Главная | Источники | 


Чиж Василий Иванович

Чиж В.И.

Лётчик - истребитель.

С Июля 1941 года Лейтенант В. И. Чиж на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 1-й школьной авиационной дивизии на Юго - Западном фронте.

С Августа 1942 года - в составе 10-го истребительного авиационного полка   ( позднее преобразован в 69-й Гвардейский ИАП ). Летал на "Киттихауках" и "Аэрокобрах".

К Маю 1945 года Гвардии майор В. И. Чиж выполнил 232 боевых вылета, в 53 воздушных боях сбил 12 самолётов противника лично и 1 - в паре.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1950 годов. Лично сбил 2 самолёта противника.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

69-й Гвардейский истребительный авиационный полк, где помощником командира по воздушно - стрелковой службе в то время был Василий Иванович Чиж, по праву считался одним из лучших в соединении.

Весной 1944 года наши войска вели наступательные бои на Кишинёвском и Ясском направлениях. Запомнилась жестокая схватка с противником в один из Апрельских дней. С радиостанции наведения вызовы следовали один за другим. Группы наших истребителей садились, заправлялись горючим, лётчики уточняли задачу и вновь устремлялись в грозное фронтовое небо. В каждом вылете они встречались с "Мессершмиттами", "Фокке - Вульфами", "Хейнкелями", "Юнкерсами" и непременно выходили победителями. В тот день враг недосчитался 15 самолётов, не смог поддержать свои наземные части, а наши 12 машин остались целы.

Многие из тех, кто обеспечивал боевую работу группы, задавали себе вопрос: случаен ли успех советских истребителей ?   Может быть, в группу входили какие-то особые асы ?   Нет, успех был вполне закономерен. Документы военной поры, рассказы очевидцев и участников воздушных схваток свидетельствуют: лётчики полка не раз сражались в небе с численно превосходившими силами врага, всегда проявляли невиданное мужество и отвагу, показывали высокое мастерство и снайперскую точность огня.

Прикрывая наземные войска на Ясском направлении 2 Мая 1944 года, группа из 4 самолётов, ведомая Гвардии лейтенантом Ф. И. Шикуновым  ( он летел в ударной паре, а Гвардии капитан В. И. Чиж - в прикрывающей ), вступила в воздушный бой с 8 вражескими истребителями. Советские лётчики сбили 3 самолёта противника  ( 2 - Шикунов, 1 - Чиж )  и, не потеряв ни одного своего, вынудили врага повернуть назад. А 5 Мая ударная четвёрка Шикунова и прикрывающая четвёрка Чижа в том же районе встретили последовательно одну за другой 2 большие группы бомбардировщиков Ju-87. Вступив с ними в бой, Шикунов, Чиж и Антонов сбили по 2 самолёта, а Гвардии младший лейтенант Павлюк - один. Таким образом, 8 наших истребителей уничтожили 7 самолётов противника, опять же не потеряв ни одного своего.

Как ни скупы строки боевых и политических донесений, но из них ясно, что боевой почерк полка, великое искусство лётчиков побеждать врага без потерь или с минимальными потерями вырабатывались непрерывной учёбой, напряжённым трудом. Большая заслуга в этом принадлежит Гвардии капитану В. И. Чижу. Будучи помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, он обеспечивал боевую выучку лётного состава, особенно ведущих групп.

- Василий Иванович использовал как положительные, так и отрицательные результаты воздушных боёв, - вспоминает его однополчанин Иван Ефремович Бабенко. - Учил правильно использовать солнце, облака и всё то, что помогало обеспечить внезапность нападения на противника. Он учил лётчиков ежедневно, ежечасно, на тренировках и в бою, в воздухе и на земле. И сам летал почти беспрерывно.

Обладая всеми качествами, необходимыми лётчику - истребителю, Василий Иванович умел помочь каждому лётчику. Он учил их мужеству и мастерству, учил проявлять смекалку, инициативу в любой обстановке. Всё это обеспечивало победу над врагом и минимальные потери в бою, а также поднимало у лётчиков боевой задор и энтузиазм, вселяло веру, скрепляло дружбу и товарищество.

