Главная | Источники | 

HSU

Черкашин Григорий Григорьевич

Г.Г.Черкашин.

Родился 22 Ноября 1921 года в селе Рыбное, ныне Рыбинского района Красноярского края, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу № 7 в Красноярске, аэроклуб в Алма - Ате. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1943 года в действующей армии. К Февралю 1945 года командир звена 672-го штурмового авиационного полка  ( 306-я штурмовая авиационная дивизия, 10-й штурмовой авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Лейтенант Г. Г. Черкашин произвёл 175 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта противника.

29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1948 года Полковник Г. Г. Черкашин - в запасе. Жил в Москве, работал в Гражданском Воздушном Флоте.

Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени   ( дважды ), Красной Звезды, медалями, венгерским орденом Красной Звезды. Заслуженный пилот СССР.

*     *     *

Григорий Черкашин родился в селе Рыбное Красноярского края. Его отец - Григорий Николаевич  ( 1897 - 1930 гг. )  и мать - Агафья Васильевна  ( 1904 - 1972 )  были крестьянами. В 1937 году Григорий окончил 7 классов и поступил работать на паровозо - вагонный ремонтный завод. В 1940 году в Красноярском аэроклубе он первый раз поднялся в воздух

В 1940 году семья переехала в Алма - Ату. Там Григорий закончил обучение в аэроклубе и был направлен в Чкаловскую военную школу пилотов, которую окончил в 1943 году, освоив самолёты Р-5 и СБ.

Затем Младший лейтенант Черкашин был направлен в 1-ю запасную авиабригаду в Куйбышев  ( ныне - Самара ), где прошёл дополнительную переподготовку на штурмовике Ил-2.

Вскоре была скомплектована группа из 23 экипажей: лётчики получили новейшие самолёты и обмундирование и отправилась в распоряжение 306-й штурмовой авиадивизии  [ забегая вперёд скажем: к концу войны из 23 экипажей   ( лётчик и воздушный стрелок )  остались в живых только 2 лётчика - Черкашин и Говорунов, но при освоении нового самолёта Ил-10 в 1945 году Говорунов погиб ].

Первый боевой вылет Черкашин выполнил 22 Ноября 1943 года. С каждым вылетом он приобретал опыт. Через месяц боевой работы уже стал летать ведущим пары. В составе полка прошёл до Победы. Сражался в небе Украины и Молдавии, Румынии и Болгарии, Венгрии и Югославии. Последний - совершил в Чехословакии весной 1945 года.

23 Сентября 1944 года 1-я авиабригада 672-го авиаполка была поднята по тревоге. Срочно требовалось оказать помощь наземным войскам в районе города Ниш - уничтожить переправу противника через реку Мораву. Штурмовую группу из 8 самолётов повел командир эскадрильи С. К. Ковязин. Он был опытнейшим лётчиком, пришедшим в штурмовую авиацию в Августе 1944 года, а до этого совершил 800 боевых вылетов в лёгкобомбардировочной авиации.

Точно выйдя на цель, лётчики начали штурмовать переправу. Она была уничтожена с первого захода: горели танки, автомашины, разбегалась пехота. Надо возвращаться домой. Солнце спустилось за горы, темнота наступила быстро.

Пришли на аэродром сомкнутым строем. Светились стартовые огни. Теперь нужно произвести посадку. Главная опасность была в том, что большинство лётчиков ни разу не летало ночью. Первым на посадку пошёл ведущий, а за ним остальные. Все сели благополучно. Это был большой успех.

Спустя полвека Г. Г. Черкашина пригласили в город Ниш. Когда он на встрече с молодёжью рассказал о том, как оказывалась авиационная помощь войскам, освобождавшим Ниш, с места поднялся мэр города и сказал: "Григорий Черкашин - почётный гражданин города Ниш".

...Войска с боями продвигались на запад. Враг упорно сопротивлялся. Ожесточённые бои шли за освобождение Венгрии. 672-й авиаполк потерял там 33 лётчика. Были дни, когда в воздух полк мог поднять только 2 исправных самолёта. Каждый новый вылет проходил с тяжёлыми боями и потерями.

До сражения под Будапештом за плечами Лейтенанта Черкашина были уже Ясско - Кишиневская операция, штурмовки, разведывательные полёты, "свободная охота" - словом, около 200 успешных боевых вылетов. Многие из них он выполнял в роли ведущего группы - как уже опытный лётчик. Случалось ему приводить на свой аэродром опалённую огнём, иссечённую пулями и осколками машину.

Г.Г.Черкашин.

В межозерье Балатон - Веленце удача едва не отвернулась от него. Сам Григорий Григорьевич вспоминает об этом так:

"В Марте 1945 года наши войска отражали ожесточённые атаки противника в районе озера Балатон. Наша 17-я Воздушная армия, которой командовал Генерал В. А. Судец, совершала вылет за вылетом на прикрытие наших боевых порядков, бомбёжку и штурмовку позиций врага, его резервов и коммуникаций. В небе то и дело вспыхивали горячие воздушные бои.

Несмотря на сложные метеоусловия, экипажи наших штурмовиков сражались с полным напряжением сил. По 5 - 6 боевых вылетов подряд выполняли мы тогда.

Вспоминаю пасмурный весенний день, когда мне пришлось в качестве ведущего вести группу "Илов" на очередную штурмовку. Шли к цели без сопровождения, плотной группой, прижатые к земле хмурой облачной рванью - в такую непогоду встреча с вражескими истребителями была маловероятной. И всё-таки...

