Главная | Источники | 

HSU

Чулков Иван Денисович

Чулков И.Д.

Родился в 1918 году в селе Мариновка, ныне Беляевского района Одесской области Украины, в семье крестьянина. Образование среднее. Работал в Одессе на судоремонтном заводе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К концу Августа 1941 года командир звена 41-го отдельного истребительного авиационного полка  ( Войска ПВО территории страны )  Старший лейтенант И. Д. Чулков, защищая небо Москвы, совершил 187 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 и в группе 2 самолёта противника, а при штурмовке назем, целей уничтожил 2 зенитные установки.

2 Февраля 1942 года Капитан И. Д. Чулков погиб в воздушном бою. К тому времени выполнил около 200 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника лично и 2 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и Чулкову Ивану Денисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина ( дважды ).

*     *     *

Это было в тот самый памятный день, когда на партийном бюро должен был рассматриваться вопрос о принятии кандидатами в члены партии Лейтенантов П. Забелина, А. Липилина и Младшего лейтенанта И. Чулкова. Партийные рекомендации все трое уже имели. Что касается того добавочного требования, которое они сами поставили перед собой, - ко дню вступления в партию сбить минимум по одной машине, то и оно было уже выполнено. Звено Забелина уничтожило 6 вражеских машин.

Утром звено получило боевое задание - пробиться в тыл противника, разведать расположение его сил. Выполнив задачу и сбив один вражеский самолёт, лётчики легли на обратный курс. Трём советским самолётам преградили путь 7 немецких истребителей. Велик был соблазн сразиться, ударить по врагу !   Но было в тысячу раз важнее доставить командованию важные сведения.

Чулков И.Д.

Чулков решил принять удар на себя... Он ворвался в строй фашистских истребителей и, маневрируя, увлёк их. Когда враги поняли, что советский лётчик увёл их в сторону и другие краснозвёздные машины исчезли, они рассвирепели. Немцы взяли Чулкова в огненное кольцо. На его машине оказалось перебитым рулевое управление, но всё же пилот перетянул её на нашу территорию...

Втроём, тесно прижавшись друг к другу, они вошли в землянку на заседание партийного бюро. Коротко рассказали свои биографии: Забелин - слесарь Московского завода, Липилин - токарь с Урала, Чулков - сварщик с Одесского судоремонтного завода. К этому они добавили: общий счёт сбитых звеном фашистских машин уже достиг 8. Трёх товарищей приняли в кандидаты партии. На этом заседание бюро было неожиданно прервано сигналом боевой тревоги. Лётчики кинулись к машинам...

В начале 1942 года ВВС Волховского фронта усилил 41-й ИАП. Вряд ли какая-либо другая часть могла поспорить с подчинёнными Подполковника В.С.Ершова по степени освоения "МиГов", ведь перевооружение 41-го ИАП на МиГ-1, а затем на МиГ-3 началось с Января прошлого года. Основными вехами боевого пути полка в 1941 году были:

- с 22 Июня по 5 Июля боевые действия на Западном фронте;
- с 5 Июля по 13 Августа работа в системе ПВО Москвы;
- с 13 Августа по 5 Октября боевые действия на Северо - Западном фронте.

В кризисные дни обороны столицы 41-й ИАП планировали использовать в составе ВВС Западного фронта. Однако в действительности одна из эскадрилий поступила в распоряжение командующего ВВС МВО Полковника Н. А. Сбытова, а вторая находилась в резерве Военного Совета ВВС КА до перехода наших войск в контрнаступление под Москвой. Вскоре после начала общего наступления Красной Армии на всех фронтах поступил приказ: 41-му ИАП перебазироваться под Ленинград.

Согласно планам командования, 41-й ИАП первоначально подчинили командующему ВВС 59-й армии Волховского фронта, а с начала Февраля его ввели в состав 2-й РАГ  ( резервной авиагруппы )  Полковника Е. Г. Туренко, поставив задачу поддержать наступления наземных войск, прежде всего 2-й Ударной армии, на Мясной Бор и затем на Любань. На основании сводок о боевом составе ВВС фронта можно было сделать вывод: советское командование смогло сконцентрировать достаточные силы  ( 26 авиаполков, не считая отдельных эскадрилий )  для завоевания и удержания господства в воздухе. Но большинство полков были малочисленными, прежде всего не хватало самолётов новых типов.

