Главная | Источники | 

HSU

Бекашонок Михаил Васильевич

М.В.Бекашенок

Михаил Бекашонок родился 5 Сентября 1915 года на станции Лелеквинская, ныне Смоленской области, в семье рабочего - железнодорожника. Окончил школу - семилетку, затем Смоленский электромеханический техникум в 1933 году. Работал на электростанции в городе Камышин Сталинградской области. В 1935 году призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1938 году. С Января 1939 году проходил службу в истребительном авиационном полку.

Боевое крещение получил в боях над Карельским перешейком во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

В Мае 1943 года Старший лейтенант М. В. Бекашонок прибыл в 27-й истребительный авиационный полк  ( с Октября 1943 года - 129-й Гвардейский ИАП ). С первых боёв показал образцы мужества и отваги. Уже летом 1943 года принял командование 3-й эскадрильей. Группы, водимые им в бой, наводили страх на противника, а лётный состав полка заслужил большое уважение у солдат и офицеров наземных частей.

Отважный лётчик - истребитель прошёл большой боевой путь, он участвовал в воздушных боях над Курской дугой, Днепром. В составе полка дошёл до Берлина. Не раз во время воздушного боя он получал по радио благодарность от наземного командования за сбитые вражеские самолёты.

Во время боёв на Курской дуге в разведывательном вылете в район города Белгорода его самолёт был повреждён зенитным снарядом, а сам лётчик тяжело ранен. Истекая кровью, действуя, в прямом смысле слова, одной левой рукой, Бекашонок сумел посадить самолёт на своем аэродроме. Доставленные сведения о противнике и фотоснимки оказались очень ценными и лётчик был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Через месяц вернулся в свой полк.

После излечения Бекашонок продолжил активно участвовать в боевых вылетах, освоил новый истребитель - американский P-39 "Аэрокобра".

Фото из газеты. Лето 1944 г.

Во время битвы за Днепр 20 Октября 1943 года шестёрка советских истребителей  ( ведущий Гвардии подполковник В. И. Бобров )  в районе Червона Каменка - Пятихатка - Попельнастое встретила 18 пикировщиков Ju-87 в сопровождении 2 Ме-109. Развернувшись, советские лётчики бросились в атаку. Пара связала боем немецких истребителей, а четвёрка, словно смерч, обрушилась на бомбардировщики. Бобров с ходу сбил ведущего, разрушив строй всей группы. В следующую минуту запылал огнём ещё один "Юнкерс". Его сбил Гвардии старший лейтенант М. В. Бекашонок. Затем упал третий фашистский самолёт. Тут же Бекашонок сбил ещё один Ju-87.

В тот же день, при повторном вылете вместе с своим ведомым он сбил ещё один вражеский бомбардировщик Ju-87.

Только за период с 14 Октября по 6 Декабря 1943 года Гвардии капитан Бекашонок совершил 25 успешных боевых вылетов и лично сбил 4 самолёта, был награждён орденом Красного Знамени.

М.В.Бекашенок

Гвардии капитан М. В. Бекашонок проявил себя не только как отличный лётчик - истребитель, но и как грамотный командир. 2 Июня 1944 года он с восьмёркой самолётов патрулировал над позициями советских войск на Ясском направлении. Вблизи линии фронта лётчики встретили 6 истребителей и 5 бомбардировщиков противника и атаковали их. В течение нескольких минут враг потерял 5 машин, и одну из них сбил командир группы. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром.

К концу войны помощник командира по воздушно - стрелковой службе 129-го Гвардейского истребительного авиационного Сандомирского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка  ( 22-я Гвардейская истребительная авиационная Кировоградская Краснознамённая орденов Ленина и Кутузова дивизия, 2-я Воздушная Армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии капитан М. В. Бекашонок совершил 170 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 18 самолётов противника лично и 4 - в группе.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 5 групповых побед. ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Гвардии капитан Бекашонок Михаил Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6556 ).

