Главная | Источники | 

HSU

Дзюба Иван Михайлович

И.М.Дзюба.

Родился 1 Мая 1918 года в селе Огульцы, ныне Валковского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем на Харьковском паравозоремонтном заводе. С 1938 года в рядах Красной Армии. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года Лейтенант И. М. Дзюба на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 12-го ИАП  ( 89-го Гвардейского ИАП ).

К Февралю 1942 года командир эскадрильи 12-го истребительного авиационного полка  ( 57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт )  Майор И. М. Дзюба совершил 234 боевых вылета. Проведя 13 воздушных боёв, сбил 6 самолётов противника лично и 3 - в группе с товарищами.

21 Июля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С Января по Май 1943 года временно исполнял обязанности командира 1-го Гвардейского ИАП.

Всего выполнил 238 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил 11 самолётов противника лично и 3 - в группе.

С Сентября 1943 года - на испытательской работе в НИИ ВВС. Провёл госиспытания ЛаГГ-3 дублёра с ВК-105ПФ ( 1944 год ), Ла-9В, Ла-9М, "152"  ( 1947 год ), Ла-9РД  ( 1947 - 1948 годы ), Як-11  ( 1948 год ), Ил-40  ( 1954 год ). Освоил 117 типов и модификаций самолётов.

С 1972 года Полковник И. М. Дзюба - в отставке. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Освоил 117 типов и модификаций самолётов. С 1974 года работал в Главном штабе ВВС. Умер 12 Октября 1995 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Иван Михайлович Дзюба начал службу в рядах Красной Армии с 1937 года. В Великую Отечественную войну И. М. Дзюбе пришлось сражаться с врагом на разных фронтах: под Москвой, на Калининском, Северо - Западном, Волховском, Сталинградском, Степном и других. В годы войны Иван Михайлович прошёл боевой путь от командира авиационного звена до инспектора корпуса по технике пилотирования.

Уже в первых боях И. М. Дзюба проявил себя отважным бойцом и умелым командиром. Только за период с Августа 1941 года по Январь 1942 года эскадрилья 12-го истребительного авиационного полка, которой командовал Майор И. М. Дзюба, произвела 817 боевых вылетов. Его лётчики провели тогда 104 воздушных боя и сбили 15 самолётов противника. Сам командир вылетал по 6 - 7 раз в день и за короткое время провёл 13 воздушных боёв, воодушевляя личным примером своих боевых товарищей.

В Сентябре 1941 года И. М. Дзюба сбил 3 вражеских самолёта, причём 2 из них - в один день.

То были очень тяжёлые для нашей Родины дни. Немецкие войска рвались к Москве. Нужно было во что бы то ни стало остановить их, чтобы затем погнать прочь.

Однажды Майор И. М. Дзюба повёл группу самолётов штурмовать наземные войска противника. Вылетели под вечер, надеясь, что вражеские лётчики не появятся в такое время и будет легче выполнить боевое задание. Но неожиданно из облаков вынырнули 12 Ме-109. Завязался воздушный бой. И хотя силы были неравными, советские лётчики не дрогнули. Они слышали в шлемофонах волевой голос своего командира, его приказ атаковать врага.

Вот командир эскадрильи прошил меткой пулемётной очередью одного из "Мессеров". Тот наклонился на крыло, перевернулся и, охваченный пламенем, пошёл к земле. Пример командира подбодрил лётчиков. Они ещё смелее атаковали фашистов и сбили 2 самолёта.

За первые сбитые вражеские самолёты Иван Михайлович Дзюба был награждён орденом Красного Знамени. А вскоре на его счету уже было 6 лично сбитых боевых машин противника.

И.М.Дзюба.

Когда шли бои под Старой Руссой, наши пехотинцы видели, как советский истребитель, который вёл за собой группу самолётов, атаковал и сбил одного "Хейнкеля", а в другой раз - "Юнкерса". Как узнали позже пехотинцы, воздушное патрулирование над их боевыми порядками в те дни несла эскадрилья Ивана Дзюбы.

За мужество и отвагу, проявленные в боях против немецко - фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 Июля 1942 года присвоил Майору Дзюбе Ивану Михайловичу звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 601 ).

Родина ещё не раз отмечала ратные заслуги бесстрашного лётчика. На его груди появились вовые боевые награды - второй орден Красного Знамени, ордена Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.

К Сентябрю 1943 года Иван Михайлович Дзюба совершил 238 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, 11 самолётов сбил лично и 3 - в группе.

