Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Башкиров Виктор Андреевич


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Башкиров Виктор Андреевич

Родился 27 ноября 1920 года в посёлке Оргтруд, ныне посёлок Камешковского района Владимирской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал токарем на Владимирском заводе "Автоприбор". С 1938 года учился на рабфаке и в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В мае 1941 года окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. По август 1942 года младший лейтенант В. А. Башкиров служил в 122-м ИАП, летая на МиГ-3 и Як-1. С марта 1943 года по май 1945 года - в составе 519-го ИАП, где летал на Як-7 и Як-9. Воевал на Западном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах.

К декабрю 1943 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 519-го истребительного авиационного полка  ( 283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Белорусский фронт )  капитан В. А. Башкиров совершил 233 боевых вылета, провёл 31 воздушный бой, в которых уничтожил 14 самолётов противника.

4 февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 281 успешный боевой вылет, участвуя в 35 воздушных боях, довёл счёт своих побед до 19.

После войны продолжил службу в ВВС. С 1960 года полковник В. А. Башкиров - в запасе. Жил в Чернигове. Являясь заместителем председателя Черниговского областного комитета ДОСААФ, вёл большую общественную работу по воспитанию молодёжи на боевых традициях героев Великой Отечественной войны. Умер 27 июля 1991 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Свою боевую деятельность младший лейтенант В. А. Башкиров начал осенью 1941 года в составе 122-го истребительного авиационного полка.

В мае - июне 1942 года на Западном фронте установилась оперативная пауза. Советские войска готовились к наступлению, противник усиливал свою оборону. Войска противника в полосе Западного фронта поддерживались крупной авиационной группировкой. Отборные эскадры 2-го Воздушного флота, потерпевшие поражение в битве под Москвой, в срочном порядке были пополнены самолётами и лётчиками. Активность вражеской авиации повысилась. Она пыталась вести разведку, наносить бомбовые удары по коммуникациям, аэродромам, районам сосредоточения войск, препятствовать боевым действиям нашей авиации.

В этот период в задачи, поставленные командующим 1-й Воздушной армией перед 201-й истребительной авиационной дивизией, входило; совместно с другими авиационными соединениями армии вести активную борьбу за господство в воздухе, прикрывать боевые порядки частей 20-й армии, вести воздушную разведку. Одновременно частью сил прикрывать группу войск генерала П. А. Белова, которая совершала рейд по тылам врага. Кроме этого ежедневно выделять 10 экипажей, которые находились в распоряжении командарма в двухминутной готовности.

Авиационные части соединения вели боевые действия, базируясь в основном на полевых аэродромах. Штаб дивизии размещался в населённом пункте Новинки  ( 12 км севернее Можайска ).

В этот период истребительные полки 201-й авиационной дивизии произвели 1018 самолёто - вылетов. В 29 схватках с противником было уничтожено 42 вражеских самолёта. В ходе непрерывных воздушных боёв лётчики дивизии продолжали совершенствовать боевое мастерство. Они проявляли инициативу и решительность в атаках, мужественно и умело действовали против численно превосходящего врага. Примеров героизма и мастерства, показанных лётчиками дивизии, не счесть. Они проявляли ни с чем не сравнимую стойкость в бою с превосходящими силами противника, действовали смело и тактически грамотно.

Истребитель МиГ-3.

Так 22 августа, прикрывая наземные войска в районе Ржева, четвёрка МиГ-3, ведомая старшим лейтенантом В. М. Винокуровым, смело атаковала 2 девятки Ju-88 под прикрытием 10 Ме-109. Вражеские истребители пытались отбить удар наших лётчиков, однако Винокуров с товарищами успел завершить атаку, и 2 "Юнкерса", объятых пламенем, упали на землю. Остальные, сбросив бомбы на свои войска, легли на обратный курс. Немецкие бомбардировщики при срыве их бомбометания всегда освобождались от опасного груза, чтобы не взорваться на нём. Тем временем, заняв выгодную позицию, старший лейтенант В. М. Винокуров и лейтенант В. А. Башкиров атаковали первую пару "Мессеров" и сбили её. После этих потерь действия вражеских лётчиков стали нерешительными, и они вышли из боя. Наши лётчики, добившись 4-х побед без собственных потерь, благополучно вернулись на аэродром. В этом бою особенно отличился лейтенант В. А. Башкиров, сбивший 2 самолёта и повредивший третий.

