Главная | Источники | 

HSU

Буряк Николай Васильевич

Н.В.Буряк

Родился в 15 Января 1919 года в селе Желанное, ныне село Первое Марьинского района Донецкой области  ( Украина ), в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода им. В. И. Ленина. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1942 года Лейтенант Н. В. Буряк в действующей армии. Сражался на Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 247-го истребительного авиационного полка  ( 203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт )  Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 395 успешных боевых вылетов, провёл 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области, работал начальником отдела кадров автоколонны. Умер 27 Декабря 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Как и многие ребята того времени, Николай по комсомольской путевке пришёл в один из филиалов Донецкого  ( Сталинского )  аэроклуба города Красногоровки, затем учился в школе пилотов, стал военным лётчиком.

На фронт Николай Васильевич попал в Январе 1942 года. Ему, лётчику - истребителю, пришлось защищать с воздуха наши войска, сражавшиеся с немецко - фашистскими захватчиками на Керченском полуострове. В жарких воздушных боях над Крымом с превосходящими силами противника закалялась воля, совершенствовалось боевое мастерство Н. В. Буряка, рос его авторитет среди товарищей. Когда наши части оставили Керченский полуостров, Николая Васильевича в числе 11 лучших пилотов направили в помощь героическим защитникам Севастополя.

Обстановка там была крайне сложной. Базы снабжения горючим и боеприпасами находились далеко - в Новороссийске и Туапсе. К тому же в распоряжении нашей авиации был всего один аэродром на мысе Херсонес, который не только постоянно подвергался бомбардировочным ударам немецких самолётов, но и обстреливался артиллерией противника. Несмотря на все эти трудности советские лётчики поднимали машины в воздух и вступали в ожесточённые бои с вражеской авиацией.

...На Керченский полуостров пришла весна. Яркими красками оживала земля, море - недавно мрачное, со свинцовым отливом, - набирало голубизну. Природа несла покой и тишину, а незваные пришельцы её взрывали. В небе зловеще гудели тяжело гружённые немецкие бомбардировщики, которых редким огнём встречали зенитчики. Перехватить самолёты противника не успели и наши лётчики: они заметили их тогда, когда те отбомбились и на малых высотах, не соблюдая строя, шли в сторону моря.

Встреча Николая с одним из "Юнкерсов" произошла прямо над морем, на высоте 20 - 30 метров. Подойдя слева, он с ходу открыл огонь. Безрезультатно. Но так как скорость "Яка" была больше Ju-88, Буряк повторно атаковал врага справа. Бортовой стрелок "Юнкерса" на этот раз чуть зазевался. Николай нажал на гашетки и длинной очередью полоснул по фюзеляжу бомбёра. Он нехотя накренился, выпустил орайжевый язык пламени и пошёл вниз. Вскоре на водной глади появилось белое пятно, поднялось облако пара, и над вражеской машиной сомкнулись воллы. Вот она - первая победа !

Як-1Б Я.Н.Кутихина, 1943 год
Як-1Б Я. Н. Кутихина, 156-й ГвИАП, 1943 год.

Но вскоре ему пришлось пережить горечь поражения и вынести тяжёлое испытание...

5 Июня 1942 года группа из 6 Як-1, которой командовал Подполковник Я. Н. Кутихин, взлетела с Херсонесского аэродрома. К месту расположения советских войск шла большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием 12 Ме-109. Шестёрка "Яков" смело бросилась навстречу этой воздушной армаде. Пара "Яков" во главе с ведущим ринулась на головной "Юнкерc".

Шедший сзади Буряк увидел, как самолёт командира полка сверху атаковали 2 "Мессера". Прибавив скорость, Николай Васильевич бросился наперерез вражеским истребителям и отсёк их пушечно - пулемётным огнём.

В это время 2 других Ме-109 зашли в хвост истребителю Буряка. Он успел их заметить в самый последний момент и попытался увернуться, но было уже поздно: трасса, выпущенная фашистским лётчиком, прошила правое крыло "Яка", как раз то место, где находились бензобаки. Самолёт мгновенно загорелся, пламя быстро достигло кабины лётчика. Поняв, что спасти машину уже невозможно, Буряк выбросился с парашютом. Озверевшие фашисты дважды атаковали спускавшегося на парашюте советского лётчика и ему только чудом удалось избежать гибели: пули не только не задели его, но и не повредили купол парашюта, который относило ветром всё дальше в море.