Подмосковье, Старая Русса, Сталинград, Волхов - это те горячие точки, через которые пролегал его боевой путь. Затем он был переведён на лётно - испытательскую работу в НИИ ВВС.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора И. М. Дзюбы:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.08.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )БоровскЯк-1, Як-7.
218.08.1941 г.1  Не-111Можайск
301.11.1941 г.1  Hs-126р-н Чудово
415.12.1941 г.1  Ме-109р-н Чудово
515.01.1942 г.1  Ju-88Старая Русса
619.01.1942 г.1  Ju-87Крекша
708.05.1942 г.1  Ме-109Крым
824.08.1942 г.1  Ме-109Сталинград
925.08.1942 г.1  Ме-109Сталинград
1005.09.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Сталинград
111  Ме-109Гумрак
1204.12.1942 г.1  FW-189Томилино

      Всего сбитых самолётов - 11 + 3  [ 10 + 2 ];  боевых вылетов - 238;  воздушных боёв - 25.

...Шёл уже 3-й год войны, когда Иван Дзюба пришёл в НИИ ВВС. Поскольку Испытательный институт продолжал терять своих сотрудников - одних уносила война, другие погибали при испытаниях, - ему постоянно требовались опытные лётчики, инжененры и техники. Многолетняя служба Ивана Михайловича в НИИ ВВС показала, что командование не ошиблось, направив его на эту ответственную работу. Он получил назначение туда не только потому, что у него уже был некоторый опыт лётных испытаний - накануне войны вместе с Григорием Бахчиванджи он принял участие в войсковых испытаниях истребителя Як-1, но и потому, что тяжёлый и опасный труд испытателя, требующий от лётчика не только большого морального и физического напряжения, но и творческого горения, был Дзюбе по душе.

Уже в 1944 году он провёл несколько различных испытаний самолётов семейства Лавочкина, при этом выявил серьёзные недостатки Ла-7, имевших, в частности, недоброкачественно выполненные предкрылки, и дал ценные рекомендации по совершенствованию оборудования этой машины.

Иван Михайлович часто говорил, что смысл испытательской работы состоит в превращении самолёта - загадки в лучшего боевого друга. Но эти "превращения" давались Дзюбе нелегко. Один неприятный сюрприз следовал за другим. Однажды, например, в одном из полётов при испытании средств спасения на самолёте непроизвольно сорвалась подвижная часть фонаря кабины и ударила Дзюбу по голове. Лётчик потерял сознание. Когда очнулся, машина стремительно пикировала, земля неумолимо приближалась. Собрав все силы, превозмогая боль, лётчик вывел самолёт в горизонтальный полёт, а затем произвёл благополучную посадку. Вскоре после выяснения дефекта на системе сброса фонаря были проведены соответствющие доработки. В результате "строптивая" была укрощена.

В 1946 году в Москве в честь 29-й годовщины Октябрьской революции состоялся первый воздушный парад на реактивной технике. Подполковник И. М. Дзюба вместе с товарищами демонстрировал перед всем народом мощь нашей авиации, за что вместе с остальными участниками парада был награждён орденом Красного Знамени.

Вскоре Дзюба поднял в воздух опытный всепогодный двухместный реактивный истребитель - перехватчик. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров вдруг оборвалась согласующая тяга выпуска закрылков. По этой причине закрылок выпустился лишь с одной стороны, поэтому самолёт резко вошёл в крен, готовый перевернуться на "спину". Но Дзюба среагировал мгновенно. Он сразу же убрал закрылок, выровнял машину и завел её на посадку.

Прошло всего лишь несколько дней, и Ивана Михайловича вновь постигла неудача. На самолёте - лаборатории УТИ МиГ-15 в момент катапультирования из второй кабины парашютиста - испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила Дзюбу. Но постепенно он пришёл в себя и, собрав всю свою волю, привёл раненый "МиГ" на аэродром.

И.М.Дзюба

Военная авиация стала калыбелью и космонавтики. В 1959 году по решению ЦК КПСС начался отбор, из числа лётчиков истребительной авиации, в первый отряд космонавтов ( всего 20 человек ), а 11 Января 1960 года было принято решение о формированиии Центра подготовки космонавтов. Для занятий с будущими космонавтами по лётной и парашютной подготовке, в числе других известных пилотов, был подключён и Иван Михайлович Дзюба.

Харьковчане гордятся своим земляком, который и в мирное время не жалел сил для родной Отчизны, верно служил ей.

С 1972 года Полковник И. М. Дзюба - в отставке. С 1974 года работал в Главном штабе ВВС. Жил на станции Чкаловская  ( ныне посёлок Чкаловский в черте города Щёлково )  Московской области. Скончался 12 Октября 1995 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.

Его именем назван проспект в Харькове. В посёлке Чкаловский   ( улица Ленина, лом 7 )  на доме, в котором в 1957 - 1995 годах жил Герой, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Памятник на могиле И.М.Дзюбы.             Мемориальная доска


Крылья крепнут в полёте.

Возврат

Н а з а д