Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Чирков Андрей Васильевич


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Чирков Андрей Васильевич

Родился 10 октября 1917 года в городе Екатеринослав  ( Днепропетровск )  в семье рабочего. Окончил 4 класса, школу ФЗУ, аэроклуб. Работал электромонтёром в трамвайном депо. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков в 1938 году. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С июня 1941 года лейтенант А. В. Чирков в действующей армии. По сентябрь 1941 года служил в 158-м ИАП; по июнь 1942 года - в 154-м ИАП; по ноябрь 1942 года - в 196-м ИАП; по декабрь 1943 года - в 29-м ГвИАП; по июнь 1944 года - в 196-м ИАП.

21 января 1942 года лётчик 154-го истребительного авиационного полка  ( 7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская зона ПВО )  лейтенант А. В. Чирков в воздушном бою у села Погостье Ленинградской области на самолёте P-40 "Томагаук" в лобовой атаке таранил вражеский самолёт. Приземлился на парашюте на территории, занятой врагом. Перешёл линию фронта и вернулся в свой полк.

К июню 1943 года помощник командира 29-го Гвардейского истребительного полка по воздушно - стрелковой службе  ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  Гвардии майор А. В. Чирков совершил 389 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил лично 18 и в группе 9 самолётов противника.

4 февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 420 боевых вылетов. В 78 воздушных боях сбил 24 самолёта лично и 9 в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1949 года - в запасе. Жил в Ленинграде, почётный гражданин города. Умер 10 сентября 1956 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Его имя носит улица в Днепропетровске. В депо трамвайного парка № 1 города Днепропетровска установлен бюст Героя.

*     *     *

Легендарный лётчик - истребитель, герой боёв за Ленинград, Андрей Васильевич Чирков был одним из лучших бойцов фронта, а позднее, возглавив полк, показал себя незаурядным командиром. Человек исключительной силы воли, он не раз проявлял её в критических ситуациях...

Чирков родился 10 октября 1917 года в городе Екатеринослав   ( ныне Днепропетровск ). После школы ФЗУ, работая электромонтёром в трамвайном парке, окончил Днепропетровский аэроклуб. Здесь он установил рекорд продолжительности полёта на планере. В 1937 году комсомольская организация дала ему путёвку в Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Самую первую свою победу Андрей Чирков одержал задолго до начала Великой Отечественной войны - в 1939 году. Тогда его врагом была тяжёлая болезнь. Во время тренировочного прыжка с парашютом при сильном ветре молодой лётчик, неудачно приземлившись, получил тяжёлые травмы: перелом голени, разрыв мышечных тканей. Через несколько часов началась гангрена. После нескольких операций врачи решились на ампутацию.

Лётчик уже было смирился с этим, но в самый последний момент передумал. Госпиталь находился неподалёку от аэродрома. Услышав звук пролетавшего самолёта, Чирков отбросил маску с наркозом и твёрдо сказал: "Не дам резать !"

Его отвезли в Ленинград к известному хирургу. Пусть, мол, светило растолкует этому упрямцу, что спасти ногу всё равно нельзя. Однако профессор сказал:

- Трудно, но надо попробовать. Он будет нам хорошим помошником. Больной иногда может сделать то, что не под силу врачам. И я не удивлюсь, если этот упрямец снова начнёт ходить на своих ногах, а потом и в небо поднимется.

Так и случилось. Искусство врачей и молодой организм позволили превозмочь страшный недуг...

После окончания Качинской авиашколы, Андрей Чирков служил на Крайнем Севере. В период Советско - Финляндской войны молодой лётчик зарекомендовал себя смелым воздушным бойцом и волевым человеком.

4 декабря 1939 года звено истребителей старшего лейтенанта Л. А. Гальченко вылетело на штурмовку колонны войск противника. Погода была неважная - сильная облачность. Но лётчики, едва различая друг друга, продолжали полёт к цели. Пробив облака, они обнаружили под собой шоссейную дорогу. Первым увидел врага младший лейтенант А. В. Чирков. Выйдя вперёд, он эволюциями самолёта указал командиру группы курс на неприятельскую колонну. Старший лейтенант Гальченко повёл звено в атаку. Обработав первую колонну, они обнаружили на подходе новую. Снова наши истребители устремились в пике. Атака следовала за атакой. Как потом стало известно, этой штурмовкой финским частям были нанесены значительные потери.

