Главная | Источники | 

HSU

Данилов Григорий Семёнович

Г.С.Данилов

Родился 6 Января 1917 года в деревне Малое Лошаково, ныне Бологовского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов и школу ФЗУ. С 1936 жил в Ленинграде, работал слесарем на железной дороге. Одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 окончил Балашовскую военную авиационную школу.

С Сентября 1941 года в действующей армии. К Февралю 1943 года старший лётчик 807-го штурмового авиационного полка ( 206-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) старший сержант Г. С. Данилов совершил 58 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 5 самолётов. Штурмовыми ударами уничтожил 16 танков и 48 автомашин. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1944 году окончил Высшую офицерскую техническую школу и до конца войны находился на фронте.

С 1946 года Старший лейтенант Г. С. Данилов - в запасе. Жил в Ленинграде. До выхода на пенсию, много лет работал в Гражданском Воздушном Флоте. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

*     *     *

"Смелый воздушный боец", - назван Григорий Данилов в наградном листе, подписанном командующим 8-й Воздушной армией Генералом Т. Т. Хрюкиным.

Товарищи по оружию отметили характерную черту бойцовского характера лётчика - не уклоняться от ударов, а идти навстречу врагу, не обороняться, а наступать.

В Августе - Сентябре 1942 года лётчикам, оборонявшим небо Сталинграда, приходилось совершать боевые вылеты ежедневно. А на долю штурмовиков выпала ещё более трудная задача - сдерживать продвижение вражеских колонн, выводить из строя живую силу и технику противника. Немцы боялись наших "Илов". Они называли их "чёрной смертью" и часто на борьбу с ними в небо поднимались "Мессеры".

Данилову пришлось не один раз встречаться в воздухе с истребителями противника. 24 Августа наши штурмовики бомбили фашистскую колонну в районе Зеты. Вдруг появились два Ме-109, устремившиеся на нашего ведущего, выходящего из атаки. Данилов заметил грозящую опасность и принял мгновенное решение: на большой скорости ринулся навстречу немецким истребителям, прикрыв своего командира. Схватка была быстротечной - один "Мессер", расстрелянный нашим штурмовиком, рухнул на землю, а другой поспешил удрать.

Всего под Сталинградом Григорий Семенович расстрелял в воздушных боях 5 самолётов противника. Только за 3 дня боёв он сбил 3 вражеских самолёта: 24 Августа - истребитель Ме-109, на следующий день - бомбардировщик Ju-88, а затем - 29 Августа - многоцелевой Ме-110. Ещё одна воздушная победа была одержана им 1 Сентября 1942 года.

Он не терялся в самых сложных положениях. В Ноябре 1942 года Данилов в группе "Илов" вылетел на штурмовку наземных целей врага в район Песчаного Карьера. Обнаружив скопление немецких танков, он несколько раз снижался над ними, сбросив бомбы. Зенитки, надрываясь, били по его самолёту, но штурмовик пошёл ещё на один заход. Самолёт получил повреждение. Пилот, собрав все силы, не теряя ни секунды, повёл свой Ил-2 на базу. Но машина плохо слушалась, скорость не удавалось увеличить. Под ним были вражеские войска, и лишь на мгновение он представил, что упадёт здесь среди ликующих врагов. "Нет, не сдамся !" - решил он, выжимая всё из пораненной машины. Вот и наш передний край. Лётчик облегчённо вздохнул. Он мастерски посадил подбитый самолёт с выпущенными шасси у окопов наших пехотинцев. Подбежали бойцы. Он вылез из кабины, снял с разгорячённой головы шлемофон и радостно воскликнул:

- Всё - таки дотянул !   Хороша машина, ничего не скажешь !

С помощью пехотинцев, под обстрелом противника, Данилов эвакуировал самолёт к своему аэродрому. Сутки он работал вместе с "технарями", залечивая машину, а на следующий день снова вылетел на штурмовку.

К концу битвы за Сталинград Старший лейтенант Г. С. Данилов совершил 58 эффективных боевых вылетов, уничтожил 16 танков, 47 автомашин, 2 зенитные батареи противника и много его живой силы.

После окончания войны Григорий Семёнович вернулся к мирной работе: работал бригадиром кузнечного цеха на Балтийском заводе, а потом 22 года водил корабли в Северном управлении Гражданского Воздушного Флота.

Он, ровесник Октября, привык к городу на Неве, но не забывал и родные края, где деревенским мальчонкой пас скот, чтобы помочь матери, и учился в школе, и впервые познал красоту природы и прелесть родного Отечества.


Возврат

Н а з а д