Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Докашенко Николай Григорьевич

Докашенко Николай Григорьевич

Николай Докашенко родился 20 ноября 1921 года в селе Кондратовка, ныне Сумской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов и аэроклуб.

С июня 1941 года в рядах Красной Армии. В 1943 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1944 года в действующей армии. Сражался на 1-м Прибалтийском фронте, где сбил 4 самолёта противника.   [ По одним источникам - 2 FW-190 лично  ( в октябре и декабре 1944 года )  и 2 FW-190 - в группе с товарищами, по другим - все 4 FW-190 сбиты им лично. ]

В августе 1945 года участвовал в войне с империалистической Японией. После окончания войны продолжил службу в ВВС.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов. Совершил 148 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника.

20 сентября 1951 года американская авиация произвела налёт штурмовиков F-80 на цели в районе "Аллеи "МиГов" под прикрытием "Сейбров". На отражение утреннего налёта противника были подняты в воздух 40 "МиГов" 303-й ИАД: 24 экипажа 523-го ИАП и 16 экипажей 17-го ИАП.

Командир 3-й эскадрильи капитан М. Н. Щербаков при развороте группы вправо на 180° обнаружил сзади снизу справа 8 F-86, шедших на сближение с его группой. Звено Щербакова правой восходящей спиралью оторвалось от преследования этих "Сейбров". После восходящей спирали Щербаков левым энергичным разворотом со снижением пошёл на сближение с F-86, которые разрозненной группой уходили в сторону моря. Дойдя до устья реки, получили команду с КП дивизии: "Выходить из боя", и Щербаков прекратил преследование противника.

Старший лейтенант Н. Г. Докашенко в момент разворота Щербакова ниже слева на 500 метров обнаружил 4 F-86, производивших правый разворот со снижением. После правого разворота F-86 перешли в левый разворот со снижением. Докашенко перешёл на сближение с задней полусферы с ведомым пары F-86, который отстал от ведущего. Заметив сближение, "Сейбр" встал в правый вираж. Ведущий F-86 резко развернулся влево, затем произвёл отворот вправо вверх и проскочил под самолёт Докашенко. Наш лётчик начал преследовать его. "Сейбр" выполнил левый переворот, после чего начал выполнять левый боевой разворот. Докашенко преследовал его до дистанции 700 метров и затем открыл огонь. Первая короткая очередь прошла ниже слева впереди. Тогда Докашенко, взяв поправку, произвел ещё одну очередь, в результате которой "Сейбр" был сбит.

25 октября 1951 года в районе Ансю появились группы штурмовиков F-80 под прикрытием "Сейбров", а с моря, восточнее Ансю, действовала палубная авиация ВМС США. На перехват этих групп самолётов противника были направлены группы МиГ-15 из 18-го ГвИАП и 17-го ИАП. Лётчики 18-го ГвИАП разогнали в районе Сюкусен несколько мелких групп штурмовиков, сбив один F-80, и без потерь вернулись на аэродром. А вот лётчикам 17-го полка, помимо боя с "Сейбрами" прикрытия, довелось столкнуться в этот день с палубной авиацией США. Вот как эту редкую встречу описывает виновник этих событий Николай Григорьевич Докашенко:

"Как-то в районе восточнее Ансю мы с ведомым встретили 12 штурмовиков палубной авиации противника, которых прямо с ходу разогнали, но один из них был сбит, а другие развернулись и ушли в море. Дальше мы их преследование прекратили, поскольку оставался малый запас горючего, и мы возвратились на свой аэродром".

А вот что вспоминает его ведомый В. М. Хвостанцев:

"В результате боя с "Сейбрами" мы с Докашенко оказались внизу. Пункт наведения информировал нас о том, что палубники работают под облаками, ну ведущий и нырнул под облака в какое-то ущелье, как мы тогда не столкнулись с горами, не знаю. Всё моё внимание в этой сложной метеообстановке было сосредоточено на том, чтобы не потерять Докашенко. И тут я увидел эти чёрные поршневые самолёты. Они шли под ракурсом 4/4, я дал по ним очередь и пошёл за ведущим, который вышел с ходу в хвост одному из палубников и тут же сбил его.

