Главная | Источники | 

HSU

Белозёров Иван Павлович

И.П.Белозёров

Родился 1 Сентября 1918 года в селе Малые Проходы, ныне Дергачевского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и фабрично - заводское училище в Харькове. Затем работал токарем на паровозостроительном заводе, позже - инструктором в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны Младший лейтенант И. П. Белозёров с первого дня. Служил в составе 8-го ИАП ВВС Черноморского флота.

К Апрелю 1944 года командир звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота )  Гвардии старший лейтенант И. П. Белозёров совершил 300 успешных боевых вылетов, участвуя в 34 воздушных боях, лично сбил 8 самолётов противника и ещё 18 - в группе с товарищами, уничтожил много военных объектов врага.

16 Мая 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. С 1964 года Подполковник И. П. Белозёров - в запасе. Жил в городе Симферополе, работал старшим диспетчером авиационного предприятия Гражданской авиации.

Всё это время, являясь членом Железнодорожного совета ветеранов, занимался большой общественной деятельностью среди военнослужащих в отставке и членов их семей, вносил большой вклад в укрепление и единение организаций ветеранов Крыма. За добросовестный труд был награждён в 1999 и 2005 годах Почётными грамотами Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым. Его фамилия выбита на мемориале авиаторам - черноморцам в Севастополе. Автор книги "В небе Таврии". Умер 14 Февраля 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

...Май 1944 года. Обгоревший остов вражеского торпедного катера кривобоко лежит на херсонесских камнях. Невысокий худощавый человек в форме лётчика морской авиации подошёл к самой кромке прибоя и тронул ногой валяющиеся обломки.

- Севастополь наш, я снова здесь, на священной земле Херсонеса. Только теперь придётся лететь далеко на Запад, чтобы отомстить за тебя, дорогой мой город...

"...Ни один фашист не должен уйти из Севастополя живым !" - это не только приказ командования, это веление собственного сердца. Основная задача истребителей - прикрывать группы торпедоносцев, топмачтовиков, пикировщиков, которые наносят удар за ударом по местам скопления вражеской техники, топят корабли и транспорты противника. Но наши истребители "находят" себе и другую работу.

Рано утром, патрулируя на Як-9 в районе Херсонеса, Иван Павлович Белозёров заметил 2 больших торпедных катера, набитые до отказа бегущими из Севастополя немцами, и решил уничтожить их.

Первый заход он сделал со стороны восходящего солнца. С малой высоты ударил из пулемётов и пушек по катеру и увидел, как над ним поднялся огненный столб. Горящее судно устремилось к прибрежным камням. Разворот - и снова атака. Но второй катер уже готов к бою. Маневрируя и отстреливаясь, он уходит под прикрытие своих береговых зенитных батарей.

И.П.Белозёров

Пора возвращаться на аэродром, пополнить горящее, боезапас, немного отдохнуть и - опять в бой...

Первым четвёрку "Мессеров" заметил ведомый А. Иванов. Двое против четверых. Силы неравные, но врага бъют не числом, а умением. Боевой разворот, подготовка к атаке. Несколько коротких очередей, так сказать, обмен верительными грамотами и... "Мессеры", почти не сопротивляясь, позорно бегут.

"Куда же исчезла спесь немецких асов ? - размышляет Иван Павлович. - Так и стараются увильнуть от боя, налетают только на одиночные самолёты. Два года назад гораздо наглее были".

Два года назад... Почти с первого до последнего дня героической обороны Севастополя лётчик - истребитель Белозёров защищал небо легендарного города. О Херсонесском аэродроме писалось и говорилось много, но разве можно рассказать всё о той земле, каждый кусочек которой полит кровью наших воинов. Плечом к плечу сражались здесь моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы. Они помогали друг другу в трудную минуту, стараясь хотя бы часть тяжести переложить на свои плечи.

Недалеко от аэродрома - плавучая зенитная батарея. До сих пор с благодарностью вспоминает Иван Павлович помощь её артиллеристов, удивляется их отваге.

