Главная | Источники | 

Бугарчев Борис Максимович

Фото пока не найдено

"Если вам случится побывать в городе Балашове, Саратовской области, вы, вероятно, встретите там по - военному подтянутых подростков в синей форме с погонами и авиационными эмблемами...

Мечта о небе, тяга к романтической и трудной профессии лётчика, привела их в школу юных космонавтов имени Героя Советского Союза лётчика - космонавта Алексея Леонова, созданную при Балашовском высшем военном авиационном училище лётчиков.

...Двухгодичную учебную программу ведут опытные преподаватели военных и научных кафедр и офицеры запаса. Многим из них пришлось сражаться в годы Великой Отечественной войны...

Один из них, начальник школы юных космонавтов Подполковник запаса Б. М. Бугарчев, сбивший в первый час войны над городом Алитус Литовской ССР 2 вражеских самолёта. А всего на его личном счету 15 поверженных самолётов противника..."

( Из материалов журнала "Крылья Родины" )

*   *   *

Борис Максимович Бугарчев родился в 1913 году.

Боевое крещение получил в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Сентября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По 1942 год служил в составе 236-го ИАП, летал на Як-1. Затем - в 753-м ИАП. С Августа 1942 года по Май 1945 года - в 4-м ИАП, где летал на Як-7 и Як-9.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

В 1964 году по инициативе начальника Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков Полковника П. Ф. Лобарева и Балашовского ГК ВЛКСМ при училище была создана на общественных началах Школа юных космонавтов, которая формируется из учащихся 8 - 9 классов школ города Балашова без отрыва от основной учёбы в школе. Начальником школы был назначен участник Великой Отечественной войны, Подполковник запаса Б. М. Бугарчев. Ежегодно школа осуществляет очередной выпуск. Большинство выпускников поступают и заканчивают Балашовское ВВАУЛ, многие - другие военные училища.

Вашему вниманию предлагается один из эпизодов боевой деятельности лётчиков 236-го авиаполка, приведённый в книге П. М. Бойкова - "На главных направлениях:

"14 Июня 1942 года четвёрка "Яков" во главе с командиром эскадрильи Капитаном А. Е. Шварёвым поднялась в воздух с аэродрома Васильковское и в точно назначенное время прибыла в район прикрытия кавалерийского корпуса Генерала П. А. Белова, который вёл активные действия за линией фронта. На подходе к району "Яки" встретили самолёт - разведчик противника Hs-126, которого с первого захода сбил А. Е. Шварёв. Через некоторое время с запада появилась девятка бомбардировщиков Ju-88 с намерением нанести бомбовой удар по конникам.

Минуя плотный заградительный огонь "Юнкерсов", Капитан А. Е. Шварёв врезался в строй вражеских самолётов и сбил ведущего. Командир звена Лейтенант Борис Бугарчев уничтожил второй бомбардировщик. Противник, не выдержав такого напора, беспорядочно сбросил бомбы и повернул обратно.

Группа Капитана А. Е. Шварёва продолжала патрулирование. В очередной схватке с 8 Ме-109 отважная четвёрка сбила 2 самолёта противника. И тут вовремя показалась вторая группа "Яков", вызванная по радио Александром Шварёвым. Заметив это, оставшиеся "Мессера" немедля исчезли.

Генерал П. А. Белов объявил благодарность личному составу 236-го истребительного авиаполка, отличившемуся по прикрытию конников".

К вышеизложенному остается добавить лишь то, что Александр Ефимович Шварёв, командир эскадрильи, в которой служил Борис Бугарчев, к концу войны совершил около 450 боевых вылетов, провёл 73 воздушных боя, в которых сбил 15 вражеских самолётов - 14 лично и 1 в группе  ( во многих источниках указывается на 12 личных и 2 групповые победы ). За мужество и отвагу проявленные в годы Великой Отечественной войны, спустя много лет, Генерал - майору авиации А. Е. Шварёву было присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.

Осенью 1942 - зимой 1943 годов Борис Бугарчев участвовал в боях за Сталинград. Вот что пишет в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко:

"Высоко в небе кружатся фашистские асы. Воздушные схватки начинаются с рассветом. Пара за парой враги утюжат воздух с утра до вечера, мелькая чёрными крестами. Как только взлетают наши машины, вражеские истребители на огромной скорости бросаются на них. И всё же мы ходим на перехваты, сопровождаем штурмовики и бомбардировщики.

Поиски способов борьбы с вражескими асами, наконец, приводят к целесообразному решению. Командование 8-й Воздушной армии создает группу специального назначения и перебрасывает её на другой аэродром. В состав группы из нашего полка вошли Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Борис Бугарчев, Иван Борисов, Амет-Хан Султан и я.

Командир полка, прощаясь с нами, напутствует:

- Теперь вы, ребята, гроза для немецких асов. На вас наша надежда: или справитесь с ними, или оставаться нам под "колпаком"... Командовать вашей группой назначен полковник Додонов, командир соседнего полка.

Конечно, Морозов преувеличивал нашу роль. Однако мы были преисполнены желания победить и понимали всю ответственность возложенной на нас задачи. Группе надлежало нападать на противника из засад, сбивать его с первой атаки, наращивать бой наших истребителей.

29 Сентября вместе с Михаилом Погореловым сбиваем 2-х Ме-109 - одного на юге Сталинграда, другого над Верхней Погромной. Лавриненков и Амет - Хан Султан, Борисов, Бугарчев провели бои на более высоком уровне: они сбили по нескольку самолётов противника.

