Главная | Источники | 

HSU

Чепига Юрий Яковлевич

Ю.Я.Чепига.

Родился 22 Января 1918 года в городе Люботин, ныне Харьковской области ( Украина ), в семье рабочего. Окончил 10 классов, Батайскую школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота. Работал лётчиком - инструктором в Тамбовском лётном училище ГВФ. С 1935 года в рядах Красной Армии.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Апрелю 1945 года штурман 952-го штурмового авиационного полка   ( 311-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Майор Ю. Я. Чепига совершил 140 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 3 и на аэродромах сжёг 20 вражеских самолётов.

29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1953 года - в запасе. Жил в городе Туапсе Краснодарского края.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Его имя носила пионерская дружины майкопской школы № 19 и люботинской школы № 1.

*     *     *

Ему нравилась профессия отца - железнодорожника, нравилась и своя работа на Панютинском вагоноремонтном заводе. Но стремление летать взяло верх. Он поступил в Батайское лётное училище и, успешно окончив его в 1938 году, стал военным лётчиком.

С первых дней Великой Отечественной войны начинается боевая биография лётчика Юрия Чепиги. На своём Ил-2 он громил врага под Москвой и на Курской дуге, под Оршей и Минском, Кёнигсбергом и Варшавой. Он сражался в воздухе и уничтожал врага на земле.

Каждый день на фронте был наполнен напряжённым трудом и испытаниями, опасностями и риском, горечью неудач и радостью побед. Одни события отодвигали другие. Но были эпизоды, боевые дни и даже часы, минуты, которые на всю жизнь остались в памяти лётчика. Навсегда запомнил Юрий Чепига день 12 Декабря 1941 года, когда под ливнем вражеского огня он со своим звеном атаковал фашистскую колонну северо - западнее Москвы. Многие автомашины врага разлетелись в щепки, сотни гврагов нашли здесь свою могилу.

Врезался в память и один из Январских дней 1942 года. Валил снег. Аэродром под Серпуховом, где базировался авиаполк Резерва Главного Командования, был закрыт из-за нелётной погоды. В это время поступили данные о том, что немцы разгружают 4 эшелона с танками, артиллерией и боеприпасами на станции Полотняный Завод, под Калугой. Необходимо было любой ценой нанести удар по эшелонам. Генерал авиации Жихарев, прибывший на командный пункт полка, лично занялся подготовкой этого необычного вылета. Выполнить сложную боевую задачу поручили Юрию Чепиге и его ведомому лётчику Мачневу. Поднявшись в воздух, отважная пара долго искала "окно", чтобы пробиться к цели. Только огромная выдержка и стремление во что бы то ни стало сорвать замысел врага помогли выполнить сложное задание.

Атаковать цель внезапно не удалось. Над станцией штурмовики встретили плотный зенитный огонь. Рвались чёрными клубками снаряды, густо чертили воздух разноцветные трассы пулемётного огня. Но лётчики делали своё дело. Заполыхали вагоны, начали рваться боеприпасы. Ободрённые успешной атакой, боевые друзья несколько раз заходили на цель и возвратились только, когда в лентах пушек и пулемётов оставался неприкосновенный запас боекомплекта. Вражеские эшелоны были разбиты.

Ил-2 в боях под Москвой.

Правда, не всегда везло Юрию Чепнге. При выполнении боевых заданий 13 раз противник подбивал его машины. В 9 из этих случаев ему удавалось дотянуть до своего аэродрома или до подходящей посадочной площадки. В Мае 1942 года самолёт Юрия Чепиги был сбит фашистским истребителем и упал вблизи города Медынь. Пилот получил тяжёлые ранения. По состоянию здоровья врачи запретили летать, но не таков Юрий Чепига, чтобы легко сдаваться. Через некоторое время он снова в небе, снова в бою.

Особенно тяжёлым для него был день 22 Августа 1942 года, когда вражеские истребители атаковали в воздухе его самолёт и перебили тягу руля высоты, повредили руль поворота. Машина перестала слушаться пилота. Как только это заметили преследовавшие его фашисты, они усилили огонь по советскому штурмовику. Немецкий лётчик показывал знаками, чтобы Чепига садился, всё равно, мол, смерть неизбежна. Но, тяжело раненный, на потерявшем управление самолёте, он всё же дотянул до нашего переднего края, который проходил за рекою Вазуза.

Очнулся лётчик в блиндаже медицинского пункта стрелковой части. Ему предложили эвакуироваться в тыл, в госпиталь, но он категорически отказался и остался в полковом лазарете, а через 3 недели Юрий Чепига снова был в воздухе на своём грозном штурмовике.

Ю.Я.Чепига.

В 1941 -1942 годах он был награждён 3-мя орденами Красного Знамени, которые ему вручали в Кремле. В 1943 году боевой лётчик был отмечен командирским орденом Александра Невского.

До победоносного завершения войны Чепига оставался в строю советских ВВС. 140 раз поднимал свой Ил-2 на боевое задание. На его счету около 30 уничтоженных вражеских самолётов, 2 бронепоезда, около 40 танков, много автомашин и железнодорожных эшелонов. Отважный лётчик бомбил мосты, отрезал пути отступавшим врагам и топил их транспорты в Балтийском море.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, 29 Июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Юрию Яковлевичу Чепиге звание Героя Советского Союза.

После войны бесстрашный лётчик ещё несколько лет отдал авиации, но по состоянию здоровья вынужден был демобилизоваться. Последние годы Ю. Я. Чепига жил и работал в городе Туапсе Краснодарского края.

( Из материалов сборника - "Подвиги во имя Отчизны".  Харьков, изд. "Прапор", 1974 год. )


Возврат

Н а з а д