Главная | Источники | 

Батычко Иван Дмитриевич

И.Д.Батычко.

Иван Батычко родился в 1915 году. Летом 1939 года служил в Монголии, участвовал в боях с японцами. В составе 534-го авиаполка находился на Дальнем Востоке до конца 1942 года, когда в звании Капитана был назначен в 812-й истребительный авиационный полк и принял командование 1-й эскадрильей.

Весной 1943 года участвовал в воздушных боях на Кубани. Летая на истребителе Як-1Б, одержал ряд побед: 20 Апреля сбил пикировщик Ju-87, 29 Апреля в районе станицы Крымская уничтожил бомбардировщики Ju-88 и Ju-87. В различных источниках можно найти некоторые подробности этих побед. Так например, Е. Я. Савицкий в своей книге "Полвека с небом" пишет:

"20 Апреля группа истребителей во главе с Капитаном И. Д. Батычко перехватила на подступах к плацдарму 12 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 4 истребителей Ме-109. С первой атаки Батычко сбил ведущего группы пикировщиков. Его ведомые, Лейтенанты И. В. Фёдоров, Ф. К. Свеженцев, Е. Е. Анкудинов уничтожили ещё 2 бомбардировщика".

К. А. Вершинин в своей книге "Четвёртая воздушная" вспоминая о боях 29 Апреля 1943 года пишет следующее:

"В тот день 9 истребителей Як-1, возглавляемые Капитаном И. Д. Батычко, барражировали на высоте 2500 метров над районом станицы Крымская. С помощью наземных радиостанций лётчики обнаружили 2 группы бомбардировщиков Ju-87 по 18 самолётов в каждой. Их прикрывало 6 истребителей Ме-109.

Боевой порядок нашей девятки состоял из двух эшелонов. Вверху находилась группа прикрытия из 4 "Яков". Капитан И. Д. Батычко был во главе ударной, насчитывавшей 5 самолётов. Приняв решение атаковать, он приказал ведущему верхней четвёрки связать боем вражеских истребителей, а сам повёл подчинённых на первую группу пикировщиков. С первого захода ему удалось сбить флагмана. Строй противника сразу же нарушился. Поспешно сбрасывая бомбы на свои же войска, они начали разворачиваться на запад.

Как раз в это время к району боя подошла вторая группа вражеских бомбардировщиков. Её лётчики тоже не выдержали и пошли на разворот, освобождаясь от бомбового груза. Но им это не удалось. В итоге, 5 неприятельских самолётов Ju-87 были сбиты".

Як-1Б И.Д.Батычко

Истребитель Як-1Б из состава 812-го ИАП, на котором 8 Мая 1943 года
погиб в воздушном бою командир эскадрильи Капитан И. Д. Батычко.

7 Мая 1943 года Иван Батычко сбил свой последний самолёт. На следующий день погиб в воздушном бою над станицей Наберджаевская. На его счету числится 9 побед  ( 8 личных и 1 групповая ). В этот же день он был награждён орденом Красного Знамени.

*     *     *

Герой Советского Союза А. Т. Тищенко вспоминает о Батычко:

И.Д.Батычко.

"Батычко сравнительно недавно пришёл в эскадрилью, но уже сумел завоевать авторитет у лётчиков, техников, механиков и мотористов. Выше среднего роста, с открытым скуластым лицом, спокойным, но твёрдым голосом, он даже своим внешним видом олицетворял образец командира. Если к этому ещё прибавить его неиссякаемую жизнерадостность, заботливое отношение к людям и отличные лётные качества, то можно понять, за что мы уважали Батычко, почему стремились ему подражать.

Несмотря на то что ему было всего 25 лет, он хорошо знал жизнь. Мы охотно шли к нему со своими радостями и невзгодами и всегда получали дружеский совет или помощь".

Герой Советского Союза И. В. Фёдоров вспоминает о Батычко:

"...Комэск-1, капитан Иван Дмитриевич Батычко. Это был любимец полка, богатырь - и телом, и душой. Высокий, бравый, всегда опрятно одетый. Любил песни, особенно украинские. Запоёт, бывало, не удержишься, невольно подтянешь - так заразительно звучал его живой, свободно льющийся голос. В бою был храбр до дерзости, в него верили, безоглядно бросались в схватку с любым количеством вражеских самолётов. В период самых жестоких боёв за господство в воздухе Новороссийска Иван Батычко поднимал свою группу в воздух по 5 - 6 раз в день. За несколько дней адского напряжения лётчиками 1-й эскадрильи было уничтожено 25 фашистских самолётов.

