Главная | Источники | 

HRF

Елисеев Владимир Степанович

В.С.Елисеев.

Лётчик - итребитель. Окончил Московский аэроклуб и Вязниковскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1942 года сержант В. С. Елисеев на фронтах Великой Отечественной войны. До конца войны сражался в составе 436-го истребительного авиационного полка  ( позднее ставшего 67-м Гвардейским ИАП ). Летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и "Аэрокобре".

Летом 1943 года полк действовал на Центральном фронте, где принял участие в Курской битве. Впоследствии сражался на 1-м Белорусском фронте, летом 1944 года участвовал в боевых действиях на территории Польши, а затем - Германии.

К концу войны командир эскадрильи 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. С. Елисеев совершил 256 успешных боевых вылетов. В 67 воздушных боях сбил 14 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами.

После войны был на испытательской работе. Дослужился до Полковника. Имеет звания "Военный лётчик 1-го класса" и "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

6 Сентября 1996 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами и успешную работу по проведению испытаний новой боевой техники, удостоен звания Героя Российской Федерации. Умер в 2003 году.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды; многими медалями.

*     *     *

Август 1941 года... Два "Яка" ворвались в строй "Юнкерсов", повисших над Днепровской переправой, по которой движется пёстрая толпа беженцев и отходящие воинские части.

Ведущий - в удачной атаке сбил головную машину противника. Строй вражеской эскадрильи нарушился и, бесприцельно сбросив бомбы, "Юнкерсы" стали уходить на запад. Истребители не заметили, как на них свалились из - за небольших облачков "Мессеры" из группы прикрытия. В следующее мгновение над одним из "Яков" нависла смертельная угроза: в хвост ему уже пристраивался Ме-109.

Ведомый, Владимир Елисеев, увидел это. Сегодня был его первый воздушный бой, и он на какую - то долю секунды замешкался, но затем резко развернул свой истребитель и пошёл в лобовую атаку - только так можно было спасти попавшего в беду друга...

Сохранилась лётная книжка лётчика - истребителя Гвардии капитана Елисеева Владимира Степановича. Каллиграфическим почерком штабного писаря занесены в неё типы освоенных самолётов, даты и часы боевых вылетов; в послужном списке награды за сбитые самолёты врага. Но за всеми этими записями стоит человек, один из миллионов советских людей, чья жизнь - подвиг.

Первому бою предшествовала учёба в Московском аэроклубе и Вязниковской военной школе лётчиков, а потом земные дороги войны. 19-летние лётчики - сержанты добирались в свои части, когда уже огненный ураган нашествия бушевал над родной землёй. Они видели истерзанные вражескими бомбами и снарядами дороги, разрушенные дома, сожжённые села. Нередко, отсиживаясь в придорожных канавах во время налётов, видели молодые лётчики, как самолёты с крестами на крыльях гоняются за беззащитными людьми, расстреливают женщин и детей.

- Эх вы, пилоты !   Вам наверху быть надо. Жечь и уничтожать этих гадов, а не по кюветам прятаться, - нередко слышали лётчики слова укора, но молча проглатывали обиды, и накапливалась в них лютая ненависть к врагу.

Теперь каждый мечтал, пусть даже ценой своей жизни, сбить хотя бы одного стервятника, летающего в родном небе. Мальчишечье бесстрашие после кровавых прифронтовых дорог превратилось в зрелую мужскую отвагу.

В.С.Елисеев.

...Немецкий пилот готовился уже нажать на гашетку, когда неожиданно, откуда - то снизу рванулся навстречу ему второй советский истребитель. Враг самодовольно усмехнулся. Удача сама шла ему в руки. Представлялась возможность в одной атаке сбить сразу 2 самолёта: сначала расстрелять идущий навстречу, а потом тот, на который он уже нацелился. Расчёт был прост: через несколько секунд русский отвернёт и будет располосован его пушечно - пулемётными очередями. Немец был уверен в себе. Около 40 самолётов похоронил он в земле покорённой Европы. Сегодня его первый бой с русскими, и сразу такое везение. Он предвкушал победу.