Во время выполнения одного из заданий задания Чирков потерпел аварию - отказал мотор. Лётчик посадил машину далеко от аэродром и 20 часов в 30-градусный мороз пробирался к своим. Он шёл по глубокому снегу. Очень беспокоила больная нога, и всё же Андрей дошёл до своих. За проявленную отвагу и мастерство при выполнении боевых заданий, командование ВВС округа представило Чиркова одним из первых к награждению орденом Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войны Андрей Чирков не раз поражал всех необыкновенным мужеством. Как известно, ВВС Ленинградского военного округа в первый день войны не подвергались массированным ударам вражеской авиации, поэтому смогли вступить в сражения в лучших условиях, чем ВВС западных приграничных округов.

А.Чирков (слева) и П.Покрышев
А. Чирков  ( слева )  и П. Покрышев.

Война застала 158-й истребительный авиаполк, в котором служил Чирков, на полевом аэродроме, километрах в 80 южнее Луги. Вылетать по тревоге приходилось часто. С первого же дня в небе появились воздушные разведчики, направлявшиеся в сторону Ленинграда. Кроме того, неподалеку от аэродрома находились две важные для Ленинграда железнодорожные станции - Порхов и Дно. Лётчики почти не уходили с аэродрома. Самолётное крыло стало для них крышей, под которой они коротали время между вылетами. Тем, кто дежурил, даже еду привозили сюда.

Утром 23 июня 1941 года, дежуря в готовности № 1, заместитель командира эскадрильи лейтенант А. В. Чирков получил команду вылететь на перехват двух вражеских самолётов. Быстро взлетев на новом истребителе Як-1, он по стреле, выложенной на земле, взял курс в сторону противника и после тщательных поисков вскоре увидел впереди себя и выше на 300 метров немецкие бомбардировщики "Хейнкель-111". Они шли без истребительного прикрытия. Противник был так уверен в превосходстве своей авиации, что вначале посылал группы бомбардировщиков даже без истребительного сопровождения.

Чирков зашёл со стороны солнца и затем как снег на голову обрушился не ведущего Не-111. Бомбардировщик загорелся. А Чирков всё стрелял и стрелял по нему, пока вражеский самолёт не врезался в землю. Тем временем, второй бомбардировщик, беспорядочно сбросив бомбы, повернул назад и скрылся... Это была первая воздушная победа, одержанная лётчиками Ленинградского военного округа.

Через 3 дня он одержал свою вторую победу, вновь сбив один Не-111 и подбив другой, который с дымом и потерей высоты ушёл на запад.

Немецкий бомбардировщик Не-111.

Вылетать в те дни приходилось так часто, что командир эскадрильи Пётр Покрышев, будущий дважды Герой, и его заместитель Андрей Чирков, случалось, дежурили одновременно. Вместе и вылетали, вместе и уничтожили более десятка вражеских машин. Но из одного такого полёта Покрышеву пришлось возвращаться одному - Чирков был сбит огнём стрелка бомбардировщика. Вернувшись в полк, Андрей рассказал товарищам:

"Перехитрили меня фашисты, особенно нижний стрелок. Несколько раз я зажигал этот проклятый "Хейнкель", а он, как отсыревшее полено, подымит и погаснет. Ближе не подпускал стрелок - радист, но я всё - таки разделался с ним и подошёл так, что рукой подать. Выпустил ещё одну очередь - горит !

Только на радостях не заметил, как нижний стрелок перелез наверх и заменил убитого. Когда увидел это, было уже поздно. Он так мне врезал, что я схватился за лицо, а в ладонях кровь. И самолёт мой падает..."

Чирков был отправлен в госпиталь. Там он донимал врача просьбами отпустить его в полк. А на 4-й день не выдержал и сбежал. Время тогда было трудное, поэтому Чиркову было разрешено остаться в полку.

Упорные бои развернулись в августе 1941 года на ближних юго - западных подступах к Ленинграду. В эти дни наши лётчики, несмотря на двойное - тройное превосходство вражеской авиации, смело вступали в бой, нередко сражаясь один против пяти и более противников.

А.Чирков (в центре) с товарищами

А. В. Чирков  ( в центре )  со своими ведомыми.  Осень 1941 года.

