Главная | Источники | 


Буряк Дмитрий Прокофьевич

Буряк Д.П.

Родился 10 Февраля 1915 года в городе Кривой Рог, ул. Украинская, дом 6.  ( Днепропетровская область Украины ). После окончания в 1933 году Горнопромышленного училища работал электромонтёром. С 1935 года в рядах Красной Армии.

В 1937 году окончил 3-ю военную авиационную школу пилотов. В 1938 году ему присвоено звание Младший лейтенант. С 13 Апреля 1938 года служил младшим лётчиком 13-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. В 1939 году ему присвоено звание Лейтенант.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С 31 Января 1940 года командир звена 3-й авиаэскадрильи, 3 Мая 1940 года присвоено звание Старший лейтенант.

Участник Великой Отечественной войны с первых её дней. Был военкомом 3-й авиаэскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка КБФ. 19 Июня 1942 года ему присвоено звание Гвардии капитан.

28 Сентября 1941 года 7 МиГ-3 из 5-го ИАП  ( 61-я ИАБР, КБФ ), ведомые Д. П. Буряком, охраняли КВМБ. Во время патрулирования увидели Ju-86 в сопровождении 4 Ме-109, идущие от Петергофа на Кронштадт. Вступили с ними в бой, в результате которого Буряк, Корнюков и Захаров сбили Ju-86. С задания не вернулись самолёты майора Ф. А. Галкина и капитана Родоманова. Майор Галкин из горящего МиГ-3 выпрыгнул с малой высоты. Парашют не успел раскрыться и лётчик погиб. Родоманов совершил вынужденную посадку в районе Горская.

24 Августа 1942 года 4 "Харрикейна" из 3-го ГвИАП КБФ прикрывали Ил-2. При возвращении их с задания в Ладожском озере в районе острова Коневец в 13:55 на высоте 600 - 500 метров на встречном курсе заметили 4 самолёта, которые шли на 100 метров ниже. Лобовой атаки не произвели, так как не определили точно чьи самолёты. Убедившись, что это "Мессеры", первую атаку провели по переднему Ме-109 в хвост на горке самолётами Романова и Руденко. Второго Ме-109 атаковали в хвост Буряк и Ткачёв. После первой же атаки в бою осталось 2 "Мессера". Затем бой проходил на виражах и горках. После 6 - 7 минут боя 2 Ме-109 ушли с набором высоты на свою территорию. Один самолёт противника сбит и упал в воду, а падение второго из-за наличия дымки проследить точно было невозможно.

2 Сентября 1942 года группа из 8 "Харрикейнов" в районе Красный Бор на высоте 3000 метров встретили 8 Ju-87 в сопровождении 8 Ме-109. Четвёрка "Харрикейнов" атаковали в лоб Ju-87. После первой атаки Суховым и Буряком в паре был сбит один "Юнкерс", остальные самолёты развернулись и ушли в южном направлении. В бою с истребителями противника Буряк сбил лично Ме-109, а в группе - ещё 2 Ме-109. Самолёт Буряка в бою был повреждён, и он произвёл вынужденную посадку без шасси на аэродром Приютино.

28 Сентября 1942 года в воздушном бою самолёт Буряка был подбит и упал. Лётчик выпрыгнуть на парашюте не смог. Похоронен в деревне Большое Манушкино Всеволжского района Ленинградской области.

Всего совершил 203 боевых вылета, сбил 1 самолёт противника лично и 10 в группе с товарищами  ( по другим источникам - 5 лично ).

Награждён орденами: Красного Знамени  ( 21.04.1940 г., 24.11.1941 г. ). Имя Д. П. Буряка увековечено на мемориале Борки.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Д. П. Буряка:
( Из книги Цапова И.И., Конева В.Н., Мясникова Ю.А. - "Гвардейцы Балтики крылатой". )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Своя
часть
128.09.1941 г.1  Ju-86  ( в группе - 1 / 3 )р-н Кронштадта5-й ИАП ВМФ.
202.09.1942 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )р-н Красный Бор3-й ГвИАП ВМФ.
31  Ме-109р-н Красный Бор
42  Ме-109  ( в группе - 2 / 8 )р-н Красный Бор

      Всего сбитых самолётов - 1 + 10;  боевых вылетов - 203.

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..."


Возврат

Н а з а д