Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Бенделиани Чичико Кайсарович



Последний бой отважного аса

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Бенделиани Чичико Кайсарович

Родился 29 января 1913 года в Грузии, в селе Чохатаури  ( ныне посёлок ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, в 1933 году - сельхозтехникум. Работал экспедитором и одновременно учился в Тбилисском аэроклубе имени В. П. Чкалова. С 8 сентября 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова. Служил пилотом, младшим лётчиком, затем - командиром звена 5-й эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка  ( ВВС Киевского Особого военного округа ).

С июня 1941 года лейтенант Ч. К. Бенделиани в действующей армии. Сражался в небе Киева, Сталинграда, над Курской дугой. С ноября 1942 года служил в составе 237-го ИАП  ( позднее ставшего 54-м Гвардейским ИАП ).

К июню 1943 года штурман 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт )  Гвардии майор Ч. К. Бенделиани совершил 385 боевых вылетов, в 72 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 12 самолётов противника.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

20 июля 1944 года заместитель командира 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 6-я Воздушная Армия, 1-й Белорусский фронт )  Гвардии майор Ч. К. Бенделиани в ожесточённом воздушном бою, прикрывая группу штурмовиков Ил-2, сбил 2 истребителя противника, но и сам погиб в неравной схватке.

Всего выполнил более 400 боевых вылетов, сбил лично 12 самолётов противника и 20 - в группе с товарищами.

Похоронен в селе Бытень Ковельского района Волынской области. Навечно зачислен в списки воинской части. Его имя носят улица в городе Тбилиси, сельхозтехникум в посёлке Чохатаури.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

*     *     *

Чичико Кайсарович Бенделиани родился 29 января 1913 года в селе Чохатаури Чохатаурского района Грузинской ССР в семье крестьянина. После окончания школы - семилетки и сельскохозяйственного техникума работал экспедитором и одновременно учился в Тбилисском аэроклубе имени В. П. Чкалова. 8 сентября 1935 года был зачислен в 1-ю военную авиационную школу пилотов в Каче. Закончил её в 1937 году и служил в истребительных авиачастях Киевского Особого военного округа.

К началу Великой Отечественной войны лейтенант Ч. К. Бенделиани командовал звеном в 43-м ИАП, базировавшемся на юге Украины, летал на И-16.

В один из первых дней войны ему вместе с лётчиками Борисовым, Мельниковым и Шишкиным была поставлена задача перехватить группу из 20 "Юнкерсов", следовавших в направлении Киева. Грозный вид боевого порядка фашистских бомбардировщиков не испугал советских лётчиков. Сблизившись с противником, четвёрка истребителей открыла огонь. Часть бомбовозов шарахнулась в сторону, и строй рассыпался. Несколько "Юнкерсов" загорелось. Разделившись, наши пилоты стремительно атаковали врага. За короткое время они сбили 6 самолётов. Остальные поспешно освободились от бомб и в панике повернули назад. Налёт на Киев был сорван.

Фото Бенделиани в 'Красной Звезде'

В июле 1941 года моторизованные войска противника прорвались к городу. В один из дней командир звена 43-го истребительного авиационного полка   ( ВВС 21-й армии, Юго - Западный фронт )  лейтенант Ч. К. Бенделиани барражировал над передним краем в составе четвёрки истребителей. Советские лётчики обнаружили большую группу бомбардировщиков, которые в сопровождении "Мессеров" шли бомбить переправу. В завязавшемся ожесточённом бою было уничтожено несколько вражеских машин. В очередной атаке Бенделиани обнаружил, что израсходовал все боеприпасы. И он, не раздумывая, пошёл на таран. Плоскостью самолёта лётчик срезал хвостовое оперение Ме-109 и тот камнем рухнул на землю. Бенделиани выбросился с парашютом и благополучно приземлился на своей территории. За этот подвиг пилот был награждён орденом Ленина.

Вскоре фото лётчика появилось и на страницах центральной газеты "Красная Звезда"  ( правда фамилию пилота там слекда "сократили" - до "Бенделян" ).

В документах противников имеются расхождения относительно даты этого воздушного боя над Киевом, в ходе которого тараном был сбит командир отряда 7/JG 3 оберлейтенант Курт Сохатци  [ Kurt Sochatzky ]. В журнале боевых действий немецкой авиагруппы отмечалось:

"Пилот столкнулся с часто наблюдаемой тактикой советских истребителей. Заметив сзади противника, русский лётчик быстро развернулся на 180°, используя великолепную маневренность "раты". Находившийся несколько выше фельдфебель Г. Шлееф  [ Н. Schleef ]  наблюдал, как самолёты стремительно сближались, не переставая поливать друг друга свинцом, а затем столкнулись и стали падать. Примерно на высоте 1000 метров Сохатци сумел покинуть штопорящую машину и раскрыть парашют".

