Главная | Источники | 

HSU

Долина Мария Ивановна

Долина М.И.

Родилась 18 Декабря 1920 года в деревне Шаровка, ныне Полтавского района Омской области, в семье крестьянина. Окончила 8 классов средней школы села Михайловка  ( ныне посёлок Запорожской области ), затем экстерном среднюю школу в городе Днепропетровск. В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Работала лётчиком - инструктором Днепропетровского, затем Николаевского аэроклубов Осоавиахима. С 1941 года в Красной Армии.

Участница Великой Отечественной войны. С Июля 1941 года в действующей армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу. Воевала на Южном, Донском, Северо - Кавказском, Западном, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском фронтах.

К Январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка  ( 4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии капитан М. И. Долина совершила 63 боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 тонн бомб. В 6 воздушных боях сбила в группе 3 истребителя противника.

К концу войны совершила 72 успешных  ( зафиксированных фотосьёмкой )  боевых вылета. Во время Белорусской наступательной операции участвовала в боях за Витебск, Оршу и Борисов. 26 Июня 1944 года метким бомбовым ударом разрушила железнодорожное полотно на станции Орша, взорвала эшелон с боеприпасами. 28 Июня 1944 года бомбовыми ударами по скоплению противника в деревне Зембин помогла советским войскам форсировать Березину и освободить город Борисов.

18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

После войны продолжила службу в ВВС, была заместителем командира бомбардировочного авиационного полка. С 1950 года - в запасе. Жила в городе Шауляй, затем в Риге, где окончила партшколу. Работала в Рижском горкоме партии Латвии и в ЦК КП Латвии до 1975 года. Была членом правления Республиканского общества дружбы "СССР - Франция", Комитета защиты мира, с 1975 года - почётный член полка "Нормандия - Неман".

С 1983 года жила в Киеве. Её именем были названы бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области, пионерская дружина в Омской области и многие пионерские отряды средних школ. Автор статьи - "Прыжок из пламени"  ( в книге "В небе фронтовом" ). Умерла 3 Марта 2010 года.

Награждена орденами Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями.

*     *     *

Мария Долина родилась в деревне Шаровка, ныне Полтавского района Омской области, в семье крестьянина - переселенца из Украины. В 1932 году, из - за инвалидности отца ( он в войну лишился ноги ) семья Долиных переехала в Украину, в село Михайловку Запорожской области. В семье Долиных было 10 детей. Маша - старшая. По окончании 8 классов средней школы села Михайловка, Мария была вынуждена устроиться на работу. Паралельно с работой занималась в Михайловской планерной школе - филиале Мелитопольского аэроклуба, которую окончила с отличием. В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Для того чтобы поступить в неё, Долина прибавила к своему возрасту лишних 2 года ( с тех пор во всех официальных документах указывался 1920 год в качестве её года рождения ). Работала лётчиком - инструктором Днепропетровского, затем Николаевского аэроклубов Осоавиахима. Окончила экстерном среднюю школу в городе Днепропетровск.

В 1941 году добровольцем вступила в Красную Армию. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Воевала в составе 587-го ( позднее ставшего 125-м Гвардейским ) бомбардировочного авиационного полка. Летала на пикирующем бомбардировщике Пе-2 ( штурманом её экипажа была Галина Джунковская ). Первый боевой вылет совершила под Сталинградом. Затем воевала в небе Северного Кавказа, Кубани и Курска, участвовала в освобождении Белоруссии и Прибалтики.

2 Июня 1943 года экипажу Долиной была поставлена задача уничтожить цель близ станицы Крымская на Кубани. Ещё на подходе к цели осколок зенитного снаряда угодил в левый мотор самолёта. "Пешка" Долиной не поспевала за остальными. Успешно отбомбив, экипаж на обратном пути оказался без истребительного прикрытия и был атакован группой из 2 немецких истребителей FW-190 и 4 Me-109. Экипажу Долиной удалось подбить один FW-190 и один Me-109. Но и советский самолёт начал гореть.

Пока летели над вражеской территорией, экипаж не мог покинуть горящий самолёт. Спасло то, что штурман Галина Джунковская надела на Марию Долину очки, благодаря этому у лётчицы от огня уцелели глаза. Долина сумела чудом посадить машину в 2-х километрах от линии фронта. Из горящего Пе-2 лётчиц вытащил, будучи раненым, стрелок - радист Иван Соленов. Едва успели отбежать, как самолёт через несколько мгновений взорвался...

