Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Дрыгин Василий Михайлович

Дрыгин Василий Михайлович

Родился 8 марта 1921 года в селе Чечелиевка, ныне Петровского района Кировоградской области Украины, в крестьянской семье. Окончив 7 классов и Днепропетровский индустриальный техникум, работал на металлургическом заводе в городе Днепродзержинске Днепропетровской области Украины. Окончил аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С июля 1941 года младший лейтенант В. М. Дрыгин в действующей армии. Служил в составе 298-го ИАП  ( позднее преобразован в 104-й Гвардейский ИАП ).

К маю 1943 года старший лётчик 298-го истребительного авиационного полка  ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  капитан В. М. Дрыгин совершил 261 боевой вылет. Проведя 40 воздушных боёв, лично сбил 12 самолётов противника и 5 - в группе с товарищами.

20 апреля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 320 успешных боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 17 самолётов лично и 8 - в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1946 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. С 1962 года Гвардии полковник В. М. Дрыгин - в запасе, а затем в отставке.

Живёт в Ростове-на-Дону. В 1968 году окончил Ростовский институт народного хозяйства. До ухода на заслуженный отдых работал диспетчером Ростовского авиационного предприятия.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

В обращении Военного совета фронта к красноармейцам и командирам, опубликованном во фронтовой газете 17 ноября 1941 года, говорилось: "Бейте врага, его можно бить, бейте, как бьют его лётчики Зотов, Дрыгин, Румм" !

Родился Василий Дрыгин 8 марта 1921 года в селе Чечелиевка Петровского района Кировоградской области. После смерти родителей в 1933 году он 5 лет воспитывался в детском доме в Днепродзержинске. Окончив 7 классов школы и Днепропетровский индустриальный техникум, работал на металлургическом заводе. В августе 1938 года поступил в аэроклуб. В начале 1940 года Василия Дрыгина приняли в Качинскую военную авиационную школу пилотов.

20 июня 1941 года он сдал госэкзамены и ждал присвоения командирского звания. На 3-й день войны 60 молодых пилотов отправили в город Вознесенск Одесского военного округа, где с мая формировался 298-й истребительный авиационный полк, в котором Василию Дрыгину предстояло пройти всю войну.

В августе 1941 года немцы подходили к Вознесенску. Молодые лётчики летали на прикрытие железнодорожного моста через реку Южный Буг. Так начались военные будни Василия Дрыгина.

3 ноября 1941 года звено И-16 во главе с командиром полка М. Н. Ткаченко вылетело на сопровождение звена Су-2 для удара по скоплению фашистов в районе Весёлого. Там Василием Дрыгиным был сбит первый самолёт. Его жертвой стал истребитель Ме-109F. Вот как описывает этот бой Главный маршал авиации К. А. Вершинин в своей книге "Четвёртая воздушная":

"На подходе к цели наши лётчики были атакованы четвёркой вражеских истребителей. В завязавшемся бою ведомый В. М. Дрыгин заметил, что ведущий группы в опасности. Фашист зашёл ему в хвост и собрался открыть огонь с предельно малой дистанции. Не раздумывая, Дрыгин бросился наперерез и сумел опередить удар гитлеровцев. Его очередь хлестнула по кабине Хе-113  [ Под "Хе-113", очевидно, имеется в виду немецкий истребитель Me-109F. ]  и тот, свалившись на крыло, понёсся к земле. Потеряв ведущего, фашисты не решились продолжать бой. Наш разведчик, надёжно прикрываемый испытанными "ишаками", успешно выполнил задание".

В это время немецкие части довольно успешно продвигались на Ростов своим правым флангом. Противнику противостояла в обороне советская артиллерийская группа, действия которой обеспечивали истребители. Разгром танковых и механизированных колонн немцев на пути к Ростову имел важное значение для дальнейших боевых действий наземных войск. Ещё более мощный удар был нанесён по немецкой группировке танковых и механизированных частей 16 ноября в селе Дьяково. Тем самым фактически была выиграна операция по освобождению Ростова-на-Дону. За успешные боевые действия по уничтожению крупного аэродрома противника в Краматорске В. Н. Дрыгин был награждён орденом Красного Знамени.

