Главная | Источники | 

HSU

Часнык Николай Леонтьевич

Н.Л.Часнык

Родился 26 Октября 1921 года в городе Орше, ныне Витебской области, в семье железнодорожника. Окончил 2 курса Московского медицинского института. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Февраля 1942 года в действующей армии. По Сентябрь 1942 года служил в 630-м ИАП, летал на И-16 и "Киттихауке". Сражался на Северо - Западном фронте. С Сентября 1942 года по Июль 1944 года - в 910-м ИАП ( 148-м ГвИАП ), где летал на Як-7 и Як-9.

К Апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка особого назначения ( 148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны ) Гвардии старший лейтенант Н. Л. Часнык выполнил 685 боевых вылетов. Провёл 39 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 и в составе группы 3 самолёта противника. 7 Июля 1944 года сбит огнём зенитной артиллерии противника. Попал в плен, освобождён после окончания войны.

22 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны до 1958 года служил в Войсках ПВО. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1958 года Гвардии полковник Н. Л. Часнык - в запасе. Жил в Ростове - на - Дону. С 1959 года работал в Северо - Кавказском управлении Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 7 Декабря 1995 года.

*     *     *

Николай Часнык родился 26 Октября 1921 года в городе Орша Витебской губернии. Окончив 10-летку, он поступил в Московский медицинский институт, отучился 3 семестра и ушёл в армию. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу, около полугода служил там лётчиком - инструктором.

С Февраля 1942 года Часнык сражался на Северо - Западном фронте в составе 630-го ИАП, сформированного в основном из инструкторов Борисоглебской лётной школы. Воевал сначала на И-16, а позднее на американском Р-40 "Киттихаук". Молодой лётчик быстро стал отличным воздушным бойцом, много работал над изучением опыта воздушных боёв. В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 134 есть следущая заметка:

"28 Июля 1942 года лётчики 630-го ИАП ( 106-я ИАД ПВО ) Лейтенанты Г. Н. Гуров и В. С. Комаров, Младший лейтенант Н. Л. Часнык, ведомые Старшим лейтенантом М. А. Тетеревым, встретили 3 "Хейнкель-111", которые заходили на бомбёжку наших войск в районе Большие Дубровицы - Никольское, и внезапным ударом уничтожили все 3 бомбардировщика".

Осенью 1942 года командир звена Младший лейтенант Часнык, одержавший к тому времени уже несколько побед, был переведён в 910-й ИАП особого назначения ( с 9 Октября 1943 ставший 148-м ГвИАП ) войск ПВО страны 101-й ИАД ПВО. В составе этого полка он воевал на "Яках" под Сталинградом и Курском, участвовал в освобождении Украины.

Весной 1943 года лётчики полка выполняли задания по перехвату самолётов - разведчиков противника и патрулирование. Иногда им поручались и специальные задания. Так, 8 Апреля 1943 года, Старший лейтенант Н. Л. Часнык и Лейтенант А. А. Елдышев вылетали на сопровождение транспортного самолёта в Мичуринск.

Летом 1943 года, при подготовке наступления на Курской дуге, противник произвёл на железнодорожный узел Курск 2 массированных налёта ( 22 Мая и 2 Июня ), в которых принимало участие около 1050 самолётов.

В налёте 22 Мая участвовало до 170 самолётов противника. При отражении этого налёта отличились лётчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Так, Лейтенант А. А. Елдышев, первым врезался в строй немецких бомбардировщиков и сразу же сбил Ju-87. Развернувшись, он точным огнём поджёг второй "Юнкерс", который взорвался на собственных бомбах. Заметив третьего "Юнкерса", пытавшегося уйти с поля боя, А. А. Елдышев стремительно пошёл в атаку. В это время появились 4 Ме-109F. А. А. Елдышеву грозила опасность, но на помощь ему поспешил Старший лейтенант Н. Л. Часнык, и третий Ju-87 был сбит. По 2 самолёта противника сбили лётчики Н. В. Подковщиков, В. И. Малахов и Н. В. Борисенко.

В Марте 1944 года разгорелись тяжелейшие воздушные схватки в районе города Сарны Ровенской области. В те дни истребителям часто приходилось вести бои с превосходящими силами противника. Особенно упорной была схватка восьмёрки наших "Яков" с большой группой "Юнкерсов", которые в сопровождении "Мессеров", 19 Марта шли бомбить железнодорожный узел Сарны. И потеряв 9 самолётов, противник повернул обратно. Немецкая авиация предприняла ещё несколько попыток пробиться к цели. Но все они окончились неудачно. Советское информбюро в сводке от 28 Марта сообщало об этих боях следующее:

"На днях 2 группы немецких самолётов пытались произвести дневной массированный налёт на военные и промышленные объекты города Сарны. В налётах участвовало до 60 бомбардировщиков противника. Встреченные нашей авиацией, немецкие самолёты к городу не были допущены. В воздушных боях лётчики 9-го Воронежского ИАК ПВО встретили противника на дальних подступах к объекту. Они нанесли ему тяжёлый урон, сбив 24 самолёта. Все наши самолёты, участвующие в этих боях, вернулись на свой аэродром".

