Родился 17 Июля 1913 года в селе Покровка Волгоградской области,
в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу, курсы пропагандистов, был
на комсомольской работе в Астрахани. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году
окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Служил в составе
66-го штурмового авиационного полка, базировавшегося на Юго - Западном фронте
( 15-я смешанная авиационная дивизия ) и имевшего на вооружении уже довольно
устаревшие бипланы И-152. Несмотря на недостатки этих самолётов военком 1-й эскадрильи
политрук П. С. Битюцкий совершил свыше 50 боевых вылетов, в воздушных боях сбил
4 самолёта противника.
13 Августа 1941 года под Киевом, сопровождая бомбардировщики, он
вступил в бой с 3 Me-109. Одного из них сбил, другого таранил, но и сам погиб
( по некоторым источникам это была его 5-я победа ). 5 Ноября 1942 года за мужество
и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания
Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина. В городе Ленинске Волгоградской области
его именем названа одна из улиц.
* * *
Пётр Семёнович Битюцкий родился в 1913 году. До армии трудится
в родном колхозе, затем была учёба в военной школе лётчиков. К 1937 году он уже
Лейтенант, боец славных Военно - Воздушных Сил СССР.
С началом Великой Отечественной войны Битюцкий в первых рядах
защитников Родины. В тяжёлых оборонительных боях под Черкассами комиссар 1-й
эскадрильи 66-го штурмового авиационного полка политрук Пётр Семёнович Битюцкий
погиб. Жизнь этого чудесного человека была не продолжительной ( ему было
только 29 лет ), но прожил он её ярко, честно и героически.
"Хороший лётчик, деловой и растущий
командир. В воздухе смелый, инициативный и решительный. Партии Ленина и
социалистической Родине предан", - так характеризовали молодого
пилота его непосредственные начальники.
В горячих схватках с врагом на далёких и близких подступах к
Днепру, во время обороны Киева и под Черкассами политрук Пётр Битюцкий проявил
мужество и героизм. В совершенстве владея лётным делом, комиссар выжимал из
устаревшего к тому времени самолёта И-15бис всё, что он мог дать, и всегда
выходил победителем.
28 Июня 1941 года, делая свой 4-й боевой вылет звеном И-15бис
на бомбометание по подходящим резервам противника к городу Каневу, он был
атакован звеном Me-109. В процессе боя Битюцкий остается один против звена
Ме-109. Лобовой атакой он сбивает один Ме-109, а пару заставляет идти вверх.
В это время снизу налетает ещё звено Ме-109 и Битюцкий остается один против 5
самолётов врага.
Пушечным снарядом "Мессера" на машине Петра загорается мотор.
Битюцкий, на горящей машине умело выходит из боя, пикируя с высоты 800 метров
до 25, он тем самым сбивает пламя. Его преследуют враги, завязывается снова
воздушный бой, но уже на высоте 25 метров. У Битюцкого казалось бы безвыходное
положение: он 1 против 5, и мотор, к тому же времени, начинает барахлить. Тогда
он принимает решение: чем погибнуть от руки врага, лучше таранить и уничтожить
его и самому погибнуть.
Самолёт - биплан И-15бис ( И-152 ). На такой машине летал П. С. Битюцкий.
Пётр разгоняет свой самолёт и в лоб идёт на противника,
последний ускользает от этой атаки, но врезается в землю и горит. У самого же
Битюцкого глохнет мотор и он вынужден произвести посадку на территорию занятой
врагом. Бесполезно пытаются 4 Ме-109 уничтожить на земле нашего лётчика. Он же
с наступлением темноты переходит линию фронта, попадает в расположение передовых
частей на окраине села Корсунь. Там он видит, как 40 - 50 бойцов с винтовками
лежат, а над ними кружит разведчик врага. Битюцкий организовал из бойцов взвод
и, выждав пока враг снизился до 100 метров, даёт 3 залпа. Самолёт противника
задымил и, не произведя ни одного выстрела, уходит за линию фронта.
А в полку уже его не ждут живым, ведь прошло уже более 3-х
суток. Вечером на митинге командир полка полковник Сидоренко предложил почтить
память комиссара минутой молчания, и, но бывает же такое, именно в эту минуту
позади в темноте прозвучал знакомый голос: "Я жив товарищ командир !"
Печаль сменилась радостью, воскресшего из мертвых обнимали, целовали...
После этого случая политрук Битюцкий, участвуя в воздушных
боях и летая на бомбометания, показал героизм и опыт боевой работы передавал
лётчикам своей эскадрильи.
13 Августа при выполнении боевого задания на прикрытие звена
наших самолётов, комиссар Битюцкий вступил в бой с 3 Ме-109, дав возможность
товарищам выполнить боевое задание. После долгой и ожесточённой борьбы 1 против
3-х, сбив один самолёт противника, П. Битюцкий погиб в лобовой атаке смертью
храбрых, выполнив с честью и до конца перед Родиной свой долг.
Однополчанам долго не хотелось верить в гибель Битюцкого.
Запоминаются печальные, но мужественные слова, сказанные в те дни полковником
Сидоренко: "Сегодня нет с нами Петра Семёновича. Но его дело продолжает 1-я по
счёту и первая по делам полка эскадрилья !".
За героизм и мужество, проявленные в боях против фашистских
захватчиков, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Ноября 1942 года ему
посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а в городе Ленино, что
на Волге, есть улица, которая названа в честь Петра Семёновича Битюцкого.
Список известных побед Петра Семёновича Битюцкого:
Дата | Тип сбитого самолёта | На чём летал | Примечания |
20 Июля 1941 г. | Ме-109 | И-152 | В составе 66-го ШАП |
28 Июля 1941 г. | Ме-109 | - " - | - " - |
28 Июля 1941 г. | Ме-109 | - " - | - " - |
13 Августа 1941 г. | Ме-109 | - " - | - " - |
13 Августа 1941 г. | Ме-109 | - " - | Сбит тараном |
|