*   *   *

В 1944 году борисовская газета "За коммунизм !" сообщила своим читателям о том, что над городом пролетели наши самолёты, и с одного из них был сброшен вымпел с надписью: "Передать горкому ВКП(б).   Боевой привет гражданам Борисова от лётчиков - борисовцев !   М. Долин".

Вместе с вымпелом было сброшено и письмо:

"Дорогие граждане Борисова !

Сегодня, 18 Июля 1944 года, над вашим городом пролетает авиационная часть, которой за участие в освобождении города Борисова присвоено наименование "Борисовской".

Мы летим дальше на запад бомбить врага на его территории.

Призываем Вас, дорогие товарищи, быстрее восстанавливать свой город !"

В конце этого письма стояла та же самая подпись: М. Долин.

В том же номере газеты был напечатан и ответ местных железнодорожников, которые рассказывали о своих успехах по восстановлению станции.

Прошло 15 лет... Отмечая годовщину освобождения своего города, сотрудники газеты вспомнили о вымпеле и захотели узнать, кто же были те лётчики, которые в 1944 году послали борисовцам тёплый привет ?   Какая авиационная часть была удостоена имени их города ?   И наконец, кто такой М. Долин ?

Но как по прошествии стольких лет получить ответ на эти вопросы ?  И началась кропотливая работа...

Прежде всего были сопоставлены текст газетной информации с подлинным текстом на полотнище вымпела, который хранится в городском краеведческом музее. Выяснилось, что подпись на вымпеле не "М. Долин", а "М. Долина". Видимо, журналист, готовящий эту информацию к печати, усомнился в том, что "воздушное послание" написано женщиной. Редакция обратилась в Архив Министерства Обороны СССР с просьбой разыскать М. Долину в списках личного состава авиационных частей. Через некоторое время ими был получен следующий ответ:

"В наградных списках личного состава 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка имени Героя Советского Союза М. Расковой значится:

1. Гвардии Старший лейтенант Долина Мария Ивановна, заместитель командира авиационной эскадрильи, награждена орденом Красного Знамени 28 Июля 1944 года.

2. Гвардии Капитану Долиной Марии Ивановне, заместителю командира авиационной эскадрильи, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В копии наградного листа М. И. Долиной записано:

"28 Июня 1944 года тов. Долина производила бомбардирование живой силы и техники противника в районе Зембин, что северо - западнее города Борисова. Задание выполнено отлично. За точный бомбовой удар и успешное содействие наземным войскам при форсировании реки Березина и освобождение города Борисова приказом Верховного Главнокомандующего полку присвоено собственное наименование "Борисовский".

Сотрудники редакции заинтересовались дальнейшей судьбой отважной лётчицы и продолжили поиски. Наконец М. И. Долину нашли в Риге. При встрече, Мария Ивановна рассказала им следующее:

- Вымпел, сброшенный Вам, борисовцам, - это коллективное приветствие всего лётного состава второй эскадрильи 125-го Гвардейского авиаполка. Тогда эскадрильей временно командовала я, так как её командир, Гвардии Капитан Фомичёва Клавдия Яковлевна, была сбита в воздушном бою и находилась в госпитале. На другой день, после того как на дивизионном вечере в торжественной обстановке был зачитан приказ о присвоении нашему полку наименования "Борисовский", мы и написали жителям города письмо с призывом работать так же самоотверженно, как наши лётчицы воевали за освобождение этого города.

18 Июля 1944 года наш полк совершал перелёт из Каменки ( откуда мы летали на освобождение Борисова ) на аэродром Ситце - Вельск. Пролетая над Борисовом, я снизилась до 400 метров и штурман сбросила вымпел...

Из дальнейшего рассказа лётчицы, сотрудникам редакции удалось выяснить, что 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой в годы войны прошёл славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря.

Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско - Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша.

Пе-2 из состава 125-го ГвБАП.

Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. Всего же, за период Великой Отечественной войны, летчицами полка было совершено 1134 боевых вылета и сброшено на врага 980 тонн бомб. За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм полк награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени.