Накануне перебазирования в 41-м ИАП подвели промежуточный итог боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. По сохранившимся отчётам, с 22 Июня 1941 года по 28 Января 1942 года лётчики произвели 3332 самолёто - вылета, проведя в воздухе 2875 часов  ( абсолютное большинство работы было выполнено на "МиГах" ). Наиболее частыми задачами являлись прикрытие наземных войск, штурмовка и отражение налётов авиации противника, на которые часть затратила, соответственно, 1070, 870 и 598 вылетов. В документах сообщается об уничтожении 83 немецких самолётов в ходе воздушных боев и 24 - при штурмовках неприятельских аэродромов.

Боевые успехи наиболее результативного лётчика 41-го ИАП   ( по состоянию на 28.01.1942 года )  Старшего лейтенанта И. Д. Чулкова были таковы: 187 успешных боевых вылетов, 12 сбитых самолётов  ( 11 лично и 1 - в группе ).

В эти дни командир полка представил Чулкова и Липилина, а также отличившихся в штурмовых налётах Капитана С. А. Скорнякова и старшего лейтенанта И. Г. Кузьмичёва  ( соответственно, 62 и 57 вылетов на штурмовку войск и техники неприятеля, 7 совместно уничтоженных на земле немецких самолётов )  к званию Героя Советского Союза.

Нехватка исправных "МиГов," даже прошедших несколько ремонтов, не позволила полностью укомплектовать этими истребителями 41-й ИАП: на 24 Января имелось 17 МиГ-3  ( все вооружённые двумя БС )  и 6 Як-1. Самолёты оказались разбросаны по 6 весьма удалённым друг от друга аэродромам. Ещё более неприятный сигнал поступил от инженерно - технического состава: все самолёты и двигатели сильно изношены. Например, остаток ресурса моторов AM-35A во 2-й эскадрилье в среднем не превышал 28%. Часть не успела вступить в бой, а многие истребители нуждались в серьёзном ремонте !

При перебазировании 41-го ИАП на Волховский фронт на Калининском аэродроме у самолёта Младшего лейтенанта Фримермана отказал двигатель, машина вылетела за пределы полосы, скапотировала, в результате чего молодой лётчик погиб. Базирование полка на аэродроме Гремячево сопровождалось всё новыми лётными происшествиями, прежде всего по причине плохой укатки аэродрома. За период с 2 по 6 Февраля при 44 боевых вылетах документы зафиксировали 5 случаев зарывания "МиГов" в снег - количество исправных истребителей заметно сократилось.

Наиболее тяжёлую потерю 41-й ИАП понёс 3 Февраля 1942 года - не вернулся с задания при выполнении 201-го боевого вылета наиболее результативный лётчик Старший лейтенант И. Д. Чулков. На подбитом самолёте он уходил в сторону Малой Вишеры, после чего скрылся из виду. Вероятно, повреждённый "МиГ" стал жертвой обер-лейтенанта Х. Ланге из I/JG 54. По немецким данным, пара "охотников" обнаружила одинокий истребитель, за которым тянулся тёмный след дыма и добила его, а германский ас одержал 11 победу. 18 Февраля в полк поступило официальное подтверждение о гибели отважного советского лётчика.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Марта 1942 года Старший лейтенант Чулков Иван Денисович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

( Из материалов газеты "Красная Звезда" от 11 Июля 1941 года. )

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. Д. Чулкова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.06.1941 г.1  Ме-109р-н БелостокаМиГ-3.
21  Ju-88Белосток
328.06.1941 г.1  Ju-88аэр. Могилёв
429.06.1941 г.1  Ме-109Бобруйск
522.07.1941 г.1  Ju-88Звенигород
615.08.1941 г.1  PZL-24Старая Русса - Каменец
717.08.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Коровитчино
81  Ме-109Тулебля - Скольно
919.08.1941 г.1  Ме-109Шимск
1021.08.1941 г.1  Ме-110Старая Русса
1122.08.1941 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )аэр. Белый Бор

       Всего сбитых самолётов - 10 + 2  [ 9 + 2 ];  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д