Главная | Источники | 

HSU

Егоров Алексей Александрович

А.А.Егоров

Алексей Егоров родился 28 Мая 1918 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 8 классов и школу ФЗУ при заводе "Динамо"  ( ныне СПТУ № 13 ). Работал слесарем на автомобильном заводе. С 1939 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1942 года.

Свои первые боевые вылеты сержант Егоров совершил на "Харрикейне" в составе 438-го истребительного авиационного полка  ( впоследствии ставшего 212-м Гвардейским )  на Сталинградском направлении.

Весной 1943 года полк перевооружился на самолёты Як-7Б и в составе Северо - Западного фронта вновь принял участие в боях. В Марте А. Егоров уничтожил пикировщик Ju-87, а в Мае и сам был сбит на взлёте "охотниками", покидая машину, ударился об антенну, но у самой земли сумел раскрыть парашют. Летом участвовал в сражении на Курской дуге, где одержал ещё 8 побед.

В конце Июля 1943 года полк вновь был перевооружён - теперь уже на Р-39 "Аэрокобра". На этой машине Егоров прикрывал войска, форсировавшие Днепр, участвовал в освобождении Кривого Гора и Кировограда. Весной и летом 1944 года участвовал в Ясско - Кишиневской наступательной операции. Позднее полк был переведён на 1-й Украинский фронт, где участвовал в Львовско - Сандомирской операции, наступлении на Германию над территорией Польши.

Командир эскадрильи, а позднее штурман 212-го ГвИАП, А. А. Егоров был не только классным воздушным бойцом, но и педагогом, наставником. "Целишься в точку, а смотреть должен за всем небом", - любил говорить он молодым лётчикам.

К Маю 1945 года штурман 212-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан А. А. Егоров совершил 271 успешный боевой вылет, в 66 воздушных боях сбил лично 25 и в составе группы 6 самолётов противника. В боях был дважды сбит, ранен, падал с прожжённым парашютом, в одиночку принимал бои с группами неприятельских самолётов, штурмовал ощетинившиеся десятками трасс зенитные батареи, капотировал на изрытом воронками аэродроме и совершал посадку при нулевой видимости.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Гвардии капитан А. А. Егоров был удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны Алексей Александрович продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Гвардии подполковник А. А. Егоров командовал истребительным авиационным полком. Погиб при аварии самолёта 25 Сентября 1951 года. Похоронен Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. А. Егорова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.10.1943 г.1  FW-190вост. Широкое"Харрикейн", Як-7,
"Аэрокобра".
201.11.1943 г.2  Ju-87  ( в группе - 2 / 4 )юж. Заря
328.11.1943 г.1  Не-111Косовка
426.03.1944 г.1  Ju-87сев. Стырка
513.04.1944 г.1  FW-189зап. Могачешти
615.04.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Тыргу Фрумос
718.04.1944 г.1  Hs-129зап. Шаржки
81  Ме-109юго - зап. Чимешти
922.05.1944 г.1  FW-190юж. Оборочени
1030.05.1944 г.1  Ме-109сев. - вост. Яссы
111  FW-190вост. Ароняну
1201.06.1944 г.1  Ме-109юго - зап. Скулени
1303.06.1944 г.1  FW-190сев. - вост. Капоу
141  Ju-87сев. Коджяска Ноуэ
151  Ju-87зап. Гэтеруи
161  Ju-87сев. Кокутени
1707.08.1944 г.1  Hs-129зап. Хмелюв
1808.08.1944 г.1  FW-190зап. Стахув
1911.08.1944 г.1  FW-190юж. Пжехница
201  FW-190Пжехница
2112.08.1944 г.1  FW-190Ракув
2209.02.1945 г.1  FW-190Седлец  ( в составе 129-го ГвИАП )
231  FW-190зап. Хайнерсдорф  ( в составе 129-го ГвИАП )
2422.03.1945 г.1  Ме-109сев. - зап. аэр. Швейдниц
2501.04.1945 г.1  Ме-109зап. окр. Бреслау
2626.04.1945 г.1  Ме-109юго - зап. окр. Берлин

      Всего сбитых самолётов - 25 + 6  [ 25 + 2 ];  боевых вылетов - 271;  воздушных боёв - 66.

*     *     *

Прикрытие переправы.

А.А.Егоров

26 Апреля 1945 года наш полк выполнял боевую задачу по прикрытию переправы в районе Потсдама. В этом районе лётный состав редко встречал самолёты противника. Ясная безоблачная погода не позволила разбитой немецкой авиации безнаказанно появляться над полем боя; она выжидала худшие метеоусловия, чтобы подойти к цели незамеченной.

