Он родился 24 Марта 1891 года в Диттерсвинде под Бамбергом ( Северная Бавария ), в семье лесника. Жизнь в лесной глуши не привлекала молодого баварца, и по окончании школы он выбрал военную карьеру. В 1910 году вступил в Бранденбургский пехотный полк № 20. Отслужив там 2 года, Рудольф увлёкся романтикой воздушных полётов. 26 Сентября 1913 года он получил свой лётный сертификат № 538. Когда началась Первая Мировая война, он поступил в авиацию и летал как наблюдатель на разведчиках "Halberstadt", а позднее на "DFW" в составе разведывательного авиаотряда № 23 ( FFA 23 ), участвовал в боевых действиях на Западном фронте. За полёты в глубокий тыл противника во время битвы на Марне получил свои первые награды - Железный крест 1-го и 2-го класса. Зимой 1914 - 1915 годов Рудольф прошёл курс обучения в лётной школе и в конце Января вернулся в свою часть с дипломом пилота. 11 Января 1916 года на базе разведывательного отряда, в котором служил Бертольд, была сформирована истребительная авиагруппа КЕК Vaux, одна из первых в германской армии. Рудольф быстро освоил истребитель "Фоккер" Е.I и уже 2 Февраля одержал свою первую победу. 16 Февраля сбил 5-й самолёт, войдя в список асов. Но 25 Апреля 1916 года он тяжело пострадал при аварии на аэродроме в Во, пилотируя "Pfalz Е.IV" ( № Е803/15 ) и вернулся на фронт только через 3 месяца. Монопланы Fokker их KEK Vaux в 1916 году. Крайний слева - Рудольф Бертольд. Это было первым из многих ранений и травм, полученных им в течение войны, но они редко могли заставить его надолго оторваться от боевой деятельности на фронте. Действительно, Бертольд был знаменит тем, что возвращался в свои авиачасти до того, как его раны основательно заживут. В Августе он сформировал Jasta 4 на базе своего КЕК, передав командование над ней Гансу Буддекке. За Сентябрь он увеличил свой счёт до 10 побед и был представлен к награждению "Голубым крестом асов" - орденом "Poir le Merit". 14 Октября 1916 года Бертольд возглавил Jasta 14 и находился на этой должности до Мая следующего года, когда его сбил британский истребитель. В этом случае у него был повреждён череп, сломаны нос, тазобедренная кость и бедро. До Августа 1917 года Рудольф служил на французском участке фронта, где противник почти не оказывал воздушного противодействия. Но когда 12 Августа он возглавил Jasta 18, дравшуюся с англичанами, ему пришлось вести ежедневные напряжённые бои. За месяц его боевой счёт удвоился и достиг 28 побед. Истребитель "Pfalz D.III" Рудольфа Бертольда. Сентябрь 1917 года. 10 Октября Бертольду разрывной пулей раздробило ему плечо правой руки. Теряя сознание, он сумел посадить самолёт. В Марте 1918 года, ещё до выздоровления, Рудольф получил приказ о своём назначении командиром 2-го истребительного авиаполка ( Jagdgeschwader № II ), что позволяло ему вести в бой лётчиков своей родной эскадрильи, по необходимости подкрепляя их людьми из Jasta 15. Несмотря на то, что его рука после ранения осталась частично парализованной, Бертольд вскоре вновь приступил к полётам. Освоив новый истребитель "Фоккер D.VII", он 28 Мая одержал очередную воздушную победу. В JG II Бертольд часто летал на "Pfalz D.III", предпочитая его истребителю "Albatros D.V". Позднее он водил в бой "Fokker D.VII". Его хорошо известной эмблемой являлся крылатый меч на красно - синем фюзеляже ( красный от носа до кабины, синий - дальше к хвосту ). В Феврале 1916 года он был награждён баварским орденом Военных заслуг 4-й степени, 15 Апреля - Рыцарским крестом ордена Св. Генриха, а затем, 27 Августа 1916 года, - Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами. Звание Гауптмана ( Капитана ) ему было присвоено 20 Октября 1917 года, спустя 8 дней после получения ордена "Pour le Merite". Его военные успехи также принесли ему 8 Апреля 1916 года Рыцарский крест саксонского военного ордена Св. Генриха. "Fokker D.VII" командира JG II обер-лейтенанта Р. Бертольда. Август 1918 года. 10 Августа состоялся последний воздушный бой Рудольфа Бертольда. К этому дню на его счету было 42 сбитых самолёта противника. Рудольф повёл свой полк в атаку на английские бомбардировщики "Де Хэвилленд", шедшие под прикрытием истребителей. За несколько минут ему удалось поджечь 2 "Хэвилленда". Но в азарте боя пилот не заметил "Сопвич", зашедший ему в хвост. Пулемётная очередь перебила рулевые тяги, и неуправляемая машина, рухнув на землю с высоты 2000 метров, врезалась в дом. Когда искалеченного лётчика извлекли из - под обломков, никто не верил, что он будет жить. Но вопреки прогнозам врачей, через 2 месяца Рудольф пошёл на поправку. О капитуляции Германии Бертольд узнал ещё в госпитале. В Феврале 1919 года Рудольф стал комендантом гражданского аэродрома в Добрице. Но, как сказалось, война для него ещё не закончилась. В Апреле в Баварии вспыхнула революция. Коммунистические повстанцы заняли Мюнхен. В ответ на это началось создание отрядов добровольцев для защиты демократического правительства. Бертольд сформировал и возглавил "Железную бригаду", которая 1 Мая вместе с другими отрядами выбила повстанцев из Мюнхена. По окончании гражданской войны Бертольд поселился в Харбурге, на Эльбе. Но революция настигла его и там. Весной 1920 года в городе начались баррикадные бои. 15 Марта на одной из улиц Рудольфа остановил патруль повстанцев. От него потребовали сдать оружие и награды. Бертольд отказался снимать ордена. Тогда его повалили на землю и задушили лентой от креста "Poir le Merit". На его могиле высечено: "Получил уважение от врагов - умерщвлён своими германскими собратьями". * * *
Список известных побед Гауптмана Рудольфа Бертольда:
|
© fightersky.ru |