Немцы пишут, что это произошло 3 августа 1941 года, а по советским данным - 31 июля. Следует отметить, что в течение июля 1941 года Сохатци, 2 раза потеряв в бою свои машины, возвращался из-за линии фронта, но в третий раз ему не повезло: красноармейцы выловили лётчика из Днепра и до сентября 1949 года он находился в плену.

Курт Сохатци возле своего Me-109F-2.

Любопытно, что английский историк К. Шорес ошибочно утверждал, будто "Мессер" немецкого аса протаранил подбитый им же штурмовик Ил-2. Зато можно согласиться с другим тезисом Шореса: несмотря на пребывание в советском лагере для военнопленных, немецкий командир стал кавалером "Рыцарского Креста", поскольку успел одержать 39 побед  ( одна из них над "Спитфайром" над Ла - Маншем в начале июня 1941 года, а остальные - уже на Восточном фронте ).

Me-109F-2 Курта Сохатци

В августе 1941 года, в период боёв за Киев, отличились многие лётчики 43-го ИАП: капитан А. Ф. Зинкин, младший лейтенант А. Н. Мукомолов, лейтенанты Ч. К. Бенделиани, В. И. Шишкин и С. Ф. Зайцев.

21 мая 1942 года Чичико Кайсарович провёл с товарищами ещё один блестящий бой. Тогда он, возглавив четвёрку истребителей, прикрывал действия наших наземных войск. Противник решил нанести по одному из участков фронта мощный бомбовый удар. Когда появились вражеские самолёты, Бенделиани насчитал 24 бомбардировщика и истребителя прикрытия. 24 против 4 !   Но Чичико Кайсаровича такое соотношение не испугало. Дерзкая, ошеломляющая атака строя вражеских бомбардировщиков, расстроила планы противника. Побросав бомбы на головы своих же солдат, бомбардировщики повернули назад.

К тому времени опомнились истребители прикрытия. В течение 26 минут они пытались отогнать отважную четвёрку советских лётчиков от своих подопечных, но сами получали удар за ударом. Задымил, снижаясь, один из "Хейнкелей". Взорвался в воздухе "Мессер". Второй, распоротый меткой очередью, врезался в землю... Рассеянная армада врагов позорно убралась с места боя на глазах тысяч людей, наблюдавших за ходом этой схватки с земли. За этот бой  ( в котором Бенделиани лично сбил 3 самолёта - 2 Ме-109 и 1 Не-111 ), вся четвёрка наших пилотов - он, Костин, Кобылецкий и Бугаев, были награждены орденами Ленина.

Як-1 Ч.К.Бенделиани.

В сентябре 1942 года он был переведён в 237-й ИАП. В его составе воевал под Сталинградом, где летал уже на новом истребителе Як-1. Прикрывал наземные войска и переправы через Дон, сопровождал бомбардировщики и штурмовики. Ежедневно приходилось выполнять по 4 - 5 боевых вылетов. От постоянного напряжения у лётного состава накапливалась сильная усталость, но обстановка требовала непрерывной поддержки наземных войск с воздуха. Бенделиани часто водил группы на боевые задания, показывая молодым лётчикам наиболее эффективные приёмы ведения воздушного боя. А у него самого излюбленным были стремительные лобовые атаки, которых фашистские лётчики всячески избегали. В ходе Сталинградской битвы боец сбил таким способом 5 вражеских самолётов  ( одна из побед была одержана в октябре - сбит истребитель Ме-109, другая 19 ноября - в паре сбит бомбардировщик Ju-88 ).

Ч.К.Бенделиани с товарищами.

Гвардии майор Ч. К. Бенделиани  ( справа внизу )  с товарищами.

Ч.К.Бенделиани.

Летом 1943 года воевал на Курской дуге, где одержал ещё несколько побед  ( так, 5 июля сбил пикировщик Ju-87 ).

24 августа 1943 года за 385 боевых вылетов, 72 воздушных боя, 7 лично и 12 в группе сбитых самолётов противника, Гвардии майор Бенделиани Чичико Кайсарович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В январе 1944 года, после перевооружения на американские самолёты Р-39 "Аэрокобра", лётчики 54-го Гвардейского ИАП приняли участие в освобождении Белоруссии и Польши. И вновь Чичико Кайсарович в самой гуще воздушных схваток. Личным примером он воодушевляет лётчиков на подвиги, по праву считается одним из лучших асов полка, непревзойдённым мастером лобовых атак.

