Главная | Источники | 

HSU

Дунаев Николай Пантелеевич

Н.П.Дунаев

Родился 5 Мая 1918 года в деревне Колено, ныне село Елань - Колено Новохоперского района Воронежской области. Окончил 9 классов. Учился в Борисоглебскомм аэроклубе, работал инструктором районо по начальным школам. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году получил направление в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую успешно окончил.

С Ноября 1941 года Младший лейтенант Н. П. Дунаев на фронтах Великой Отечественной войны. До Марта 1942 года сражался в 66-м ИАП. Участвовал в воздушных боях на Юго - Западном фронте. С Марта по Июнь 1942 года - в 162-м ИАП. С Июня 1942 года по Май 1943 года - в 516-м ИАП. С Мая 1943 года по Июнь 1944 года - в 270-м ИАП  ( 152-м ГвИАП ). С Июля 1944 года по Май 1945 года - в 156-м ГвИАП.

Сражался под Воронежем и Сталинградом, на Курской дуге и под Харьковом, над Днепром и в Молдавии, свой последний воздушный бой провёл над Берлином.

К числу самых памятных схваток относится бой на Курской дуге 13 Июля 1943 года, когда, сбив бомбардировщик Ju-88, Н. Дунаев был атакован истребителем Ме-109. В долгом, изматывающем поединке ему удалось зажечь неприятельскую машину длинной очередью, но после боя техники насчитали на его "Яке" десятки пробоин.

К концу Августа 1943 года командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка ( 203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт )  Капитан Н. П. Дунаев совершил 337 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника и 7 в составе группы.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 592 успешных боевых вылета, в 65 воздушных боях лично сбил 25 и в группе с товарищами 9 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы в Липецке. Летал на реактивных самолётах. В 1960 году демобилизовался в звании Полковника. Работал инспектором Министерства гражданской авиации. Последние годы жил в Москве. Работал начальником крупной автобазы.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Декабрь 1941 года. Под нажимом советских войск фашисты откатываются от Москвы. Истребительный авиационный полк, в котором тогда служил Николай Дунаев, перебазировался на новый аэродром - небольшую полевую площадку, каких в Подмосковье немало. Сразу получили приказ: перекрасить истребители в белый цвет. Лётчики и техники приступили к работе.

В эскадрилье Николая Дунаева успели выкрасить только по одному крылу на каждой машине, когда в небо взвилась ракета. Лётчики бросились по кабинам. Взлёт, быстрый сбор группы. В боевом порядке эскадрилья устремилась на перехват противника. При подходе к линии фронта показались бомбардировщики, 2 девятки "Хейнкелей-111". Эскадрилья с ходу атаковала врага. Лоб в лоб. Звеньями, в плотном строю. Один бомбардировщик сразу же загорелся. Это привело в замешательство группу. Сбросив бомбы, фашисты начали разворот на запад. Некоторые попытались уйти снижением. Дунаев разделил эскадрилью на пары. Они настигали самолёты и уничтожали их поодиночке.

Несколько "Хейнкелей" не вернулось в тот день на свою базу, а немецкая печать сообщила, будто бы у русских появились новые скоростные истребители с одним белым крылом. У страха глаза велики: в течение нескольких дней немецкие лётчики избегали воздушных боёв с "Яками" необычной раскраски. Узнав об этом, командир дивизии генерал Баранчук приказал: на всех самолётах соединения закрасить по одному крылу.

Поддерживая конников 1-го Гвардейского корпуса, действоваших в глубоком тылу врага, лётчики перелетели на прифронтовой, никем ещё необжитый аэродром. Даже землянок не было. Спали на снегу, у костра. Дождавшись утра, поднимались в небо, находили противника, вступали в бой.

Враг обнаружил аэродром и начал производить налёты. "Мессеры" подходили с солнечной стороны. Задросселировав моторы, снижались до 300 - 400 метров, бросали бомбы или, внезапно атаковав заходящего на посадку лётчика, уходили. Особенно назойливо и бесцеремонно действовала пара "охотников", очевидно, асов.

Дунаев получил приказ: подкараулить и сбить ведущего этой пары. Взлетели парой на рассвете. Набрали высоту 4000 метров, ждут. Проходят 5 минут, 10... Фашистов пока не видно. Но вот вдали показались 2 тёмные точки. Они... Прикрываясь солнцем, советские лётчики пошли в лобовую атаку. Ведущий фашист, обнаружив "Яки", с разворота бросил машину в пике. Дунаев предвидел этот маневр и, имея в запасе скорость, устремился в погоню. Фашисту не удалось оторваться, но он продолжал сближаться с землей, уклоняясь от трасс огня. Немец хитрил. Его Me-109, более лёгкий, чем Як-1 по весу, меньше терял высоты при выводе из пикирования. На это фашист к рассчитывал: увлекшись погоней, советский лётчик неминуемо столкнётся с землёй. Но Дунаев вовремя разгадал замысел врага. При выводе из пике "Мессер" попал под огонь пушек "Яка" и свалился в 3-х километрах от аэродрома. На френче фашистского пилота было несколько Железных крестов.