Тактика многих немецких пилотов не отличалась новизной: они подкарауливали возвращающиеся с боевого задания наши самолёты и старались сбить их при заходе на посадку - боезапас кончился, истребитель беззащитен. Вот тут - то и приходили на помощь своим крылатым друзьям зенитчики. С завидным мастерством они отгоняли противника от наших садящихся самолётов. Не оставались в долгу и авиаторы. Немало немецких машин нашли свою могилу в море недалеко от места базирования плавучей батареи.

Командир звена Иван Белозёров и его боевые друзья часто вылетали на поиски врага, бесстрашно встречались лицом к лицу с немецкими асами, почти всегда выходя победителями из жарких воздушных боёв. Днём и ночью, при любой погоде поднимались в небо они, скромные труженники войны, мастера своего дела, изучая расположение коммуникаций, выявляя скрытые хитроумной маскировкой живую силу и технику врага. Часто сами наводили на обнаруженные цели ударные авиагруппы.

Много летал Иван Белозёров на разведку и всегда находил наиболее разумное решение при определении маршрута полёта, направления выхода на объект противника. Такая предусмотрительность помогала ему добывать ценные разведывательные сведения о противнике и избегать встречь с истребителями врага.

...Знойный Август 1941 года. Ожесточённые оборонительные бои на подступах к Одессе. И. П. Белозёров возвращался с очередного боевого задания. Ему удалось обнаружить скопление немецких войск. Об этом срочно следовало не только доложить, а указать точные подходы к цели, наиболее вероятные пункты поражения.

Над линией фронта его самолёт подвергся атаке 2-х немецких истребителей. Противник пытался расправиться с одиноким советским разведчиком. Белозёров сделал попытку оторваться от них, но это ему не удалось. Тогда он отважно вступил в неравный бой. Видя, что один из "Мессеров" заходит ему в хвост, Иван быстро изменил направление полёта своей машины и ударил по проскочившему вперёд Ме-109 из пулемётов. "Мессер" качнулся, сорвался в штопор, из которого так и не вышел. Вскоре внизу вырос столб огня и дыма... Напарник погибшего пилота не стал испытывать судьбу и поспешил выйти из боя.

И.П.Белозёров

...Летать становилось всё труднее. Сравнительно недалеко немцы установили тяжёлую артиллерию и периодически обстреливали аэродром. Особенно усердствовали они во время взлёта истребителей. А установить этот момент было не трудно. Стоило только на одном самолёте запустить двигатель, как над аэродромом поднимались огромные клубы красноватой херсонесской пыли...

Перехитрить врага помогли наземные специалисты. Они привязывали к автомашинам большие охапки веток и на предельной скорости мчались по взлётной полосе. И почти в ту же секунду начинали рваться тяжёлые снаряды. Отстреляв положенное время, немецкая батарея замолкала, а воспользовавшись этим, истребители прямо из капониров шли на взлёт, чтобы выполнить очередное боевое задание.

В воздушных боях над Севастополем в дни его обороны Иван Павлович сбил, как он шутил, пять с половиной немецких самолётов: 5 уничтожил лично и 1 - в паре со своим ведомым.

В те дни, Лейтенант И. П. Белозёров командовал разведывательным звеном. На истребителя устанавливались импровизированные самодельные фотоаппараты. Хитрый механизм соединял аппарат с кнопкой. Лётчик нажимал её, производился снимок и автоматическая перемотка плёнки. На таком самолёте, Белозёрову приходилось неоднократно летать на воздушную разведку. Такие задания поручалось самым смелым и подготовленным пилотам. Лететь приходилось вдоль линии фронта, а зениток у врага в то время хватало с избытком.

Однажды на Херсонес пришла группа крымских партизан. Они рассказали о сложной обстановке и попросили оказать помощь. Было принято решение установить с ними связь, забросить в лес опытного радиста. Но кто и на чём должен лететь в этот труднодоступный район ?   Выбор пал на троих: И. Белозёрова, Ф. Герасимова, В. Клюкова.