Расстояние стремительно сокращалось. Володя уже видел расплывчато за лобовым стеклом лицо врага, прильнувшего к прицелу. Стоит чуть - чуть отвернуть, и пулемётные трассы разрежут его самолёт. Может быть, попадут в грудь, в сердце. Но если не отвернуть, то через несколько секунд страшное столкновение превратит в груду обломков оба самолёта и в кровавое месиво тела пилотов. На какую - то долю секунды Володя представил себе эту картину. Захотелось потянуть ручку на себя, закрыть глаза, спрятаться, но вместо этого заговорила ненависть, и он довернул свой самолёт навстречу врагу.

- Так нет же, гад, не сверну ! - подумал Елисеев, напрягая мускулы и готовясь к удару.

Нет, русский не собирался сворачивать. Даже наоборот, он поставил самолёт так, что теперь столкновение было почти неизбежно. Немец мгновенно вспомнил о том, что рассказывали вернувшиеся из Испании: о мужестве, бесстрашии и каком - то "фанатизме" русских. Он рванул свой самолёт вверх и сразу почувствовал, как машина отяжелела от свинцовых струй, ударивших по бакам. Самолёт вспыхнул, и лётчик, спасаясь, выпрыгнул на парашюте.

Елисеев поискал глазами ведущего. Товарищ приветственно помахал крыльями. Тело ломило от перенесённого напряжения, ныла кисть руки, сжимавшей ручку управления, волной подходила расслабленность.

В.С.Елисеев с товарищами.

Прилетели на аэродром. Володя вылез из кабины, пошатываясь прошёл под крыло и повалился в пахучий клевер. Подошёл ведущий. Он только вчера потерял напарника и перед сегодняшним вылетом не знал, как поведёт себя в бою этот "молодой".

- С тобой воевать и жить можно. Считай, что слетались, - сказал он и похлопал Володю по плечу.

Подошедшие друзья поздравляли с первой победой. Неожиданно прибежал посыльный и обратился к Елисееву:

- Там немца пленного привезли. Вас вызывают.

Не хотелось, очень не хотелось подниматься с земли - всё тело ныло. Но приказ есть приказ. Володя слышал, отходя к мотоциклу, как ведущий говорил: "Если бы не лобовая, конец мне". Чувство радости, что он спас товарища, заполняло его.

В штабе Володя неожиданно узнал, что немецкий пилот, сбитый им в бою, согласился дать показания только в том случае, если ему покажут лётчика, из - за которого он попал в плен.

В комнате, где расположился начальник особого отдела полка, небрежно положив ногу на ногу и откинувшись на стуле, сидел вражеский ас. Наглая улыбка играла на его губах, и, хотя насвистывая мелодию какой - то популярной песенки, он старался подбодрить себя, чувствовалось, что он встревожен и чего - то с напряжением ждёт. Немец бросил безразличный взгляд на вошедшего сержанта и вновь отвернулся, рассматривая свои холёные руки. Ему и невдомёк было, кто перед ним. Переводчик указал немцу на Елисеева. Тот от неожиданности подскочил, стул опрокинулся и гулко ударился об пол.

Перед врагом стоял небогатырского сложения юноша со спокойными и в то же время ненавидящими глазами.

- Этот лётчик не мог меня сбить !   Покажите мне русского аса. Меня сбили нечестно, не по правилам, в лоб никто не воюет. Воздушный бой - это турнир смелых и умелых, это искусство, - возмущался пленный.

Володя выслушал перевод и вскипел:

- А это, гад, по правилам, это искусство ?   Убийцы !   Вас нужно уничтожать как бешеных собак, всех до единого ! - резко сказал он и ткнул в лицо врагу газету с фотографией.

Немец скользнул глазами по снимку. Там на одной перекладине была повешена семья: седой старик, две молодые женщины и четверо детей мал мала меньше. Немец потупил взгляд. Сейчас он поверил, что сбил его этот молодой русский парень с серыми злыми глазами.

Немецкий ас расстегнул карман кителя, вытащил из него на золотой цепочке медальон с изображением Бисмарка и протянул Володе. Елисеев недоуменно посмотрел на переводчика.