С каким, однако, трудом даётся победа !   После каждого полёта в машине насчитываем более десятка пробоин...

В начале Января 1943 года была разработана операция по уничтожению транспортных самолётов противника на удалённых аэродромах Старобельск, Тацинская, Морозовская, Ростов. Одновременным ударом штурмовиков и бомбардировщиков повреждено и уничтожено около сотни вражеских машин.

В один из дней, лётчики Шмалий, Молчанов, Погорелов и Бугарчев сбили 8 "Юнкерсов". У нас потерь нет".

В Апреле 1943 года напряжённые воздушные бои развернулись на Кубани. Активно действующая советская авиация захватила инициативу в районе плацдарма, которым овладели части наступающей 18-й армии. За неделю с 17 по 24 Апреля лётчики уничтожили 152 самолёта противника. В последующем эта цифра была удвоена и утроена.

Сражение за господство в воздухе продолжалось. Здесь наносили разящие удары по врагу Александр Покрышкин и его однополчане. В те дни газета "Красная звезда" поведала своим читателям о подвиге 6 лётчиков - истребителей: Бориса Бугарчева, Алексея Рязанова, Ильи Шмелёва, Николая Логвиненко, Григория Олейника и Сергея Сафронова. Они сбили 74 фашистских самолёта.

Вскоре эти лётчики появились в небе Орловщины, сражаясь крылом к крылу с новыми товарищами по 15-й Воздушной армии.

1 Сентября 1943 года 63-я армия под командованием Генерал - лейтенанта В. Я. Колпакчи начала наступление на Брянском направлении. Она прорвала оборону противника и двинулась вперёд. Неоценимую помощь ей оказали партизаны, контролирующие лесные массивы. Противник поспешно отводил свои войска за Десну.

В осуществлении замыслов и решений командования фронтом важную роль предстояло сыграть частям 15-й Воздушной армии. Её боевая деятельность в операции, исходя из принципа сосредоточения всех усилий на главном направлении, связывалась в первую очередь с наступательными действиями в полосе 50-й армии.

В 11 часов 7 Сентября авиация нанесла мощный удар по вражеским узлам обороны. Заговорили гвардейские миномёты. Участник и очевидец удара бомбардировочной авиации по живой силе и технике противника Борис Максимович Бугарчев, бывший в те дни штурманом 4-го истребительного авиаполка 11-го смешанного авиакорпуса. Добродушный и вместе с тем словно сжатый в пружину, в Сентябре 1943 года не раз водил группы истребителей на боевые задания. Об одном таком вылете в район севернее Брянска он вспоминает:

"...На аэродром, где базировались истребители Генерал - майора авиации Степана Павловича Данилова, прилетел находившийся в Воздушной армии представитель штаба ВВС Иван Лукич Туркель для того, чтобы координировать действия бомбардировщиков дальней авиации Ил-4 и истребителей сопровождения, наносивших массированный удар по оборонительному рубежу противника.

Генерал Туркель изложил задачу на сборе лётчиков - ведущих девяток бомбардировщиков и шестёрок истребителей. При нём они договорились о всех деталях взаимодействия в воздухе.

Задача была очень ответственная. К её выполнению мы тщательно готовились. Бомбардировщики появились над аэродромом в точно указанное время. Первую девятку сопровождал Герой Советского Союза Майор Илья Шмелёв со своей эскадрильей. Через небольшой интервал шла вторая девятка Ил-4, и вслед за ними взлетели ещё 6 истребителей под командованием Героя Советского Союза Майора Алексея Рязанова. Мне досталась 7-я девятка. Когда она появилась над аэродромом, я взлетел с эскадрильей, пристроился к бомбардировщикам, зорко охраняя зоны возможного появления немецких истребителей.

...Бомбардировщиков было 81 и 52 истребителя. Немцы открыли сильный зенитный огонь. Немецких истребителей не видно. Правда, один "Фокке - Вульф" пытался атаковать, но был мгновенно сбит. Первая девятка бомбардировщиков сбросила бомбы, затем вторая, третья... Подошла очередь девятки, которую я сопровождал со своими истребителями. Много мне приходилось видеть впечатляющих картин, но такого я ещё не видел.

Когда вся группа бомбардировщиков и истребителей возвращалась домой, по радио мы услышали благодарность нашей пехоты, которая после удара прорвала сильно укреплённый вражеский рубеж и пошла в наступление".

Точных данных по итогам боевой деятельности Бориса Максимовича Бугарчева, к сожалению, пока нет. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 4 групповые победы. ]

*     *     *

Список всех известных побед Майора Б. М. Бугарчева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.09.1942 г.1  Ме-109ВинновкаЯк-1, Як-7, Як-9.
211.09.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )р-н Сталинграда
31  Ме-109Кузьмичи
414.09.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 9 )сев. окр. Сталинград
51  Ме-109  ( в группе - 1 / 9 )юж. окр. Сталинград
630.04.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. Крымская
704.05.1943 г.1  Не-111зап. Крымская
809.05.1943 г.1  Ме-109зап. Неберджаевская
901.08.1943 г.1  FW-190зап. Волхов
1016.10.1944 г.1  FW-190Кормоча
1123.12.1944 г.1  FW-190Рауда

      Всего сбитых самолётов - 7 + 4.


Возврат

Н а з а д