Даргис Павел Никодимович |
Родился 17 Марта 1913 года в городе Каунасе ( Литва ). Окончил сельскую школу в городе Шклове ( Белоруссия ), профтехшколу. Работал электромонтёром. С 25 Июля 1932 года в Красной Армии. Служил красноармейцем в Гомеле. Затем поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м ИАП, инструктором - лётчиком в 163-м РАП, лётчиком 7-го ИАП. С Июня 1941 года Лейтенант П. Н. Даргис на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в составе 7-го ИАП; по Октябрь 1941 года - в 19-м ИАП; по Февраль 1942 года - в 428-м ИАП; по Август 1942 года - в 565-м ИАП; по Май 1945 года - в 28-м ИАП. Воевал на Ленинградском фронте, Московском и Северном фронтах ПВО. Был заместителем командира эскадрильи, штурманом и командиром полка. 13 Августа 1941 года командир звена 19-го ИАП Лейтенант П. Н. Даргис в воздушном бою в районе Молосковца под Ленинградом плоскостью своего МиГ-3 таранил вражеский бомбардировщик. К концу войны командир 28-го ИАП Подполковник П. Н. Даргис совершил около 200 боевых вылетов, в 45 воздушных боях сбил 7 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. * * *Он родился 17 Марта 1913 года в городе Каунасе, в семье рабочего. Окончив профтехшколу, работал электромонтёром на писчебумажной фабрике "Спартак". В 1930 году вступил в комсомол. С 25 Июля 1932 года в рядах Красной Армии. Служил красноармейцем в Гомеле. Через год поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил пилотом в 116-м и 47-м истребительных авиационных полках, инструктором - лётчиком в 163-м резервном авиационном полку, лётчиком 7-го истребительного авиационного полка. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. В одном из боёв сбил вражеский истребитель Me-109, но сам был ранен и потерял сознание. Его неуправляемый самолёт начал снижаться. В это время на него набросилась пара Ме-109, пытаясь добить. Вражеская очередь разбила стекло, осколки посекли лицо и грудь. От боли Даргис очнулся, взял управление, набрал высоту и сбил второй "Мессер". После этого вернулся на аэродром, где его уже посчитали погибшим. Нужно признать, 7-й истребительный авиаполк был достаточно сильным подразделением. Его лётчики успешно боролись даже с очень опытными немецкими пилотами - асами. Так, 30 Июля 1941 года не вернулся на свой аэродром командир III-й Группы известной эскадры JG 54 "Grunherz" хауптман Арнольд Лигниц ( имевший 25 побед ), ставший жертвой собственного любопытства и неосмотрительности. Когда Ленинград оказался в радиусе действий Ме-109, лётчики "Grunherz", видевшие с воздуха многие города Европы, не могли удержаться от искушения. В тот день хауптман Лигниц и его ведомый лейтенант Эрвин Лейкауф в инициативном порядке взлетели и, миновав линию фронта, направились к центру Ленинграда. Hад Невой ведущий начал разворот и в этот момент пара "МиГов", незаметных в лучах солнца, обрушилась на "Мессершмитты" сзади. Лейтенант Лейкауф, прозванный "змеёй" за манеру пилотирования, скольжением уклонился от трассы и, выполняя переворот через крыло, увидел, что истребитель командира сбит и падает, вращаясь по спирали. Лигниц покинул подбитый истребитель и спасся на парашюте, однако, упал на крышу дома, а с неё - на мостовую. Через 2 дня он скончался в Военно - Морском госпитале. Групповую победу над Лигницем одержали летчики 7-го ИАП капитан Поляков и старший лейтенант Шамин... Немецкий истребитель Messershmitt Me-109F-2 из состава JG 54 "Grunherz". 1941 год. 13 Августа 1941 года отличился и командир звена 7-го истребительного авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Северный фронт ) Лейтенант П. Н. Даргис. В тот день он вылетел в составе эскадрильи МиГ-3 на отражение налёта вражеской авиации на железнодорожную станцию Молосковец под Ленинградом. На подступах к станции наши лётчики обнаружили до 20 немецких бомбардировщиков. С первой атаки удалось сбить головной Ju-88. Остальные повернули в сторону. Строй бомбардировщиков нарушился. 6 "Юнкерсов", сделав круг, вновь попытались прорваться к станции. В это время Даргис заметил, как с другой стороны к станции приближается ещё 4 "Юнкерса". Между двумя крайними вражескими самолётами было значительное расстояние. Даргис нажал на гашетку, но пулемёт, выпустив короткую очередь, замолчал. Тогда Даргис решил таранить. Он направил свой истребитель в просвет между бомбардировщиками и плоскостью срезал хвост одного их них. Тот, потеряв управление, рухнул на землю. Это была 5-я личная победа Даргиса. Самолёт МиГ-3 из состава 7-го ИАП. Ленинградский фронт, осень 1941 года. Затем он воевал на Ленинградском, Московском и Северном фронтах ПВО. Был заместителем командира эскадрильи 428-го истребительного авиационного полка, штурманом 565-го истребительного авиационного полка, командиром 28-го истребительного авиационного полка. Всего совершил 196 успешных боевых вылетов, в 45 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 6 самолётов противника, 7 раз летал на штурмовку. После войны продолжал служить в ВВС. После увольнения в запас ( в звании Полковника ), жил в городе Сочи. * * *Список всех известных побед
Подполковника П. Н. Даргиса:
|
Н а з а д