- Талисман. Он верно служил мне во Франции, Бельгии, Польше. Я везде побеждал, но в России мне не повезло. Дарю его своему победителю, - произнёс немец, держа медальон на вытянутой руке.

Выслушав перевод, Володя покачал головой:

- Проживу без фашистского талисмана. Мой талисман - моя Родина, мои друзья, мой самолёт !

Он повернулся и вышел из штаба.

*     *     *

Снова вылеты, снова бои. В небе Москвы и Ленинграда Владимир Елисеев сбил ещё 6 вражеских самолётов. За год войны он приобрёл большой опыт. Но бывали непредвиденные ситуации.

...Случилось это в Июле 1942 года. Враг рвался к Волге, к Сталинграду. Полк прикрывал сухопутные войска. Поговорка: "Сам погибай, а товарища выручай" - неразлучный спутник фронтовиков - была неписаным законом у лётчиков.

На командира эскадрильи пикировал "Фокке - Вульф - 190". Предупредить атаку было уже невозможно, и Елисеев, прикрывая товарища, подставил свой самолёт под огненные трассы врага... Володя выпрыгнул, по неопытности сразу раскрыл парашют и повис на высоте 3000 метров.

Врагам было легко расстрелять пилота. Владимир видел, как немец в кабине улыбался, проводя ребром ладони по горлу. На втором заходе он с короткого расстояния начал стрелять. Яркие трассы промчались рядом. Промахнувшись, немец пролетел буквально под ногами у Елисеева и этим сослужил добрую службу. Воздушный поток от самолёта раскачал лётчика, и теперь враги не могли в него попасть. Не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь. Прыгни он затяжным прыжком, сразу попал бы к немцам, а сейчас сильный ветер нёс его в Сальские степи. Приземлился на дно глубокого оврага. Проверил пистолет, решил отбиваться, а последний патрон приберечь для себя. Темнело. На краю оврага послышался треск мотоциклов. Немцы побоялись спуститься, постреляли из автоматов и укатили.

10 дней добирался он в полк. Ночами шёл, днем спал в оврагах и ямах. Степь гудела машинами. Немецкие танки и грузовики с солдатами шли к Волге. В одну из ночей перешёл линию фронта. К вечеру следующего дня прибыл в родной полк. Начальник штаба, встретившийся первым, глазам своим не поверил:

- Дружище, мы по тебе поминки справили. Пошли к ребятам. Они в столовой.

Лётчики ждали командира. По укоренившейся в полку традиции накрывали стол и для погибших. Вошёл командир. Лётчики сели.

- Выпьем за наших ребят, - и командир стал называть имена погибших, но когда дошел до фамилии Елисеева, раздался возглас:

- Товарищ командир, разрешите за себя самому выпить !

Лётчики обернулись, повскакали с мест. Рядом с начальником штаба стоял невредимый Володя Елисеев. Его подхватили на руки, подбрасывали, долго по - дружески мяли бока, словно хотели убедиться, что он живой.

...И снова бои. Можно долго рассказывать о каждой схватке с врагом, но вернёмся к лётной книжке и по коротким записям пройдём боевой путь военного лётчика Владимира Елисеева.

Отличился В. С. Елисеев и летом 1943 года. Возвращаясь с задания, наши лётчики на подходе к Курску встретили 18 вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Вступили в бой, применив новый способ борьбы с "Юнкерсами". Наши были выше фашистов. Чтобы легче удерживать самолёт на пикировании, Володя подал команду "Выкрутить триммеры". Истребители, как на полигоне, пара за парой почти отвесно понеслись вниз. Маневр этот поставил в очень затруднительное положение стрелков вражеских бомбардировщиков. Стрелять приходилось чуть ли не вертикально вверх. А это представляет определённые трудности. В то же время неподвижные огневые точки, расположенные вдоль оси бомбардировщиков, при этом молчали.

