Главная | Источники | 


Добров Василий Трофимович

В.Т.Добров

Родился в 1916 году. Лётчик - истребитель.

С Июня 1941 года Лейтенант В. Т. Добров на фронтах Великой Отечественной войны. По Декабрь 1941 года служил в составе 9-го ИАП ЧФ; по Август 1942 года - в 7-м ИАП ЧФ; по 1944 год - в 6-м Гвардейском ИАП ЧФ; по Май 1945 года - в 21-м ИАП КБФ.

Всю войну провёл в авиации двух флотов: Черноморского и Балтийского. морской авиации двух флотов. Осенью 1943 года был уже командиром 3-й эскадрильи 6-го Гвардейского ИАП Черноморского флота  ( до Апреля 1942 года - 8-й ИАП ).

К Октябрю 1943 года имел на счету 5 воздушных побед. С конца Марта 1944 года Гвардии капитан В. Т. Добров выполнял обязанности штурмана полка.

В том же 1944 году был переведён в 21-й ИАП Балтийского флота, где воевал до конца войны, командуя 1-й эскадрильей.

Всего выполнил около 400 боевых вылетов, провёл 75 воздушных боёв и сбил 15 самолётов противника.

После войны продолжал служить в авиации ВМФ. В отставку вышел в звании Гвардии подполковника. Умер 4 Января 1986 года.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Открыв книгу известного военного лётчика, Генерал - полковника авиации Владимира Ивановича Воронова "Морские истребители", можно найти достаточно много добрых слов, сказанных автором в адрес Василия Трофимовича Доброва, в то время командира 3-й эскадрильи прославленного 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота:

"Доброта и внимание к людям были отличительной чертой нашего командира. За эти замечательные человеческие качества его любили и уважали в эскадрилье. Добров прошёл суровую школу войны, за его плечами десятки освоенных самолётов - истребителей, немало схваток с врагом, в которых раскрылся его талант воздушного бойца. Не раз ему приходилось смотреть смерти в лицо.

В дни напряжённых воздушных боёв и сражений в небе Кубани летом 1943 года Добров был подбит в одном из боёв и совершил вынужденную посадку в труднопроходимых кубанских плавнях. Несколько суток блуждал он в зарослях тростника, пытаясь выбраться к своим, но силы иссякли, и он был обречён на гибель. Случайно на него наткнулись наши разведчики. В полку его считали погибшим. И каково же было удивление и радость, когда Добров через 10 дней появился в Геленджике. Через несколько дней он опять повёл своих орлов в бой".

А вот что пишет в своей книге "С крылатыми героями Балтики", доктор медицинских наук, профессор Василий Георгиевич Митрофанов. В годы Великой Отечественной войны он был врачём 21-го истребительного авиационного Кенигсбергского Краснознамённого, ордена Суворова 3-й степени волка ВВС Краснознамённого Балтийского флота:

"С Октября 1944 года и до самого конца войны 1-й эскадрильей командовал черноморец Капитан В. Т. Добров, многократно отличившийся в Крыму, в боях под Одессой. Внушителен его боевой счёт: 15 сбитых самолётов врага, 75 воздушных боёв и около 400 боевых вылетов.

Во время дружеской встречи однополчан в Ленинграде, в день 30-летия Победы, я спросил Василия Трофимовича, что больше всего запомнилось из трудностей его боевой жизни военных лет. Добров ответил: "Ожидание. Ждать боевого вылета в бездействии было труднее, чем драться".

Это действительно так. Многочисленные наблюдения показывали: пассивное ожидание боевого вылета ухудшало состояние лётчиков. Пульс частил, давление повышалось. Вывод не вызывал сомнений: нервно - эмоциональная нагрузка пассивного ожидания однотипна с нагрузкой боевого полёта. От пассивного ожидания лётчик уставал не меньше, а порой и больше, чем от реальных полётов.

...Последний воздушный бой лётчики нашего полка провели 8 Мая 1945 года. Вылетев на разведку погоды вдоль побережья, Капитан В. Т. Добров и Старший лейтенант П. С. Стручалин у острова Борнхольм сбили летающую лодку врага и транспортный Ju-52. Боевой счёт полка был закрыт: 10 220 боевых вылетов, 265 воздушных боёв и 290 сбитых самолётов противника.

В "Правде" от 15 Августа 1970 года в статье "Не ушли" В. Т. Добров так описывает свой заключительный боевой вылет. Воспроизвожу дословно, чтобы памятный однополчанам эпизод последнего дня войны не затерялся в подшивках газет:

"Летим вдвоём со Старшим лейтенантом Павлом Стручалиным. Под нами серая бугристая масса воды. Над головой такая же серая пелена сплошной облачности. Следим за воздухом и морем. Слева угадывается берег Борнхольма. Вдруг вижу вражескую летающую лодку. Атакуем её. Даю очередь из пушки, затем из крупнокалиберного пулемёта. Попал !   Вижу, как от очередей товарища разрушается обшивка крыла самолёта противника. Ещё атака, и он падает в море.