В этот день немцы дважды пытались бомбардировать железнодорожный узел Сарны. Первую попытку они сделали утром, когда 15 бомбардировщиков Ju-87 стремились незаметно прорваться к объекту. Однако наши радиолокационные станции своевременно обнаружили их. На перехват поднялись 2 звена Як-9 из 148-й истребительной авиадивизии ПВО под командованием Старшего лейтенанта Н. Л. Часныка и Капитана В. И. Иванова. Наши лётчики смело атаковали бомбардировщиков на дальних подступах и сбили 5 машин, не имея своих потерь. Ни один немецкий самолёт не прорвался к объекту.

К вышесказанному хочется добавить лишь то, что в тот знаменательный день Николай Часнык сбил 3 вражеских самолёта. Вечером на аэродром Сарны прибыл командующий 2-м Белорусским фронтом Генерал - полковник П. А. Курочкин, чтобы лично поздравить лётчиков с замечательной победой и вручить им ордена.

Потерпев неудачу днём, немцы повторили массированный налёт на Сарны в вечерних сумерках. Радиолокаторы обнаружили в 110 км от города до 50 бомбардировщиков. На перехват своевременно вылетели 4 звена Як-9, которые атаковали противника в районе Домбровицы. В завязавшемся воздушном бою наши лётчики сбили 18 бомбардировщиков и снова сами потерь не имели.

Вскоре Николай Часнык был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе, в частности, писалось:

"К Апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиаполка особого назначения ( 148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны ) Гвардии старший лейтенант Н. Л. Часнык произвёл 685 боевых вылетов, из них 18 на штурмовку наземных войск противника. Провёл 39 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 и в составе группы 3 самолёта противника. Участвовал в воздушных боях в составе 6 истребителей против 25 - 35 самолётов противника FW-190. Смел. Тактически грамотен..."

Н.Л.Часнык у своей боевой машины

Выполняя задачи по обороне объектов прифронтовой полосы, лётчики истребительной авиации ПВО страны значительно повысили своё боевое мастерство и более эффективно отражали налёты. Многие из них при выполнении боевых задач показали высокую выучку. Вот только один из многих боевых подвигов.

В ночь на 2 Апреля 1944 года вражеские бомбардировщики вновь пытались прорваться к важному объекту у города Сарны. Они шли на большой высоте. Николай Часнык взлетел одним из первых и поднялся над осветительными бомбами, чтобы было легче найти противника. Внизу проскользнули силуэты вражеских бомбардировщиков. Избрав для атаки "Хейнкель-111", шедший параллельным курсом, Николай немедля пошёл на сближение. Огонь открыл с близкой дистанции. Загорелся правый мотор "Хейнкеля". Но враг был опытен: сразу скользнул и сбил пламя. Продолжая атаки, истребитель долго преследовал противника. Когда кончились боеприпасы, решил идти на таран. На большой скорости Часнык ударил "Хейнкель" консолью левого крыла по правой плоскости. Вражеский самолёт был уничтожен. Истребитель Николая встряхнуло, накренило, но он благополучно долетел до аэродрома и на повреждённой машине благополучно приземлился.

Як-9 Н. Часныка

Истребитель Як-9Д на котором в ночь с 1 на 2 Апреля 1944 года
Старший лейтенант Н. Л. Часнык таранил бомбардировщих He-111.

Наши авиачасти научились воевать так, что уничтожали десятки и сотни вражеских самолётов, а сами при этом несли незначительные потери. Например, 148-я истребительная авиадивизия ПВО в течение 1944 года сбила 142 самолёта противника, а сама потеряла лишь 13 самолётов и 9 лётчиков. О высоком уровне боевого мастерства наших лётчиков свидетельстаует, в частности, и то, что соотношение потерь истребительной авиации ПВО к количеству сбитых самолётов противника в 1944 году выражалось 1 - 4,5 в нашу пользу.

7 Июля 1944 года Николай Часнык после длительного преследования уничтожил дальнего немецкого разведчика ( вероятно, Ju-188 ), его Як-9 попал под интенсивный огонь зенитной артиллерии, сам он был ранен и сбит над территорией противника. Попал в плен. Выдержал изощрённое и настойчивое давление врага, пытавшегося склонить его к измене. Пройдя все ужасы лагеря смерти, участвовал в восстании узников Бухенвальда в 1945 году. К тому времени он выполнил более 700 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил 27 вражеских самолётов   ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 14 личных и 10 групповых побед )

Н.Л.Часнык

После войны он продолжил службу в ПВО. Летал на МиГ-15 и МиГ-17. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Демобилизовался в 1958 году в звании Полковника.

У Николая Леонтьевича была необычная, по - видимому, единственная в мире семья лётчиков - истребителей. В 1944 году он женился на Тамаре Устиновне Памятных - командире эскадрильи 586-го женского ИАП, совершившей за войну 205 боевых вылетов на "Яках" и сбившей 2 немецких бомбардировщика. Их младший сын, Александр, пошёл по родительскому пути и тоже стал лётчиком - истребителем.

После демобилизации Н. Л. Часнык более 20 лет проработал начальником службы движения в Ростовском аэропорту, а позднее в Северо - Кавказском управлении гражданской авиации. Жил в Ростове - на - Дону.


Возврат

Н а з а д