День подходил к концу. С приближением захода солнца погода начала портиться. Появилась редкая дымка, смешанная с гарью, тянувшейся с линии фронта. Ожидая последний вылет, лётный состав оживлённо беседует на командном пункте.

Получено разрешение на вылет. Группе в составе 8 самолётов "Аэрокобра" поставлена задача прикрыть переправу в районе Потсдам; вести эту группу было поручено мне. В состав группы входили лётчики эскадрильи Гвардии старшего лейтенанта Шаруева. Все лётчики имели на своём счету несколько сбитых самолётов противника и десятки проведённых воздушных боёв.

Взлетев, группа приняла следующий боевой порядок ударная группа, которую вёл я, летела по фронту с интервалом 100 - 130 метров. Прикрывающая группа, которую вёл Гвардии старший лейтенант Шаруев, шла выше ударной на 300 - 500 метров и немного правее её.

По мере приближения к цели видимость начала ухудшаться. Самолёты сомкнули строй, чтобы не потерять друг друга. Принимаю решение набрать большую высоту в надежде, что дымка сверху будет просматриваться. На высоте 1000 - 1200 метров дымка кончается, а с высоты 1500 - 1700 метров она хорошо просматривается.

Иду к цели на высоте 1700 метров. Ударная группа идёт расчленённым боевым порядком по фронту, внимательно всматриваясь в дымку. Прикрывающая группа идёт на 800 - 1000 метров выше ударной и наблюдает за воздухом.

Перед прикрывающей группой стояла задача обеспечить свободный поиск ударной группе, а при появлении самолётов противника связать истребителей боем. При подходе к цели на горизонте замечаю небольшую группу самолётов противника, приблизительно на высоте, прикрывающей группу. Судя по малочисленности группы и большой высоте полёта, заключаю, что это идёт группа истребителей. Раз появились истребители, надо ждать бомбардировщиков.

Заметив, что наша группа идёт на сближение, немцы начинают делать полукруг, чтобы подойти к моей четвёрке сзади и нанести ей удар. Маневр противника показал мне, что над целью должны появиться бомбардировщики, а в задачу этих истребителей, вероятно, входит отвлечение нашего внимания от цели. Передаю Шаруеву, чтобы он не допускал истребителей к моей группе, а при появлении бомбардировщиков дал мне возможность спокойно драться с ними. В этот момент моя четвёрка шла развернутым фронтом на северо - запад на высоте 1500 - 2000 метров. Лётчики внимательно всматривались в дымку, но самолётов противника не замечали. Со станции наведения предупредили, что в воздухе самолёты противника, но их не видно. Только что я хотел развернуть четвёрку на 180°, как впереди и слева увидел 10 - 12 "Фоккеров" с бомбами, выскочивших из дымки почти в лоб второй моей паре.

Медлить было некогда. Приказываю ведущему пары Гвардии старшему лейтенанту Сопину немедленно атаковать противника. Сопин с маленьким поворотом влево переходит в атаку. Я тем временем занимаю удобное положение для атаки.

Встреча с нами, очевидно, была неожиданной для немцев. Они растерялись, их боевой порядок сменился. Сопин мастерски воспользовался этим замешательством и с первой атаки меткой очередью сбил один FW-190, который резко откололся от группы и пошёл к земле, оставляя после себя чёрный хвост дыма. Тем временем я уже имел возможность атаковать. Выбрав себе цель, я пикирую, и через мгновение объятый пламенем FW-190, кувыркаясь, начал падать вниз. Видя плохой исход боя, немцы быстро и беспорядочно сбросили бомбы куда попало и, рассыпавшись в разные стороны, покинули поле боя.

Дальнейшее преследование самолётов противника в дымке было нецелесообразно, вывожу группу из дымки и вижу, что группа Шаруева ведёт бой с "Мессершмитами". Быстро набираю высоту, чтобы помочь Шаруеву. После нескольких удачно проведёных маневров Шаруеву удалось сбить один Ме-109, который, оставляя за собой яркий след пламени, быстро упал на землю. Остальные "Мессершмиты", видя гибель своего самолёта, переворотами ушли в дымку.

Бой был успешно закончен. Группа приняла прежний боевой порядок и продолжала прикрывать войска до положенного по графику времени. Таким образом, не помогла немцам и плохая видимость. Им не удалось отбомбить переправу. Потеряв 3 самолёта, они вынуждены были покинуть поле боя. Моя группа, не потеряв ни одного самолёта, вернулась на свой аэродром.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )


Возврат

Н а з а д