По всему было так: появившаяся вопреки всем ожиданиям четвёрка Ме-109, долго мельтешившая неподалёку в разрывах облаков и словно бы с любопытством наблюдавшая, как штурмовики "прочёсывают" огнём колонну немецких войск, вдруг в тот самый момент, когда мы выходили из атаки и ещё не успели сомкнуться, словно по мановению дирижёрской палочки, ринулась в пике. Секунды спустя первая пара брызнула перед ведомыми таким снопом заградительного огня, что им ничего не оставалось, как круто отвалить в сторону. Вторая же пара "Мессеров", разогнавшись, начала сближаться с моим самолётом. Всё это произошло так быстро, что мой воздушный стрелок Толя Сазонов успел лишь крикнуть по внутренней связи: "Командир, сзади атакует пара "худых" !" - и тут же, без паузы, в надсадный гул мощного двигателя вплелась знакомая чёткая дробь крупнокалиберного пулемёта.

"Значит, фашисты уже на дистанции действенного огня", - понял я, хорошо знавший, что Сазонов ни одной пули наугад не выпустит. Однако сейчас нашему пулемёту противостояли 2 вражеские пушки и 4 пулемёта. Да и судя по слаженному, нестандартному тактическому приёму, "Мессера" пилотировали опытные "воздушные волки". Положение сложилось критическое, всё решали секунды.

Я выжал правую педаль, сдвинул ручку управления влево чуть на себя. Штурмовик пошёл со скольжением, и вовремя - огненные трассы "Эрликонов" располосовали в линейку небо рядом с кабиной. Теперь, пока враг внесёт поправку, - скольжение влево. А цветастые ленты снарядов, трассирующих пуль уже секут воздух, не переставая. Взять вправо... влево... Сколько ещё может продолжаться эта игра со смертью ?   А если так ?

Г.Г.Черкашин

Убираю обороты двигателя, подбираю ручку управления на себя, не давая тяжёлой бронированной машине просесть. И ещё раньше, чем стрелка указателя скорости дрогнула и поползла влево, всем подавшимся вперёд телом ощутил торможение. Разгадает ли противник этот ход ?   Как на него отреагирует ?

Медленно, нестерпимо медленно тянутся, ползут мгновения. И вот слева сзади чуть выше выплыло и проскользнуло вперёд поджарое тело "Мессера". Главное - не упустить момент. Сектор газа - вперёд... поворот влево... и пальцы вминают в "баранку" пружинистые клавиши гашеток. Штурмовик плеснул на противника всей мощью бортового огня. "Мессер" клюнул носом, задымил, перешёл в отвесное пикирование и рухнул в Балатон.

"Победа, командир ! - услышал я в наушниках шлемофона ликующий голос Сазонова. - Этот отлетался, а второй отвалил, рванул в облака, словно очумелый".

Почти физически ощутил я, как с плеч медленно спадает огромная тяжесть, сковавшая тело в таком коротком и бесконечно долгом воздушном бою, длившемся несколько десятков секунд. Вместе с чувством облегчения я осознал, что сейчас выиграл самую жестокую схватку, выдержал самый суровый экзамен не только за 1,5 фронтовых года, но и за всю свою жизнь.

С трудом поднял онемевшую от напряжения руку, смахнул со лба крупные капли пота, вслух скомандовал себе: "Всё !   Курс - на аэродром. Мы ещё повоюем !".

18 Марта 1945 года при выполнении боевого задания самолёт Черкашина был повреждён зенитной артиллерией противника. Во время приземления на переднем крае наших войск самолёт разрушился. Воздушный стрелок погиб. Лётчика выбросило из кабины. Когда Черкашин пришёл в сознание, то попросил доставить его в штаб части. Прибыв в полк, он отказался от госпитализации и после лечения в полковом лазарете вновь приступил к боевым полётам.

За время пребывания на фронте Черкашин совершил 240 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В большинстве вылетов он был ведущим групп. За всё время на фронте он ни разу не был сбит, только 2 раза садился на вынужденную и то на своём аэродроме. Ни разу не был серьёзно ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Лейтенанту Черкашину Григорию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4989 ). А всего в этом полку было воспитано 11 Героев Советского Союза.

Г.Г.Черкашин

После Победы продолжил службу в армии. С 1946 года, после расформирования полка, служил в авиации Воздушно - Десантных войск. В 1948 году Полковник Г. Г. Черкашин по состоянию здоровья списан с лётной работы и уволен в запас.

Уехал в Казахстан, и, обманув медицину, пришёл в гражданскую авиацию. Летал сначала на почтовом По-2, затем на пассажирских Ли-2, Ил-12, Ил-14. В 1956 году среди первых освоил реактивный Ту-104, летал на нем почти 14 лет. В 1970 году, уже в Москве, освоил Ту-154 и летал на нём до выхода на пенсию в 1982 году. В общей сложности Черкашин находился на лётной работе 42 года. Его налёт составил 23 000 часов. Пилот 1-го класса, Заслуженный пилот СССР.

В настоящее время живёт в Москве. Участвует в общественной жизни, патриотической работе. Член КПРФ. В совете ветеранов Юго - Западного административного округа столицы возглавляет секцию Героев Советского Союза.

*     *     *

Дополнительную информацию о Г. Г. Черкашине читайте в статье - "Полёт длиной в жизнь".


Возврат

Н а з а д