До мельчайших подробностей был разработан план операции, продумана каждая деталь. Лейтенант Герасимов на По-2 доставляет радиста, а Белозёров и Клюков на истребителях прикрывают его самолёт. В районе Балаклавы - плотная стена огня. Немецкие зенитки пытаются уничтожить необычную тройку, но это им не удаётся. Задание выполнено отлично !   Правда, самолёт Герасимова при посадке получил повреждение и лётчику пришлось пробираться в Севастополь партизанскими тропами. За это подвиг Ф. Герасимову было присвоено звание Героя Советского Союза, а Иван Павлович награждён орденом.

Як-9Д И.П.Белозёрова, 1944 год

Истребитель Як-9Д И. П. Белозёрова.  6-й Гвардейский ИАП, весна 1944 года.

Хорошо помнит Белозёров свой первый полёт над Севастополем в 1944 году. Дымящиеся развалины, пустые коробки взорванных домов, бухты, засорённые обломками разбитых кораблей.

- Разве можно когда - нибудь простить тех, кто разрушил тебя, Севастополь ? - подумалось ему тогда. - Разве можно отсюда выпустить безнаказанным хотя бы одного врага ?   Но ты снова поднимешься из руин, снова будешь цвести, любимый город. И верь мне, я отомщу за эти развалины.

Морской лётчик И. П. Белозёров сдержал своё слово. В те дни он летал на Як-9 с бортовым номером "26".

Когда наши войска освобождали Севастополь, звено И. П. Белозёрова получило задание сопровождать группу бомбардировщиков, действовавших в открытом море против вражеских транспортов, вывозивших из Крыма награбленное добро.

Выполняя боевое задание в районе Тамани, И. П. Белозёров заметил группу вражеских машин, летевших бомбить советские войска. Лётчики атаковали противника, вынудив его сбросить смертоносный груз в море. Но на помощь фашистам подоспели истребители. Завязался воздушный боя. Во время одной из схваток И. П. Белозёрова ранило. Но, превозмогая боль, он продолжал сражаться с врагами и вышел из боя только тогда, когда убедился, что угроза для бомбардировщиков миновала. В этом воздушном бою Иван Белозёров сбил 2 вражеские машины, а свой самолёт благополучно посадил на аэродроме.

За проявленную воинскую доблесть в боях против немецко - фашистских захватчиков 16 Мая 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Ивану Павловичу Белозёрову звание Героя Советского Союза.

...О чём - то своём бормочет неумолкающая черноморская волна, пробираясь между херсонесскими камнями. Вот она добежала до того места, где много лет назад лежал обгоревший остов немецкого торпедного катера, остановилась, словно вспоминая что - то, и не спеша покатилась назад.

И.П.Белозёров

Недалеко от камней стоит невысокий человек в форме лётчика Гражданской авиации и с "Золотой Звездой" Героя на груди. У человека молодое лицо и седые виски. Вот он улыбнулся, и озорные огоньки запрыгали в его весёлых глазах.

"Я снова у вас в гостях, мой Херсонес, мой Севастополь. Цвети и хорошей, любимый город. Расти и молодей с каждым годом. И не смотри с укором на мои седые виски, я ведь стареть тоже не собираюсь - нам с тобой ещё очень многое надо сделать !.."

Когда отгремела война, опытный морской лётчик в течение 16 лет выполнял сложную работу испытателя крылатых машин. Затем вышел в отставку, но с авиацией не порвал. Трудился диспетчером в Симферопольском аэропорту.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. П. Белозёрова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
128.12.1941 г.2  Ju-87Севастополь - ЕскиИ-16, Як-1,
Як-9, Як-3.
203.06.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )Дуванкой
311.06.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Севастополь
411.03.1943 г.2  Ме-109Южная Озерейка
510.01.1944 г.1  Ме-109м. Мама Русская

      Всего сбитых самолётов - 5 + 2;  боевых вылетов - 460.


Возврат

Н а з а д