До начала боёв на Кишинёвском и Ясском направлениях отважный воздушный снайпер имел уже на своём счету 8 сбитых самолётов противника, был награждён двумя орденами Красного Знамени. Первый орден он получил ещё осенью 1941 года, когда был командиром звена лёгких бомбардировщиков. В то время ему не раз приходилось летать днём и ночью в тыл врага, держать связь с партизанами, помогать окружённым частям пробиваться к своим. Вторым орденом Красного Знамени Василий Иванович был награждён уже за личные победы в воздушных боях.

Когда на вооружение советских Военно - Воздушных Сил стала поступать новая техника, Василий Чиж переучился на истребитель. Верный своему правилу досконально изучить самолёт, его возможности, он отлично освоил машину. Вскоре за ним укрепилась слава воздушного снайпера и мастера воздушной радиосвязи. Эти качества давали ему право учить других и явились основанием для назначения его на должность помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе.

После боёв на Кишинёвском направлении к наградам были представлены все 12 лётчиков той группы. Гвардии капитан В. И. Чиж получил орден Александра Невского. В представлении к награде указывалось:

"Тов. Чиж в бою проявляет взаимную выручку, смелость, мужество и отвагу. Обучая лётчиков снайперской стрельбе по самолётам противника из пушек и пулемётов истребителя, добился отличных успехов. В результате лётчиками полка за короткий срок  ( с 5 Октября 1943 года по 1 Мая 1944 года )  сбито в воздушных боях более 100 самолётов противника".

Отличились Гвардейцы - авиаторы во Львовской, Сандомирской и других операциях. На завершающем этапе войны характер боевой работы полка изменился. Ему была поставлена основная боевая задача - сопровождать бомбардировщики. Теперь на прикрытие наземных войск и переправ приходилось вылетать значительно реже, а при сопровождении в бой могли вступать только тогда, когда противник угрожал бомбардировщикам. Таким образом, сократились встречи с истребителями врага, воздушные бои.

Лётчик - истребитель Василий Чиж обратился к командиру с предложением: основная задача остается прежней - сопровождение бомбардировщиков, но в зависимости от обстановки и истребителям принимать участие в ударах по наземным силам врага. Командование одобрило его. С большим подъемом уходил лётный состав полка на задания. Не обращая внимания на огонь зенитной артиллерии, Гвардейцы не отходили от сопровождаемой группы бомбардировщиков и вместе с ними наносили огневые удары по скоплениям вражеских войск.

Так начал расти боевой счёт Гвардейцев - истребителей, уничтожавших живую силу и технику противника на земле. Они громили аэродромы, склады, железнодорожные станции, эшелоны, автоколонны и другие объекты, парализовывали действия вражеских войск, срывали железнодорожные и автомобильные перевозки, сеяли панику, наводили ужас на противника. Особенно возросла ненависть лётчиков к врагу, когда в полку узнали о фабриках смерти - концлагерях - на территориях Польши и Германии. Василий Иванович предложил тогда подвешивать к истребителям бомбу. Он первым в полку освоил бомбометание. Пригодился и прежний опыт.

Почти ежедневно, а порой и по нескольку раз в день водил Гвардии капитан В. И. Чиж группы на сопровождение бомбардировщиков и штурмовку войск противника. Его фамилия в числе отличившихся упоминалась в каждом донесении. Так, в течение короткого времени он сбросил 30 бомб, в результате штурмовки уничтожил около 10 автомашин, 3 паровоза, поджёг 3 цистерны с горючим.

Атаковал Василий Чиж дерзко, поражал цель с первого захода, без промаха, расстреливал фашистов в упор. Как-то, в Марте 1945 года, он, взорвав вражеский паровоз, сам едва остался жив, так как в момент взрыва оказался на небольшой высоте и его самолёт сильно подбросило взрывной волной. Кроме того, фонарь кабины оказался настолько закопчённым, что довести самолёт до аэродрома и посадить его оказалось весьма трудно. Но и на этот раз выручили мастерство, опыт полётов на лёгких бомбардировщиках ночью. Приземлился отважный лётчик благополучно.