7 августа 1941 года Андрей Чирков и его двое ведомых младшие лейтенанты Джабидзе и Шиошвили сопровождали группу СБ. На подходе к Большому Сабску их перехватили 15 Ме-109. Немцы с ходу попытались прорваться к бомбардировщикам, но не смогли. Завязался бой. Чирков с первой же атаки поджёг один "Мессер". Ведомые неотступно следовали за своим командиром. Но они были ещё недостаточно опытными лётчиками, и немцам удалось оторвать их от Чиркова.

Зажав тройку "Яков" со всех сторон, немцы повели на них атаки. Первым оказался сбитым Шиошвили. Потом вспыхнул самолёт Джабидзе. Чирков остался один против 14 "Мессеров". Искусно маневрируя, он сбил ещё одного врага. Но когда вцепился в хвост очередного противника, в кабине разорвался снаряд. В руку впились осколки, она сразу отяжелела и перестала слушаться. Чирков не успел вовремя нажать на гашетку пулемётов, и Ме-109 ушёл от атаки. В тот же момент сверху на Як-1 свалился "Мессер". Боковым зрением Чирков увидел огненные трасы: пушечные очереди противника разворотили правую плоскость и подожгли мотор. Лётчик бросил машину в глубокий вираж и сбил пламя. Драться на искалеченном самолёте не было никакой возможности, и Чирков круто повёл "Як" к земле, рассчитывая, что зелёная окраска машины на фоне лесов и полей скроет его от глаз противника.

Снижаясь, Чирков обернулся, чтобы посмотреть, где враг. Немцы не преследовали советского лётчика. Им было уже не до Чиркова. Высоко над ним снова кипел бой. С "Мессерами" дралась подоспевшая на помощь бомбардировщикам тройка И-16. СБ благополучно долетели до цели и отбомбились. Чирков не дотянул до своего аэродрома и посадил самолёт на поле неподалеку от нашей передовой. Едва он вылез из кабины, как потерял сознание. Лётчика подобрали санитары из ближайшей войсковой части. Они и доставили его в медсанбат, откуда Чиркова перевезли в один из ленинградских госпиталей. Вскоре он вернулся в свой полк и продолжил боевую работу.

В августе 1941 года лейтенант А. В. Чирков сбил несколько вражеских самолётов и уже к середине месяца довёл число своих личных побед до 7. Но победы давались нелегко: в 1941 году он дважды был ранен и дважды до срока уходил из госпиталя, возвращался в часть. Но то, что случилось 21 января 1942 года под Погостьем, не оставляло сомнения - Чирков не вернётся...

Было это уже под вечер. Шестёрка лётчиков 154-го истребительного авиаполка, ведомая старшим лейтенантом П. А. Покрышевым прикрывали наши войска от налётов вражеской авиации в районе Погостья. Зоркий, настороженный, Андрей Чирков первым увидел новые немецкие истребители Ме-109F. Головная пара шла в атаку на наши самолёты. Остальные 4 были готовы вступить в бой каждую секунду.

Чирков пошёл навстречу врагу. Лётчик ведущего "Мессера" не отвернул. Самолёты шли друг на друга. Силуэт вражеской машины уже заполнил весь прицел. Чирков дал пулемётную очередь. "Мессер" приближался... Но в последний момент не выдержал и рванул вверх. Чирков - за ним. Любой ценой он решил уничтожить противника.

Резко взмыв, Чирков снова оказался перед Ме-109F. Это произошло так неожиданно, что вражеский лётчик уже не мог ничего предпринять. Самолёты столкнулись...

Р-40С из 154-го ИАП.

Андрей успел заметить, что "Мессер" разваливается на куски. Падал, ломаясь, и самолёт Чиркова. Он выбросился из кабины и раскрыл парашют. Теперь можно было осмотреться. Увидев землю, лётчик пришёл в смятение: ветер сносил его за линию фронта.

Чирков начал подтягивать стропы, пытаясь превратить шёлковый купол в подобие управляемого паруса. Но ничего из этого не получилось. Заставить парашют скользить в обратную сторону, против ветра, не удалось. Приближалась земля, на которой был враг.

Приземлился Чирков в лесу. И так как дело происходило под вечер, немцам не удалось обнаружить его. Голоса вражеских солдат постепенно отдалялись и скоро совсем пропали. Андрей начал пробираться к своим. По его предположениям, до линии фронта было чуть более 10 километров. Выбрать направление помогли карта и компас.