В конце 1942 года 298-й авиаполк был отведён в тыл на доукомплектование и переучивание на новые американские самолёты "Аэрокобры".

В феврале 1943 года авиаполк вылетел на Северо - Кавказский фронт, где вошёл в состав 4-й Воздушной армии. С 17 по 24 апреля не прекращались воздушные бои над Новороссийском. В архиве Министерства обороны отмечено, что "в Новороссийской операции отличился лётчик истребительного 298-го авиаполка В. М. Дрыгин".

В.М.Дрыгин после очередного вылета.

20 апреля 1943 года в воздушном бою над "Голубой линией" сбил 2 вражеских бомбардировщика, но и сам был сбит. Покинув горящий самолёт, приземлился на парашюте в расположение советских войск...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Дрыгину Василию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 997 ).

P-39L-1 В.М.Дрыгина. 1943 год.

За годы военного лихолетья отважный лётчик - истребитель совершил 320 успешных боевых вылетов, сбил 17 самолётов противника лично и 8 - в составе группы.

В.М.Дрыгин.

В одном из воздушных боёв за освобождение Ростовской земли и Донбасса от немецко - фашистских захватчиков Гвардии майор В. М. Дрыгин был сбит. Его отправили в специализированный госпиталь. На фронт он уже не вернулся.

После войны Василий Михайлович продолжал службу в ВВС. В 1946 году он окончил Военно - Воздушную академию, в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. С 1962 года полковник В. М. Дрыгин находится в запасе. В 1968 году он окончил Ростовский институт народного хозяйства. В настоящее время живёт в Ростове-на-Дону по адресу: ул. Пушкинская, д. 176, кв. 126.

Накануне 60-летия Великой Победы 84-летний ветеран 4-й Воздушной армии участвовал в агитационном авиаперелёте по маршруту "Ростов-на-Дону - Ейск - Краснодар - Ростов-на-Дону".

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора В. М. Дрыгина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.11.1941 г.1  "Хе-113"сев. - зап. ГолубовскийИ-16, "Аэрокобра".
228.12.1941 г.1  Ме-109Михайловка
31  "Хе-113"  ( в паре - 1 / 2 )Орлово-Ивановка - Михайловка
428.02.1942 г.1  Ме-109Лоскутовка
502.03.1942 г.1  Ме-109сев. - вост. Яковлевка
619.03.1943 г.1  Ме-109Славянская
712.04.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. - вост. Тимашевская
816.04.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Сергеевский
917.04.1943 г.1  Hе-111Новороссийск
1018.04.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев. - вост. Мефодиевская
1120.04.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Новороссийск
1223.04.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Цемесская бухта
131  Ме-109Цемесская бухта
1429.04.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Гастогаевский
1530.04.1943 г.1  Ju-87сев. - вост. Верхний Адагум
1603.05.1943 г.1  Ju-87Адагум
171  Ju-87Шептальский
1826.05.1943 г.1  Ju-88Гладковский - Красный
1928.05.1943 г.1  Ju-87Новый
2030.05.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Прикубанский
2102.06.1943 г.1  Ме-109сев. - вост. Крымская
221  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )вост. Плавненский
2326.08.1943 г.1  Ju-88юго - зап. Донецко - Амвросиевка
2427.08.1943 г.1  Ме-109юж. Кутейниково
2528.08.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юж. Амвросиевка

      Всего сбитых самолётов - 17 + 8;  боевых вылетов - около 300;   воздушных боёв - около 50.



Дополнительная информация о В. М. Дрыгине.

Статья на сайте "Аргументы и Факты".

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © fightersky.ru