Немцы надеялись подловить наших лётчиков на выходе из атаки, но этого не произошло. Ребята на огромной скорости пронзили строй бомбардировщиков сверху. После атаки группы Лейтенанта В. И. Левко, повторившей маневр Елисеева, 2 "Юнкерса" загорелись и рухнули в лес. Однако остальные продолжали лететь, сохраняя строй. Тогда Елисеев обрушил весь огонь на флагмана и поджёг его. Остальные фашисты дрогнули и бросились в разные стороны, накрывая бомбами свои войска.

Р-39 Гвардейского ИАП

Истребитель Р-39 "Аэрокобра" одного из Гвардейских авиационных полков ВВС РККА.

Вражеских истребителей связали боём лётчики группы А. Б. Панова, и им было не до "Юнкерсов". Иван Колабин сбил в этой схватке на встречных FW-190. Вскоре немцы ушли на свой аэродром без 3 бомбардировщиков и 1 истребителя.

Правда, были и у нас потери. Подбили и машину Панова. Сам он перетянул линию фронта, посадил самолёт на фюзеляж и по радио продолжал руководить боем.

256 боевых вылетов, бои под Москвой и Ленинградом, в небе Сталинграда и Курской дуги, над Днепром, Дунаем, Вислой и Одером. Более 20 стервятников нашли свой конец от меткого огня пилота. Начав войну рядовым лётчиком, он закончил её командиром эскадрильи истребителей. Родина отметила его воинскую доблесть тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана В. С. Елисеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.06.1942 г.1  Ме-109Большая Шапковка"Харрикейн",
"Киттихаук",
"Аэрокобра".
21  Ме-109Купянск
323.06.1942 г.3  Ме-109  ( в группе - 3 / 7 )Купянск
43  Ju-87  ( в группе - 3 / 7 )Купянск
529.06.1942 г.1  Ju-88Березовка
601.07.1942 г.1  Не-111Верхняя Михайловка
71  Не-111Михайловка
804.12.1942 г.1  Ме-109сев. - зап. Горки
906.01.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Ольховец
1002.08.1943 г.1  FW-190Нежинка - Красниково
1103.08.1943 г.1  Ju-87Гнездилово - Волчьи Ямы
1230.06.1944 г.1  FW-190Замостье
1319.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Вернойхеэ
141  FW-190сев. Гильсдорф
1520.04.1945 г.2  FW-190Бирхольц
1623.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Эберсфельде

      Всего сбитых самолётов - 14 + 7;  боевых вылетов - 256;   воздушных боёв - 67.

*     *     *

Кончилась война. Надо выбирать профессию. Елисеев - решает остаться в армии, чтобы оберегать мир, завоёванный в жестоких боях. Его влечёт романтика неизведанного, романтика борьбы, требующая максимального напряжения сил.

Сбылась мечта Владимира Елисеева: как лётчика, обладающего отличной техникой пилотирования, имеющего боевой опыт, его направляют работать испытателем.

...Проверяется новый перспективный двигатель для новых сверхскоростных истребителей. На стендовых испытаниях он показал себя надёжным. Теперь это предстоит проверить в воздухе.

Высота большая. И вдруг смолк такой привычный свист турбины: самопроизвольное выключение. Несколько попыток запустить двигатель не дали результатов. Неприятный холодок бежит по телу. Глаза быстро осматривают приборы, которые пока ещё работают от резервных аккумуляторов. Высота и скорость падают. Елисеев сообщил обстановку на командный пункт. Получил разрешение на катапультирование. Попробовал рули. Машина послушна. Нет, профессиональная гордость испытателя не позволяет ему так легко бросить самолёт. Машина безукоризненно выполняет волю своего повелителя, хотя её могучее сердце перестало биться и холод смерти начал разбегаться по приборам. Добрался он и до лобового стекла, которое раньше обогревалось теплом двигателя, а теперь стало обмерзать. И всё - таки умирающая машина хотела жить, и опытный пилот мог спасти её.

Нельзя допустить, чтобы самолёт потерял скорость и начал беспорядочно падать. Владимир Елисеев перевёл его в пологое пикирование и направил к родному аэродрому. Там ждут. Прекратили полёты, освободили полосы.