Андрей Чирков у своего

Однако верный курс ещё далеко не всё. На каждом шагу лётчика подстерегала опасность. Он мог неожиданно столкнуться с немцами. Был у Чиркова и другой враг, который неотступно следовал за ним и всё больше давал о себе знать, - мороз. В воздухе с Чиркова сорвало шлем и перчатки. Как ни прятал он руки, как ни поднимал воротник комбинезона, пальцы деревенели, а голову будто стягивало обручём.

Скоро меховые унты стали невероятно тяжёлыми. Чирков с трудом вытаскивал их из глубокого снега. Одолевала усталость. Хотелось присесть и отдохнуть. Чирков несколько раз падал, но торопливо поднимался и снова шёл. Отдыхать решил стоя, прислонясь к дереву. Садиться боялся, чтобы совсем не одолела слабость. Перед рассветом чуть было не наткнулся на немецкий патруль, но успел спрятаться за дерево. Солдаты прошли так и не заметив лётчика.

Всё чаще слышались голоса, возникали силуэты людей. Потом опять никого. Чирков понял, что передний край совсем близко. Немцы прячутся в укрытия, чтобы не попасть под пулю или осколок. Это было на руку лётчику. Мешали только взлетавшие время от времени ракеты. Однако и от них была польза. При свете ракет он высмотрел расположение пулемётных гнёзд, заметил где стоит артиллерийская батарея, отыскал в проволочном заграждении место, развороченное снарядом. Едва погасла очередная ракета, Чирков метнулся к ближайшей воронке. Переждал, когда снова воцарится темнота, и с разбегу ткнулся в то место, где колючая проволока была изорвана снарядом.

Из окопов ударили автоматы. Чирков припал к земле. Отлежавшись немного, снова пополз. Так и добрался до нашего переднего края. Это было третье и самое неожиданное возвращение Чиркова в полк.

13 марта 1942 года тройка наших лётчиков, в числе которых был и Андрей Чирков, провела успешный воздушный бой с большой группой немецких самолётов. В тот день, прикрывая наземные войска, звено истребителей 154-го авиаполка в составе А. А. Матвеева, П. А. Пилютова и А. В. Чиркова над линией фронта встретило 4 истребителя Ме-109. Атаковав врага, наши лётчики сбили один из них и тут же увидели пикировщики Ju-87, которые готовились бомбить наши войска.

Ведущий повёл звено на "Юнкерсов", когда вдруг сверху на них "свалилось" ещё 9 "Мессеров". Ввязываться с ними в бой было нельзя - важнее было помешать пикировщикам прицельно сбросить бомбы. Оторвавшись от Ме-109, наши истребители ударили по Ju-87. Один самолёт загорелся, другие шарахнулись в стороны. Теперь все силы, всё внимание и мастерство наши лётчики обратили на борьбу с истребителями противника, которые стремились расправиться с отважной тройкой. Но врагу так и не удалось сбить ни одного нашего самолёта.

Як-7Б А.В.Чиркова

А.Чирков у своего 'Яка'
Андрей Чирков у своего "Яка".  1943 год.

В другой раз звено, ведомое уже Чирковым, перехватило большую группу бомбардировщиков, которые под прикрытием четвёрки Ме-109 держали курс на Ленинград. Воздушный бой длился около 30 минут. В итоге наши лётчики уничтожили 4 самолёта врага и без потерь вернулись на свой аэродром.

В январе 1943 года после очередного перевооружения полка Андрей Чирков одним из первых освоил истребитель Як-7Б и в первом же бою на новой машине сбил 2 вражеских FW-190.

К июню 1943 года Андрей Васильевич Чирков, ставший к тому времени уже помощником командира 29-го Гвардейского истребительного полка по воздушно - стрелковой службе, совершил 389 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, в которых сбил 18 самолётов противника лично и 9 - в составе группы.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Весной 1944 года Чирков принял командование 196-м истребительным авиаполком. В июне лётчики 275-й истребительной авиационной дивизии, куда входил и полк Чиркова, вели напряжённые бои на Карельском перешейке. 19 июня оказалось для них самым напряжённым. В этот день было проведено 15 воздушных боёв и сбито 22 неприятельских самолёта. Один из них записал на свой счёт и Андрей Чирков   ( по некоторым источникам его жертвой стал капитан Ханс Винд - финский ас с 75-ю победами ). Но на свой аэродром он тогда не вернулся.

Як-7Б А.В.Чиркова

Чирков А.В.

Его подчинённые успокаивали друг друга: "Не может он пропасть". Слова ведомого о том, что хвост командирской машины отрубило зенитным снарядом, никто не хотел принимать в расчёт.