Як-9М из 21-го ИАП ВВС КБФ

Истребитель Як-9М из состава 21-го ИАП ВВС КБФ.  Октябрь 1944 года.

Делаем третий галс возле острова. Почти на встречном курсе под нами проносятся два Ju-52. Едва не цепляясь за гребни волн, "Юнкерсы" пытаются уйти под защиту зенитных батарей. Атакуем ближайшего. Вражеский стрелок бьёт по моей машине. Делаем ещё два захода - и "Юнкерс" погружается в волны.

- Вода из радиатора твоего самолёта, - слышу ведомого.

- Понял. Идём домой !

До берега 15 - 17 минут полёта. Мотор пока гудит ровно. Но вода уходит из системы охлаждения, и мотор начинает перегреваться. Когда воды не станет, двигатель может заклиниться. Эти тревожные мысли прерывает еле слышный в наушниках голос с земли:

- "Каштан - 13", сообщите координаты, готовлю катера.

Значит, на аэродроме слышали наши переговоры. Отвечаю:

- Иду к вам.

Мучительно долго тянется время. Самолёт трясёт как в лихорадке. Отстегиваю ремни, сбрасываю фонарь кабины. Все готово к посадке на воду. Но винт крутится. Ещё немного продержаться в воздухе - и самолёт будет над аэродромом.

Берег. Плавно перевожу самолёт в планирование. Посадка на три точки. Подбегают друзья.

- Всё рискуешь ?! - с укором говорит командир. - Лезешь на пулемёты.

А в глазах искрится радость: командир по - человечески счастлив за нас, сбивших два вражеских самолёта".

К этому можно добавить: счастливы были все в полку. Командир Герой Советского Союза Подполковник Павлов недолго сохранял видимость "гнева". Подъехав на легковой вслед за медиками, он с ходу сделал короткое, отмеченное выше, замечание по существу и тут же обнял отважных боевых друзей.

На санитарной машине, опередив многих, я и медицинская сестра оказались первыми у самолёта, остановившегося с заглохшим мотором в конце пробега. Подъезжая, мы видели, как В. Т. Добров незамедлительно выбрался из кабины и задержался на плоскости. Вероятно, торопился показать: он цел. Лётчик стоял с высоко поднятым над головою шлемофоном в руке и улыбался навстречу спешившим к нему однополчанам. Как только наша "санитарка" остановилась у самолёта, Василий Трофимович спрыгнул с крыла и громко объявил, приближаясь ко мне:

- Работу привез только техсоставу, доктор. Самолёт мой окончательно выдохся, а я и Павел невредимы !

Мы обнялись. Лётчик, если можно так сказать, пылал жаром: оказывается, перегреваются не только моторы. На мою попытку посчитать пульс В. Т. Добров ответил шуткой, желая, видимо, напомнить: он знает, как изменяется у него пульс под влиянием факторов боевого полёта.

- Запиши на веру, не ошибёшься. Не меньше 120 ударов в минуту.

Я всё же настоял и убедился: лётчик был недалёк от истины. Выраженно частил пульс и у Стручалина.

Да, возможностей повреждённого в воздушном бою самолёта В. Т. Доброва, по заключению специалистов, хватило только - только. Воля, выдержка и хладнокровный расчёт, великолепный "личный фактор" помогли опытному боевому лётчику преодолеть грозную аварийную ситуацию, избежать крайне рискованного приводнения в открытом штормившем море. Как же тут было не радоваться ?!   Вдобавок 2 сбитых самолёта. Все попытки врага уйти оказались тщетными. Не ушли !   Последняя в полку встреча с воздушным противником закончилась в духе традиций наших славных лётчиков.

Днём 8 Мая среди однополчан прошёл радостный слух: вечером Московское радио передаст о капитуляции фашистской Германии. Однако в последних известиях по этому поводу ничего не было сказано. О капитуляции мы узнали немного позже, спустя 2 - 3 часа".

К концу войны на счету Гвардии капитана В. Т. Доброва числилось около 400 успешных боевых вылетов. Проведя 75 воздушных боёв, он сбил 15 самолётов противника лично и в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 2 групповые победы. ]

После окончания войны Василий Трофимович продолжал служить в авиации ВМФ. В отставку вышел в звании Гвардии подполковника.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана В. Т. Доброва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
112.08.1941 г.1  Ме-109ОчаковЯк-1, МиГ-3, Як-9.
206.11.1941 г.1  Ме-109Сарабуз
310.11.1941 г.1  Ме-109Симферополь
416.05.1942 г.1  Ме-109Керченский пролив
529.03.1943 г.2  Ме-109Старо - Фонтановская
605.05.1943 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )юго - зап. Неберджаевская
71  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Неберджаевская
806.05.1943 г.1  Ме-109Анапа
909.05.1943 г.1  Ме-109Неберджаевская
1007.04.1944 г.1  FW-190ст. Сары - Голь
1108.05.1944 г.1  "Гамбург-138"о. Борнхольм
121  Ju-52о. Борнхольм

      Всего сбитых самолётов - 11 + 2;  боевых вылетов - около 400;   воздушных боёв - 75.


Возврат

Н а з а д