Як-1.

Истребитель Як-1.  На такой машине одерживал свои победы Н. П. Дунаев.

Идут непрерывные схватки как на земле, так и в воздухе. Враг пытается бомбить наши войска. Возвращаясь с патрульного полёта, 8 истребителей во главе с Дунаевым встретили огромную - около 100 - группу фашистских бомбардировщиков. По сигналу командира лётчики врезались в строй головной группы, заставили её повернуть. Затем атаковали вторую, третью... Враг не выдержал, потеряв 5 машин, развернулся на запад.

Воевать не числом, а умением стало законом эскадрильи Дунаева. Сам командир, отважный воздушный боец, волевой и находчивый, был примером для лётчиков, у него учились, ему подражали.

17 Декабря 1941 года группа Дунаева вылетела на перехват вражеских бомбардировщиков. "Юнкерсы" шли в колонне девяток. 36 бомбовозов. Сзади - истребители, 12 Ме-109. Всего 48 машин. А наших всего 7. Почти 7-кратное численное превосходство. Казалось, эту силу ничто не может свернуть. А свернуть было необходимо, и любой ценой: враг шёл на Москву.

Дунаев оценил обстановку и опытном взглядом бойца сразу увидел пробел в обороне фашистов. Истребители шли сзади последней, 4-й по счёту девятки, на значительном удалении и в данный момент могли прикрыть только её одну. Но через минуту обстановка могла измениться в корне, стоило только хотя бы звену истребителей выйти вперёд, на уровень 2-й или 3-й девятки. Упустить этот момент - проиграть бой.

Не теряя драгоценного времени, подал команду:

- Атакуем головную группу !

Командир был уверен в своих пилотах, в их мастерстве, отваге, готовности постоять друг за друга. И они атаковали всей группой, в плотном монолитном строю. Схватка длилась недолго. Потеряв 7 самолётов, враг повернул обратно. Отважная семёрка без потерь вернулась домой.

Не следующий день 6 "Яков" под командованием Николая Дунаева встретили 30 бомбардировщиков в сопровождении 18 истребителей. На этот раз, 8-кратное превосходство !   Это не смутило ни командира группы, ни его боевых товарищей. Они уже знали, как надо драться с численно превосходящим врагом. Дунаев атаковал флагманский "Юнкерс", зажёг его. Вспыхнувшая в строю машина ведущего - зрелище не из приятных для его ведомых. И лётчики первой девятки, поспешно освобождаясь от бомб, бросились в разные стороны. Ещё атака, и ряды фашистов расстроились окончательно...

"Отличный воздушный боец, техника пилотирования отличная. Всегда первый отыскивает противника и навязывает ому свою волю. Хорошо знает тактику врага и умело противопоставляет ей свою, действует решительно, отважно, хладнокровно".

Так оценивается боевая работа офицера Дунаева в аттестациях военного времени. В одной из них, как в зеркале, отражён боевой рост истребителя, его тактическое совершенствование. В первые дни войны он обычно дрался с фашистами один на один. К концу 1941 года вступал в бой с 2-мя сразу, через месяц отважился выступить против 5-ти. Позже ему доводилось одному драться против 6 и даже 8 вражеских истребителей !

Зрелый, тактически грамотный командир, он оставался спокойным в сложнейшей ситуации воздушного боя, умел правильно оценить обстановку, найти наиболее уязвимое для противника место удара, наносил его точно, неотразимо, парализуя способность к сопротивлению. Он навязывал врагу свою волю и побеждал, как правило, малыми силами, умно и смело руководя боем своих истребителей.

Исключительно удачную по мастерству и дерзости операцию провёл Дунаев 19 Декабря 1941 года в районе Дорохово, под Москвой. Барражируя во главе 4 "Яков", Дунаев обнаружил вражеский аэродром и тут же принял решение атаковать. Истребители сделали 3 захода, подожгли несколько самолётов, склад с горючим. После этого вступили в бой с 8 Ме-109 и 3 сбили. Полёт продолжался всего полчаса, а урон противнику нанесен был немалый. И что очень важно, звено возвратилось домой в полном составе.

А через 3 дня, прикрывая войска во главе своей эскадрильи, Дунаев снова встретил большую группу вражеских самолётов - около 30 "Юнкерсов" в сопровождении 6 истребителей. Ему "везло" на встречи с большими группами.

Как и в тот день, 17 Декабря, воспользовавшись неудачным построением боевого порядка противника, Дунаев, не распыляя сил, немедленно, всей группой атаковал бомбовозы. Сам ударил ведущего, поджёг его. Спустя 2 - 3 минуты а землю врезались ещё 2 "Юнкерса". Их сбили ведомые. Потом схватились с подоспевшими "Мессерами", но боя не получилось. Увидев, что подопечные беспорядочно сбросили бомбы и развернулись, немецкие истребители ушли вслед за ними.