Но время шло, а Чиркова не было. И вдруг, когда лётчики уже начали терять последнюю надежду, к командному пункту полка подкатила машина, из которой устало выбрался майор Чирков. Прощаясь с шофёром, он вдруг спохватился и начал рыться в карманах:

- Не нужны мне теперь эти трофеи. - И высыпал в руку тому горсть пуговиц. - Верни их. Пусть пришьют обратно.

Окружившие Чиркова однополчане ничего не понимали. Тогда майор поведал свою историю:

- О том, что мне пришлось ещё раз побывать за линией фронта, вы, конечно уже догадываетесь. Так вот, пробираюсь я по лесу и вижу двух немецких связистов. Подкрался к ним и крикнул: "Руки вверх !". Они вмиг побросали свой провод, и ладошки к небу. А так как их всё - таки двое, обрезал я им пуговицы на штанах. Так, думаю, спокойней будет. В таком виде и сдал нашей наступающей пехоте. А вот сейчас вспомнил про пуговицы...

Як-7Б А.В.Чиркова
Як-7Б А. В. Чиркова, 196-й ИАП, 1944 год.

Все расхохотались. Чирков оглядел подчинённых и с напускной строгостью сказал:

- Командир вернулся, а им смешки. Лучше докладывайте, как дела. И машину мне подготовить. Сегодня уже не полечу, а завтра - обязательно...

И уже на следующий день, 20 июня 1944 года, командир 196-го истребительного авиаполка майор А. В. Чирков в бою с 3-мя немецкими истребителями сбил один из них, а остальные принудил к бегству. Ещё много боевых вылетов совершил после этого Андрей Чирков, много раз сходился в воздухе с врагами и побеждал их.

Чирков А.В.

На рисунке справа изображён самолёт Як-7Б  ( серийный № 4415332 )  командира 196-го ИАП Гвардии майора А. В. Чиркова, на котором он выполнил около 100 боевых вылетов и сбил 5 вражеских самолётов.

За годы войны, сражаясь в небе Ленинграда, над Ладогой и Волховом, Гвардии майор А. В. Чирков выполнил 420 успешных боевых вылетов, участвуя в 78 воздушных боях сбил лично 24 и в группе с товарищами 9 самолётов противника.

В 1949 году по состоянию здоровья уволился в запас. Почётный гражданин Ленинграда Андрей Васильевич Чирков жил и трудился в этом городе.

Прошедший сквозь огонь войны и выживший все смертям назло, отважный воздушный боец умер после тяжёлой болезни 10 сентября 1956 года, 39-ти лет от роду...


*     *     *


Список известных побед Гвардии майора А. В. Чиркова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
128.06.1941 г.1  Ju-88ст. БрянчаниновоЯк-1, "Киттихаук",

Як-7, Як-9,

"Аэрокобра".

229.06.1941 г.1  Ме-110ст. Лунтланге
31  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )ст. Черская
416.07.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Осьмино
520.07.1941 г.1  Ме-110Сумск - Домашев
620.01.1942 г.1  "Хе-113"  ( сбит тараном )ст. Погостье
714.03.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 )Шала
81  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев.- зап. ст. Погостье
916.03.1942 г.1  "Хе-113"  ( в группе - 1 / 5 )сев. Ларионов остров
1017.03.1942 г.1  "Ме-115"разъезд Жарок
111  "Хе-113"  ( в группе - 1 / 6 )болото сев. - вост. Бараки
121  "Хе-113"  ( в группе - 1 / 6 )зап. Виняголово
1319.03.1942 г.1  Не-111сев. Дружево
141  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )болото Ковригина Гладь
1520.03.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )вост. Погостье
1619.03.1943 г.1  Ме-109Манушкино
171  Ме-109сев. Красный Бор
1823.03.1943 г.1  Ju-88Красный Бор
191  Ме-109Красный Бор
2012.04.1943 г.1  Hs-126Пушкин
2105.06.1943 г.1  FW-190Пупышево
2207.06.1944 г.1  "Брюстер"Коневитса - Кексгольм
2319.06.1944 г.1  Ме-109ст. Сяйние
241  FW-190ст. Сяйние

       Всего сбитых самолётов - 24 + 9  [ 17 + 9 ];  боевых вылетов - 420;  воздушных боёв - 78.

    -->      © fightersky.ru