В завершающих операциях по разгрому фашистской Германии лётчики полка сбили в воздушных боях 46 самолётов, уничтожили на земле штурмовыми действиями более 20 самолётов, 8 паровозов, 16 вагонов, 128 автомашин и до 430 солдат и офицеров противника. В то же время основная задача пo сопровождению бомбардировщиков решалась полностью и без потерь.

Слава Гвардейцев - истребителей вышла за пределы дивизии. За отличие в боях полк получил наименование "Краковский" и был награждён орденом Александра Невского. Василий Иванович Чиж, как один из организаторов, вдохновителей и инициаторов успешных боевых действий личного состава, был сфотографирован у развернутого Боевого Знамени полка. Его заслуги командование отметило 3-м орденом Красного Знамени.

Завершил свой боевой путь Василий Чиж в небе над Прагой в победном Мае 1945-го. К тому времени на его счету было 232 боевых вылета, 53 воздушных боя, 13 сбитых самолётов, много различной техники и живой силы противника, уничтоженных штурмовыми действиями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. И. Чижа:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
125.10.1943 г.1  Ju-87ст. РадужнаяЯк-1, Як-9.
211.12.1943 г.1  FW-190юго-вост. Субботцы
317.01.1944 г.1  Ме-109Грузное
401.02.1944 г.1  FW-190Золотополье
526.02.1944 г.1  FW-190юж. Кировоград
61  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )сев. Фёдоровка
718.03.1944 г.1  Ju-87Голованевск
81  Ju-87юж. Грайворон
925.04.1944 г.1  Ju-87юж. Будешты
1002.05.1944 г.1  Ме-109юго-зап. Поду - Илоаей
111  Ме-109Богич
1205.05.1944 г.1  Ju-87юж. Думбрэвица
131  Hs-123юж. Думбрэвица

      Всего сбитых самолётов - 12 + 1.

И в послевоенное время Василий Иванович продолжал служить в военной авиации. Совершенствовал боевое мастерство, овладел реактивной техникой, воспитал и обучил не одно поколение молодых лётчиков. Родина ещё не раз отмечала его ратный труд. Среди наград - 4-й орден Красного Знамени.

В 1950-е годы ему довелось участвовать в Корейской войне. Там Гвардии подполковник В. И. Чиж был уже заместителем командира 726-го истребительного авиационного полка  ( 133-й ИАД ). В воздушных боях уничтожил ещё 2 самолёта противника.

24 Декабря 1952 года сбил F-86. Всего в этот день 3 советских пилота заявили о победах над "Сейбрами" - Гвардии подполковник В. И. Чиж, Гвардии старшие лейтенанты А. Н. Захаров и Л. И. Русаков. Американцы подтвердили потерю только одного F-86F-1 №51-2858 из состава 334-й аэ, о судьбе пилота не сообщается.

15 Января 1953 года сбил F-84. В этот день в районе Ансю произошло крупное воздушное сражение. Командование 5-й ТВА предприняло крупный налёт ИБА в район Хичхон, в котором участвовало несколько десятков F-84G под прикрытием "Сейбров". В отражении налёта участвовали лётчики 133-й ИАД  ( 726-й ИАП )  и 216-й ИАД  ( 518-й ИАП и 878-й ИАП ). В итоге сбито 3 F-84G и подбито 3 F-84G, так же подбито 4 F-86. Потери корпуса - 1 МиГ-15бис  ( Старший лейтенант В. М. Мищенко, погиб. Его сбил Капитан Д. Дэвидсон, 334-я АЭ ). Американцы признали потерю 2-х F-84G: №51-1139 из 69-й аэ 58-го ИБАКр, пилот которого Р. Уаррен попал в плен   ( его сбил В. И. Чиж. )  и №51-10411 из 58-го ИБАКр. За этот бой В. И. Чиж и получил свой 4-й орден Красного Знамени.

В запас Василий Иванович Чиж вышел в звании Гвардии полковник. Ветеран 2-х войн ведёт активную работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. И на этом идеологическом фронте он также отдает все силы и знания, весь жар души делу своего народа.


Возврат

Н а з а д