В тот же день произошла ещё одна схватка. Но в этот раз эскадрилья встретила уже с 2 девятки "Юнкерсов", прикрываемых 6 Ме-109. Пара завязала бой с "Мессерами", остальные во главе с командиром атаковали бомбардировщиков. Дунаев снова сбивает флагмана. Он уже знает, что гибель фашистского вожака, как правило, приводит к расстройству боевого порядка, потере огневого взаимодействия в группе. Ещё атака, и в землю врезаются 2 машины. Их сбили ведомые командира. Не дойдя до цели, экипажи "Юнкерсов" сбросили бомбы, повернули вспять.

И такие дни - не редкость...

Боевая история эскадрильи Дунаева изобилует примерами героизма, проявленного лётчиками при выполнении боевых заданий. В документах и воспоминаниях фронтовиков - однополчан чаще других рядом с именем командира упоминаются имена его боевых товарищей: Фирсова, Страхова, Бирюкова, Леонова. Это они вместе со всем советским народом отстояли честь, свободу и независимость Родины, прославили своими боевыми делами силу оружия, созданного гением советского человека. Почти ежедневно на протяжении долгих и суровых лет они поднимались в грозное небо войны, навстречу врагу, а впереди всегда шёл Дунаев, их командир.

Н.П.Дунаев с товарищами.

Группа лётчиков - асов  ( слева направо ): Н. П. Дунаев, С. А. Карнач и Н. В. Буряк.

После боёв под Москвой Николай Пантелеевич Дунаев сражался над Курским выступом. Сбив к тому времени 13 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами, был представлен к высшей степени отличия.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Упорно, в непрерывных боях продвигался потом на запад и последний воздушный бой провёл 30 Апреля 1945 года в дымном небе Берлина, сбросив на землю 25-й по личному счёту вражеский самолёт. А всего лично и в группе с товарищами уничтожил 34 самолёта.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные и 8 групповых побед лётчика. ]

Н.П.Дунаев

После Великой Отечественной, продолжая службу в Военно - Воздушных Силах, Н. П. Дунаев был заместителем командира полка. В 1947 году стал работать в системе ДОСААФ - начальником лётной части краевого Краснодарского аэроклуба. За 2 года при его активном участии аэроклуб выпустил сотни лётчиков, парашютистов и планеристов.

В конце 1949 года Н. П. Дунаев снова попросился в Военно - Воздушные Силы: потянула к себе реактивная авиация. Летал сначала на истребителях, потом на бомбардировщиках. Служил в Прибалтике, на Сахалине, Камчатке. Командовал полком.

В 1960 году Гвардии полковник Н. П. Дунаев ушёл в запас. С лётной работой расстался, с авиацией вообще - не мог. Слишком много ей было отдано - все годы сознательной жизни. Бывший военный лётчик стал работать в Гражданской авиации.

Любовь свою к небу и самолётам, он передал сыновьям, Виктору и Геннадию. И их увлекли крылатые машины. Конкурс в Сасовское училище Гражданской авиации был огромным - 25 человек на место. Поступить нелегко, но отец твёрдо сказал старшему сыну:

- На меня не надейся, пробивай дорогу самостоятельно.

Так же сказал и младшему. На опыте своём убедился: небу нужны трудолюбивые, волевые, непреклонные в своём стремлении люди. Оба сына поступили в училище. Отец навестил своих сыновей. Походил по учебным классам, был на полётах, говорил с командирами Виктора и Геннадия. Уехал спокойный, удовлетворённый. Хорошо сыновья летают, твёрдо идут по пути своего отца.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. П. Дунаева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.12.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )ОгибаловоЯк-1.
203.02.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )зап. Алексеевское
304.02.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Круглики
405.02.1942 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )юго - вост. Вязьма
503.03.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )сев. ст. Семлево
623.03.1942 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )сев. ст. Добужа
704.08.1942 г.1  Ju-88Петровское
806.07.1943 г.1  Ме-109Бутово - Быковка
91  Ме-109Шопино
1008.07.1943 г.1  FW-190зап. Прохоровка
1109.07.1943 г.1  Ме-109Терновка
1223.07.1943 г.1  Hs-123Андреевские
1303.08.1943 г.1  Ме-109Гонки
1406.08.1943 г.1  Ме-109Андреевка
1510.08.1943 г.1  Ме-109Драгунское
1619.08.1943 г.1  FW-190Старый Люботин
1722.10.1943 г.1  Ме-109Марьяновка
1828.10.1943 г.1  Ju-87Кировоград
1914.11.1943 г.1  Ju-87Александровка
2015.01.1944 г.1  FW-190вост. Большая Виска
2102.05.1944 г.1  Ме-109Опелени
221  FW-190Опелени
2331.05.1944 г.1  FW-190Вултуру - Редиу-Алдей
241  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Вултуру - Редиу-Алдей
2503.06.1944 г.1  Ju-87Захорна
2605.06.1944 г.1  Ме-109Хорлешти

      Всего сбитых самолётов - 22 + 8  [ 19 + 7 ];  боевых вылетов - 592;  воздушных боёв - 65.


Возврат

Н а з а д