. Они стройно летели над ревущими бомбардировщиками. Истребители были разделены на две группы. Одна, возглавляемая лейтенантом Сахаровым, прикрывала бомбардировщиков, другая - во главе с Эмировым - являлась ударной.

Небо было облачным. Эмиров хорошо знал воровскую тактику врага: противник всегда использует облачность, чтобы скрыто подкрасться и атаковать, и был начеку. Бомбардировщики зашли на цель. Вздымались клубы дыма, бушевал огонь. Фашисты поспешно разбегались и расползались, бросая автомашины, бензоцистерны. Когда наши бомбардировщики возвращались на аэродром, из облаков вывалились, как и предполагал Эмиров, вражеские истребители. Они напали на самолёты группы Сахарова. Эмиров быстро развернул машину, устремился на выручку товарища. Стремительной атакой сбил самолёт противника, который снопом огня упал на землю. Это был второй самолёт, сбитый Эмировым над кавказской землёй.

Появилось ещё 5 фашистских истребителей. Они пытались прорвать охранение и напасть на наших бомбардировщиков. Эмиров быстро собрал и повёл в бой свою ударную группу. Увлечённые стремительностью своего командира, лётчики Козловский, Александрович, Мягкий и другие яростно атаковали противника. В разгар боя старший лейтенант Козловский сбил ещё один самолет противника. Уцелевшие воздушные пираты ушли в облака. Все машины эмировцев вернулись невредимыми.

Вскоре снова поступил приказ:

- Приготовиться к вылету !

Взвились самолёты. Опять в голубом небе над Тереком развернулся бой. Через час самолёты вернулись - и опять с победой: сбили ещё 2 вражеских истребителя.

Дивизионная газета призывала в те дни: "Громить врага так, как лётчики подразделения товарища Эмирова !"

Прошло несколько суток, и Эмиров совершил ещё один подвиг.

... Распластав широкие крылья, спокойно и ровно плывут тяжёлые боевые воздушные корабли. Эмировцы, как всегда, охраняют грозное шествие бомбардировщиков. Неусыпен соколиный глаз командира полка. Неспокоен взгляд. Вдруг лётчик резко берёт ручку на себя. Он выхватывает машину из горизонтального полёта и делает стремительную свечку. Мгновение - и машина скрылась в облаках. Никто из лётчиков не успел разобраться в чём дело, а над облаками уже шёл бой. Машина Эмирова, как рок, от которого не спастись, нависла над вражеским самолётом. Вражеский бомбардировщик был захвачен врасплох. Он бросался из стороны в сторону, проваливался в облаках, но Эмиров неотступно, неумолимо преследовал его. Он выбрал позицию и дал очередь. В левой плоскости бомбардировщика вспыхнул огонь. Он стал распространяться по всей машине. Вскоре раздался сильный взрыв...

Эмиров вернулся к своим. А на земле догорали остатки вражеской машины и тлели изуродованные тела фашистских лётчиков. Это было 30 августа, а 1 сентября в дивизионной газете появился портрет героя - лётчика и передовая статья, озаглавленная "Быть таким, как капитан Эмиров". В ней говорилось:

"Воздушный боец !   Ты видишь на этой странице нашей газеты портрет мужественного лётчика - истребителя, опытного и волевого командира Эмирова. В жестоких воздушных боях он не раз получал тяжёлые ранения. Его тело было покрыто шрамами и глубокими ранами. Вылечившись, Эмиров продолжает громить гитлеровскую мразь. Только за последние дни он сбил 3 немецких самолёта.

Сражайся, воздушный боец, так, как сражается капитан Эмиров !"

В начале сентября обстановка ухудшилась. Враг начал ещё более ожесточённые атаки с воздуха. Лётчики по нескольку раз в день вылетали на задания. За месяц совершили около 1000 вылетов. Часто водил их сам Эмиров. И каждый новый день приносил новые победы. 28 самолётов было сбито лётчиками полка за первые дни сентября.

Но и полк Эмирова нёс потери. Погиб штурман полка Козловский, погибли другие лётчики. И однажды не вернулся из полёта и сам Эмиров.

... Это произошло 10 сентября 1942 года. Группа бомбардировщиков, выполнив боевое задание, шла на базу. Ее прикрывали истребители. Эмиров первым заметил вражеские истребители, замаскировавшиеся в облаках. Капитан принял решение предупредить их удар. Ринулся на врага. За командиром последовал лейтенант Казаков. Два советских истребителя вступили в бой с 6 фашистскими. Свидетелями этой схватки были моряки. Они рассказывали:

- Наши лётчики сломали боевой порядок гитлеровцев и начали их атаковать поодиночке. Небо было облачным. Бой шёл в основном над облаками, и только по временам машины внезапно вырывались из облачности и вели сражение на виду у нас. Иногда из облаков вылетало по 3 вражеских истребителя, преследуемых одной нашей машиной. Нападал советский лётчик дерзко, неудержимо. Недалеко от наших окопов рухнул один фашистский самолёт. Потом упал и наш.

А тот самолёт, что поражал нас своей неистовой стремительностью, продолжал вести бой один против пяти фашистов !   Были моменты, когда машина ловко уходила в облака, и гитлеровцы кружили в поисках её, потом она появлялась с той стороны, с которой её не ожидали враги. Взорвался ещё один вражеский самолёт. Но гитлеровцы со всех сторон атаковали наш самолёт. Он задымил, загорелся. Лётчик крутым поворотом машины сбил пламя и снова атаковал одного из врагов. Но его снова подожгли. Машина стала падать. Нам видно было, как советский ас пытался спасти машину, вывести её из падения.

Он выпрыгнул из горящего самолёта уже невысоко над землёй. Парашют не успел раскрыться...

Дмитрий Трунов.

( Из материалов сборника - "Отважные сыны гор".  Махачкала, 1968 год. )
         © fightersky.ru