Особенно Виктор Башкиров отличился в боях на Курско - Орловской дуге летом 1943 года.

Ещё в мае, накануне решающего сражения, противник организовал ряд массированных налётов на Курск. Первый налёт немецкая авиация произвела ранним утром 22 мая эшелонами в составе 110 бомбардировщиков типа Ju-87, Ju-88, Hе-111 и Ме-110 под прикрытием 60 - 70 истребителей FW-190 и Ме-109. Две группы первого эшелона из 68 бомбардировщиков под прикрытием 60 истребителей достигли железнодорожного узла и бомбардировали его, в основном с пикирования, с высоты 4000 метров.

Наши истребители, поздно оповещённые о налёте, встретили первые группы самолётов противника лишь в районе цели, где "Мессеры" и "Фокке - Вульфы" создали плотную завесу вокруг бомбардировщиков. Наши лётчики преследовали их при возвращении от цели и вели с ними воздушный бой. Последующим группам бомбардировщиков противника наши истребители оказали сильное противодействие, в результате чего немецкие лётчики большинство бомб сбросили бесприцельно - в поле и на окраине города. Последняя группа третьего эшелона нашими истребителями к Курску допущена не была.

В.А.Башкиров у своего 'МиГа'

Во время этого налёта было сбито 76 самолётов противника, из них 38 - истребителями 16-й Воздушной армии, 30 - истребителями ПВО, 8 - зенитной артиллерией. Работа железнодорожного узла Курск была нарушена на 10 - 12 часов. Вот некоторые примеры действий истребителей армии, поднятых на отражение первого налёта вражеской авиации.

В 5 часов 5 минут с аэродрома Будановка  ( 283-й ИАД )  был замечен подход большой группы немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. "По - зрячему" с аэродромов Будановка, Щигры южные и Курск западный взлетели 10 дежурных Як-1. Набрав высоту, они восьмёркой атаковали бомбардировщики противника, в то время как пара "Яков" связала боем его истребителей. Атака наших лётчиков расстроила боевой порядок бомбардировщиков. Воспользовавшись этим, младшие лейтенанты В. Ф. Виноградов, Б. А. Баранов и В. П. Вусиков сбили 3 бомбардировщика Ju-87, а Н. В. Иванов - FW-190. Бой велся преимущественно парами на высотах от 3000 до 600 метров.

В это же время с аэродрома Щигры южные взлетела дежурная эскадрилья в составе 7 Як-7 из 519-го ИАП  ( 283-я ИАД )  под командованием старшего лейтенанта В. А. Башкирова. В районе Курска наши истребители встретили группу Ju-87 под прикрытием Ме-109. Три пары "Яков" атаковали бомбардировщики противника и, тесно взаимодействуя между собой, нарушили их боевой порядок, сбили 6 "Юнкерсов".

Старший лейтенант В. А. Башкиров набрал высоту, чтобы связать боем истребителей противника, и одновременно управлял группой по радио. Вскоре он заметил одного "Мессера", который заходил в атаку на пару "Яков". Башкиров поспешил товарищам на выручку и с первой атаки сбил немецкий истребитель...

Особо примечательным и поучительным был воздушный бой, проведённый старшим лейтенантом В. А. Башкировым 3 ноября 1943 года, когда он, перегоняя самолёт Як-7 на другой аэродром и имея в отсеке фюзеляжа за бронеспинкой механика самолёта, встретил Ju-88. Очевидно, это был разведчик. Башкиров решил атаковать противника и вступил с ним в бой. Противник пытался уйти со снижением, но его настиг советский истребитель. На высоте 100 метров "Юнкерс" загорелся и затем врезался в землю.

