Главная | Источники | 


Даргис Павел Никодимович

Фото пока не найдено

Родился 17 Марта 1913 года в городе Каунасе  ( Литва ). Окончил сельскую школу в городе Шклове  ( Белоруссия ), профтехшколу. Работал электромонтёром. С 25 Июля 1932 года в Красной Армии. Служил красноармейцем в Гомеле. Затем поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м ИАП, инструктором - лётчиком в 163-м РАП, лётчиком 7-го ИАП.

С Июня 1941 года Лейтенант П. Н. Даргис на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в составе 7-го ИАП; по Октябрь 1941 года - в 19-м ИАП; по Февраль 1942 года - в 428-м ИАП; по Август 1942 года - в 565-м ИАП; по Май 1945 года - в 28-м ИАП. Воевал на Ленинградском фронте, Московском и Северном фронтах ПВО. Был заместителем командира эскадрильи, штурманом и командиром полка.

13 Августа 1941 года командир звена 19-го ИАП Лейтенант П. Н. Даргис в воздушном бою в районе Молосковца под Ленинградом плоскостью своего МиГ-3 таранил вражеский бомбардировщик.

К концу войны командир 28-го ИАП Подполковник П. Н. Даргис совершил около 200 боевых вылетов, в 45 воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Он родился 17 Марта 1913 года в городе Каунасе, в семье рабочего. Окончив профтехшколу, работал электромонтёром на писчебумажной фабрике "Спартак". В 1930 году вступил в комсомол. С 25 Июля 1932 года в рядах Красной Армии. Служил красноармейцем в Гомеле. Через год поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м истребительных авиационных полках, инструктором - лётчиком в 163-м резервном авиационном полку, лётчиком 7-го истребительного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. В одном из боёв сбил вражеский истребитель Me-109, но сам был ранен и потерял сознание. Его неуправляемый самолёт начал снижаться. В это время на него набросилась пара Ме-109, пытаясь добить. Вражеская очередь разбила стекло, осколки посекли лицо и грудь. От боли Даргис очнулся, взял управление, набрал высоту и сбил второй "Мессер". После этого вернулся на аэродром, где его уже посчитали погибшим.

Нужно признать, 7-й истребительный авиаполк был достаточно сильным подразделением. Его лётчики успешно боролись даже с очень опытными немецкими пилотами - асами. Так, 30 Июля 1941 года не вернулся на свой аэродром командир III-й Группы известной эскадры JG 54 "Grunherz" хауптман Арнольд Лигниц   ( имевший 25 побед ), ставший жертвой собственного любопытства и неосмотрительности.

Когда Ленинград оказался в радиусе действий Ме-109, лётчики "Grunherz", видевшие с воздуха многие города Европы, не могли удержаться от искушения. В тот день хауптман Лигниц и его ведомый лейтенант Эрвин Лейкауф в инициативном порядке взлетели и, миновав линию фронта, направились к центру Ленинграда. Hад Невой ведущий начал разворот и в этот момент пара "МиГов", незаметных в лучах солнца, обрушилась на "Мессершмитты" сзади. Лейтенант Лейкауф, прозванный "змеёй" за манеру пилотирования, скольжением уклонился от трассы и, выполняя переворот через крыло, увидел, что истребитель командира сбит и падает, вращаясь по спирали. Лигниц покинул подбитый истребитель и спасся на парашюте, однако, упал на крышу дома, а с неё - на мостовую. Через 2 дня он скончался в Военно - Морском госпитале. Групповую победу над Лигницем одержали летчики 7-го ИАП капитан Поляков и старший лейтенант Шамин...

МЕ-109F-2 из состава JG 54

Немецкий истребитель Messershmitt Me-109F-2 из состава JG 54 "Grunherz".  1941 год.

13 Августа 1941 года отличился и командир звена 7-го истребительного авиационного полка  ( 5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Северный фронт )  Лейтенант П. Н. Даргис. В тот день он вылетел в составе эскадрильи МиГ-3 на отражение налёта вражеской авиации на железнодорожную станцию Молосковец под Ленинградом. На подступах к станции наши лётчики обнаружили до 20 немецких бомбардировщиков. С первой атаки удалось сбить головной Ju-88. Остальные повернули в сторону. Строй бомбардировщиков нарушился. 6 "Юнкерсов", сделав круг, вновь попытались прорваться к станции. В это время Даргис заметил, как с другой стороны к станции приближается ещё 4 "Юнкерса". Между двумя крайними вражескими самолётами было значительное расстояние. Даргис нажал на гашетку, но пулемёт, выпустив короткую очередь, замолчал. Тогда Даргис решил таранить. Он направил свой истребитель в просвет между бомбардировщиками и плоскостью срезал хвост одного их них. Тот, потеряв управление, рухнул на землю. Это была 5-я личная победа Даргиса.

МиГ-3 из 7-го ИАП

Самолёт МиГ-3 из состава 7-го ИАП.  Ленинградский фронт, осень 1941 года.

Затем он воевал на Ленинградском, Московском и Северном фронтах ПВО. Был заместителем командира эскадрильи 428-го истребительного авиационного полка, штурманом 565-го истребительного авиационного полка, командиром 28-го истребительного авиационного полка.

Всего совершил 196 успешных боевых вылетов, в 45 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 6 самолётов противника, 7 раз летал на штурмовку.

После войны продолжал служить в ВВС. После увольнения в запас   ( в звании Полковника ), жил в городе Сочи.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника П. Н. Даргиса:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
112.07.1941 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )ДомовкаМиГ-3, "Аэрокобра".
220.07.1941 г.1  Ме-110Молосковицы
320.07.1941 г.1  Do-215  ( в группе - 1 / 3 )Кингисепп
421.07.1941 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )Кингисепп
522.07.1941 г.1  Ме-110Горелово - Кингисепп
622.07.1941 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 6 )Юркино
723.07.1941 г.1  Ju-88оз. Красногорское
813.08.1941 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )Кингисепп
913.08.1941 г.1  Ju-88юж. ст. Молосковицы
1013.08.1941 г.1  Ju-88  ( в результате столкновения )ст. Молосковицы
1122.10.1941 г.1  Ju-88Наро - Фоминск
1206.11.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Подмосковье
1302.12.1941 г.1  "Ме-115"Крюково

      Всего сбитых самолётов - 7 + 6;  боевых вылетов - 196;   воздушных боёв - 45.


Возврат

Н а з а д