Лобовое стекло покрывается красочным ледяным узором. Сейчас не до красоты. Видимости нет. Елисеев снимает меховую перчатку и прижимает горячую ладонь к стеклу. На нём появляется прозрачное пятно. Теперь в это крохотное "окно" он видит аэродром, полосу.

Владимир выпускает закрылки, работает рулями, - самолёт выполняет команды. Истребитель плавно касается взлётной полосы и мягко бежит по ней.

Причина самопроизвольного выключения двигателя проясняется. Конструкторы решат очередную задачу, и снова поднимется в воздух Елисеев, снова будет проверять работу на всех режимах, а потом будет акт об испытаниях. Двигатель пойдёт в серию и понесёт в своих гудящих турбинах частицу мужества и жизни Владимира Елисеева.

А работы в небе хватает всегда. На испытания поступают новые объекты. Их надо проверить, облетать, дать путёвку в жизнь.

Двигатель - это сердце машины. По его биению лётчик слышит, как чувствует себя самолёт. Не дает ли перебоев, здоров или болен. Это нужно проверить: выключить и включить двигатель в воздухе. А всегда ли он запустится ?  Опять риск. Испытатель сознательно, обдуманно и решительно идёт на это, потому что он "учит летать самолёты".

...Снова - в воздухе. На этот раз Владимир Елисеев проверяет возможности нового оборудования. Аппаратура ведёт себя нормально. Испытание подходит к концу. И вдруг - раздаётся взрыв. Из - под сиденья лётчика, где установлены блоки испытываемой аппаратуры, вырываются языки пламени, дым заполняет кабину, и удушливая гарь лезёт в лёгкие.

Пожар... Командиру надо принять решение. Одно простое - приказать членам экипажа покинуть самолёт и самому последовать за ними, второе - сопряжённое с большим риском и ответственностью за жизнь товарищей - тушить пожар, спасать самолёт и ценнейшую аппаратуру - это долг испытателей.

Командир продолжает пилотировать аварийную машину, а экипаж вступил в борьбу с огнём. Дым и чад сбивают дыхание, слепят глаза. Елисеев держит курс на аэродром. Надо во что бы то ни стало дотянуть. На протяжении 40 минут идёт борьба отважного экипажа за жизнь самолёта. Несколько раз казалось, что люди победили, но стоило им немного ослабить свои усилия, и огонь вырывался с новой силой. Мужество лётчиков сломило его сопротивление. Самолёт приземлился, зарулил на стоянку. Закопчённые и измазанные лица улыбаются. Испытатели рады, что благополучно приземлились, что спасли самолёт, счастливы от чувства исполненного долга. Улыбается и командир - лётчик 1-го класса Полковник Владимир Степанович Елисеев. Казалось, только что пережитая смертельная опасность могла надломить людей, ввести в состояние депрессии. Ничуть не бывало. Подшучивают друг над другом как дети, вымазавшиеся сажей, забавно строят рожи, и не верится, что всего несколько минут назад они были на грани жизни и смерти.

В.С.Елисеев в кабине вертолёта.

Усталый, но довольный возвращается с полётов Владимир Елисеев. Кто знает, о чём он в эти минуты думает: о самолётах, сыновьях или друзьях, с которыми назначена встреча. Наверное, обо всём сразу...

Около 2500 полётов совершил Гвардии полковник В. С. Елисеев при испытании новейших образцов техники. Много самолётов и вертолётов, различных по своему назначению и устройству, подчинялись опытной руке пилота. 7 спасённых во время испытаний машин. Такова работа одного из рядовых "врачей" самолётов. А пациенты всё поступают на "хирургический стол", который зовётся небом. И неизвестно, кто больше рискует - "больной" или "врач"...

Родина по достоинству оценила этот большой и нелёгкий труд лётчика - испытателя Владимира Степановича Елисеева. Накануне Дня Воздушного Флота Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено высокое звание - "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

( Из книги И. В. Давыдова - "Дыхание бессмертия".   Издат. "Современник", 1979 год. )

Возврат

Н а з а д