На традиционный в таких случаях вопрос: какой боевой вылет стал для лётчицы самым памятным, Мария Ивановна рассказала такую историю:

"2 Июня 1943 года мы получили приказ на выполнение очередного боевого задания. Взлетели звеньями, в воздухе собрались в девятку и пошли к аэродрому истребителей. Они быстро взлетели и заняли свои места, сопровождая нас к цели.

Облачность покрывала почти всё небо. Это мешало наблюдению. Приближение к цели мы заметили по возрастающей силе зенитного огня. Наконец, перед нами - сплошная огненная завеса. Снаряды рвутся то впереди, то по сторонам. Маневрировать в плотном строю очень трудно, поэтому мы увеличили интервалы между самолётами и по сигналам штурмана и стрелка - радиста, непрерывно следящих за воздухом, сновали вверх - вниз, вправо - влево, сбивая новодку пристреливающихся зенитчиков противника. Снаряды рвались так близко, что самолёт часто вздрагивал, а осколки горохом рассыпались по плоскостям...

Я вела в девятке левое звено. Перед самой целью мотор стал давать перебои. Машину резко потянуло в сторону. Мы начали отставать. Ведомые Тоня Скобликова и Маша Кириллова, заметив, что наш самолёт подбит, тоже снизили скорость, прикрывая нас.

До цели оставались считанные минуты. Зенитки били по - прежнему кучно, но для выполнения задания в эти кажущиеся вечностью минуты важно забыть о том, что вокруг бушует огонь, собрать вся силу воли и хладнокровно, чётко выдерживать заданную штурманом высоту, направление и скорость полёта.

Короткая команда - и бомбы сброшены. Облегчённый самолёт лёгким толчком подбрасывает кверху. Теперь вторая задача - сохранить экипаж и машину. Зенитки противника неожиданно затихают. И тут же радист докладывает о приближении "Мессеров". А прикрывающих нас истребителей нет - они завязали воздушный бой с первой группой "Мессеров" и скрылись в облаках.

Немцы прежде всего стараются нарушить наш строй, зная, что легче сбит одиночный самолёт. А мы, прижавшись крылом к крылу, прикрываем друг друга огнём пулемётов. Стрелки - радисты и штурманы отбивают одну атаку за другой. Бой идёт жаркий. Вот уже горит на моём самолёте мотор. Повреждён самолёт Тони Скобликовой, за ним тянется белая струя.

В разгаре боя кончаются патроны, пулемёт штурмана умолкает, я иду со снижением. Один "Мессер" нагнал нас и подошёл слева вплотную. Отчётливо видно лицо пилота. Он поднял руку и сначала показал один, потом два пальца. Я не поняла его. Только потом мне объяснили, что это был вопрос - "Как тебя сбить: за один заход или за два ?"

Тут же я ощутила удар по самолёту. Загорелся второй мотор. Снова атака. Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. К нашему удивлению, эффект получился неплохой. Противник был ошеломлён "новым огневым средством" и уже не решался больше к нам подходить вплотную. Ещё несколько выстрелов, и истребители противника отстали.

Мария Долина

...Внизу под нами течёт Кубань. Это линия фронта. Лишь бы её перетянуть. А самолёт, словно пылающий факел, - пламенем объяты оба мотора. Даю команду штурману и стрелку - радисту покинуть самолёт. Ваня Солёнов отвечает: "Тяни, командир, дотянем. А если погибать, то всем вместе !".

Самолёт быстро теряет высоту. Земля... Сели на фюзеляж. Но выйти со штурманом не можем - заклинило выходной люк. Выручает Ваня. Несмотря на ранение, он, собрав последние силы, отбивает люк. Едва мы успели отбежать на несколько десятков шагов, как самолёт взорвался - столб пламени и дыма взметнулся в небо.

Нас подобрали зенитчики и отвезли в станицу Славянскую, в медсанбат. Здесь мы встретились с экипажем Тони Скобликовой, которая, как выяснилось, произвела вынужденную посадку на одном из прифронтовых аэродромов".

Трудное воздушное сражение 9 бомбардировщиков с 8 немецкими истребителями окончилось победой. Не потеряв ни одного экипажа, девушки выполнили боевое задание и сбили 4 истребителя, потеряв лишь одну свою машину. Этот бой вошёл в историю Великой Отечественной войны как образец мужества и отвали советских лётчиц. На примере этого сражения учились лётчики многих бомбардировочных полков, воевавшие на всех фронтах.


Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры раздела  


Главная |  | Источники | 

        © fightersky.ru