Н.В.Буряк

Надо было приводняться. Ртом при помощи шланга надул резиновый пояс, расстегнул карабины грудной перемычки и ножных обхватов, освободился от подвесной системы и плюхнул метров с 5 в воду.

А вокруг волновалось море. Он грёб, пока не посинели руки, которые всё тяжелели и тяжелели. Едкая солёная вода, как наждачная бумага, терла лицо. Голова тяжелела, одеревеневшие руки стали не чувствовать холода. Но что это ?   Вдали послышался будто гул мотора. Галлюцинация ?   Нет, действительно к нему шёл катер. Сколько же он пробыл в воде ?   Посмотрел на циферблат - ровно 2 часа со времени приводнения.

Катер, маневрируя, осторожно подходил к Николаю, чтобы того не ударило о борт. Бросили верёвку, но лётчик никак не мог её схватить - скользкая, да и пальцы плохо слушались. Затем привязали к верёвке какое - то бревно. Наконец - то прижал его к телу. Потом подцепили багром.

По счёту у Николая это был 14-й боевой вылет... А сколько их было потом, на счету этого удивительно смелого и добродушного парня ?!..

Уже в 20-х числах Июня, получив новый самолёт, Н. В. Буряк продолжал бои в небе родного Донбасса, под Ворошиловградом. Несколько дней лётная часть базировалась на том самом аэродроме, где в 1938 году Николай летал курсантом Ворошиловградской школы военных лётчиков. Он рассказывал товарищам, как, будучи слесарем Красногоровского паровозного депо, загорелся идеей стать лётчиком, поступил в Красногоровский филиал Сталинского аэроклуба, а вскоре стал военным лётчиком.

Н.В.Буряк

Потом были ожесточённые воздушные бои под Ростовом, Новочеркасском, в Сальских степях, на Северном Кавказе. И, наконец, участие в наступательных операциях под Воронежем и Белгородом, в боях по освобождению Харькова, Правобережной Украины и Молдавии...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Старшему лейтенанту Буряку Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1494 ).

Свой последний воздушный бой Николай Буряк провёл в ходе Берлинской операции, где сбил 17-й вражеский самолёт. Последний боевой вылет совершил уже после Дня Победы - в небе Чехословакии.

Всего же за годы войны он выполнил 395 успешных боевых вылетов. Проведя 105 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы лётчика. ]

К концу войны на груди заместителя командира 156-го Гвардейского истребительного авиаполка по лётной подготовке Гвардии майора Н. В. Буряка кроме ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" сияли 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и многие медали.

После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года работал в ДОСААФ. С 1960 года Полковник Н. В. Буряк - в отставке. Жил в городе Коломна Московской области. Работал начальником отдела кадров автоколонны. Уйдя на заслуженный отдых, Генерал - майор авиации в отставке переехал в городе Краматорск Донецкой области Украины. Являлся членом Социал - демократической партии Украины  ( объединённой ). Скончался в ночь на 27 Декабря 2006 года. Похоронен в Краматорске.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. В. Буряка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
121.04.1942 г.1  Ju-88КерчьЯк-1.
228.04.1942 г.1  Ju-88м. Казантип
309.05.1942 г.1  Ме-109юж. Сейтджейт
419.05.1942 г.1  Ме-109Керчь
51  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Керчь
613.07.1942 г.1  Ме-109Криворожье
708.07.1943 г.1  Ме-109вост. окр. ст. Сажное
816.07.1943 г.1  Ju-87Казачье
925.07.1943 г.1  Ме-109Терновка - Шопино
1009.08.1943 г.1  Ме-109Большие Проходы - Липцы
1129.08.1943 г.1  Hs-126зап. Буды
1216.10.1943 г.1  Ju-87зап. Попельнастое
1322.07.1944 г.1  Ме-109сев - зап. Збойка
1409.08.1944 г.1  Ме-109юж. Ожарув
1514.09.1944 г.1  Ме-109вост. Змигруб - Стары

      Всего сбитых самолётов - 14 + 1;  боевых вылетов - 395;   воздушных боёв - 105.


Возврат

Н а з а д