После войны продолжил службу в ВВС. С 1949 года Гвардии майор М. В. Бекашонок - в запасе. Жил в городе Витебске  ( областной центр Витебской области, Белоруссия ). Умер 17 Февраля 1964 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями. На здании Замощанской средней школы Смоленского района Смоленской области установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана М. В. Бекашонка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
114.05.1943 г.1  Ме-109СтрельниковоЯк-1, "Аэрокобра".
220.10.1943 г.1  Ме-109Пятихатка
31  Ju-87Зелёная
41  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Зелёная
528.10.1943 г.1  Ме-109зап. Кировоград
630.10.1943 г.1  Не-111Петрово
730.11.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 3 )юж. Морозовка
815.12.1943 г.1  Ме-109вост. Калиновка
912.01.1944 г.1  FW-190Безводная
1021.01.1944 г.1  FW-190юго - зап. Кировоград
1103.02.1944 г.1  Ме-109Лозоватка
1204.02.1944 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Капустино
1319.03.1944 г.2  Ju-87Рубленица
1421.03.1944 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Ямполь
1528.04.1944 г.1  Ме-109сев. - вост. Яссы
1629.04.1944 г.1  FW-190Картул - Иван
1730.05.1944 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Вултуру
1802.06.1944 г.1  FW-190Янурени
1911.08.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Шидлова
2027.08.1944 г.1  FW-190сев. - вост. Иваниска
2116.04.1945 г.1  FW-190вост. Гросс - Зархен

      Всего сбитых самолётов - 17 + 5;  боевых вылетов - 170;   воздушных боёв - 50.

*     *     *

К Л Я Т В А     В О И Н А

...Блестят, искрятся под солнечными лучами наезженные рельсы. Тихо и спокойно на линии. Поезд уже исчез за косогором. А он, русый, 9-летний парнишка, всё ещё смотрел туда, вдаль, где скрылся последний вагон. В его ушах всё ещё отдавался равномерный стук огромных железных колес, тяжёлое пыхтение паровоза, но на рельсах ничего уже не было. Только узкая, медленно тающая лента паровозного дыма висела над магистралью.

- Ну, Миша, пошли !...

Увлекшись своими мыслями, мальчик забыл, что рядом с ним стоит отец, дома их ждут к завтраку и через час нужно идти в школу.

- Папа, я вырасту, тоже машинистом буду. Буду водить поезда большие, большие, по 100 вагонов.

- Ох, и беда мне с тобой. Тоже мне - машинист ! - шутил отец.

- Почему ? - удивляется мальчик. - Я ведь буду сильный, здоровый, когда стану машинистом.

- Ладно, сынок, будешь ! - примирительно уступил отец.

И они шли домой, один - большой коренастый, другой - ещё совсем маленький семенил рядом частыми детскими шагами. Миша без умолку рассказывал отцу, как вертелись колёса паровоза, как ему улыбнулся усатый машинист и как красивы вагоны пассажирского поезда.

Быстро проходили годы. Миша рос, учился, познавал жизнь. Он уже успешно окончил фабрично - заводское училище, потом электротехникум, но всё не расставался с мыслью стать настоящим машинистом.

Но жизнь сулила Михаилу Бекашонку иную профессию, не менее интересную и почётную. В Мае 1935 года Бекашонка вызвали в военкомат.

- Нашей авиации нужны здоровые, крепкие, грамотные люди, - сказал ему военком. - Надеюсь, ты не откажешься быть лётчиком.

Лучшего Бекашонок и желать не мог. С нескрываемым радостным волнением он пошёл на комиссию. Там строго подходили к отбору будущих курсантов. Всё же Бекашонку повезло. Он услышал желанное заключение: "Годен !"

Так и стал Михаил Бекашонок, сын дорожного мастера, бывший электротехник, курсантом Качинского авиационного училища. Занятия, практические полёты легко давались Бекашонку. Он проявлял интерес ко всему, что изучалось в школе, стремился познать как можно больше, и это способствовало плодотворной учёбе.

Когда началась Отечественная война, Михаил Бекашонок, окончивший уже школу, проходил службу на Дальнем Востоке, охраняя с воздуха восточные рубежи Советской Отчизны. Хоть и ответственной была эта работа, хоть и много сил требовала она, всё же лётчик не мог не волноваться за судьбу своей Родины на западе. Лютая ненависть к немецко - фашистским захватчикам, нарушившим спокойную, мирную жизнь советских людей, звала в бой.