В бою Батычко всегда видел главную цель, умел вычленить основную задачу. Характерен в этом отношении бой десятки Як-1 под его командованием, проведённый 29 Апреля 1943 года в районе станицы Крымская. В 13:15 на высоте 2500 метров Батычко заметил 2 группы бомбардировщиков Ju-87 по 18 - 20 самолётов в каждой. Они шли к переднему краю наших войск под прикрытием 6 Ме-109. Подав команду прикрывающей группе из 4-х самолётов связать боем немецкие истребители, Батычко своей шестёркой стремительно атаковал ближайшую к передовой линии группу "Юнкерсов" и с короткой дистанции первой же очередью расстрелял бомбардировщик. Остальные пришли в замешательство, начали беспорядочно сбрасывать бомбы на свои же войска.

Но паника длилась недолго. Видимо, по команде с земли "Юнкерсы" снова начали разворачиваться в сторону наших войск, образовав растянутый полукруг. Батычко понял: главное сейчас - сбить ведущего, в котором чувствовался опытный лётчик, возможно, командир группы. Ближе всего к нему оказался лейтенант Крысов. Батычко тут же дал команду, но Крысов уже и сам сообразил: развернулся в направлении ведущего Ju-87 и полоснул по нему почти в упор из всех огневых точек. "Юнкерс" упал. Остальные сбросили бомбы на свои войска и, развернувшись, быстро оставили зону боя. Вторая группа бомбардировщиков последовала их примеру.

В этом бою свой боевой счёт увеличили Батычко, Патраков, Балабанов, Крысов и Луговой. Группа Батычко получила благодарность от командира 216-й истребительной дивизии Генерала А. В. Бормана, который находился на КП вблизи линии фронта и наблюдал за боем. Пункт наведения подбадривал лётчиков: "Бейте их !   Они бросают бомбы на свои войска. Молодцы !"

За жестокой схваткой в небе наблюдали и тысячи солдат 56-й армии, которая от обороны перешла в наступление и очень нуждалась в прикрытии с воздуха. Видя, как один за другим горят и падают фашистские самолёты, наши бойцы бросали вверх пилотки, приветствуя лётчиков.

7 Мая 1943 года за проявленные мужество и храбрость Иван Дмитриевич Батычко был награждён орденом Красного Знамени. В тот же день Капитан доказал, что высокая награда вручена ему не случайно: на глазах своих лётчиков и наземных войск сбил 7-й по счёту фашистский самолёт.

Но второй вылет, совершенный в тот же день, оказался для него роковым. Взлетали вчетвером: Батычко, Луговой, Тищенко и Косов. Но при взлёте Луговой допустил ошибку и погнул винт. Группа осталась без одного лётчика. А задание надо выполнять - не оставлять же участок, выделенный им для прикрытия, на растерзание фашистским бомбардировщикам !   В 11:50 на высоте 4000 метров юго - восточнее станицы Неберджаевской старший лейтенант Тищенко, прикрывая боевых друзей, атаковал 2 Me-109 и сбил одного из них. Ещё одну пару отогнал лейтенант Косов. Но "Мессеры" настырно атаковали звено, в котором недоставало боевой единицы, и добились своего: увлекшись боем, Тищенко и Косов на какое-то время оставили командира без прикрытия... Капитан Батычко с задания не вернулся.

Из оперативной сводки 812-го ИАП за 7 Мая 1943 года видно, что комэск погиб из-за тактической неграмотности ведомых лётчиков. Кстати, тактическая неграмотность авиаторов стоила жизни не только капитану Батычко, но и многим лётчикам, сложившим свои головы в небе Кубани. Новая тактика, которая вырабатывалась в жестоких боях, давалась немалой кровью".

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. Д. Батычко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.04.1943 г.1  Ju-88юж. м. МысхакоЯк-1.
21  Ме-109Новороссийск
329.04.1943 г.1  Ju-87вост. Шибик
41  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Крымская
502.05.1943 г.1  Ju-87Шибик-2
603.05.1943 г.1  Ме-109Крымская
704.05.1943 г.1  Ме-109Неберджаевская
805.05.1943 г.1  Ju-87зап. Крымская
907.05.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская

      Всего сбитых самолётов - 8 + 1.


Возврат

Н а з а д