Долго мы на земле рассматривали плёнку ФКП Докашенко. Пытались по ней и по нашим рассказам установить тип сбитого самолёта противника. Мнений было много, говорили, что "Корсар", но всё же решили, что это "Хэлккет". В этом бою, кроме нашей пары, никто с палубниками не встречался".

Американский самолёт F4U-5

В этом бою Докашенко сбил палубный F4U-4 с № 81576 из состава VF-713, его пилот Дорсей спасся на парашюте, - так как "Хэлккет" в небе Кореи не применялся, хотя в архивных документах дивизии записано, что Докашенко сбил в этот день F6F-5 "Хэлккет", но это не верно по вышеуказанной причине.

Последний налёт в октябре "Крепости" совершили 28-го числа в воскресенье: 8 В-29 из 98-й БАГ из авиабазы в Йокота осуществили налёт на железнодорожный мост Сонгчхон, расположенный в "Аллее "МиГов". Прикрытие бомбардировщиков, как всегда, осуществляли несколько десятков истребителей типа F-86 из 4-го ИАКР и F-84 из 136-го ИБАКР. На отражение этого налёта были подняты наряды "МиГов" обеих дивизий 64-го ИАК. Прорваться к бомбардировщикам не удалось из-за сильного прикрытия, и для "Крепостей" налёт прошёл успешно без встреч с "МиГами". Однако за этот успешный налёт дорого заплатили лётчики 4-го крыла, которые потеряли в боях с "МиГами", преграждая им путь к В-29, сразу 5 своих истребителей. Особо отличился в этом бою командир 3-й АЭ 17-го ИАП капитан Н. Г. Докашенко, который в составе шестёрки МиГ-15 вступил в бой с 14 "Сейбрами" и в этом бою лично сбил 3 F-86. Его ведомый старший лейтенант Хвостанцев только провожал глазами горящие самолёты противника, так удачно вёл бой его ведущий. Это был один из редких случаев, когда наш лётчик в одном бою сбил 3 самолёта противника, да ещё все 3 были истребителями F-86.  [ Согласно исследованиям аргентинского историка Д. Зампини, в этом бою 28 октября под удар капитана Докашенко попали лётчики 336-й АЭ 1-й лейтенант Дуглас Эванс и его ведомый Макферсон, а также командир их группы майор Крегтон - все они благополучно вернулись на свой аэродром после этого боя, но были под впечатлением того, что чуть не стали добычей опытных пилотов "МиГов". Так что, увы, но ради объективности надо сказать, что в этом бою у капитана Докашенко не получилось тройной победы, но напугал он пилотов 336-й АЭ хорошо.

МиГ-15бис капитана Н.Г.Докашенко.

20 января 1952 года лётчики 17-го полка совершили 3 боевых вылета и провели один воздушный бой утром с 12 F-86, в котором капитаном Н. Г. Докашенко был сбит один "Сейбр". Это была единственная победа корпуса в этот день, правда, и потерь не удалось избежать. В бою с F-86 из 51-го ИАКР был сбит самолёт капитана Н. В. Бабонина из состава 18-го ГвИАП, но наш лётчик спасся катапультированием. Сбил Н. В. Бабонина пилот 16-й АЭ майор Дональд Адамс.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года командир звена 17-го истребительного авиационного полка капитан Докашенко Николай Григорьевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 10867 ).

Группа лётчиков 3-й АЭ 17-го ИАП.

Вернувшись на Родину, Николай Григорьевич продолжал служить в ВВС, был заместителем командира истребительного авиационного полка. С 1960 года подполковник Н. Г. Докашенко - в запасе. Жил в городе Сумы, работал в областном комитете ДОСААФ. Умер в 1992 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ) и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.


Дополнительная информация о Н. Г. Докашенко.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © fightersky.ru