...Весна 1943 года. Под Белгород и Орёл немцы стянули огромное количество своей техники, живой силы, авиации. Здесь, на Курской дуге, они готовились взять реванш за волжскую крепость. Здесь же впервые встретился истребитель Михаил Бекашонок с матерыми фашистскими асами.

Пошли горячие дни. Горела и стонала земля. Небо чернело от "Юнкерсов" и "Мессершмиттов". На земле и в воздухе шли ожесточённые бои. Михаил Бекашонок ежедневно по нескольку раз с группой своих товарищей уходил то на прикрытие наших войск, то на штурмовку противника, то на разведку подходивших вражеских резервов, то на блокировку немецких аэродромов. Тяжёлые неравные воздушные бои вспыхивали у линии фронта и над объектами тыла врага. После нескольких минут ожесточённой схватки то один, то другой самолёт, вспыхнув пламенем, летел к земле, оставляя за собой полосу чёрного дыма.

На 8-м вылете на разведку Бекашонку не повезло. Зенитный снаряд разорвался в машине, осколки пересекли вену на правой руке, тяжело поранили ногу, изуродовали самолёт. Сколько надо было умения, мужества, настойчивости и силы воли, чтобы, превозмогая нечеловеческую боль, одной рукой привести самолёт на свой аэродром и благополучно совершить посадку на живот !   А Бекашонок сделал именно так. Он спас машину, сохранил свою жизнь. И за этот подвиг смелый лётчик был награждён первым орденом - Отечественной войны 2-й степени.

Прошло 1,5 месяца, пока залечивались раны. Потом он снова сел в самолёт. Снова пошёл в бой. Теперь он дрался ещё яростнее, ещё ожесточеннее, гоня врага всё дальше и дальше на запад. Быстро рос боевой счёт Михаила Бекашонка. И было так, что на Днепре за один день он вогнал в землю 2-х "Юнкерсов" и 1 "Мессер".

...Воздушные бои перенеслись к Висле. Здесь Гвардии капитан Михаил Бекашонок узнал горестную весть: немцы угнали в концентрационный лагерь его старика - отца, мать и сестру Веру - учительницу.

- Мстить и мстить фашистскому зверю ! - дал себе клятву Михаил Бекашёнок. И он её добросовестно выполнял до последнего дня войны.

...Бои шли на немецкой земле. Над полем боя появилась шестёрка советских истребителей. Возглавлял их Михаил Бекашонок.

Ведущий принял сообщение наземной радиостанции:

- В небе спокойно !   Самолётов противника не видно.

Бекашёнок поручил одной своей паре наблюдение за воздухом, а сам четвёркой испытанных в боях друзей пошёл на снижение. На земле шёл бой. Немцы, пытаясь удержаться на занятых рубежах, спешно подбрасывали к линии фронта резервы. Бекашонок и Босенко, ведущий второй пары, заметили на дороге колонну немцев, повозки.

- Штурмуем ! - передал Бекашонок.

Истребители рассредоточились, вошли в крутое пике.

...Гул моторов, сухой треск пушечных очередей. Снаряды рвутся в самой гуще вражеских солдат.

После первой атаки Гвардейцы на предельной скорости пронеслись над головами гитлеровцев, поливая их раскалённым свинцом. Всего 5 заходов произвели Гвардейцы на колонну немцев. Не один десяток гитлеровцев нашёл себе могилу здесь, на этой дороге к фронту, от сокрушительною огня советских истребителей.

Так в каждом вылете выполнял свою клятву Михаил Бекашонок. Не было немцев в воздухе - он искал их на земле и бил всей мощью своего сокрушительного огня. А огонь его - поистине сокрушителен. Около 20 фашистских самолётов уничтожил он в воздушных боях. А сколько сотен гитлеровцев нашли себе смерть на земле от атак мужественного, бесстрашного истребителя !

Отгремела военная канонада, затихли бои. Зелёной травой зарастают воронки от снарядов и бомб. Наши люди энергично взялись за восстановление своего хозяйства. И Родина славит отважных и смелых сынов и дочерей своих, отстоявших её честь и независимость. В числе их и Гвардии майор Михаил Васильевич Бекашонок. Его заслуги достойно оценила Родина. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 27 Июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

П. М. Скитов.


Возврат

Н а з а д