Свой последний бой заместитель командира 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор Ч. К. Бенделиани провёл незадолго до окончания Белорусской наступательной операции.

В тот день, 20 июля 1944 года, войска 1-го Белорусского фронта вслед за передовыми отрядами готовились форсировать Западный Буг. Полку была подставлена задача сопровождать штурмовики, вылетевшие для нанесения ударов по переднему краю обороны противника.

Пара, возглавляемая Бенделиани, вылетела с первой группой "Ильюшиных", направлявшихся к реке на штурмовку подходивших резервов. Там их встретили 6 FW-190, из которых 2 сразу же пошли вниз, намереваясь, по-видимому, подстеречь штурмовики на выходе из атаки. Остальные решили пропустить Ил-2 и атаковать сзади истребители прикрытия. Догадавшись об этом, Бенделиани с ведомым на полной скорости ринулись на них в лобовую атаку.

Несколько коротких очередей - и ведущий "Фоккер" рухнул вниз. Второй едва успел увернуться от огня. Остальные замешкались, а этого и добивались советские лётчики. Они спикировали и атаковали "Фоккеры", которые на малой высоте поджидали "Ильюшиных". Один из них получил повреждение от очереди Бенделиани, но добивать его не было времени - сверху насела опомнившаяся тройка. Вскоре к ней присоединился четвёртый вражеский лётчик, затем появились ещё 2 пары FW-190. Завязался неравный бой.

Истребитель Р-39

Тем временем штурмовики выполнили второй заход, расстреливая из пушек и пулемётов пехоту и технику противника. После 3-го захода они развернулись на обратный курс. Замыкающий Ил-2 немного отстал. Пока Бенделиани отбивал наседавших на него "Фоккеров", фашистам удалось отсечь и связать боем его ведомого, которого атаковала пара истребителей. Чтобы не допустить врага к своим штурмовикам, Чичико яростно сражался с четвёркой "Фоккеров".

Ч.К.Бенделиани

Но с запада появились ещё 2 FW-190. На максимальной скорости они догоняли штурмовики. Бенделиани заметил это, и его сердце сжалось от предчувствия беды: "Ильюшины" остались без прикрытия !   Не обращая внимания на непрерывные атаки четвёрки "Фоккеров", Чичико ринулся вслед вражеской паре. Да, он знал, что фашисты расстреляют его сзади... Знал, но иначе поступить не мог - надо было любой ценой сорвать атаку на "Ильюшиных".

Срезав меткой очередью ведущего пары, майор мгновенно перевёл "Аэрокобру" в боевой разворот. Но четвёрка преследовавших его "Фоккеров" находилась слишком близко. Немецкие лётчики били из пушек и пулемётов в упор... Под шквалом огня самолёт Бенделиани упал в районе переднего края наших войск.

Отважный воздушный боец похоронен в селе Бытень Ковельского района Волынской области. Проводить летчика в последний путь собрались не только однополчане, но и жители близлежащих деревень.

К тому времени отважный воздушный боец совершил более 400 боевых вылетов, сбил лично 12 и в группе 20 вражеских самолётов.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 12 групповых побед лётчика. ]

2 ноября 1965 года приказом Министра обороны СССР Гвардии майор Ч. К. Бенделиани навечно зачислен в списки авиационного полка. Его имя носят улица в городе Тбилиси, сельхозтехникум в посёлке Чохатаури.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Ч. К. Бенделиани:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
131.07.1941 г.1  Ме-109  ( сбит таранным ударом )район КиеваИ-16, Як-1,
"Аэрокобра".
203.09.1942 г.1  Ме-109Большая Ивановка
305.09.1942 г.1  Do-215  ( в группе - 1 / 5 )южнее Алтухово
406.09.1942 г.1  Ме-110Котлубань
507.09.1942 г.1  Ju-87Большая Россошка
621.09.1942 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Сталинград
730.09.1942 г.1  Ме-109Котлубань
828.11.1942 г.1  Ju-52аэродром Большая Россошка
922.12.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )южная окраина аэродрома Большая Россошка
1005.07.1943 г.1  Ju-87юго - западнее Сеньково
111  FW-190восточнее Бутырки

      Сбитых самолётов - 9 + 12  [ 8 + 3 ];  боевых вылетов - более 400;  воздушных боёв - более 80.

    -->      © fightersky.ru