При выходе из атаки на Башкирова внезапно обрушились 2 пары FW-190. Один из них оказался несколько ниже, и наш лётчик успел поймать его в прицел. Ещё один миг - и "Фокке - Вульф", оставляя после себя шлейф дыма, пошёл к земле. Тем временем в атаку перешла вторая пара истребителей противника. Советскому лётчику было трудно на перегруженной машине вести неравный бой с вражескими пилотами. Однако высокое мастерство, отвага и дерзость помогли ему выйти из сложного положения. Башкиров погасил скорость и дал возможность атакующему истребителю проскочить вперед, а затем открыл огонь из пушки. Вражеский самолёт загорелся. Чтобы сбить пламя с машины, немец резко развернулся и неожиданно столкнулся со своим напарником. Оба самолёта от удара рассыпались в воздухе. Так закончился поединок Виктора Башкирова, в ходе которого противник лишился 4 самолётов.

К декабрю 1943 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 519-го истребительного авиаполка капитан В. А. Башкиров совершил 233 боевых вылета, провёл 31 воздушный бой, в которых уничтожил 14 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3233 ).

16 апреля 1945 года, с началом наступления советских войск, успешно развернул боевую деятельность 13-й истребительный авиационный корпус, возглавляемый генералом Б. А. Сидневым. Лётчики корпуса за день провели 48 воздушных боёв и уничтожили 62 вражеских самолётa. Только истребители 283-й авиационной дивизии одержали 42 победы.

В.А.Башкиров

В этих боях 3 немецких самолёта сбил Герой Советского Союза капитан Н. А. Найденов, по 2 самолёта - майор Чаплинский, старшие лейтенанты В. М. Оганесов и И. Д. Ткаченко, лейтенант В. Е. Третьяков и младший лейтенант Г. А. Чирков. По одному самолёту противника уничтожили командир 347-го ИАП подполковник П. Б. Данкевич, Герой Советского Союза майор В. А. Башкиров, майоры А. А. Ефремов и В. И. Шуин, капитан В. Н. Коршунов и многие другие наши лётчики...

К концу войны отважный лётчик произвёл 281 успешный боевой вылет, участвуя в 35 воздушных боях, довёл счёт своих побед до 19.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 2 групповые победы лётчика. ]

После окончания войны Виктор Андреевич продолжил службу в ВВС. С 1960 года полковник В. А. Башкиров - в запасе. Жил в Чернигове, почётный гражданин города. Являясь заместителем председателя Черниговского областного комитета ДОСААФ, вёл большую общественную работу по воспитанию молодёжи на боевых традициях героев Великой Отечественной войны. Скончался 27 июля 1991 года, похоронен на Яцевском кладбище. В Чернигове, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска. В музее средней школы № 47 города Владимир  ( микрорайон Оргтруд, улица Молодёжная, дом 10 ), в которой когда-то учился В. А. Башкиров, представлены подлинные фотографии Виктора Андреевича и членов его семьи, хранятся письма, которые он писал учащимся школы.

*     *     *

Список всех известных побед майора В. А. Башкирова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.08.1942 г.1  Ме-109Погорелое ГородищеМиГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9.

212.08.1942 г.1  Ме-109юго - вост. Муравьёво
31  Ме-109Афанаеьево
417.05.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )Гнилуша - Дубовик
522.05.1943 г.1  Ме-109Винокурня
607.07.1943 г.1  FW-190Александровка
708.07.1943 г.1  FW-190Самодуровка
811.07.1943 г.1  FW-190Подсоборовка
905.08.1943 г.1  FW-190Рубчее
1022.09.1943 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Кушкин
1103.11.1943 г.3  FW-190  ( 2 самолёта столкнулись )зап. Прокисель
121  Ju-88юго - зап. Холмечь
1304.07.1944 г.1  FW-190сев. - воcт. Ганцевичи
1416.04.1945 г.1  FW-190юго - заg. Гельсдорф

      Всего сбитых самолётов - 14 + 2;  боевых вылетов - 260;   воздушных боёв - 32.

         © fightersky.ru